Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 8:56
Мы будем путешествовать!

Лауфенбург, Бад-Зекинген, Титизее-Нойштадт + 2 города — Германия Январь 2021

«Здесь не надо лечиться, здесь надо просто жить».

Снег навалил нешуточный. Но я запланировала поездку на два дня в Баден-Баден, с подругами, и отменять ее мы не стали, настроились на два дня прогулок и веселья — безработные гиды вспоминают приключения и смешные случаи — уже книгу можно издавать. Автобан, на удивление — идеальный, успели почистить — для немцев три сантиметра снега — стихийное бедствие, поэтому стараются чистить сразу. Ночевали в чудесных апартаментах, в 10 минутах езды от Баден-Бадена, вот ссылка: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/zinchaim/hotels/5206369/response/10374

А утром, только выглянув в окно, стало понятно — горы — must! Снег летел большими белыми хлопьями, ложился, и что удивительно — не таял, при очень комфортной плюсовой температуре. В принципе, нам общение важно, без разницы — куда ехать, но мне надо новое место, которым я еще не делилась с туристеровцами, выбираем Бад Херренальб, небольшой городок в 25 км от Баден-Бадена.

Горы горами, но начали с исторической части, с градообразующего предприятия — с монастыря, точнее — его руин. Тем более, там есть настоящее чудо. Вот такой карнавальный чертик проведет вас к монастырю. Этот барельеф подарил мастер Рольф Михелс из Гернсбаха для премьеры средневекового спектакля под открытым небом, по случаю 850-летия монастыря в 1999 году. Спектакль назывался «Черт из Херренальба»:

Цистерцианский монастырь Херренальб имеет длинную историю. В разгар полемики об инвеституре и активных призывов к Крестовым походам, призыв к реформе монашества слышался все громче, реформа очевидно назрела. Некоторые монахи покинули могущественный монастырь Клюни и объединились для жизни в крайней уединенности и бедности, произошло это еще в 1098 году.

Они жили под девизом: «Молитесь и работайте» — «ora et labra». Монашеская община цистерцианского монастыря состояла из двух групп: монахов — священников и братьев — мирян. Они проповедовали строгий аскетизм, в монастыре соблюдалась полная тишина, в первое время образования ордена существовал запрет на изображения. В течении дня на молитву отводилось 7 часов. Между службами монахи занимались физическими и духовными упражнениями.

Из Бургундии цистерцианство распространилось по Европе, цистерцианская община Херренальба была основана Бертольдом Третьим фон Эберштайном в 1177 году, и монастырь в Бад Херренальбе был завершен в 1250 году, получив благословение Папы Александра Третьего. Он сразу приобрел влияние в экономической и политической жизни. Экономическую независимость обеспечивало сельскохозяйственное подворье, виноградарство, животноводство, мельницы и винодельни, а также рыбоводство. Излишки продукции продавались в округе.

Цистерцианский монах, изображающий основателя монастыря в 1149 году.

В 14–15 веках монастырь процветал, но был разграблен во время Крестьянской Войны 1525 года. Через 10 лет, с проникновением Реформации аббатство и монастырь были возвращены в первоначальный вид. При аббатстве работала монастырская школа. Но, во время Тридцатилетней войны, в 1642 году, шведские войска окончательно разрушили монастырь, и в 1649 году он был распущен. Однако, до 1800 года монастырь существовал, как административная единица, работал только офис. Настоятель и монастырские чиновники подчинялись Евангелическому Церковному Совету Вюртемберга.

От всего монастырского комплекса действующей осталась только церковь, которая сегодня является местной приходской церковью протестантской общины городка. Первоначально монастырская церковь в романском стиле была построена около 1177 года. Она имела форму трехнефной базилики, в 1330 году были созданы ажурные окна хоров. В наше время, церковь, построенная в 1734 году, включающая старый хор, служит местной евангелической общине. В церкви похоронены маркграф Баденский Бернхард Первый, в 1390 году, его гробница сохранилась.

Сохранился и монастырский сад, бывший очень важным в монастырском хозяйстве. Огород делился на три части: сад с лекарственными травами (рядом с квартирой врача), фруктовый сад, и огород (рядом с домом садовника). Наш монастырский сад был спроектирован по образцу «Ортула» Страбона, по плану, взятом из монастыря Райхенау. Сейчас, все растения, высаженные по рекомендации Немецкого гомеопатического союза в Карлсруэ, подписаны — как называются и от чего лечат. Но, это можно посмотреть летом, сегодня все под снегом.

Самое удивительное, что можно увидеть в руинах монастыря, настоящее чудо — это дерево, выросшее из ворот! Там практически нет земли, оно растет на камне. Воистину, и на камнях растут деревья! Вот у кого (даже не у чего, а именно — у кого) надо учиться воли к жизни — у растений, пробивающих камень, асфальт и бетон, и тянущихся к солнцу.

Перед монастырем — ванны для лечебных омовений. Сейчас все под снегом, видно плохо: это емкость с ледяной лечебной водой, из подземного источника. Две бетонные ванны, в одну надо погружать руки от пальцев до локтя, по 30 секунд, три раза; во вторую надо зайти, примерно по колено, и держась за перила, трижды обойти ванну по периметру. Вода ледяная, даже в жаркое лето, выходя, ноги и руки горят. Но через несколько минут появляется ощущение, как будто вы отдохнули и искупались в жаркий день в прохладной воде. Чувство легкости необыкновенное.

Прогулка по городу вновь отложена на посошок, мы поднимаемся к скалам Фалькенштайн, тем более: подъем небольшой и пологий, по сказочному заснеженному лесу, а сами скалы удивительны для нашего региона.

Высокие скалы редко встречаются в Северном Шварцвальде. Большинство скал расположены в тенистых лесах, и закрыты толстыми подушками из мха, лишайника и папоротников. Лишь несколько скальных образований, таких, как Фалькенштайн, выступает скальными глыбами над густым лиственно — моховым покровом. Эти отложения образовались более 220 миллионов лет назад, и являются намного старше красного песчаника, из которого сложены окружающие горы.

Камни Фалькенштайн демонстрирует удивительное разнообразие лишайников, в том числе эндемики, и в том числе — исчезающие виды. Лишайники — это вовсе не лишай, это сообщество грибков и зеленых водорослей. Растут они очень медленно — по нескольку сантиметров в год.

Для некоторых камней характерен вереск и мох. Длинные серебристо — серые кончики листьев защищают моховые подушечки от высыхания. Цветы вереска на вершинах скал служат пищей для вересковых пчел.

А я при слове «вереск» всегда вспоминаю стихи из детства: «Из вереска напиток, забыт давным-давно, а был он слаще меда, пьянее, чем вино…» Отягощены мы знанием английской литературы и поэзии.

На этих утесах гнездятся особые виды птиц — вороны и сапсаны. В феврале начинается сезон размножения, а в июле птенцы вылетают из гнезда. Я одну заметила, но сфотографировать птичку не успела. Когда-то, до конца 18 века, в Шварцвальде жили бурые медведи, и в скалах и горах есть полости, в которых могли быть их берлоги.

К середине пути у спутниц промокли ноги, сразу видно — не сибирячки, не умеют правильно одеваться, и наверх я поднялась в одиночестве. Эти скалы, хотя они не высоки, всего 40 метров, всегда были магниты для скалолазов, сейчас этот спорт здесь очень сильно регламентируется, с учетом защиты природы. Фалькенштайн находятся под охраной государства, как памятник природы с 1949 года.

Эти камни иногда называют янтарными, не потому, что они из янтаря, а потому, что на них много ископаемой смолы с ближайших хвойных деревьев.

Вид на город со смотровой плдощадки открывается отличный, при ясной солнечной погоде обзор простирается очень далеко, на 180 км.

На обратном пути подошла к историческому месту, овеянному легендами. Во времена позднего Средневековья здесь стоял замок Эберштайн, построенный в начале 12 века. Но он был заброшен рано, и его камни использовались для строительства монастыря Херренальб. Я, конечно же, пролезла к одному камню на краю горы, но по следам поняла — я сегодня не первая, до меня был еще один не очень адекватный.

Несколько легенд, связанных с родом Эберштайн и его замками, выложены на фресках Тринкхаалле в Баден-Бадене. Вот одна из них, описанная братьями Гримм в сказке «Графы фон Эберштайн». Воинственный кайзер Отто Первый захватил Страсбург, и осадил замок Эберштайн, в котором жили три брата. Осада затянулась на 2,5 года, не принося никакого результата, пока один из сподвижников Отто не придумал хитрый план. Было объявлено о проведении рыцарского турнира в Шпайере, на котором рыцари могут присутствовать без опасения за свою жизнь. Кайзер решил захватить замок, пока братья будут развлекаться на турнире. Самому красивому из братьев Эберхарду (красивым всегда везет больше, чем умным) дочь кайзера рассказала о хитром плане и покинули турнир и вернулись в свой замок. Поняв, что план провалился, кайзер отправил в замок парламентеров. Им показали полные подвалы с запасами еды, но они не заметили, что продукты лежат только сверху, а под ними — мусор. Переговорщики доложили, что замок может держаться долго, тогда Отто решил выдать свою дочь за одного из братьев и привлечь смелый и богатый род на свою сторону. После свадьбы, кайзер отправил зятя в Рим, с посланием Папе Римскому, а в отвеи Папа прислал розу в белой корзинке. Отныне роза на белом фоне стала гербом графов Эберштайнов.

На самом гребне — историческое место — граница между Великим Герцогством Баденским и Королевством Вюртембергским. Нет, домик не для пограничников, а вот летом передохнуть и перекусить в нем — одно сплошное удовольствие! Это третье, построенное убежище от дождя и ветра на прогулочной тропе. Первая была построена в 19 веке, затем в 1930 году ее заменили на новую, а сегодняшняя — 2002 года.

А дровишки не для того, что бы из них здесь костерок складывали — это для каминов ближайших домов.

А внизу меня ждет чудесный курортный город и небольшая прогулка по нему. Городок вырос вокруг монастыря, но почему граф Эберштайн построил монастырь и город именно здесь? Монахи — цистерцианцы ведь не были первыми среди скал Фалькенштайна. Долина «Ста источников» была идеальным местом для проживания — не зря здесь сегодня бальнеологический и климатический курорт, отличающийся целебным воздухом и не менее целебной минеральной водой.

Бад-Херренальб называют «Natur Heil Garten» за его мягкий климат, лечащий систему кровообращения и сердце. Термальные источники городка благотворно влияют на суставы и многое другое. Почти каждый отель городка дарит своим постояльцам купоны на вход в местные термы Зибэнтэлертэрмэ.

Кто не хочет купаться, может попить водичку и подышать парами горячей минеральной воды, вот здесь:

Постоянных жителей в городке совсем мало, около 7,5 тысяч, но в туристический сезон Бад Херренальб существенно разрастается в размерах. Первые туристы прибыли сюда в 19 веке, из окружающих растущих городов. В 1839 году доктор Вайс открыл первый санаторий с холодной водой, который к 1891 году стал главным городским домом отдыха под названием Курмиттельхаус.

однако, сертификат «климатического курорта» Бад Херренальб получил только в 1954 году, а через десять лет, в 1964 году, на глубине 600 метров была обнаружена горячая минеральная вода.

Я обожаю городской парк, бродить по нему доставляет удовольствие в любое время года. Река, аллеи, скамеечки, но главное — множество интересных скульптур.

Интересная работа Фредерика Франка, под названием «Семь поколений». Она символизирует индийскую мудрость: «Мы должны тщательно обдумывать последствия всех наших решений для следующих семи поколений». Оплатила эту работу группа холистической медицины, под руководством доктора Вальтера Лехлера, в 1998 году. Это был врач и филантроп, преподователь психосоматики, сделавший для Бад Херренальба очень многое. Он говорил: «С жизнью нам дан великий дар, которому мы можем служить. Мы должны наконец проснуться и принять могущественное и бесконечное чудо творения». Он умер в 2013 году, в возрасте 90 лет.

Фредерик Франк - Семь поколений

Самая актуальная на сегодняшний день скульптурка — девушка с мобильным телефоном, ничего и никого вокруг себя не видящая. Даже то, что к ней постоянно пристраиваются для фото туристы и отдыхающие.

Маргрет и Карл-Хайнц Вайднер.

Возле ресторанчика нас ждут фигурки из детских сказок.

А это — моя любимая: сидящая над водой скрипачка. Видимо, она уронила в воду свой смычок.

Вот временная скульптурка — Снежная Баба, ждужая, когда можно будет перейти дорогу.

Из серьезных — обязательный, памятник погибшим жителям города в мировых войнах.

Кормушки для птиц развешаны по всему парку, в этом городке рай не только людям, но и птичкам.

Кстати, для тех, кто не очень любит ходить, раньше можно было рекомендовать заселиться в отель Фалькенбург Термал, расположенный на горе. Никакого противоречия, просто оттуда, через станцию Клиники Фалькенбург, к железнодорожному вокзалу, ходил наклонный лифт, преодолевая высоту 46 метров. Длина лифтовой дороги состовляла 145 метров. Но, проект оказался убыточным и в 2013 году его закрыли.

Через весь город протекает речка Альб, по словам Дж. Джерома — «Воспитанная немецкая речка» (меня явно сегодня на английскую литературу тянет). Здесь я впервые увидела, как из реки экскаватором достают камни, чистят их и кладут обратно!

Гулять по городку не сложно, везде есть указатели, карты и стойки с информацией.

Если вы не хотите тусовки, а хотите спокойно погулять на природе, при этом отмокнув в тихих и небольших термах с лечебной водой — вам сюда, в Бад Херренальб.

Спасибо за внимание, ждем в Шварцвальде.

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия