Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 11:36
Мы будем путешествовать!

В самое сердце Шварцвальда!

Waldkirch, Wolfach, Gutach im Breisgau, Gutach + 6 городов — Германия Декабрь 2018

Не знаю, подходит ли эта пословица к ситуации, но, по-моему, подходит. «Сапожник без сапог». О чем только я не писала отзывы — от Аргентины до Грузии, через Африку и Сингапур, и кто только не писал про Шварцвальд, заехав сюда буквально на один день! А я здесь живу, по несколько раз в неделю вожу туристов по Шварцвальду, а написать не удосуживалась.

Не буду о городах, о каждом из них стоит написать отдельно. Хочу рассказать об обычном однодневном туре, совершенной нами (мной и мужем) за один выходной день, еще не будучи гидом, буквально через пару месяцев после переезда в Германию.

Мы поселились в пригороде Фрайбурга, неофициальной столицы Шварцвальда, и, как-то в воскресенье, отправились изучать окрестности.

Начали с одного из самых туристических мест Шварцвальда — озера Титизее. Интересное название, особенно для русскоязычного уха. Римский полководец Тинтин, пройдя по этим местам и увидя это прекрасное озеро, решил, не мудрствуя лукаво, назвать его в честь себя, любимого — Тинтинзее («Зее» — это «озеро»). Ну, а куда потерялись буквы «н» — история умалчивает.

В самое сердце Шварцвальда!

Озеро образовалось примерно 14 тысяч лет назад, в результате последнего схода ледника с горы Фельдберг — высочайшей точки Шварцвальда. Его глубина достигает 40 метров, и обойти это озерцо (5 км) можно за час. Выяснилось, что обходить по периметру не имело смысла — красивая дорога только до середины, потом она продолжается вдоль трассы. Но, первая часть восхитительна — вдоль озера, по тропинке между сосен.

Само озеро (750 метров на 1800 метров) чистейшее, каких только рыб в нем не водится! И угри, и карпы, и щуки (причем, огромные!), судаки, лини, и, конечно, главная шварцвальдская рыба — форель. Ее подают во всех окрестных ресторанах. Вода, конечно, пресная, причем, интересный факт — в озеро впадает речка Земпах, проходит через него, и, не меняя русла, вытекает из озера под названием Гутах. Вот интересно, почему реки в озеро ВПАДАЮТ, но из озера ВЫТЕКАЕТ? Особенности русского языка.

Спортивные аттракции на Титизее круглогодичные — летом: плавание, катамараны, гребля, зимой: коньки, санки и лыжи.

В самое сердце Шварцвальда!

Озеро замерзает почти ежегодно, но бывают теплые зимы, и я помню два года с незамерзшим озером. Это очень удивительно, так как вокруг плотно лежит снег.

Во время таких теплых зим, с незамерзшим озером, раздолье уткам! Совершенно непуганые, к ним можно подойти вплотную и покормить с руки! При чем — и зимой, и летом.

В самое сердце Шварцвальда!

Место более, чем туристическое. На автобусной парковке я сфотографировала ОДНОВРЕМЕННО стоящие автобусы с номерами разных стран: Австрия, Италия, Польша, Словакия, Швейцария, Германия (ну, они-то дома), Нидерланды, Великобритания, Чехия, Украина, Венгрия и Хорватия.

В самое сердце Шварцвальда!

Места хватает всем, и по всему городку (точнее — части городка, так как город называется Титизее — Нойштадт, но Нойштадт — это спальный и промышленный район, а Титизее — район озера и самый красивый променад в Шварцвальде) расположились отели и магазины. Особенно интересен магазин с круглогодичной продажей рождественских товаров!

На улицах расставлены забавные деревянные фигурки, чаще всего — возле магазинов, где продают резные самодельные скульптурки.

В самое сердце Шварцвальда!

Что еще привлекает внимание? Красивейшие кованые вывески! Вот одна из них:

Кстати, для желающих отдохнуть и расслабиться, можно посоветовать шикарный комплекс Бадепарадиз. Отзыв о нем здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/titizee-nojjshtadt/parks_ent/27207/responses/2867

Правда, со времени написания отзыва, можно было многое дописать — в январе 2018 года достроили еще целый дворец!

Нагулявшись на Титизее, поплавав на кораблике (альтернатива лодке или катамарану), двинулись дальше. В нескольких километрах от Титизее, по дороге к Нойштадту, есть незаметный съезд на очень интересную смотровую площадку на горе Хохфирст. Гора высотой 1192 метра, а на ней в 1999 году поставили железную 25 — метровую башню, с винтовой лестницей. За 2 евро можно взять ключ и подняться. Ощущения не для слабонервных — башня шатается, скрипит и, кажется, что каждую минуту готова развалиться. Зато, какие виды открываются с нее на Шварцвальд!

Спустившись с башни, двинулись к следующему озеру, с еще более смешным для русскоязычных названием — Шлюхзее. нет, это не то, что вы подумали, это от соляных шахт, которых в округе было превеликое множество! Это озеро — водохранилище, самое большое в Шварцвальде. В отличии от Титизее, к нему можно подойти со всех сторон, и самый распространенный вид спорта на Шлюхзее — парусный. Еще одно «развлечение» на этом озере — нудистские пляжи. Мы же в Германии, а немцы это дело очень даже «полюбляют»! Можно и на кораблике покататься, но у нас было мало времени, потому что планов — громадье!

В самое сердце Шварцвальда!

Очень хотелось заехать в город Санкт — Блазиен, я слышала о восхитительном Кафедральном Соборе. Но, понимала, что нельзя объять необъятное, и оставили эту поездку на другой раз. И, как мы потом убедились — правильно сделали, на Санкт — Блазиен нужен не один час! Попали мы туда несколько лет спустя, и, смело могу рекомендовать это интереснейшее место к посещению. Рассказ о поездке в Санкт — Блазиен здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_11983

А мы перебираемся в Триберг — город и водопад. И, не просто город, а город, в котором находятся самые большие в мире часы с кукушкой; и, не просто водопад, а самый высокий водопад в Германии. Высота этого семикаскадного чуда — 163 метра, и расположен он на той самой реке Гутах, которая вытекает из озера Титизее.

Водопад протекает по лесу, еще в 19 веке вдоль него были проложены дорожки и ступеньки, мостки и перила. Триберг не обделен визитами знаменитостей — именно здесь прогуливались Великий Герцог Баденский с воистину ВЕЛИКИМ Бисмарком! И, если о Герцоге Баденском и его семье и свите, конечно, есть информационная табличка, простая, металлическая, ровно такая же, как о белках, птицах и деревьях, то о Бисмарке — целая каменная плита на скале! Что сказать — великий был человек и великий политик! И, именно здесь. ловил рыбу Хэмингуэй, о чем, конечно, тоже есть табличка.

Что касается белочек и птичек — их здесь великое множество, белок можно покормить орешками, продаваемыми на кассе за 1 евро. Да, именно на кассе — что бы полюбоваться этой природной красотой, надо купить билет «за вход в провал». Милиционерам, членам профсоюза ой, детям, группам и обладателям гостевой карты отелей скидка.

В самое сердце Шварцвальда!

А еще я встретилась на водопаде с собакой. К счастью, она была с хозяином, иначе, я бы всем рассказывала, что встретила волка (которых здесь нет):

В теплое время года на водопад открыты три входа, в холодное — только нижний, ибо — наверху скользко, брызги от водопада замерзают на тропинке. Я, конечно, подумала, что немцы, как всегда перестраховались, и со свойственной россиянам законопослушностью, в один из приездов перелезла через высокие ворота, что бы убедиться в этом. А вот и нет, действительно скользко!

Если вы пойдете сверху вниз, то внизу наткнетесь на табличку, показывающую — каким путем ВЫ УЖЕ ПРОШЛИ — легким или тяжелым! Конечно, можно ее сфотографировать и потом показывать друзьям, забывая упомянуть, что вы шли сверху вниз!

В самое сердце Шварцвальда!

Отзыв о водопаде Триберг здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/triberg/waterfall/21945/responses/3030

Если вы попадете сюда в период между Рождеством и новым годом, то можно полюбоваться на восхитительное шоу огня! Роскошное зрелище, и, по-немецки, прекрасно организованное! Отзыв о нем здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/triberg/waterfall/21945/responses/1222

Поскольку Триберг — это город часов с кукушкой, то немного о них. Придумал эти часы господин Кетерер, еще в 1647 году (есть, правда, другие версии, но мне эта кажется более правдоподобной). Изначально часы были только с охотничьими мотивами, только с часовой стрелкой, а вовнутрь планировался тот, кто будит людей по утрам — то есть петух. Но, его хвост и гребень не влезли в домик, и, тогда появилась кукушка. В часовщики охотно уходили младшие сыновья — старшему доставалась земля, а котов в сапогах, видимо. на всех не хватало. Вот они изготавливали эти часы и топали с ними на спине по городам и весям.В самое сердце Шварцвальда!

А к 19 веку это уже был шварцвальдский главный бренд. Произошло это в деревушке Шонвальд, мы ее проехали, не останавливаясь — не было времени на прогулку.

В самое сердце Шварцвальда!

В Триберге часы буквально «на каждом шагу»! Магазины, больше похожие на музеи. Цены тоже музейные, но, ведь их изготавливают вручную, и на каждые выдают сертификат!

Учитывая, что гири часов очень тяжелые, их (часы) могут отправить прямо из магазина, по почте, в любую страну мира. И, прямо там, в магазине, отнять ндс (19%). Самые главные покупатели — китайцы, скупают почти оптом.

А мы посмотрели двое часов из Книги Рекордов Гиннеса. Первые, изготовленные одним человеком, который потратил на это годы жизни. Они довольно долго были самыми большими, пока их не обогнали другие, более современные, но совершенно не интересные. В домике, на котором расположены эти, первые, механизм часов, о котором рассказывает невестка мастера. Вход — 2 евро.

В самое сердце Шварцвальда!

В Триберге просто необходимо посетить интереснейшую церковь «Мария в соснах», и не забыть в ней вспомнить о всех своих болезнях — выйдете уже здоровыми (главное — верить!). Легенда гласит, что некто Генрих Шваб (по другой версии — маленькая девочка), излечился здесь от какой-то неизлечимой болезни (по второй версии — от проказы). В знак благодарности, положил под сосну икону (по другой версии — скульптурку) Девы Марии. Спустя несколько десятков лет сюда пришли австрийские солдаты и увидели, что Мария оплетена корнями сосны, которые зацвели! Они, сочтя это чудом, построили небольшую часовенку, но, так как в нее потянулись паломники, то в 1700 году была построена церковь в стиле барокко, потрясающе красивая с роскошной акустикой.

Заслуживает внимания и музей Шварцвальда, но в него я попала позже, не в этот приезд.

Да и сам городок очарователен — домики кукольные.

В самое сердце Шварцвальда!

Еще одно место, в которое хотелось попасть, но не смогли в этот раз — это музей часов в городе Фуртванген. Вроде, совсем недалеко, но день уже клонился к вечеру, а еще необходимсо (от слова «очень» было посетить два места, да и все, взятые с собой продуктовые запасы были исчерпаны. Позже, спустя пару лет, мы все-таки, съездили в этот музей. Отзыв о музее часов здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/furtwangen/museum/22671/responses/1472

А мы двинулись к озеру Муммелзее, но, поскольку проезжали городок Хорнберг, не могли не полюбоваться видами, открывающимися с крепости:

Забавно, что бы получить ключи от крепости, надо зайти в отель недалеко от нее. И портье выдаст ключи, совершенно бесплатно, то есть даром. С крепостью связана интересная легенда, ее описала в отзыве. Отзыв о крепости Хорнберг здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/neckarzimmern/placeofinterest/22493/responses/1406

Рядом еще один объект, весьма забавный. Это огромный… унитаз! Завод по изготовлению сантехники установил его, а сверху организовали смотровую площадку.

В самое сердце Шварцвальда!

К этому моменту организм вопил — хочу есть, здравый смысл подсказывал — пора домой, но я решила прислушаться только к первому — быстренько попить чай и двинуться дальше. Ресторанчик оказался очаровательным, я подзаправилась главным шварцвальдским съедобным брендом — тортом. В мире существуют 160 рецептов этого торта, но правильный только здесь! Остальные неправильные!

А, поскольку, кое-кто (я) не за рулем, то использовала возможность попробовать шварцвальский виски. В очередной раз убедилась, что виски — это не мой напиток.

В самое сердце Шварцвальда!

Позже, я еще не раз заезжала в этот ресторан. Отзыв о ресторанчике здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/schonach/cafe/24205/responses/1931

А мы приехали в финальную точку нашего путешествия (как мы тогда думали) на родину водяных и русалок — озеро Муммельзее.

В самое сердце Шварцвальда!

Было практически темно, над озером клубился туман, и охотно верилось, что сейчас из воды вынурнут женщины с хвостами. Фотографировать моим слабым телефончиком почти в полной темноте было невозможно, но, поскольку я бываю в этом сказочном (в буквальном смысле слова) месте, как минимум, два раза в месяц, то позже я восполнила фото пробел во все времена года:

Проход вокруг озера занимает около 30 минут, если не торопясь, но зимой он закрыт. Но, не для тех, кому очень надо! Мне очень надо! И, это, действительно, экстрим. Очень скользко, того и гляди, можно скатиться на лед озера. Зато как красиво! И русалка на льду выглядит прекрасно, не хуже, чем в воде.

Кстати, в отличии от датской Русалочки, нашу никто не обижает — краской не обливает и не воруют.

В самое сердце Шварцвальда!

Ночью, эта красавица с сестрами выплывает на поверхность — порезвиться. Гуляют до тех пор, пока их не позовет домой отец, Морской Царь (по идее — озерный).

Отзыв об озере Муммельзее здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/seebach/lakes/22418/responses/1378

Единственное строение возле озера — отель, расположенный на высоте 1036 метров. Внутри отеля — ресторан и магазин сувениров. Один из главных сувениров — красная шапочка девочки из Шварцвальда:

В самое сердце Шварцвальда!

Я тогда и не догадывалась, что эта шапочка станет элементом моей повседневной рабочей одежды. Хотя, в таких ходили только молодые незамужние девушки, только протестантского вероисповедания. Когда девушка выходила замуж, видимо, она понимала, что начинаются трудовые будни и цвет помпонов менялся на черный!

К этому времени солнце окончательно опустилось за горизонт, все окрасилось розовым цветом, мы вспомнили все сказки Гауфа и Гоффмана, написанные здесь, и, видимо именно это повлияло на наши умственные способности… в худшую сторону, явно.

В самое сердце Шварцвальда!

Пора было ехать домой (прямо скажем — давно пора), поехали….но, бешеным собакам сто верст не крюк, и, уже ночью, «заскочили» на красивейший водопад Тодтнау! Он открытый, никаких касс, гуляй, хоть всю ночь — если мозгов нет, как у меня. Муж на машине, он подвез двух ненормальных (меня и племянницу) на верхние ворота, через которые мы и спустились вниз, куда уже была подана карета. Минут тридцать, ночью, по лесу…. вниз, где-то по ступенькам, где-то по довольно крутому спуску по земле. Ни одной фотографии в ту прогулку сделано не было, все — позднее.

Но водопад шикарный! Высота его 100 метров, с одним большим и несколькими маленькими каскадами. И, несмотря на то, что мы несколько раз соскальзывали с тропинки. эта прогулка была великолепна!

В самое сердце Шварцвальда!

Отзыв о водопаде Тодтнау десь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/todtnau/waterfall/22670/responses/1471

Именно здесь мы в полной мере поняли, почему этот район называется Черный лес. Он, действительно, черный, когда на хвою не падает ни капли солнечного света.

А мы проехали за день несколько сотен километров, часть из них по Немецкой часовой дороге. Рассказ о ней здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_7350

Виды, которыми мы насладились за день, стоили того! С тех пор прошло много лет, мы периодически ездим по этим местам, в разные времена года, в разное время суток и в разную погоду, но всегда вспоминается первая поездка.

День был из серии — не пытайтесь повторить! Но, частями, почему бы и нет — очень красиво, весело и запоминающееся!

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие