Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте
Мы будем путешествовать!

Вайсвайль — Германия Март 2024

Про Шварцвальд я писала много, про лес, про водопады, про горы, про озера и про многое другое. А вот про главную жизненную артерию нашего региона не писала! В предпоследний день марта я решила восполнить этот пробел и отправилась на прогулку к Рейну.

Ревет и стонет Рейн широкий

Пока я собиралась — прошел совершенно короткий летний дождик, и появилась полная двойная радуга. Не успела забежать за дома, чтобы ее всю снять, она буквально через пару минут исчезла, вот, все что успела захватить:

Если говорить сухим языком цифр, то длина Рейна составляет 1230 километров, он берет начало на высоте 2415 метров над у.м. в Альпах, протекает через шесть стран — Швейцарию, Лихтенштейн, Автрию, Германию, Францию, Нидерланды.

Ревет и стонет Рейн широкий

Рейн — крупная пограничная река, она обеспечивает весьма разнообразное движение грузов и пассажиров. Т. о. он играет важную экономическую и стратегическую роль для Швейцарии, Германии, Франции и Нидерландов. Та часть Рейна, которая протекает у нас — от Базеля и ниже по Рейнской низменности примерно на 400 километров — называется Верхний Рейн. Именно на этом участке происходит самый большой перепад высоты — от 250 метров над у.м. до 75 метров. Южная часть Верхнего Рейна образует государственную границу между Францией (Эльзасом) и Германией (Баден-Вюртембергом).

Пограничным в этих местах он был со времен Древнего Рима, который еще в 1 веке до н. э. завоевал левобережье — западную сторону от Рейна, сделав его границей. Это римляне обжили берега реки, понастроив на них города, в том числе и на нашем участке — Базель и Страсбург.

Ревет и стонет Рейн широкий

А во времена Империи Франков Рейн стал не только естественной фортификацией, но еще и торговым путем. На север, вниз по течению, перевозились товары из Италии, а на юг, вверх по течению — олово, медь и шерсть из Англии, сукно из Нидерландов, серебро, соль и оружие из Германских земель.

В середине 13 века появился Союз Рейнских Городов, в который вошли 70 городов, стоящих на реке. И все шло чудесно, пока к 16 веку торговые пути не сместились на запад — на море. Эпоха Великих географических открытий и открытие Америки привела к упадку торговли на Рейне.

Ревет и стонет Рейн широкий

Все поменялось в 19 веке. Началась промышленная революция, а в Лотарингии добывали необходимую промышленности железную руду, в Сааре и Руре уголь. И все это удобнее всего было транспортировать по Рейну. С 1840 года проводились обширные работы по расширению с целью защиты населения от наводнений, развития сельского хозяйства и обеспечения расцвета торгового мореплавания.

Между 1842 и 1876 годами Рейн выровняли по плану баденского инженера, полковника Иоганна Готфрида Туллы. Меандры укоротили, заполнили притоки и построили дамбы, чтобы удерживать Рейн в новом русле реки. Но из-за сокращения течения реки скорость течения увеличилась, что привело к значительной эрозии, что серьезно отразилось на судоходстве.

Ревет и стонет Рейн широкий

Вот почему между 1907 и 1950 годами из северной Германии до Базеля были проведены новые работы. Были созданы насыпи, установленные для успокоения течения, и благодаря расширению порта Страсбурга в 1924 году, через несколько лет расширили порт Базеля.

В то же время эльзасский промышленник Рене Кёхли разработал проект бокового канала Рейна. По Версальскому договору 1919 года это принимает конкретную форму: Большой Канал Эльзаса. Он был построен во Франции между 1928 и 1959 годами, с системой плотин в Кембсе, четырьмя электростанциями (позже еще 6 добавили) и шлюзами. Вниз по реке от Фогельгруна Канал уступает место так называемым «петлевым решениям». За Страсбургом Рейн направлен в канал. Последние два этапа расширения — немецко-французские.

Ревет и стонет Рейн широкий

Выше по течению Большого Канала Эльзаса и на каждой петле расширение помогает поддерживать систему плотины и постоянный уровень воды в подающем канале.

Каждая водосливная система имеет несколько проточных отверстий длиной до 12 метров, которые облегчают вылов рыбы. Их высота и ширина достигает 30 метров, они оснащены регулируемыми ограждениями. Эта система имеет специальное оборудование на случай наводнения.

(закрытый пропуск).

Наша плотина имеет длину 200 метров и 7 «закрылок» — Passe, это слово означает «пропуск». Собственно, «пасспорт» — «пропуск в порт». Скорость водного потока автоматически регулируется компьютером, но если поток превысил предел 2800 м/сек, то вводится ручное управление.

(поворот).

При низком расходе заслонки закрыты, при большом сливе заслонки открываются поворотным движением. Для сегментных ворот высотой 6,3 метра, высота створки составляет 2,8 метра.

(открытый пропуск)

В нормальном состоянии, как сегодня, обычно открыт только один пропуск, и 6 закрыто. Но несколько лет назад, когда разбушевавшийся Рейн вышел из берегов и затопил огромные площади, когда больше ста человек погибли, то из 7 вророт открыты были 6, и вода поднималась почти до верха — было очень страшно! Я живу в 2 километрах от Рейна — у нас улицы мешками с песком перегораживали, но — обошлось, наши плотины справились, стихийное бедствие произошло ниже по течению.

Через все сооружение проходит пешеходная и велосипедная дорожки.

Ревет и стонет Рейн широкий

И вот с этой дамбы два года назад я сняла то жуткое наводнение, сейчас смотрю — самой страшно!

Дожди льют не по-детски, Рейн, обычно спокойный в это время, просто сошёл с ума! Вместо обычного синего цвета — он коричнево-желтый. На дамбе из 7 задвижке открыты 6, за 15 лет я вижу такие впервые! Перекрыли все проезды вдоль реки. Ужас ужасный!

Даже в маленьких ручейках — притоках Рейна — стоят уровни подъема воды:

Ревет и стонет Рейн широкий

Вот так расположены станции и шлюзы по обоим берегам Рейна:

Поймы у берегов и Рейнских островов, образовавшиеся в результате постепенного расширения реки, образуют природный заповедник, где сложилась чрезвычайно разнообразная флора и фауна. И прогуливающиеся здесь туристы и местные жители, и ученые, могут наблюдать серых цапель, крачек, нырков и лебедей среди лиан и орхидей, когда меняется время года и они мигрируют. И на Рейне и на притоках водятся лебеди, это самые популярные местные жители, их огромное множество:

У нас есть наши постоянные соседи:

Утки тоже встречаются, причем — разных видов.

Ревет и стонет Рейн широкий

А вот если верить этому информационному щиту, то птиц на Рейне — великое множество!

Между Старым Рейном и Каналом остров Ринау представляет собой одну из последних жемчужин Рейнского леса, все еще подверженную затоплению. Его длина составляет более 10 километров, а ширина — 400 метров. Остров усеян речушками, прудами, лугами и лесами, которые поддерживают большое разнообразие растений и животных.

Ревет и стонет Рейн широкий

Чтобы сохранить это природное наследие, объект находится под строгой нормативной защитой. Южная часть острова с 1991 года классифицируется как Национальный Природный Заповедник, управление которым поручено Ассоциации Эльзасских памятников.

Организация EDF строго следит за Рейном. Они утилизируют все отходы и мусор, которые собираются на впускные грабли электростанций, и перерабатывают эти материалы после их сортировки. Сотрудники контролируют разлив Рейна, скорость которого может подниматься с 1000 м/сек до 4000 м/сек в течении половины дня. Каждая водосливная система оборудована для отвода воды. В случае очень сильных наводнений электростанции ограничивают свою продукцию в соответствии с международными соглашениями, чтобы дать возможность реке растекаться по бывшему затопляемому руслу Рейна или по устроенным для этой цели польдерам.

Ревет и стонет Рейн широкий

Досуг — часть жизни на берегах Рейна. Велосипедные дорожки пролегают через природный заповедник и проходят мимо укреплений в Страсбурге, Ринау, и Кембсе и пересекают здесь границу. На фото — так называемая граница, эта проволочная сетка отделяет дамбу, находящуюся на территории Франции, от Германии, калитка, конечно, открыта. Рыбак стоит на французской территории, я фотографирую из Германии.

Образовательные тропы были созданы в Страсбурге, Гертсхайме, Ринау, Фогельгруне и Кембсе. Акватории Плобсхайм на французской стороне и Райнау-Каппелен на немецкой стороне используются парусными лодками и серфингистами, а рыболовы и туристы на островах могут извлечь из этого пользу, при условии соблюдения правил безопасности. По поводу рыболовов — это, конечно, на французской стороне, где для ловли рыбы достаточно купить годовую лицензию. А на немецкой стороне: ужас, ужас, ужас! Учеба, потом сдача экзаменов, потом лицензия и рыбалка с занесением каждой выловленной рыбки и ее параметров в специальную книгу! Моему мужу, любителю рыбалки, очень повезло, мы живем на границе — он с друзьями просто переходит Рейн и рыбачат во Франции.

А граница, вот она:

Ревет и стонет Рейн широкий

А вот яхт — клуб более доступен, как ни странно. Сейчас, в начале весны, яхты готовятся к активному сезону. Конечно, это не Монако и не Майями, это небольшие речные суда:

Неподалеку есть маленький аэродром — любители летают. Плщадки для дельтапланеристов и парапланеристов чуть дальше — ближе к горам.

Ревет и стонет Рейн широкий

Ну, а раз я гуляю, то я должна выпить кофе с тортиком — это ритуал, который должен выполняться вне зависимости от места прогулки. И, опять, вне зависимости от места, конечно, есть кафе «Вид на Рейн». Оно работает с весны до осени, только с 13.00., а в выходные дни и праздники — с утра.

А по дороге назад, несмотря на то, что небо полностью заволокло пеленой (час назад синее было, но у нас такие смены погоды — норма), оно уже было открыто. Я взяла тортик с забавным названием «Руссишер Цупфкухен» — русский щипанный (рванный) пирог. Рваное -это та прекрасная крошка наверху. Похож на чизкейк, нежнейший творог. Почему русский — мне никто объяснить не смог. В другой день — классический немецкий яблочный пирог. Третий — наш региональный вишневый пирог. У меня это уже традиция — когда гуляю, доходить до кафе и съедать десерт.

У хозяев забавное представление о декоре, так обозначены туалеты. И нет, это не будки с дырками (у меня один раз туристы такое спросили) — нормальные туалеты, хоть и на берегу Рейна.

Если пойти по высокому берегу на юг, то можно не только во Францию сходить, можно до Швейцарии дойти (к завтрашнему дню, здесь 70 километров). Вон она, впереди:

Ревет и стонет Рейн широкий

Таких красивых туристов привезли — аж пять больших собакенов гулять приехали, но я с малышкой поиграла — меньше килограмма весит.

Помимо прогулки вдоль реки, можно погулять по прибрежному лесу. Он только с виду лес, но по нему проложены тропинки и на деревьях висят указатели.

Ревет и стонет Рейн широкий

Периодически в лесу можно встретить вот такие пит-стопы, где можно отдохнуть:

Чем занимаются местные лесники? Их быстрые действия необходимы, потому что сухие ветки от крон умирающих или мертвых деревьев могут внезапно упасть; деревья могу упасть неожиданно; зараженные деревья могут заразить грибком здоровые деревья; учетом количества древесины, которую разрешено использовать для производства материалов, мебели или дров.

В этом лесу одно из самых распространенных деревьев — ясень. Он страдает от отмирания побегов — болезни деревьев, вызываемой грибком из Восточной Азии (да что это такое, что ни зараза — все оттуда). Сначала отмирают ветви, затем крона и, наконец, все дерево. В результате леса из ясеня могут полностью погибнуть.

Ясени поражены болезнью по всей стране, особенно сильно пострадали пойменные леса Верхнего Рейна. После бука и дуба, ясень является третьим по значимости лиственным деревом в нашем лесу. Благодаря своей ярко выраженной корневой системе ясень был носителем надежды на стабилизацию лесов перед изменением климата.

Ревет и стонет Рейн широкий

У ясеня твердая и очень эластичная древесина, из него изготавливают ручки топоров, молотков, и мебель.

Очень небольшой процент ясеней обладает генетически унаследованной устойчивостью к отмиранию побегов. Это повод надеяться, что будет создано более здоровое поколение ясеней. Ученые — лесоводы и специалисты — практики лесного хозяйства вместе работают над поиском решения.

Ревет и стонет Рейн широкий

Периодически в лесу можно встретить ряды бревен, они готовы к распилу или транспортировке, и, что всегда удивляет туристов — они пронумерованы. Как и деревья в лесах.

Или вот такие, уже напиленные доски, или уже сложенные поленницы. Почти в каждом доме есть камины, и дрова мы покупаем, они не дорогие.

Ревет и стонет Рейн широкий

А вот такие камни когда-то обозначали границы владений. Сейчас — это указатели, на них выбито — сколько километров до какой деревни или городка.

От Рейна до моего дома ведет красивая скульптурная улица. Выставлять все не буду — у меня есть отдельный альбом, но эти — почти новые. И даже возле первых от Рейна домов стоят скульптурки.

На входе в наш Вайсвайль — пасхальная Школа Зайцев. Именно они помогают детям яйца в траве искать в Пасхальные праздники.

Несмотря на то, что в процессе прогулки погода несколько испортилась, весна уже пришла и это чувствуется — везде цветы. Кстати, немцы занимают первое место в мире по количеству срезанных цветов на душу населения, и первое место в мире по импорту роз на душу населения.

Тут и подошла пора ужинать. Если вы едете по сельской дороге в Германии, и видите вот такую метелку, приявязанную к чему-либо возле ответвления дороги — смело сворачивайте, вас накормят. Это означает, что рядом какая-то сельская таверна.

Ревет и стонет Рейн широкий

Эта — вполне современная, очень яркая и жизнеутверждающая. Я выбрала суп из спаржи — спаржевый сезон в разгаре, а муж, банально, съел шницель.

Рядом — ларек самообслуживания, работает 24/7, берете продукты, деньги в ящичек.

Ревет и стонет Рейн широкий

На входе в нашу общину — Школа Пасхальных Зайчиков. Завтра Пасха.

Нашего соседа сейчас повезут гулять, выпустили на пару минут раньше, и посадили на пледик. Забавно, непонятно — кто здесь кого охраняет: медведь собаку, собака машину, и оба они — дом.

Ревет и стонет Рейн широкий

На плотине я разжилась колодезным люком с надписью, коллекция пополнилась.

Солнце садиться за Рейн, как за море.

Всем спасибо за внимание!

Ревет и стонет Рейн широкий

Рассказы о городах Баден-Вюртемберга ниже по ссылкам:

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы
  81. День прихода настоящей весны!