Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте
Мы будем путешествовать!

Шильтах, Штауфен-им-Брайсгау, Эммендинген + 4 города — Германия Апрель 2020

Пандемия, работы нет, погода отличная, гулять разрешают… Мы решили провести день в горном Шварцвальде, в малознакомом туристам месте, тем более — от нас такое место всего в 65 километрах. Называется городок, куда мы отправились — Шильтах, и он входит в список 11 самых красивых маленьких городков Германии, население его составляет около 4000 жителей. 65 километров — это совсем близко, но дорога занимает около часа — мы живем в долине Рейна, а поднимаемся в горный Шварцвальд по очень живописной дороге.

Город, как и ожидалось, оказался совершенно пустой. Запарковались в самом центре, возле станции, где начинался сплав на плотах. Нет, сегодня в этой речушке рафтинг совершенно не такой, как на картинке, но когда-то, рафтинг выглядел именно так. И  это было не развлечение, а главный доход города - сплав леса.  Угробили его производства — мельничное, кожевенное, пивное. Последний плот сошел в 1894 году. От старого рафтинга осталось только граффити, подправленное каким-то шутником:

Один карантинный день в сказке - Шильтах.

Но в 1998 году группа плотников возродила рафтинг. На воде построен даже музей плотов, в котором собраны старые плоты, фотографии, инструменты.

От реки, точнее — от слияния двух рек — логично прогуляться по нижнему городу, а потом подняться наверх. Мы сделали наоборот — очень уж я боялась, что народ набежит домики фотографировать, поэтому — мы пошли в Старый Верхний город. И его сердце, как и во всех старых городах — Рыночная Площадь с колодцем (кстати, он меня спас — ужасно хотелось пить, а бутылку оставили в машине). Генрих Шикхарт — очень известный Вюртембергский строитель эпохи Возрождения, построил весь фахверковый ансамбль Рыночной Площади. Это он восстановил город после пожара 1590 года. Именно он «раздвинул» площадь, что бы в случае пожара, огонь не так быстро перекидывался на соседние здания. Следующий крупный пожар был в 1791 году, после чего была проведена реконструкция. Фонтан, Ратхаус, и старая аптека с музеем — потрясающие постройки Марктплатца.

Впервые Шильтах был упомянут в 1275 году, он был основан герцогами фон Урслингенами. В 1381 году он вошел в состав королевства Вюртембергского, а в 1810 году — герцогства Баденского. На рыночной площади есть два музея — Городской Рыночный (с историей города) и музей Аптеки. К сожалению, оба были еще закрыты (хотя, музеи разрешили открыть еще вчера).

Местные называют свой город ласково «Штедтл». Дома, несмотря на то, что кажутся разными, достаточно однотипны в плане функциональности — на первом, каменном этаже, располагалась мастерская, таверна или магазин. Выше были квартиры, а под крышей хранилось сено и дрова.

Когда мы вышли на бывшую главную улицу, на мой взгляд — очень милую, мы третий раз встретились с гуляющей с фотоаппаратом женщиной. Стало понятно, что нас, туристов, в городе трое.

В другое время, я бы обязательно попросила даму нас сфотографировать, и, наверняка, она бы сделала тоже самое. Но, в связи с Ковидом 19, подойти к человеку, и предложить ему взять телефон из твоих рук — это верх неприличия, такое и в голову не приходит. Зато, какая радость — работает кафе-булочная, где мы с удовольствием перекусили (бесстрашно!).

Посмотрите на эту красоту справа — это «Дом для бедных», который был построен городом в 1766 году, и до 1920-х годов город оплачивал проживание в нем бедняков… что сказать — неплохо. Но, звериный оскал капитализма — дом сейчас в частном владении, а бедняки и социальщики живут в домах попроще.

Один карантинный день в сказке - Шильтах.

Самое молодое здание Верхнего города, построенное в стиле модернизма в 1849 году — отель «У оленя». Его построили на месте старого, сгоревшего в 1770 году отеля. В конце 19 века, помимо гостевого дома, это был магазин, в котором семья Кох торговала товарами для дома, продуктами, и кофе.

Дом, в котором с 1691 года работала чулочно-носочное и трикотажное производство. Он так и называется — «Чулочный».

Один карантинный день в сказке - Шильтах.

Последний дом на верхней улице Старого города — Отель Рессле. Жаль, что отели пока закрыты, с удовольствием бы переночевала там!

Между всеми соседними домами на одной стороне улицы — крошечные переулочки — спуски. Ширина переулков может соперничать с Венецией, но — со ступеньками:

И с любой площадки между этими домами открываются прекрасные виды на городок внизу, в долине.

Мы спускаемся вниз, в район кожевенников и сплавщиков леса. Район дубилен — самая старая часть города, и он, конечно, располагался на реке. Даже не города — район был вынесен за городскую стену из-за жуткого зловония, которое распространялось из-за кожевенного производства. Зато, этот район был почти избавлен от пожаров (именно — почти), что не помешало дотла сгореть находящейся рядом церкви. Переходим Городской мост. Первый мост на этом месте поставили римляне, когда строили дорогу в 73–74 годах. Эта дорога соединяла их лагерь Штрассенбург (Страсбург) с крепостями в долине Верхнего Неккара. Сегодня по пути старой римской дороги, проходит главная улица Шильтаха. Название «Шильтах» пошло именно от этого — «Шильт» — разветвление в двух долинах, «Ах» — со старо — немецкого «ручей» (сейчас — Бах). С этого моста вид на слияние Кинцига и Шильтаха особенно красив. На противоположном берегу можно увидеть устройство для погрузки бревен на корабли.

Прямо возле воды расположен музей, попасть внутрь мы не смогли, но зал главного экспоната уже открыт (вчера разрешили открыть музеи) — зал пилы. Когда-то ее называли «Церковной пилой», из-за того, что церковь — по соседству. Первый «пильный» завод был построен здесь в 1491 году. Колесо диаметром 7,20 метров (одно из крупнейших в стране) вращается, через механизм проходит бревно, и пила превращает его в доски. Лесопилка была закрыта в 1931 году, но музей до сих пор освещается электроэнергией, которую вырабатывает крутящееся колесо!

Рядом — бывший пограничный камень. Разграничивал два владения, но с 1810 года стал неактуален и стоит в качестве музейного экспоната.

Один карантинный день в сказке - Шильтах.

В самом начале улицы — Евангелическая Кирха в нео-византийском стиле. Построена она из песчаника реки Кинциг, на месте сгоревшей церкви в 1843 году. Это одна из крупнейших протестантских церквей Бадена, в ней установлен орган Жоржа Хайнца, но зайти внутрь не удалось — церковь тоже на карантине.

С этой Шильтахской Ратушей приключился казус. Когда-то это был муниципалитет Лехенгерихта (сегодня — это один из районов Шильтаха), хотя сам район расположен дальше, а здание стоит на земле Шильтаха. Но, у них была общая церковь, районы, все же, в 1938 году объединились, и сегодня это здание Ратхауса.

Один карантинный день в сказке - Шильтах.

Вплотную к зданию Ратхауса примыкает отель «У овцы» или, литературное «Агнец». Дом был построен в 1691 году, и изначально в нем была мясная лавка. Но, хозяин, мясник Йоханнес Траутвайн, подался в шкиперы, и, заработав деньги, в 1700 году открыл ресторан. Его сын пошел дальше, расширил заведение и получил право «кормить и размещать гостей». В 1833 году, во время пожара рядом стоящей церкви, дом, удивительным образом, сохранился. Сегодня это жилой дом, со сдающимися гостевыми комнатами.

А это один из самых юных фахверковых домов — его построил уже упомянутый ресторатор — отельер Ханс Георг Траутвайн, внук уже упомянутого мясника — шкипера — ресторатора Жоржа Траутвайна, при активном содействии его жены Жюстин, в 1791 году — просто дом — младенец. С одной стороны — дом был построен на воде, что позволяло вести кожевенные работы, но во время затоплений создавало проблемы.

Один карантинный день в сказке - Шильтах.

Вот, на соседнем доме — отметки о подъеме воды — самая высокая была в 1990 году!

Для того, что бы больше такого не повторилось, установили вот такой механизм, сбрасывающий лишнюю воду в канал:

Один карантинный день в сказке - Шильтах.

Здесь же, на реке, соседний дом — Дом Кожевенников, он был построен в 1674 году. Ротгербер Ханс Каспар Траутвайн — отец того самого мясника — шкипера (ощущение, что весь город выстроила эта семья) построил дом. Его дважды перестраивали — расширяли — в 1756 и 1808 годах.

А это — самый старый из сохранившихся домов Шильтаха — Дом Мельницы для клиентов, 1557 года. Сюда привозили зерно для измельчения. В 1977 году дом полностью прошел реставрацию, особенно — деревянный каркас.

Один карантинный день в сказке - Шильтах.

Здание слева «Защитная дверь подвала», действительно, с огромным подвалом, было построено в 1544 году Хайнцем Фитченмейером. Его семья была вынуждена продать дом в 1985 году (4 века!!!) дорожно-строительному управлению.

По всему городу есть масса приятных мелочей — рисунку, скульптурки (особенно понравилась кошка на крыше), цветочные горшки.

Кстати, в городе есть завод, настоящий! Выпускающий краны, души, смесители и прочее ванно-туалетное добро. Вон он, беленький:

Один карантинный день в сказке - Шильтах.

Учитывая, что идет сезон цветения, то красота сопровождается еще и запахом! Если у нас, в низине, магнолии, миндаль, глицинии и сакуры уже отцвели, и сейчас сезон сирени, яблонь, слив и груш, то здесь, в горах, прохладнее — все цветет позднее.

Что могу сказать в заключении — городок потрясающий, мало облюбованный русскоязычными туристами, и зря. И если вы будете проезжать неподалеку — обязательно загляните сюда хотя бы на пол дня, а лучше — на день с посещением музеев, которые, как я надеюсь, скоро откроются. Ходить по городу можно по карте, хотя — заблудиться невозможно и так.

Один карантинный день в сказке - Шильтах.

Всем здоровья и спасибо за внимание.

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия