Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 10:18
Мы будем путешествовать!

Фридрихсхафен, Райхенау + 5 городов — Германия, Брегенц — Австрия Сентябрь 2020

Если рассказы про эльзасские «жемчужинки» Винной дороги я назвала «Ожерельем», то города вокруг Боденского озера можно назвать «Кольцом». Озеро, правда, не круглое, но города, действительно, замкнуты кольцом! И самый крупный камень в этом кольце — город Констанц, названный так в честь императора Констанция Хлора.

В Констанце я бываю частенько, 2–3 раза в месяц. Не думала, что и о нем напишу, но, что-то, пандемия не заканчиваются, границы не открываются, вот и одно из удовольствий — «сидение» за компом — получило кучу дополнительного времени. Вот и прогуляемся по большой редкости для Германии — аутентичному средневековому городу Констанцу, ведь благодаря близости к Швейцарии, он избежал бомбардировок ВМВ.

Говоря про близость к Швейцарии, я немного ошибаюсь — он не просто близок, это один город, разделенный на две части: немецкий Констанц и швейцарский Кройцлинген. Граница проходит прямо по жилому кварталу, и жители говорят, что они ложатся спать «ногами в Германии, головой в Швейцарии». Швейцарская сторона этим делом активно пользуется, переходят в Германию, закупают дешевые продукты, одежду и обувь, прямо в городе, на вокзале, оформляют такс- фри (возврат ндс) и идут домой. Поэтому, все главные улицы Старого Города — сплошные торговые точки.

Город сформировался на месте древнеримских укреплений, захваченных в 3 веке алеманнами, которые в 6 веке основали здесь епископство. Констанц быстро превратился в важнейший центр по производству и торговле льняным полотном. Благодаря своему расположению на месте пересечения важнейших торговых путей, в 15 веке Констанц становится местом проведения Констанцского Вселенского Собора. Это стало важнейшим городским событием — количество жителей за четыре года — с 1414 по 1418 годы — увеличилось в 10 раз, до 70000!

Цель Собора была наиважнейшая — не дать окончательно расколоться церкви, которая разваливалась «на глазах». Во время Собора, в Констанце произошли наиважнейшие события, чуть дальше я расскажу о них. Собственно, в Констанце произошло множество событий, очень важных для истории Германии, о них тоже ниже речь пойдет.

После того, как епископ перенес епархию в Меерсбург, а позже торговые пути переместились в Северо — Западную Европу, используя морские пути, Констанц до 19 века переживал упадок, Спасло ситуацию открытие порта в 1824 году, и железнодорожного вокзала в 1963, затем, в 20 веке — аэропорта, и, наконец, в 1966 году — Университета, главного работодателя города. Университет небольшой, чуть более 10 тысяч студентов, и не самый престижный — слишком молод на фоне пятисотлетних немецких универов, но он очень активно развивается.

Дом Ланценхоф, названный в честь семьи Ланц фон Либенфельс, 17 век. В 1686 - 1698 годах и в 1713 - 1715 годах здесь размещался филиал Фрайбургского Университета. Сегодня - судебная палата.

Главная «достопримечательность» города, безусловно, Боденское озеро. Названо оно в честь вождя кельтских племен Бодмана. Если бы у озера был выход к океану, оно, безусловно, было бы морем. Впрочем, его частенько называют Южно-Немецким морем, или Швабским морем. Озеро глубокое, его максимальная глубина — 250 метров. Правда, в среднем — около 100 метров, но тоже неплохо. Перепад уровня воды между летом и зимой — около 2 метров. По сути, это озеро (до 80%) — разлившийся Рейн, он в озеро впадает, и из него вытекает.

Есть даже красивая легенда об образование Боденского озера: «Молодой, могучий Рейн, не смог с ходу преодолеть горный хребет, разлился Боденским озером, отдохнул, и обрушился в долину водопадом». Имеется в виду шедевр природы — Рейнский водопад. Отзыв о водопаде здесь

На озере можно наблюдать уникальное явление: изгиб земной коры. От Констанца до Брегенца по воде около 50 км, но перепад высот такой, что увидеть австрийского соседа невозможно даже в ясную погоду!

Изредка, в особо холодные зимы, Бодензее замерзает. Это происходит редко, мне за 13 лет такого не удалось увидеть ни разу. А вот шторм однажды наблюдала, высота волн достигала одного метра, а максимально зафиксировано было 1,5 метра! Очень прилично для озера.

Рыбы в озере видимо — невидимо. В одной из прибрежных деревень все улицы названы в честь какой-нибудь озерной рыбы, и использованы все буквы немецкого алфавита!

Прибрежная полоса поделена между тремя странами: 178 км принадлежит Германии, 28 км — Австрии и 72 км — Швейцарии, так что, объехав озеро, можно побывать в трех странах подряд, а если еще заехать на остров цветов Майнау, то можно сказать, что еще и в Швецию заскочили (он принадлежит Бернадотам, членам шведской королевской семьи, чей отец (наполовину русский) когда-то отказался от трона ради женитьбы на любимой женщине, что не помешало ему прожить с ней 40 лет, родить 4 детей, а потом успешно развестись и жениться на своей секретарше на 37 лет моложе и еще пятерыми детьми обзавестись).

Все об озере и его обитателях, а также о флоре и фауне Рейна и Северного Моря, в который он впадает, можно узнать в аквариуме, расположенном на набережной. Отзыв об Аквариуме здесь

Интересно, что озеро принадлежит трем странам, а флотов — четыре. Бавария у нас сепаратисты, не захотели с Баденом иметь ничего общего, поэтому, они ходят под своими флагами. И, как бы ни смешно было «флот» применительно к озеру, но если все корабли и паромы возьмут на борт пассажиров, то одновременно окажутся на борту 28 тысяч человек!

Здесь же, в порту 19 века, стоит мостик, на котором отметка уровня воды (в среднем, около 4 метров). На постаменте возвышается главное украшение набережной, Красавица — Империя! Это творение бодманского скульптора Петера Ленка, символизирует власть жриц любви над миром — в одной руке она держит обнаженную карикатурную скульптурку Папы Римского, во второй — императора Зигмунда. Великолепно сложенная красотка вращается вокруг своей оси, демонстрируя себя многочисленным туристам.

Когда в 90-х годах, Петер Ленк установил свою 9-метровую 18-тонную Империю, то католическая церковь гневно выразила протест, но, из песни слово не вычеркнуть, а это вполне реальный исторический персонаж. На Вселенский Собор прибыли священники со всей Европы, и, со всей же Европы, подтянулись те, кто их обслуживал — женщины «С низкой социальной ответственностью». В клиентах у этой красавицы был только «высший генералитет» — от епископа и выше. Она была богатая женщина, но ключевое слово здесь: «женщина». Она влюбилась в молодого бедного рыцаря и стала ему верной женой. У Оноре де Бальзака есть новелла о ней, так и называется — «Красавица Империя». Ну где еще можно увидеть памятник женщине легкого поведения?

А рядом — еще один интересный памятник — в виде Икара, стремящегося к солнцу, изображен знаменитый уроженец Констанца, изобретатель дирижаблей, граф Цеппелин. Если вы отдыхаете на Бодензее в ясный день, то вы непременно сможете полюбоваться его творением — сегодня дирижабли перевозят туристов и рекламу. Эта сигара рекламирует «Европа — парк».

Сделав буквально сотню шагов от порта в сторону Старого Города, мы видим историческое здание, в котором проходили важнейшие события 15 века. Во время Вселенского Собора, здесь, в Констанце, поочередно отвергли трех пап, выбранных в Риме, Пизе и Авиньоне, и в ноябре 1417 года, в этом Торговом доме — Конзиле — конклав кардиналов (53 человека) за три дня, выбрал нового Папу — итальянский кардинал Оттоне Коллоне стал Папой Мартином Пятым. Из трубы (справа) пошел белый дым, извещавший, что Папа выбран. И это было единственный раз на немецкой земле.

В Старый Город от порта ведет подземный переход, где всегда туристов радуют музыканты. И первый дом, мимо которого невозможно пройти — бывший трактир «У красной корзины». На последнем этаже видна корона — это память о посещавшем трактир Наполеоне Третьем (он рос неподалеку). Здесь и сейчас отличный ресторанчик.

Следующий дом, заслуживающий внимания — бывший трактир «У золотого орла». Орлов на эркере два: золотой Наполеоновский и, ниже, Гогенцоллерновский. А еще ниже табличка, извещающая, что именно в этом отеле дважды останавливался вездесущий Гете (ну нет у нас ни одного города, где бы не было дома Гете, любил он путешествовать).

В конце улицы фонтан, привлекающий внимание всех туристов — Имперский фонтан. Когда-то, на этом месте был памятник Императору Сигизмунду (которого Империя на руке держит), но в ПМВ почти все памятники Германии были переплавлены на снаряды. Восстановили его совсем по-другому — очень юмористично. Кого здесь только нет: три императора, пронзенных рыбой, жар — птица с тремя головами — три отвергнутых папы, Империя, лошадь Фридриха Барбароссы с 8 ногами, озерные зайчики и рыбки, и свиток, на котором выбит договор о мире, подписанный Фридрихом Барбароссой с Ломбардийской Лигой именно в Констанце. Каждый турист считает своим долгом сесть на лошадь и держась за уши, загадать желание.

Повернув налево, мы видим дом «У волка», в стиле барокко. Хозяин дома, который оплатил эдакую красоту, получил освобождение от налогов на целых два года, за «приманивание» туристов крестьян из соседних деревень — поглазеть приезжали. А приехав, остановятся в трактире, оплатят сено для лошади, себе еду и выпивку, купят магнитик на холодильник, а все, кому они заплатили, оплатят налоги, и денежки в город прибудут. Вот хозяин и сэкономит на налоге. Неплохой закон.

Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории

Чуть дальше, с левой стороны, стоит нашего внимания церковь Святой Троицы 1300 года. Построена она была в качестве монастырской для монахов — августинцев, чей монастырь располагался неподалеку. Зайдя внутрь, вы непременно удивитесь несоответствию скромной наружности и богатству внутреннего мира убранства. В 16 веке, в результате Реформации, почти все фрески, витражи и скульптуры были уничтожены, ведь один из постулатов реформаторов — вторая заповедь: «не сотвори себе кумира». Сохранилось несколько фресок времен Вселенского Собора. А в 18 веке, после Контрреформации, стало понятно, что для католиков все слишком скромно, и зал украсили лепниной в стиле барокко, и из швейцарского кантона Цуг привезли красивые алтари.

А за церковью, ничем не примечательный отель. во дворе которого — Синагога, о чем сообщает Семисвечник на крыше отельной пристройки. И рядом, памятная стелла, с фамилиями всех погибших в Холокосте евреев Констанца.

А мы продолжаем прогулку и выходим на площадь Блетцеплатц, в центре которой установлен Карнавальный фонтан, с главными героями Карнавала — Блетцебюбе. Февральский карнавал, это, по сути, русская Масленница.

Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории

Вот здесь я описывала, как он проходит и показала фото с роскошными карнавальными костюмами

А здесь отзыв об отличном музее карнавальных костюмов.

Следующее, что мы увидим — одно из самых интересных мест Констанца — комплекс Ратуши. Это несколько домов, соединенных переходами и дворами, построенных в несколько этапов. В начале 16 века появилось первое здание с колоннами, для гильдий торговцев солью, полотном и ткачей. В 1592 году городской совет выкупает дом и пристраивает новое здание во Флорентийском стиле эпохи Возрождения с богато расписанными градостроителем Александром Гульдинаффом фасадами. Именно с этого момента и до настоящего времени, это Ратуша, архив и Загс.

В 1864 году Фердинанд Вагнер расписывает фресками фасад, а в 1898 году Карл Хаберлин расписывает вестибюль. Все сюжеты — из богатой истории города.

Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории

Во дворах ратуши расставлены скульптуры — подарки.

Собачка, сидящая у входа — подарок города — побратима, Фонтенбло, точнее, подарок его мэра, месье Фредерика Валлету. Это точная копия тех собачек, которые сидят в парке Фонтенбло, вокруг фонтана Дианы. И, конечно, как только собачка появилась, народ тут же себе придумал, что это место исполнения желаний и активно трет ей нос.

В следующем дворе мэрии — Пасхальное яйцо в стиле наивного искусства — тоже подарок, как символ «Любви, дружбы и радости Пасхи», от хорватской Копривницы. Создали его специально для города Констанца.

Памятная доска — борцам с нацизмом.

Мы выходим на Обермаркт, площадь, где когда-то проходили казни. Главный дом площади — «У Высокой гавани», 1420 года, с потрясающими фресками, повествующими о событиях из истории Констанца. Одно их важнейших событий, происходивших здесь — передача королем Зигмундом бурграфу Нюрнбергскому Бранденбургского Надела. Это из истории Штауфенов — Гогенштауфенов — Гогенцоллернов.

Второй дом на этой площади, отель «Барбаросса», не менее важен, именно перед ним император Фридрих Барбаросса в 1183 году заключил мир с Ломбардийской Лигой.

Практически на этой же площади расположен «Мальхаус» — старейшая немецкая действующая аптека. Первое упоминание о доме относится к 1293 году, под названием «Гемальхаус» — «Дом на месте казни», а в 14 веке здание объединили с соседним «Фишгратом» и открыли аптеку. Видимо, оказывали помощь тем наблюдателям за казнями, кому плохо становилось.

Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории

А этот, повстречавшийся нам персонаж, ученик, в будущем — мастер. В подобной одежде, с заветной тетрадкой, в которой зафиксированы все их работы, молодые люди бродят по городам и весям, не приближаясь к дому, живя за счет того, что заработали. И, через определенное время, специалисты проверят их умения и их тетрадку, и молодые люди получат диплом и степень «мастера». Области деятельности могут быть различными.

Идя по центральной улице, продвигаясь к воротам, мы выходим к дому 15 века, в котором расположился музей Яна Гуса. Ректор пражского университета, реформатор, которого пригласили в Констанц на Собор, в попытке договориться. Император Зигмунд обещал ему непрекосновенность. Но, будучи хозяином своего слова — как дал, так и назад взял, обманул, и вместо охранной грамоты, выдал просто подорожную. Гуса схватили, заточили в темницу (дойдем до нее позже) и сожгли.

В этом доме жил еще один реформатор из Чехии — Иероним Пражский. Он приехал в Констанц поддержать Яна Гуса, но после сожжения учителя и сподвижника, в 1415 году, сбежал из города. Год Иерониму удалось прятаться, но в 1416 году он был пойман, его вернули в Констанц и тоже сожгли.

Дом У Дельфина, здесь жил Иероним Пражский, друг и соратник Яна Гуса.

Вывески — это не единственный декор. Маскароны, лепнина над входом, различные декоративные элементы — ничем не хуже.

Самые популярные магазины города — обувные, я называю Констанц «Городом сороконожек», надо же пол Швейцарии обуть! Но взгляд привлекают многочисленные магазины музыкальных инструментов, их очень много — немцы — музыкальная нация.

Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории

В конце улицы сохранились резные ворота 14 века Шнетцентор, это часть крепостной стены. Ворота — настоящее произведение искусства, состоящее из нескольких частей.

Мы вышли из ворот и пошли по аллее, некогда находившейся за городской стеной. Там тоже много интересного, а кое-что даже лучше видно, чем из самого города. Напимер, отель «Граф Цеппелин» с фресками.

Напротив отеля «Цеппелин» — бывший францисканский монастырь. Именно с его балкона (на торце) Фридрих Хекер 12 апреля 1848 года, после ряда Буржуазных революций, провозгласил создание Первой Немецкой Республики.

Если перейти через дорогу, то вы окажетесь перед Евангелической церковью Лютеранской общины на площади Лютерплатц.

На площади перед церковью стоит камень, к которому поклонники Яна Гуса до сих пор возлагают цветы и ставят свечи. Именно здесь, 6 июля 1415 года, реформатор был сожжен.

Далее, несколько административных зданий 19 века, все-таки, Констанц — это не только Средневековье.

Городская адвакатура.

И вот, один из самых популярных и современных фонтанов — фонтан Петера Ленка (автора той самой «Империи», с которой мы начинали) «Рулевой». Установлен он был 30 лет назад, и напоминает Триумфальные Арки. Ленк, аллегорически и очень провокативно высмеивающий человеческие пороки, использующий в своих скульптурных группах обнаженных знаменитостей, утверждает, что такое творчество возможно только в Германии. Не знаю, но карикатура на Шредера и Меркель такова, что стесняюсь выставлять — интернетовская цензура может и не пропустить — забанят еще!

И, прямо напротив, на все это безобразие взирает Иисус.

Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории

Не спрашивайте, о чем думал современный скульптор, создавая эти пальцы. Но функциональная нагрузка у них есть: они закрывают проезд в арку.

Еще один Собор у нас по пути — позднеготический собор Святого Штефана. Он был построен в 15 веке, на романском фундаменте.

Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории

К этому моменту у нас не на шутку разыгрался аппетит, мы остановились в первом попавшемся ресторанчике, оказавшимся историческим. Отзыв о ресторанчике здесь

Редкий случай для Германии — памятник политику. Карл Штоер — бургомистр. Но, он был очень веселым человеком, юмористом, с редким для Германии тонким чувством юмора: местный Зощенко. Это не только памятник, это питьевой фонтанчик.

Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории

Почти дойдя до финальной точки нашей прогулки, до Собора, по левой стороне мы видим дом Вессенбергхаус, 1617 года. Именно тогда несколько небольших домов объединились под одну крышу. Главный Викарий и епископальный управляющий местной церкви, барон фон Вессемберг, владевший этим домом в начале 19 века, завещал дом городу. На первом этаже размещены винный магазин и галерея со сменными выставками, иногда — шедевров 16 — 20 веков. На втором этаже — городская библиотека, а в розовой пристройке — Творческое объединение молодых художников. Здесь можно увидеть следы римского города. А растяжка перед домом (такие висят по всему городу) напоминает, что у вируса нет каникул.

И, наконец, главный Собор города Констанца, Собор Девы Марии. Шпиль собора высотой 76 метров хорошо виден почти из любой точки Старого города. С южной стороны Собора, возвышается колонна Святой Марии, чуть глубже — скульптурная группа «Святое семейство». На этом месте уже в 8 веке стояла раннехристианская церковь, перестроенная позже, в 11 веке, в Собор. Но, во времена Реформации, войска Ульриха Цвингли, цюрихского реформатора, монаха — воина, именно здесь положенного в сан священника, основательно разрушили собор, в отместку за сожжение Яна Гуса и Иеронима Пражского. Собор отстроили вновь, и получилось смешение стилей: романские элементы перемежаются с готическими, неоготикой и барокко.

Советую войти внутрь, через двери с восхитительной деревянной резьбой. Описывать все, что внутри, не буду — тут нужен отдельный отзыв, слишком много интересных элементов, но укажу два своих любимых объекта: перспективная решетка и потрясающая скульптура Девы Марии — настоящая красавица, похожая на обычную молодую маму, с земным ребенком.

Перед входом в Собор — интересный фонтан — бассейн. Особенную радость он приносит в жаркие дни.

Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории

А с северной стороны мы видим стеклянную пирамиду, уходящую вниз, под землю. Через нее можно посмотреть на раскопки римского города. Дело в том, в этих краях очень глубокие слои залегания, и что бы открыть слои римских времен, необходимо куда-то деть все Средневековье. А куда? Вот так, вглубь и копают.

На восточной стороне площади Собора, притулилась бывшая иезуитская церковь, начала 17 века, а рядом — Иезуитская семинария. Сегодня в ней расположилось бюро по трудоустройству.

Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории

Уже в первые годы 17 века иезуиты ставили рождественские спектакли, на их сцене и образовался самый старый театр Германии с постоянной труппой — с 1607 года. Здание, примыккающее к театру — Госпитальные винные погреба.

Что еще восторгает — всевозможные ворота, арки и двери. Любоваться ими можно по всему городу.

Во многих местах города Констанца можно увидеть подобные эркеры: эти альковы — молитвенные комнаты. Над молитвенными местами нельзя было строить жилые помещения, вот их и выносили вперед. А налоги с этих комнат платились по площади, которую отбрасывала тень на общественную дорогу.

Двигаясь в обратную сторону, к озеру, перейдя через железнодорожные пути, мы попадаем на остров, отделенный от города каналом. На острове в13-18 веках стоял Доминиканский монастырь, в котором во времена Собора проходили слушания и совещания. Затем в здании располагалась текстильная фабрика, а сегодня — гостиница. Самая дорогая комната отеля — бывшая камера Яна Гуса. Вот что движет людьми, которые хотят ночевать в комнате, где перед смертью страдал человек?

И, если вы еще не устали, перейдите канал и дойдите до моста, под которым Рейн вытекает из Боденского озера. перед въездом на мост стоит могучая башня «У РЕйнских ворот», 1400 года, именно с нее охранялся старый деревянный мост, от которого сохранилась скульптура покровителя всех мостов — Непомука. Если пройти дальше, вдоль реки, то можно увидеть скульптуры 19 века — двух епископов и герцогов Церингена и Баденского.

Возвращаясь к парковке, для тех, кто любит и умеет фотографировать, советую прокатиться на колесе обозрения, виды с него — очень достойные!

Для уставших после трех часов гуляния поставили вот такие веселенькие скамеечки, правда, не очень эргономичные.

Скамейки и колесо — не единственное, что можно увидеть из современных инсталляций. Фонтан — воронка — тоже не средневековый.

И, прогулявшись по городу, вы должны непременно посетить Остров цветов Майнау (потом скажите, что съездили в Швецию). Отзыв об острове здесь

Итак, в маленьком Констанце поизошло куча исторических событий: Вселенкий Собор, выбор Папы, сожжение Яна Гуса и Иеронима Пражского, подписание мира Фридриха Барбароссы с Ломбардийской Лигой, передача прав на Бранденбургский надел, объявление о создании Первой Германской Республики, рождение изобретателя дирижабля графа Цеппелина. Вы согласны, что немало?

Спасибо за внимание.

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы
  81. День прихода настоящей весны!

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия