Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 0:39
Мы будем путешествовать!

Марбах-ам-Неккар, Людвигсбург, Кальв + 1 город — Германия Июль 2021

Очередной очаровательный городок на Фахверковой дороге Германии — Марбах на Неккаре. Город стал известен благодаря знаменитому уроженцу — Шиллеру, но и без этого, в нем есть что посмотреть и где погулять. Вот мы и отправляемся — смотреть, гулять, наслаждаться полной свободой и толпами людей.

Впервые Марбах упоминается в документе 972 года. В то время диакон Вольфальд заключил договор с епископом Бальдерихом фон Шпайером, который, среди прочего, Марбах, и все, что принадлежит к этому двору, получил в подарок. Этот королевский двор был основан в 700 году, на перекрестке важных торговых и транспортных путей.

Марбах владел правами на рынок, что подтвердил Император Генрих Второй в 1009 году, и дополнил правами чеканки монет. Все права города Марбах получил в конце 12 века. Это также включало право на фортификационные сооружения.

Самое страшное событие в Марбахе произошло в 1693 году, это было решающим днем в истории города — большой пожар, уничтоживший почти весь Марбах. В результате Войны за Пфальцское Наследство, когда приближались французские войска, большинство жителей покинуло город. А строения пали жертвой огня, за исключением буквально нескольких домов. В основном, сохранились только каменные подвалы и цокольные этажи.

Сегодняшний старый город, за крепостными стенами с башнями, расположен на южном берегу Штренцельбаха, на широком плато, раскинувшемся на 50 метров выше Неккара.

Марбах, несмотря на свои скромные размеры, очень туристический город, принимающий тысячи туристов, в основном, из Германии. К сожалению, у русскоязычных путешественников он не столь популярен, а зря.

Для моей прогулки была выбрана суббота, в силу необходимости поездки (я по делам, у меня замечательное главное дело — водить туристов, я «работаю» в «Гортопе» — по городам топаю), это не лучший день недели для поездки — много народу и рынок! Я знаю, что, как правило, туристы любят рынки, но ко мне это не относится — они мне мешают, хотя и придают колорит и живость.

Мощеные улочки Марбаха очень характерны и для других немецких средневековых городков. Хотя они очаровательны, когда идет дождь или снег, они представляют проблему для пешеходов и велосипедистов. Хорошо, что сегодня отличная погода.

А яркие полиэтиленовые «лепешки» на домах, фонарных столбах, щитах — это крылья бабочек, у них недавно выставка проходила.

Первые письменные упоминания о Верхних воротах и городской стене относятся к 1290 году. К тому времени уже существовали ворота Николастор, Виклинстор, а чуть позже были построены Неккартор. Верхняя Надвратная башня была построена как строились все башни между 14 и 17 веками. Первоначально она состояла из трех стен и была открыта со стороны города.

Над воротами, на башне, изображен герб герцога Александра фон Вюртемберга и его жены, принцессы Марии Августы фон Турн унд Таксис, 1736 года. Слева изображен имперский флаг, а в центре щита — фамильный герб дома Вюртембергов, три оленьих рога. Справа — герб Турн унд Таксисов, башня со скрещенными лилиями миланского дворянского рода Торриани, львами Валсассины, а в центре — закрытый герб. Фамильный герб — это «говорящий» герб, например, название «таксис» происходит от итальянского слова «тассо» — «барсук». На воротах установлен памятник погибшим в Первой Мировой Войне. Возвели его национал-социалисты (что бы не сказать — нацисты), в 1934 году, как только пришли к власти, и изначально была свастика, которую после Войны убрали.

На вершину башни ведет деревянная лестница с промежуточными этажами. Простая крыша защищала охрану от непогоды. В проходе под Надвратной башней устанавливали хлебные весы, и пекари должны были взвешивать выпечку и сурово наказывались за обман. В самой башне была устроена камера заключения. В башне Неккартурм находилась Женская тюрьма.

Надвратная башня, безусловно, является визитной карточкой Марбаха, ее видно издалека, а с нее открываются великолепные виды на город! Стоит подъем 2 евро, и он того стОит.

Под аркой надвратной Башни выложен определитель ее географического положения. Здесь же можно увидеть указатели на основные достопримечательности города.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

А рядом, на стене, современный диск для медитации, создал его Бичан Машаечи в 1999 году. Вряд ли сегодня получилось бы помедитировать — очень много народа, гуляющего вокруг!

Сразу за городскими воротами расположена частная часовня Венделинскаппелле, подаренная в 1433 году городу. При большом городском пожаре она сгорела, но в начале 18 века была вновь отстроена. С тех пор здание несколько раз меняло свое назначение: это был городской архив, зернохранилище, склад оружия, пожарная часть, трансформаторная подстанция. Сейчас у него самое приятное назначение — это книжно-сувенирный магазин.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

Городская церковь Девы Марии выросла в 1600 году из небольшой Мариенкапеллы. Иногда, в новые галереи можно попасть через башню с винтовой лестницей, с единственным сохранившимся порталом эпохи Возрождения в Марбахе. Перестройка церкви произошла после все того же пожара, практически уничтожившего город в конце 17 века. Именно в этой церкви крестили Шиллера, на второй день после его рождения. Сегодня это приходская евангелическая церковь.

Городская Ратуша, построенная между 1760 и 1763 годами на месте Ратуши 1465 года, сгоревшей при пожаре в 1693 году. Это представительное здание показывало важность и богатство города в графстве Вюртемберг. Первый этаж использовался как рыночный зал. В конце 20 века была проведена реконструкция здания.

Напротив Ратуши находится дом городского клерка. Это было первое городское здание, отстроенное после пожара. В 1830 году его продали в частную собственность и оно служило жилым и коммерческим зданием. Но, на рубеже тысячелетий, Марбах вновь выкупил его, и сейчас оно реставрируется, что бы в нем располагалась мэрия, так как разросшийся отряд чиновников в старое здание уже не помещается.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

И рядом, как водится, городской фонтан, Николаусбруннен, который до 1690 года назывался Вайдманнбруннен, в честь Вайда Манна — держателя городского герба. Эта фигура, задокументированная уже в 16 веке, под названием «Марс Вакх», согласно легенде, считается основателем города.

Выйдя вновь к крепостной стене, к другому ее участку, на камнях можно разглядеть надпись: «Император Цезарь Тит Элиус Антоний Август, верховный священник, обладающий властью трибуна, консул в четвертый раз, отец отечества 245-ой когорты римских граждан приказал построить лагерь». Это фрагмент надписи форта Беннинген, датируемой 145 годом н. э. В этом месте кусок стены перевернут, как отсылка к язычеству, свергнутому христианством.

На стене показано уровень реки Неккар в Ледниковый Период.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

Главная местная достопримечательность — дом, в котором родился Фридрих Шиллер, 10 ноября 1759 года. Город отдает дань уважения одному из величайших немецких поэтов и драматургов. Марбах получил название Шиллерштадт, а местная средняя школа названа в его честь. Именно здесь было основано первое немецкое Общество Шиллера. И именно в этом доме устроен небольшой музей (напишу о нем отдельно).

И ещё одно строение, связанное с семейством Шиллеров, дедушка Фридриха, Кодвайс, проживал в нем. Здесь родилась старшая сестра поэта.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

И это не все. Этот дом, в котором сегодня расположена гостиница, был приобретен дедом Фридриха Шиллера, пекарем Георгом Фридрихом Кодвайсом. В середине 18 века дом перестроили. Мать Шиллера, Элизабет Доротея Кодвайс, родилась именно здесь, в 1732 году, и здесь же, в 1749 году, вышла замуж за Иоганна Каспара Шиллера.

В Марбахе открыт большой Национальный музей Шиллера (не тот, который дом — музей), но о нем — в следующий раз. Что касается самого поэта, то он одной фразой выразил немецкий дух, фразой, так не подходящей нам с вами. Он сказал: «Покорность есть первейший долг».

Бывший квартал виноделов и фермеров, Хольдергассен, это настоящая городская жемчужина! Прогулка по трем параллельным улицам доставит массу удовольствия, они буквально перенасыщены маленькими красивыми домами.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

Часто виноградную лозу можно увидеть прямо у домов, во дворах, из них готовят домашние вина. Иногда встречаются огороды с овощами и фруктовыми деревьями.

Старейшее жилое здание города Марбаха, построенное в 1578 году, частично сохранившееся при пожаре 1693 года.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

Дом в серединке — частный дом священника Иоганна Себастьяна Ратмана (так и хочется написать — Баха), построенный в 1698 году, о чем записано на камне левой консоли. Дом справа принадлежал его отцу и предшественнику на посту, Иоганну Фридриху Ратману.

Дом 1688 года, построенный марбахским мясником Иоганном Якобом Хейнлином. Все-таки, «при мясе» всегда жили богато! Это единственное городское здание, полностью уцелевшее во время пожара 1693 года.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

А вот типичный дом после реконструкции, три этажа с фахверковым каркасом в стиле барокко: дом портного Каспара Вайнлена, отстроенный через год после пожара — в 1694 году.

Конечно, самый знаменитый дом города то, где родился Шиллер. Но он не единственный, который принадлежал их семье, и в котором жил поэт. Вот дом семьи Кодвейсов, принадлежавший им до 1741 года, который в течении многих лет арендовал отец поэта, а позже он был выкуплен Георгом Фридрихом Шиллером. Кажется, это четвертый городской дом, связанный с семьей Шиллеров.

Рядом — дом богатого купца, владевшего собственной торговой маркой Шролль, Георга Эренрайха Шролля и его жены Клары, перестроивших здание после пожара. В 1696 году они обнесли дом новой каменной стеной со стороны фронтона.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

Поскольку в каждом городе у нас есть дом, в котором жил Гете, то иногда, некоторые шутники, вешают вот такие таблички: «Здесь жил Гете… никогда».

Грустный дом, который принадлежал Полин Штиглер. Она родилась 30 марта 1906 года, и после несчастного случая в детстве, у нее была пожизненная инвалидность. С мая 1933 года Полин жила в Доме Инвалидов. В рамках нацистской программы о чистоте расы, она была признана «недостойная жизни», и 7 августа 1940 года Полин была депортирована вместе с другими обитателями Дома Инвалидов в лагерь смерти Графенек, и в тот же день убита в газовой камере. В память об этой женщине на земле лежит Камень преткновения (такие же лежат по всей Германии и в других странах Европы возле домов, откуда увозили евреев, цыган, коммунистов и несогласных с режимом).

Дом бывшего деканата 17 века. Камень на стене сообщает о дате перестройки — 1696 год. В 18 и начале 19 века в здании располагалась городская канцелярия.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

И еще одно здание деканата, построенное в 1698 году и перестроенное уже через 18 лет. С 1929 по 1990 год его использовали как место размещения полицейского управления Марбаха.

В этом здании когда-то работал маслобойный завод Ягер, который был первым электрофицированным предприятием в Марбахе, в 1906 году. С 1994 года его признали техническим памятником культуры.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

Марбах — это город рождения не только великого Фридриха Шиллера, но и не менее великого астронома, математика и картографа Тобиаса Майера. Выросший в недалеко расположенном Эсслингене (я о нем писала — красивейший городок), в тяжелых условиях, но одаренных в математике, он самостоятельно продолжал в юности свое обучение. Хотя Тобиас никогда не учился в Университете, в 1751 году он был назначен на кафедру экономики и математики Геттингенского Университета. Майер умер в возрасте 39 лет, и его лунные карты были опубликованы только после его смерти. Самым большим достижением Тобиаса майера было участие в английском конкурсе по определению точки в открытом море, для чего Майер изобрел специальный инструмент. Его вдова получила 3000 фунтов стерлингов, примерно одну седьмую призового фонда.

И, перед тем, как покинуть этот замечательный городок, немного спустимся вниз, и вновь поднимемся на холм, что бы познакомится еще с одной городской церковью, которая так заманчиво выглядела со смотровой площадке городский ворот Александеркирхе.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

Александровская церковь трансформировалась из романской церкви Святой Реликвии, из-за паломничества, которое процветало здесь до Реформации. Расширил ее Аберлин Йорг, в 1453 году превратив в позднеготическую, это был самый важный строитель позднеготических церквей в Вюртемберге. На одном из фасадов можно заметить солнечные часы, по которым определяли время молитв и измерений в течении дня, со времен Бенедикта Нурсийского. Теневой жезл делит время на временные отрезки. В отличии от настоящих солнечных часов, они служили простым индикатором времени для начала мессы и молитв, которые менялись в зависимости от времени года. Перед церковью установлен колокол, отлитый в 1935 году. Очень трудно привыкнуть к современности в старых церквях, вот и здесь, сцена на Масличной Горе создана из бронзы в 2011 году Микаэлой Фишер, взамен деревянной скульптурной группы 1480 года, которая была продана в 1923 году для финансипрвания создания окна хора. Трудно понять (да еще за решеткой), что «Иисус стоит в Гефсиманском саду, наедине со своими нуждами и страхами, что сравнимо с ситуацией современного человека — между отвернувшимися, спящими, закрытыми учениками и Иудой, который предал его». На бронзовых стенах изображены части Звезды Давида, составляющие Путь наверх — к Богу. Торопящаяся пара ног символизирует зевак, пирующих на чужих несчастьях.

Восхищает и радует, что даже в туристических городах, люди доверяют друг другу: на крылечке коробочки с ягодой, на бумажке указана цена, желающие просто бросают деньги в почтовый ящик. Молодцы.

И почти в каждом доме можно сфотографировать какую-то приятную мелочь, утопающую в зелени.

По всему городу развешаны карты и указатели, что бы никто ничего не пропустил.

Марбах на Неккаре — город Шиллера

Кто только не посещал город! Помимо упомянутых в музее Надвратной башни президентов и канцлеров Германии, это были герцог Карл фон Вюртемберг (бывшие владения, видимо, изучал), тайская принцесса Маха Чакри Сириндхорн, американский философ Джудит Батлер. А во время визита Елизаветы Второй, случился казус. Королева, известная своей любовью к лошадям, выходя из музея Шиллера, спросила: «А где же лошади?». Злые языки утверждают, что она предпочла бы посетить этот Марбах, который известен своим конным заводом, а не его поэтом. Позже стало известно, что легенду придумали два берлинских журналиста. Зато точно известно, что все жители городка встречали королеву, выстроившись вдоль улиц и аплодируя ей.

Я надеюсь, что Марбах вам понравился и вы непременно сюда приедете!

Спасибо за внимание!

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы
  81. День прихода настоящей весны!
  82. Ревет и стонет Рейн широкий

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия