Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 17:09
Мы будем путешествовать!

Титизее-Нойштадт, Кирхцартен, Хинтерцартен — Германия Декабрь 2023

Я здесь второй раз. К сожалению, совсем не было снега и погода совсем не зимняя (в целом, меня это очень радует, но в данном случае, со снегом красивее), а когда я была здесь впервые, снег был, но у меня не было Туристера.

Место это уникально: посреди леса, вдоль дороги, раскинулось небольшое ущелье Равеннашлухт (дословно — ущелье Равена), через которое перекинут мост, и в котором на месте старых построек (или отреставрированных старых) есть маленький туристический пятачок, оживающий в рождественский период.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Вход на этот рынок платный, и билеты можно купить только по интернету, продажи на месте нет. Поскольку, декабрь, достаточно напряженный у меня сезон, и у меня нет возможности заранее знать, в какие дни я свободна, то к середине ноября, когда я определилась с датой поездки, уже много чего не было, например, возможности купить парковочное место. Как оказалось — это было замечательно: мы купили билет вместе с автобусным трансфером от вокзала города Фрайбурга, это примерно 25 минут езды, зато можно спокойно пить глинтвейн и наслаждаться прогулкой, не задумываясь о выезде из парковки среди огромного количества автомобилей. Второе, что было невозможно в момент моей покупки — взять вечерний билет, их уже не было, и это тоже оказалось замечательно: мы, взяв билет с отправлением из Фрайбурга в 15.15., приехали еще засветло, застали сумерки и полную темноту — три в одном! Компания накануне нашей поездки прислала письмо — напоминание, что мы должны быть возле автобуса на 15 минут раньше и что мы должны тепло одеться. Выполнили и то и другое, в результате, в 15.05. весь автобус был заполнен! И 10 минут все терпиливо ждали отправления. Интересно ехать туристкой — можно в окно глазеть, и даже уличное искусство снимать.

Водитель автобуса всем выдал бумажные браслеты на руку, они и были входными билетами. Утеплились мы (точнее, я, непослушный муж оказался прав) зря, температура была +6, и ни намека на зиму, если не считать рождественского базара.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Расскажу вначале обо всех строениях ущелья. Самое главное, конечно, мост. Именно благодаря ему в ущелье проводится столь знаменитая Рождественская ярмарка, которая не просто входит в перечень главных немецких рождественских базаров, а часто стоит на первом месте. Называется он Равеннабрюкке, и сегодня это каменное арочное строение длиной 224 метра, высотой 36 метров, имеющее уклон 12 метров, — второй мост в Равенне, построенный в 1926 году.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Он заменил первую арочную стальную конструкцию 1885 года, которая соединяла Равенну, стоя на трех колоннах примерно в 30 метрах вверх по долине. Две старые опоры сохранились до сих пор, и их можно увидеть среди густой заросли деревьев.

Во время ВМВ мост стал объектом многочисленных воздушных налетов. Однако аэростаты заграждения не позволяли точно сбросить бомбы. Пострадали окружающие постройки, а мост остался невредимым. Незадолго до окончания войны, в 1945 году, три центральные колонны моста были взорваны немецкими войсками. Реконструкция проводилась сразу по окончания войны, в 1947 году, так как мост был необходим для связи долины Рейна с горным районом. Компания из Фрайбурга «Трёндле» под контролем французских оккупационных войск, справилась всего за год.

Самая привлекательная аттракция для гостей, почему-то, «прибытие поезда», как я ее назвала. Хотя, это, конечно, прохождение поезда. Четыре раза в час по мосту проходит местная электричка — по два раза в обоих направлениях. И все гости, особенно иностранные туристы, стоят с фотоаппаратами телефонами наготове, чтобы заснять это.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Хотя, я не права, китайские туристы, вновь активно наводняющие Европу после ковидного перерыва, с фотоаппаратами. Меня вообще изумило количество иностранцев вокруг — очень много английской речи.

И, тоже обязательное действо: сфотографировать кружку с глинтвейном или пуншем (а можно с огненным напитком — смесь рома и вина с подожженным кусочком сахара внутри) с изображением этого моста на фоне оригинала. Покупая напиток, вы платите залог за кружку, и можете забрать ее домой или вернуть продавцам, получив деньги назад.

Рождественский базар в ущелье Равенна

На мосту — обязательный его охранитель — Святой Непомук Пражский — Ян Непомуцкий, епископ, который не выдал королю тайну исповеди его жены, за что был жестоко убит и тело сброшено с моста во Влтаву. С тех пор он является покровителем мостов, стоит почти на всех, и этот не исключение.

Теперь, собственно, о месте, где возведен этот самый мост, возле которого и устраивается знаменитый рождественский рынок. «Альте Штайге» — так называется маршрут через «Фалькенштайнер Таль», который был так важен для средневекового движения между районом Боденского озера с монастырскими землями Санкт-Галлена и районом Брайсгау, Верхней Швабией и Верхним Рейном, он обходил подверженные наводнениям узкие места долины. Большие перепады высоты не имели значения для раннесредневековых перевозок вьючными животными, равно как и перевозка тягловых животных на двухколесных повозках, что достоверно задокументировано с начала 14 века.

Рождественский базар в ущелье Равенна

«Ланне» или повозки, проходили всегда по одним и тем же путям с помощью проводника. По мере увеличения плотности движения увеличивалась организация содержания лошадей, необходимых для крутого маршрута. Так были построены конюшни, на 30–50 рабочих животных и гостевые дома, такие как «Унтер дер Штайг», «Обер дер Штайг», «Хиршен».

Cамыми важными связующими звеньями для Средневекового движения по Альте Штайге (маршрут обходил затопленную дорогу через долину Фалькенштайнер) были узкие места реки Лёффетталь.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Здесь осуществлялась большая часть перевозок раннего Средневековья, в том числе перевозка тяглового скота на повозках, что доказано с 1306 года. Организация необходимого содержания лошадей на крутом маршруте, где на вождение каждой повозки требовалось восемь тягловых животных, обусловила необходимость обширных конюшен и постоянного содержания дорог. Так были построены большие кирпичные конюшни, по образцу конюшен трактирщика, владевшего отелем «Унтер дер Штайг» — Хофгута Штернена. Его трактир служил местом проживания и кормления лошадей и погонщиков, а также дорожных рабочих. Комнаты также становились местами проживания для кузнецов, колесных мастеров и шорников. Вот этот дом, в нем позже останавливался Гете, который останавливадлся везде:

Бывшая гостиница «Унтер дер Штайг», вероятно, была связана с тремя крупными феодальными фермами Фалькенштайнеров, правящей в этом районе семьей в те времена. В 15 и 16 веках эти фермы были объединены в «Хофгут де Штерн». Когда Иоганн Вольфганг Гете приехал сюда, на ферму Штерн в 1779 году, Михаэль Фогт был трактирщиком Штерна. В 1806 году весьма уважаемая семья Фаллерг породнилась со Штернами в связи с браком. Последний представитель семьи, Штерненвирт, умерший в 1917 году, наследников не оставил. Вот как это выглядело сто лет назад, и на фото виден старый мост:

Рождественский базар в ущелье Равенна

В начале современной эпохи по этому пути проходили почтовые перевозки и многочисленные войска во времена всех военных кампаний.

В 1704 году французская армия под командованием Таллара двинулась с запада на восток.

В 1743 году Карл Лотарингский и в следующем году генерал фон Берлихинген с 20000-й императорской тяжелой артиллерией прошли в противоположном направлении — с востока на запад.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Незабываемым остался проезд дочери австрийского императора — Марии Антуанетты, на 52-х празднично украшенных повозках, во время ее путешествия в Париж на собственную свадьбу в 1770 году. Ее мать — «Мать и бабушка всей Европы» считала, что дочери досталась блестящая партия — король Франции! Несчастная женщина, которая намучилась с мужем, была оболгана (не говорила она про пирожные, и не тратила баснословные деньги на ожерелье), и приняла страшную смерть, как она сказала «как полагает королеве, рядом со своим мужем», при том, что могла избежать гильотины. Знала бы — наверное, прямо с этой дороги развернулась бы обратно, в Вену.

Еще один исторический проезд состоялся в 1796 году, это было отступление всей французской армии под командованием генерала Моро через Валь-д-Анфер. Именно французские войска дали название всей долине — Фалькенштайнер, из-за опасного прохода через Хёлль.

В 1812 году дорога через Хёлленталь была объявлена «Дополнительной почтовой дорогой».

В 1813 году против Наполеона был построен редут над ущельем, который вовсе Бонапарта не остановил.

Рождественский базар в ущелье Равенна

С 1857 года, с открытием новой Керенштрассе, Альте Штайге и вместе с ней типичная средневековая транспортная система окончательно утратили свою функцию.

Хелленталь и Альте Штайге стали особенно важны для торговли стеклом и часами в Шварцвальде в 17 и 18 веках. Производство стекла в Шварцвальде восходит к 12 веку, но почти не документировано, поскольку ранние стекольные заводы в лесах Шварцвальда регулярно переезжали, когда в непосредственной близости заканчивалась древесина. По сути, нужны были места, где можно было найти самое важное сырье для производства стекла: кварцевый песок, золу бука и воду. Всего на один килограмм лесного стекла нужно 200 — 250 кг древесины. Изготавливаемое здесь стекло имело слегка зеленоватый цвет из-за содержания железа в кварце. Первый стекольный завод в Хеллентале можно отнести к 18 веку, когда стекольная промышленность Шварцвальда уже находилась в упадке и была вынуждена завершить свою деятельность в 1768 году. Но 220 лет спустя, здесь, в ущелье, снова выдули стекло. Сегодня, используя сочетание старинного мастерства и современных технологий, мастера стеклодувы производят настоящее красочное шварцвальдское стекло, которое можно купить в специальном фирменном магазине.

Что касается часов, то о самом главном шварцвальдском бренде я неоднократно писала. И в сувенирном магазине часов можно их купить, если, конечно, кошелек позволяет. Так как настоящие шварцвальдские часы с кукушкой производятся вручную, это, конечно, механические часы, и стоят они очень дорого. А часы снаружи каждый час радуют гостей небольшим представлением.

Одно из сегодняшних строений — это место Старой Таможни. Чтобы сохранить путь через Хелленталь и Штайге, по дороге на Хинтерцартен с уклоном 12%, еще в 13 веке под замком Фалькенштайг, взималась плата за мост и дорогу. Здесь был построен таможенный пост, который позже стал отелем «Звезда». Его работники временно стали государственными служащими и клерками. Они отвечали за контроль над тропой долины. Они нанимали необходимых дорожных рабочих и содержали обширную конюшню упряжных лошадях.

Помимо этого трактирщики также делили доходы от таможенных поступлений. Сегодня таможня представляет собой новое здание, построенное по историческим документам таможенных постов 18 века.

Рождественский базар в ущелье Равенна

В 1148 году епископ Герман из Констанца, освятил часовню Святого Освальда. Это освящение является самой старой документально подтвержденной датой поселения семьи Фалькенштейн в этом районе. В 13 веке часовня Святого Освальда стала филиалом общины Брайтнау. Ее значение упало после того, как в Хинтерцартене была построена церковь Святой Марии. С тех пор часовня перешла в ее подчинение и до сих пор принадлежит Хинтерцартену. Несмотря на смену принадлежности, церковь сохранила многие права и до 1798 года в ней проводились регулярные службы. Со временем были добавлены некоторые внешние изменения и расширения. Кладбище при церкви продолжало использоваться до 1863 года. Во время бомбардировок ВМВ часовня серьезно пострадала, но была восстановлена.

Я столько раз употребила слово «Шварцвальд», а что это? Я писала и пишу о нем очень много и исторически не раз описывала, что это за местность, и почему она — «Черный лес». А что здесь растет?

Рождественский базар в ущелье Равенна

Пихта серебристая — на невысоких горных хребтах, эти деревья доростают до 40 метров высотой, очень прямые и стройные, и совсем не смолистые.

Ель — доростает до 35 метров, стройная и прямая. Древесина ели, как и пихты, на сегодняшний день, является наиболее часто используемой строительной древесиной в Германии и наиболее важной массовой древесиной для производства древесных материалов — фанеры и дсп, для бумажной и целлюлозной промышленности, и производства энергии.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Сосна — растет в Германии на очень больших площадях. Это хвойное дерево вырастает до 30 метров, при диаметре ствола 60 см, используется для производства шпона, оконных рам, лестниц. После ели, сосна, безусловно, является наиболее часто используемой строительной древесиной в стране и самой важной массовой древесиной для производства древесных материалов — фанеры и дсп, а также для бумажной и целлюлозной промышленности.

Лиственница — ее доля в немецких лесах составляет всего 1% (в сравнении — в Австрии 25%) площади леса. Это единственное местное хвойное дерево, которое осенью сбрасывает хвою. Высота его достигает 40 метров, оно доживает до 400 лет. Это самая тяжелая и твердая древесина среди местных хвойных пород. Ее используют в гидротехнике, горнодобывающей промышленности, строительстве, для производства внутренней и внешной облицовки, шпона для мебели и полов.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Пихта Дугласа — самое высокое дерево, встречаются до 95 метров (в мире выше только секвойи). Древесина хорошо сохнет и устойчива в использовании. Ею облицовывают стены, детские игровые площадки, используют в гидротехнике и тяжелом строительстве.

Дуб обыкновенный — лиственное дерево, которое существует более чем в 300 видов! Местный дуб вырастает до 40 метров, и живет до 500 лет. Он имеет твердую и тяжелую древесину, используется для производства шпона, изготовлении мебели, лестниц, паркета, строительных материалов и винных бочек.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Грецкий орех — лиственное дерево до 40 метров в высоту, диаметром до 2,5 метров. Это умеренно твердая, гибкая и эластичная древесина, идеальная для полировки и пригодная для склеивания. Ее используют для эксклюзивного строительства, для изготовления мебели, паркета, для токарных работ по дереву, для изготовления инструментов.

Береза — лиственное дерево, которое имеет более 40 видов. Используется для кровельных работ и дубления. Древесина прочная, но с ней легко работать. На открытом воздухе не долговечна. Используется для изготовления полов, спинок щеток и ручек, в производстве мебели.

Бук — лиственное дерево высотой до 30 метров. Древесина однородная, тяжелая, очень твердая и жесткая. Ее не используют на открытом воздухе из-за невысокой прочности. Часто древесину бука пропитывают дегтярным маслом, тогда она идет на изготовление шпал, и они выдерживают 40 лет эксплуатации. Бук также используют в качестве мебельной древесины, и при производстве шпона, бумаги и дсп. Из бука очень популярны дрова.

Вроде бы, рассказала обо всех наших деревьях. Древесина, в отличии от ископаемых ресурсов, является возобновляемым сырьем и устойчиво воспроизводится в долгосрочной перспективе. У шварцвальдских экологов нет проблемы с уничтожением леса, есть проблема с его разрастанием. И сейчас экологи и лесничие заняты увеличением насаждений лиственных пород за счет уменьшения хвойных, которые слишком быстро растут.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Кто живет в этих деревьях? Коричневая сова, сад древолаз, мухоловка — пеструшка, большая синица, обыкновенный канюк, поползень, большой пестрый дятел, лазоревка.

Из животных: рыжие лисицы, дикие кабаны, куницы, белки, барсуки, бурые ушастые летучие мыши, мыши — полевки и огромное количество косуль.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Предпочитаю со всеми ними (кроме, пожалуй, птиц и белок) в природе не встречаться. Куница (или какой-то подобный грызун) перегрызла у меня провода в машине (у нас это частенько бывает и даже страховка специальная есть). А вот моему мужу не повезло дважды: косуля бросилась под колеса машины (к счастью, тоже есть страховка), но самое удивительное произошло, когда он в очередной раз пошел за грибами (а он их в промышленных масштабах собирает). Он встретил двух огромных кабанов, напугался и побежал. Удивительно повели себя кабаны: они тоже напугались и тоже побежали, и через несколько секунд он понял, что они все, и он, и кабаны, бегут в одну сторону совершенно параллельно друг другу! Представляю эту картину.

Пока я на первый раз обходила ущелье, начало темнеть, и пора было отправится по Рождественской тропе Высокого Шварцвальда. Вдоль дорожки, проложенной, в свою очередь, вдоль ручья, технично и с большой любовью интерпретированы этапы рождественской истории. Саймон Стигелер, мастер из Графенхаузена, создал работы вручную, с помощью бензопилы, стамески и наждачной бумаги. Скульптор по дереву оттачивал свой талант в Тироле, а затем изучал искусство во Фрайбурге. Позже он вместе с женой Лилиан и двумя детьми переехал в Высокий Шварцвальд.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Ангел является Марии — первая инсталляция на тропе. История Рождества известна всем и она началась еще до рождения Иисуса. В Назарете жила молодая женщина по имени Мария. Однажды перед ней внезапно проплыл ангел. Мария испугалась, но ангел сказал ей, что не надо бояться, и что он принес «Благую весть», скоро у нее родится особенный ребенок, которого нарекут Иисусом и это будет Сын Божий. Мария задалась вопросом: от кого родится ребенок, ведь она еще не замужем? Ангел объяснил ей, что отцом станет сам Бог. Иосиф, жених Марии, изначально был опечален, когда услышал о беременности Марии, он считал, что у не было мужчин. Он решил с ней расстаться, хотя изначально собирался жениться на ней. Однажды ночью, когда он спал, ему приснился Ангел: «Не бойся взять Марию в жены», — сказал он. Мария не солгала ему, ребенок был Сыном Божьим и он был призван сделать людей счастливыми. Когда Иосиф проснулся, он сделал так, как сказал ему Ангел — взял Марию в жены и назвал родившегося ребенка Иисусом.

В это время Римский Император приказал всем гражданам вернуться на родину. Он решил пересчитать жителей своей империи. Поэтому Иосиф с семьей отправились в родной город — Вифлеем. Путешествие было трудным, поскольку Мария была на большом сроке беременности. Им нужно было где-то переночевать, но куда бы они ни стучались, нигде не было для них места. В конце концов они нашли заброшенный хлев, где и остановились. В ту ночь Мария родила сына. Именно эта ночь называется «Святой ночью». И, как объявил Ангел, Иосиф назвал сына Иисусом.

«Рождение Сына Божьего».

Неподалеку в поле сидели пастухи и стерегли свое стадо овец. Они испугались, когда Ангел внезапно проплыл перед ними. «Не бойтесь, ибо Я приношу вам великую радость», — сказал он. И рассказал о рождении Сына Божия. С любопытством пастухи направились к хлеву, где находились Мария, Иосиф и Иисус. Они хотели убедиться в произошедшем.

Рождественский базар в ущелье Равенна

В то же время Каспар, Мельхиор и Бальтазар бродили по селам. В католической традиции они называются Тремя Королями. Они верили в небесное провидение и в тот вечер смотрели в небеса. Внезапно над ними появилась яркая звезда, медленно двигавшаяся. «Они последовали за звездой и, наконец, достигли хлева — звезда плыла прямо над ним. Пастухи и Три Царя поняли, что в ту ночь, действительно, родился Сын Божий. Они были счастливы, потому что он принесет людям много добра».

А раз столько леса вокруг, то должна быть и пила. Есть, и даже с цветной подсветкой. Такую пилу до сих пор можно найти на фермах Шварцвальда, где распил дров используется как средство дополнительного дохода. Для коммерческого лесопиления такие пилы уже устарели. Эта была построена в 1920 году в городе Тюбингене, и эксплуатировалась на лесопилке в Ференбахе в течении 70 лет.

Обязательно поднимитесь на вершину небольшого холма. Это займет минут 7–10, правда, там достаточно скользко, даже при отсутствии снега. На вершине стоит беседка, в которой можно отдохнуть, но главное — оттуда открываются прекрасные виды на ущелье, рынок внизу и подсвеченный мост. Сверху отлично видна парковка, и это машины и автобусы только начали прибывать.

А теперь, собственно, заходим на ярмарку. (мост и холм тоже после входа, без билета это не увидеть). Ворота разделены на два потока: для тех, кто приехал на автобусе, левый вход, мы показывали браслеты. Для тех, кто приехал на своей машине — правый поток, они показывали купленный билет. Кстати, есть еще два варианта попадания на ярмарку, но о них чуть позже.

Рождественский базар в ущелье Равенна

Надо заранее понимать, что на самом рынке нет ничего такого, чего нет на рождественских базарах всей страны. Еда, напитки, народное творчество, сувенирные товары.

Вместо охранника вход караулит девочка в национальном шварцвальдском костюме, и в национальной шапочке — болленхуте (у меня все такое тоже есть).

Рождественский базар в ущелье Равенна

А дальше — сбивающие с ног запахи — я, которая вообще не ем сосиски, каждый раз думаю, а не полюбила ли я их, почуствовав этот запах. Выясняется, что нет, не полюбила, но пахнут аппетитно. Помимо них, конечно хаксели — рульки, или, попросту, свиные ножки, маульташе (большие местные пельмени), шпетцле (вкусная яичная лапша домашнего приготовления.

Кетчуп и горчица тоже в виде сосисок:

Рождественский базар в ущелье Равенна

А это любимая немцами и не любимая мной, тушеная капуста, желательно, на пиве:

Меня заинтересовало, как готовят бутерброды с расплавленным сыром: справа стоит прибор, сверху виден открытый огонь, который плавит сыр. Его соскабливают ножом и намазывают на хлеб. Очень аппетитно.

Но я предпочла блин с шоколадом и бананом. И пунш, не люблю глинтвейн (по-немецки он называется глювайн).

Рождественский базар в ущелье Равенна

Забавно, на улице +6, но вокруг костры горят, и они такое настроение дают, что все «греются»! Люди, живущие в бесснежном регионе.

Вот они, эти ларьки. Кстати, я, все же, приобщилась, купила гигиеническую помаду из пасеки, с чем-то пчелиным.

Обещала рассказать про еще два варианта попадания на этот праздник (кроме специального автобуса или своей машины — все по предварительному заказу). Можно остановиться вот в этом отеле. Постояльцам вход свободный, как и бесплатная парковка. Но, во-первых, это совсем не дешево, а во-вторых, на период рынка они не сдают номера на одну ночь, только на две. А в-третьих, тоже надо бронировать очень заранее.

И четвертый вариант я не смогла сфотографировать, увидела только через окно автобуса, и с другой стороны. Возможно заказать официальный пеший маршрут от станции Хинтерцартен, это 45 минут, колонной, с факелами! Мне показалось, очень красиво!

А это я встретила Пата и Паташенка! Причем, Пата я затискала и зацеловала — это леонберг, огромный пес, просто собака Баскервилей! Ему еще трех лет нет, игручий, и меня тоже всю облизал. А у Паташенка свой транспорт, ВИП.

Снаружи дежурит машина Скорой помощи — Мальтезы, на всякий случай. Хочется, чтобы этих случаев не было.

Рождественский базар в ущелье Равенна

И, к 18.05. через те же ворота, уже в темноте, отправляемся к нашему автобусу. И опять все минута в минуту (вот бы немецкие железные дороги поучились пунктуальности), через полчаса мы прибыли во Фрайбург. Перефразируя школьные сочинения: «Не усталые, но довольные». Очень советую, если с конца ноября до второй половины декабря вы окажетесь в Шварцвальде.

Это карта ущелья. А для тех, кто потерялся, есть указатели!

Всех с наступающими праздниками, пусть новый год будет лучше трех предыдущих, всем мира и здоровья!

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы
  81. День прихода настоящей весны!

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия