Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 22:27
Мы будем путешествовать!

Хорнберг, Gutach, Филлинген-Швеннинген, Шильтах — Германия Февраль 2022

Зимы в этом году у нас не было от слова «совсем». Даже в горах снега мало и забраться надо высоко, чтобы его увидеть. А в Хорнберге, куда мы отправились в солнечный и теплый зимний день, не было ни снежинки, хотя он и в горах.

Историки предполагают, что уже в римские времена через Хорнберг из долины вела дорога. В 11 веке хорнбергские лорды расчищают территорию от леса и маленький поселок растет, в качестве дорожного перевалочного пункта. Торговцев нужно было накормить, а они должны были поменять лошадей и заплатить таможенную пошлину.

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

Чтобы защитить новые торговые пути, король Генрих Четвертый отправил дворянина Адальберта фон Эллербаха поселиться в долине реки Гутах от истока до слияния с рекой Кинциг. Произошло это в 1084 году. Именно он построил первый замок Лордов Хорнбергских.

Хорнберги отлично использовали удачное расположение и наличие натурального сырья. Первоначально зарабатывали на дорожных сборах, потом проезд сделали бесплатным и дорога стала местом торговли для проезжающих купцов. До 20 века включительно главная улица была сплошной торговой улицей, поэтому все фронтоны домов выходили фасадами на улицу.

Вода Шварцвальда всегда была чистейшей, подходящей для варки пива, имела подходящую мягкость, необходимую для дубления кожи, и реки имели достаточно мощи, чтобы приводить в движение мельничные колеса, а затем и турбины. Огромное количество древесины использовались в качестве топлива и сырья для резчиков по дереву, и использования в качестве компонента для изготовления фарфора и фаянса.

Хорнберг владел несколькими кожевенными заводами и мельницами, а также другими промышленными предприятиями до того, как две профессии получили мировую известность: резьба по дереву и производство керамики. Расцвет орнаментальной резьбы начался в 1730 году с часов с кукушкой. Еще до 1900 года в торговом реестре Ратуши было зарегистрировано более 100 резчиков по дереву и скульпторов.

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

Благодаря производителям соломенных шляп появился знаменитый шварцвальдский Болленхут — мы на родине шапочки с помпончиками (три поселения, один из трех — Хорнберг). Я такой радую туристов, мне даже меня гипсовую в этой шапочке подарили!

С открытием Америки и перемещением торговых путей на запад, принесли Хорнбергу обнищание. Многие хорошие мастера покинули город. Процветание вернулось, когда граф Турн унд Таксис основал почтовую каретную станцию в 1700 году. Но, через 56 лет Таксисы прекратили строительство ветви дорог из-за сложности горного маршрута, и существовал риск переноса станции. Петиция жителей Хорнберга к королю Вюртемберга помогла модернизировать дорогу в соответствии с новыми возможностями того времени, и станция дилижансов была спасена.

Около 1730 года Хорнберг стал гарнизонным городом Вюртемберга. Гарнизон был частью защитной стены с редутами через Шварцвальд. После того, как войска ушли, все их казармы и вспомогательные помещения пришли в упадок. Был период, когда на их руинах был построен Дом Престарелых, а затем землю многократно перепродавали.

С 1810 года, в ходе обмена территориями на правом берегу Рейна, при Наполеоне, Хорнберг перешел к дому Баденов, стал официальным городом и начал процветать вновь. Туризм открыл для себя климатический курорт Хорнберг, и кроме промышленности, и ремесел развивалось и земледелие.

На гору Шлоссберг можно подняться пешком, по специальной тропинке, можно на машине, до отеля «Шлоссберг», где есть парковка. Первый раз, когда мы приехали сюда, произошел курьезный случай. Замок оказался закрыт. Мы спустились в отель, и спрашиваем, когда можно попасть внутрь. В ответ портье, не говоря ни слова, ныряет под стойку, достает ключи, кладет их и говорит: «Сходите, а когда назад пойдете, не забудьте ключи занести». Оказывается, и так можно крепость посетить. Сейчас меня такое бы не удивило, а тогда, прожив здесь совсем недолго, я была изумлена.

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

Первый замок был построен лордами Хорнбергами около 1200 года. Единственный случай оккупации крепости — на непродолжительное время ею завладели страсбуржцы. Споры и разделы наследства вынудили лордов Хорнберга продать имущество по частям Королевству Вюртембергскому. Вюртембергцы правили с 1448 года с коротким перерывом в 1519–1536 годах, когда вюртембергский герцог Ульрих впал в немилость императора, и Хорнберг получил Филлинген.

Конечно, за века он несколько раз горел и перестраивался, около 1564 года замковый комплекс перед донжоном был перестроен, а старый замок снесен. Тридцатилетняя Война и Война за Испанское Наследство почти полностью разрушили замок и город. Устояла только крепость, от которой сохранились две башни — Замковая и Пороховая. Пороховая башня датируется 1621 годом, когда она перестала быть фортификационной, ее превратили в Солодовую башню для замковой пивоварни.

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

Замковая башня служила Хорнбергам жилыми помещениями. Под защитой этой башни и рос город у подножия горы.

При подъеме на 17-метровую Замковую башню, информационные щиты рассказывают подробную историю крепости, по векам и эпохам. Обратите внимание на толщину стен в бойнице. Гравюра с видом на город относится к 1600 году, мастер Мериан. Изображения двух замков: слева — первый замок на Шлоссберге, справа — второй замок после расширения в 1564 году. Вход был пробит в 1735 году, взамен старого, замурованного.

Это пушечное ядро у подножия лестницы, посвящено главному городскому событию — Хорнберской стрельбе. Как только не звучит знаменитая пословица: «Это заканчивается, как стрельба в Хорнберге», или «То, что не случилось» — если долго ждать какого-либо события, а оно не пришло. А по-русски, мы сказали бы словами Шекспира: «Много шума из-за ничего». Хотя, Шекспир никакого отношения к нашему выражению не имеет, а вот Шиллер упоминает Хорнбергскую стрельбу в «Разбойниках». В летние месяцы 80 актеров в исторических костюмах показывают, как произошло событие, от которого произошло знаменитое немецкое изречение. А на каждой площадке по пути — картинка, иллюстрирующая эпоху.

Так что со стрельбой? Жители города и обитатели крепости готовились к приезду герцога Вюртембергского. Решили дать залп по поводу его въезда в город. И вот наблюдатели на крепости увидели пыль на дороге, решили, что это карета герцога и дали залп. Когда дым рассеился, то поняли, что это была почтовая карета. И вот второй раз пыль на дороге. Дали второй залп. Оказалось — заезжие купцы. А герцог не приехал. (правда, я читала и другую версию — приехал, но больше не было пороха). В любом случае, сегодня эту фразу — То, что не случилось, или — как во время Хорнбергской стрельбы — говорят в таких случаях: вы чего-то очень ждете, готовитесь, а это не присходит.

Выход на смотровую площадку новый, стеклянный. И виды на городок и долину восхитительные даже сейчас, в достаточно невыигрышное время года, когда нет ни зелени, ни снега.

Главное, чем любуются сверху — виадук железной дороги. Горный маршрут протяженностью 28,6 км, преодолевающий перепад в почти 600 метров — с 241 до 806 метров, считается самым сложным участком Шварцвальдской железной дороги. Поезда преодолевают на этом участке 38 тоннелей и петель. Самый первый тоннель расположен прямо перед виадуком — это 50-метровый тоннель Ребберга. Дважды в час со специальной смотровой площадки, можно наблюдать, как поезда идут вверх и вниз из долины, и проходят эти 150 метров по виадуку. Выглядит это, как самая большая модель железной дороги. 8 и 9 февраля именно виадук стал причиной бомбардировки Хорнберга французской авиацией.

Вот видео проезда поезда:

От замка можно начать пешую прогулку, тропинки промаркированы, они очень живописны — с гротами, мостиками, площадками для отдыха. Проход по тропе занимает час — полтора.

И по всей тропе оборудованы смотровые площадки, с обязательными скамеечками, повернутыми к панорамам, где люди могут сидеть, наслаждаясь красотой. Вот эта Рондель сохранилась от замкового комплекса, на ней установлен мощный бинокль, через который можно рассматривать окружающие красоты.

Замковый отель построен на месте замковых вспомогательных построек, и пивоварни. После того, как здание получило пристройки в стиле барокко, оно стало отелем, а в 1897 году было отстроено заново и названо «Новый замок». Отель использовали промышленники и торговцы, потянувшиеся в Хорнберг после открытия железной дороги. Его планировали еще расширить, но планы не были реализованы из-за ПМВ. Во время ВМВ нацисты использовали его как районную школу. После ВМВ «Старый» пришел в упадок, а «Новый» использовался как госпиталь, а затем — спортзалом для школьников. В 1977 году старый замок был снесен, а в новом открыт отель «Шлосс Хорнберг». В 2012 году он был полностью отремонтирован.

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

Спускаемся в город, но по пути я остановилась еще раз. Памятная табличка Кайзеру Вильгельму, надпись гласит: «Он хотел быть сыном своего народа».

И рядом, искусственный водоем, с зоной отдыха.

Спустившись, мы идем полюбоваться на виадук вблизи, и он смотрится совершенно не хуже, чем сверху. Это уникальное сооружение Шварцвальдской железной дороги, построенное в 1871 году, баденским инженером Робертом Гервигом, как простой стальной мост на трех столбах красного песчаника. А в 1925 году его заменили на сегодняшний, так как старый перестал выдерживать вес тяжелых паровозов. Длина моста равна 125 метрам, высота 25 метров, у него 7 арок с шириной пролетов 14,5 метров. Сваи из твердого гранита вбиты в землю на 6 метров. Для железнодорожной станции Хорнберга пришлось соорудить специальный искусственный холм, а для самой дороги — переместить русло Райхенбаха.

Но, эта железная дорога, строительство которой продолжалось 17 месяцев, стала основой для развития промышленности, торговли и туризма.

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

Если вы хотите осмотреть все достопримечательности Хорнберга, а их совсем немного, то сделать это очень просто: идите по указателям — пушкам.

Раз уж начали про мосты, давайте несколько посмотрим. Их в городе множество, они пересекают текущую по городу речку, скорее ручей — Райхенбах. Вот этот мост называется — Ратхаусбрюкке, так как он начинается от площади Ратуши.

Если спуститься вниз, с моста, то видно, насколько это бурная река. Даже сейчас, зимой, с учетом, что снега в этом году нет вообще, она бурлит очень активно. А весной и летом ее уровень поднимается очень сильно. Горные реки очень опасны.

На опоре моста установлена скульптура медведя. На этом месте веками существовала гостиница «У медведя». Старая часть города сильно пострадала от воздушных налетов 1945 года, и гостиница была разрушена. Фабрикант Франц Шиле построил на этом месте новую гостиницу «Бэрен», и скульптура медведя украшала навес. Но в 2005 году здание было снесено. В 2012 году была реконструирована площадь Ратуши и мишку установили на опоре моста, а площадь назвали его именем — Бэренплатц.

Ратуша Хорнберга впервые упомянута в 1498 году. Ее несколько раз перестраивали, самая большая реконструкция произошла в 1533 году при герцоге Ульрихе фон Вюртемберге. Именно здесь принимали герцога Кристофа, сына герцога Ульриха, в 1564 году.

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

Сегодняшняя Ратуша, восстановленная после бомбежек ВМВ, стоит точно на своем первоначальном месте. Фреска на фасаде изображает «Хорнбергскую стрельбу» — на фреске мы видим гордых ландскнехтов, пушку и хорнбергский герб.

С обратной стороны пристройки Ратуши можно полюбоваться дворянином Бруно фон Хорнбергом, известным менестрелем конца 12- начала 14 веков.

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

Перед Ратушей выложен герб города.

Один из самых милых памятников в городе — Тележка с осликом, везущая ящички с товаром. Это тележка бакалейщика, которая с 1564 года развозила товары. На ящичках надписи: «Чай», «Воск», «Хлеб» и так далее. Это игра — надо отгадать сколько стоят продукты и бросить мячик в лунку, мячик выпрыгивает из отсека и можно увидеть — правильно ли вы отгадали. А глаза у ослика грустные, наверное, он устал.

Нынешняя таверна «Цум Флиссен», и примыкающие к ней два дома, дают представление, как все выглядело в Хорнберге в прошлом. В 1877 году местная семейная пивоварня Кеттерер открыла свои двери для жителей города.

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

В то время деревянные пивные бочки, замурованные в натуральный лед, хранились в прохладе в проходях в скалах, которые отлично видны и сегодня. Задняя стена домов по всей улице, упирается в скалы.

Фонтан с фигурой Ландскнехта стоит на въезде (выезде) в город. Дружинники и наемники с 16 века защищали город от врагов. Ландскнехты находились на содержании у графов и герцогов и славились не только своими умениями, но и безмерным потреблением спиртных напитков! Фонтан был создан в 1955 году скульптором Хуго Францем Книттелем. Стихи о «Хорнбергской стрельбе» на постаменте принадлежат профессору Теодору Келлеру, 1564 год.

На небольшой площади, носящей имя города — побратима Бершвиллера (из Эльзаса) установлена скульптурная групп Эрнста Штрассакера, 1998 года. Вот собачки немецкие на площадях не писают!

А уж если чья-то собачка соберется покакать в ненадлежащем месте, то хозяин увидит вот такую табличку, с предложением поменять место для туалета собачки — и пусть она покакает перед собственной дверью:

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

А вот этот фонтан представляет собой «Историю Хорнберга». Это изображение открытых ворот, через которые можно пройти по выложенным камням. 900-летняя история представлена с помощью 12 важнейших событий. Фонтан был спроектирован городским мастером — строителем Вилли Хейном, рельефы выполнены скульптором Армином Герингером.

В центре города, над речкой Гутах, высится приходская евангелическая церковь. До 1447 года это была католическая церковь Богоматери, а после 1451 года они выбрали своим покровителем Святого Иоанна. В те времена эта церковь стояла за пределами крепостной стены, так как в городе не хватало места. В 1534 году она стала протестантской, а 1602 году расширена Генрихом Шикхардом, он добавил еще один неф и достроил башню. Высокий готический хор сильно пострадал от авианалетов 1945 года, и был восстановлен в 50-х годах.

Во дворе церкви стоит памятник погибшим горожанам во Франко-Прусской и двух Мировых Войнах.

То, что не случилось — Хорнбергская стрельба

А напротив — дом настоятеля, построенный в 1904 году. Дом утопает в зелени, даже сейчас, в феврале. Во дворе растет секвойя. После 1800 года король Вюртемберга отправил семена секвойи, привезенные из Америки, во все административные города, в том числе в Хорнберг. Сегодня секвойи растут почти в каждом городке.

Возле медицинского кабинета с нетрадиционной медициной (кстати, его посещение не оплачивается больничной кассой, при том, что страховка покрывает почти все в традиционной медицине) установлены самоцветы гигантских размеров. Там лечат с помощью натуральных камней (нет, не бьют камнями, не знаю что делают). Эти предоставлены Александром Мюллером, из музея «Мир кристаллов» городка Дитинген.

И весь город украшен к карнавалу, что стало самой главной радостью! Во Фрайбурге карнавал отменили, в прошлом году отменили везде, неужели в этом году разум где-то возобладал и жизнь возвращается в нормальное русло? Вы видели на фотографиях разноцветные тряпочки — флажки? Мы переехали в Германию в феврале, когда весь Шварцвальд готовился к Карнавалу — главному празднику, который называют «Пятое время года». И по всему нашему городку висели старые колготки, носки и трусы, что привело меня, как минимум, в недоумение. Оказалось, это «лумпен» — «тряпье», с помощью которого зиму изгоняем. Вот отсюда слово «люмпен», которым обозвали пролетариат.

Ручейки — бехле журчали совершенно по-весеннему, что тоже поднимало настроение.

На выезде из города не просто завод знаменитой сантехники «Дуравит», это Дизайнерский центр предприятия. Людвигсбургская фарфоровая мануфактура высоко оценила бклую посуду из Хорнберга. Когда город из Вюртемберга перешел в Баден, Георг Фридрих Хорн воспользовался возможностью самостоятельно использовать землю, и в 1817 году основал «Хорн Порцелайн Фабрик», но под давлением целльской мануфактуры, вынужден был переименоваться в «Керамогранит» вместо «Фарфора». С 1960 года глобальная компания стала называться «Дуравит».

Главный дизайнер Филипп Старк (известнейший французский промышленный дизайнер) в 200-летнюю историю завода привнес современные тенденции в области ванных комнат и велнеса. Здесь можно заказать на несколько часов себе ванну с любыми наполнениями, можно на двоих. Ванны там, действительно, шикарные, просто произведения искусства. А этот гигантский унитаз — смотровая площадка. Правда, это, наверное, первая смотровая площадка в моей жизни, куда меня совсем не тянет!

По дороге домой в третий раз остановились возле старой мельницы, но там вновь никого не было, хотя, по слухам. ее купила молодая пара. Попробую еще раз.

Вот такой замечательный зимний весенний вторник получился у меня. Спасибо за внимание!

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы
  81. День прихода настоящей весны!
  82. Ревет и стонет Рейн широкий

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия