Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 17:36
Мы будем путешествовать!

Штутгарт, Фрайбург — Германия Октябрь 2021

Не фахверком единым, когда речь о Баден-Вюртемберге. Уж сколько городов и городков нашей Федеральной Земли я описывала, а до столицы никак «руки не доходили». Надо исправлять, тем более, буквально пару месяцев назад, я провела там два чудесных дня.

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Штутгарт расположен на реке Неккар, в очень живописной котловине, центр угнездился в оправе из зеленых гор, Штутгарт — один из самых зеленых городов Европы.

Штутгартский вокзал — это главный городской долгострой, его реставрируют, перестраивают, ремонтируют и достраивают новый уже «незнамо сколько лет». Но, он очень удобно расположен — в центре города, все главные достопримечательности: дворцы, парки, музеи, церкви, торговая улица, театры — все расположено в пешей доступности от вокзала, минут 10–15 ходьбы.

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Не удивляйтесь надписи «Бразилия» над одним из входов на вокзал, мы не переместились в Латинскую Америку. Кодовое название «Бразилия» во время ВМВ использовалось для фальшивого военного объекта, который использовался для имитации ночного Штутгарта во время британских бомбардировок. В этом объекте главный вокзал был представлен макетом с деревянными манекенами и кирпичными стенами, чтобы дезинформировать союзников. Соломенные циновка имитировали улицы. Огни и вспышки электрических линий производили впечатление стрелочных переводов движущихся трамваев. Изначально обман оказался успешным, потому что пилотам приходилось ориентироваться с большой высоты во время ночных атак. Но в 1942 году британцы установили радиолокационный контроль, и в 1943 году фальшсистема «Бразилия» была демонтирована. Сегодня надпись «Бразилия» на крыше штутгартского вокзала освещает двойственность между обманом, утопическими обещаниями и реальностью настоящего и будущего.

К югу от вокзала начинается главная пешеходная торговая улица — Кёнигштрассе. Удивительно, но в ковидную истерию, в субботнем Штутгарте творилось что-то невообразимое, ощущение, что весь полумиллионный город вышел на прогулку и на шоппинг!

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Но, я начала прогулку с того, что отправилась в отель, оставить вещи. Квартал, расположенный с обратной стороны вокзала, когда-то был рабочей окраиной, а сегодня это вполне престижный современный район.

По дороге невозможно не обратить внимания на замок отель «Аркотель Камино», который расположен точно на пути Святого Якова, каждая комната в отеле рассказывает о каком-то участке паломничества. Здание из светлого песчаника контрастирует с внутренним убранством из темного дерева и светлой кожи, напоминающим галисийскую Испанию.

Но, мне немного дальше. Мой отель «Джаз» оказался просто великолепным, превзошедшим все ожидания, отзыв об отеле здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/stuttgart/hotels/2196844/response/10760

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Бросив вещи, отправляюсь на прогулку. Интересна история основания города. Швабский герцог Ульрих (между прочим — сын императора Оттона Первого), примерно в середине 10 века основал на этом месте конюшню. А на старонемецком это называлось Stuotgarten, вот оттуда и пошло название. Так что, жители города вполне могут говорить, что они живут «на конюшне».

По этому поводу на городском гербе изображен гарцующий конь, но, почему-то, чаще всего это изображение можно увидеть на общественных туалетах.

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

С трудом обнаружила эмблему на фонтане в старом альбоме. А заодно — герб Вюртемберга.

В начале 14 века Штутгарт стал резиденцией графа, в конце 15 века — резиденцией герцога, а в 1806 году — короля Вюртемберга.

К сожалению, все, что мы видим сегодня, новодел — все восстановлено, так как во время бомбежек ВМВ город был практически полностью разрушен.

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

По пути к центру мы проходим мимо невзрачной церкви, однако, это бывший Кафедральный Собор Святого Эберхарда, который был построен в 1811 году, при короле Фридрихе в замке Солитюд. Архитектор Николаус фон Турэ выстроил ее в классическом стиле, как первую католическую церковь после Реформации. В 1944 году она была разрушена, но к 1955 году ее восстановили. Собор получил статус епископальной церкви в 1978 году, относится к епископству Роттенбургско-Штутгартского.

Возле памятника Герцогу Кристофу Вюртембергскому проходил митинг, как потом выяснилось, они шли по всему городу. Бронзовый памятник установлен на площади Шлоссплатц, он был спроектирован придворным скульптором Паулем Мюллером в 1889 году в честь герцога, правившего с 1550 по 1568 годы. На рельефных плитах изображены сцены из его жизни. Именно по инициативе этого герцога протестантизм получил дальнейшее распространение и упрочение в Вюртемберге. Кристоф Вюртембергский стал создателем церковного и школьного устава.

Выходим на большую площадь, в центре которой высится Юбилейная Колонна, 1841 года, которая была установлена в честь 25-летия правления короля Вильгельма Первого. На ее вершине установлена 100-центнерная 5-метровая римская Богиня Конкордия. С четырех сторон — барельефы с историческими сценами (героические победы вюртембержцев в войне союзников против Наполеона) и четыре аллегорические фигуры по углам постамента (Торговля, Сельское Хозяйство, Вооруженные Силы и Исксство и Наука), основанием которым служит 30-метровая гранитная плита.

Со стороны торговой улицы площадь замыкает Королевский Пассаж, красивый и очень неплохой торговый центр. И местные жители, и туристы, его ценят.

Я уже написала, что в этот ковидный субботний день народу на улицах города было — невообразимое количество. День был очень солнечный, хоть и осенний, и люди радостно гуляли, развлекались и занимались шоппингом — всем, видимо, надоела интернет — торговля, учитывая, что всю прошлую зиму промтоварные магазины были закрыты. Вот, на главной площади радость доставлял клоун, пускающий мыльные пузыри.

И я не могла не покататься на колесе обозрения, это такое приятное воспоминание детства, что невозможно отказаться! Я и не отказалась, два раза — при дневном освещении, а потом еще раз, при вечернем.

Вот, сделала небольшое видео с колеса:

Не могу сказать, что колесо огромное и оттуда открываются необыкновенные виды, но площадь, дворец и соседний парк просматриваются отлично.

Прямо за колесом, огромное здание Нового Дворца. Впервые он был построен в 1746 году, как резиденция герцога Карла Ойгена фон Вюртемберга (еще его отец, Карл Александр планировал), архитекторами Леопольдом Ретти и Филиппа-де ла Гепьером в стиле французского рококо и раннего классицизма. Разрушенный во время бомбежек ВМВ, он был восстановлен в 1957 году, облик фасада сохранили полностью, но интерьер изменили. Сегодня в нем располагается Министерство Финансов.

За Новым Замком раскинулся парк с прудом, одно из любимых мест отдыха горожан. Зеленые купола с оленем на крыше — это здание Ландтага и выставочный комплекс, в котором проходят не только выставки и презентации, но и встречаются профессора художественной академии, фотографы, скульпторы, художники, музыканты, актеры, танцоры, писатели, а также поклонники их искусства и спонсоры. Здесь разместился форум для обсуждения и показа всех направлений в искусстве. Построено здание было в 1898 году графом Леопольдом фон Калькройтом, для того, что бы художники, не входящие в академию, могли представлять себя на выставках. Это объединение художников является старейшим объединением художников Германии. Для поддержания общества был основан фонд короля Вильгельма Второго. Недавно в здании прошла полная реконструкция, и после ковидных локдаунов оно вновь принимает гостей.

Сбоку от Верхнего парка — комплекс сооружений — Государственный театр Штутгарта. В него входят Государственная Опера, которая занимает «Большой Дом» (1909 года постройки, архитектор Литтманн) и Государственный Драматический Театр, занимающий «Малый Дом» (1961 год, архитектор Фолькарт). Именно здесь дает представления всемирно известный Штутгартский балет.

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Перемещаемся в Старый Дворец. Во внутреннем дворе, образованном аркадами и галереями, высится конная статуя герцога Эберхарда работы Фердинанда фон Миллера из Мюнхена, 1859 года. Она была подарена Новому Дворцу, но перенесена во двор Старого в 1865 году. Граф Эберхардт фон Вюртемберг родился 11 декабря 1445 года в Урахе, а умер 24 февраля 1496 года в Тюбингене, правил вначале частью Вюртемберга с 1459 года, и основал Тюбингенский Университет, второй по возрасту в Германии. В 1482 году он принял на себя управление всем Вюртембергом, разделенным с 1441 года. После 1484 года он постоянно проживал в Старом Замке, построенном в 12 веке и перестроенном в середине 16 века архитектором Третчем в стиле немецкого Ренессанса. Большой колокол «Осанна» из монастыря Херренсхайм, 16 века. На одной из сторон изображен монастырский герб. Сегодня во дворце размещается Музей Земли Вюртемберг.

За старым Замком установлен памятник Жертвам Насилия нацистского режима. Он был создан в 1970 году Эрнстом Блохом. Четыре черных гранитных блока символизируют жестокость периода тирании. Надпись гласит, что «В память о миллионах жертв, это никогда не должно повториться», на второй табличке выбито: «Изгнанным, отвергнутым, замученным, убитым, повешенным, отравленным газом — миллионам жертв Национал-Социализма».

За старым замком вытянулся рынок. Здание историческое, хотя, конечно, тоже восстановленное. На рынке, помимо продуктов и цветов, можно купить сувениры и поесть в кафе. Очень красивый барельефный фонтан на входе.

Выходим на одну из самых известных площадей города — площадь Шиллера. С одной стороны площади находится старинный амбар — зернохранилище, построенный в 1393 году. Правда, от старого здания мало что осталось — фундамент, да и только.

С другой стороны площади — Старая Канцелярия, постройка середины 16 века.

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Замыкает площадь здание Министерства Юстиции, бывший дом Принценбау, постройки 1605 — 1677 годов.

А вот к памятнику Шиллера, находящемуся в центре одноименной площади, пробиться было сложно — его оккупировали митингующие. По всему городу шли демонстрации протеста против принудительной проституции (вообще, в Германии это вполне себе официальная профессия, с профсоюзами, налогами и пенсионными отчислениями). А памятник, работы знаменитолго датчанина Торвальдсена, здесь установлен не случайно — ведь великий Шиллер жил именно в Штутгарте.

Романо-готическая монастырская церковь — Штифткирхе, является самой старой церковью в городе. Первая Евангелическая проповедь состоялась в монастырской церкви Вюртемберга 16 мая 1534 года. Этим в Вюртемберге началась Реформация. Романская базилика с южной башней, готический хор 14 века — это настоящий памятник истории.

В нефе церкви расположены произведения искусства, созданные в предыдущих семи столетиях. Церковный клирос со времен Реформации является местом установки надгробных памятников. В их числе — надгробная плита похороненных здесь Ульриха Основателя и его супруги Агнес фон Лигниц. Здесь же выставлены скульптуры графов Вюртембергских, созданные Семом Шпером. Возле скульптур герцогов — скульптура «Молящегося Рыцаря». Окна, созданные Сайле и Колером изображают сцены из «Откровений». В центре — «Страстное окно», созданное Елиным. Самое яркое — окно Воскресения, созданное Хеннигером яркими радостными красками, символизирующее предвещенное Воскресение Спасителя. Все окна — середины 20 века. А вот так называемая «Золотая Кафедра» относится к первой половине 16 века, к году начала Реформации в Штутгарте. Именно с нее была произнесена первая Евангелическая проповедь в городе. Изделия из стекла — новое искусство. Церковный орган установлен в 2004 году, у него около 80 регистров и более 5000 трубок. Под этой церковью сохранилась Нижняя церковь, о существовании которой узнали случайно — при оснащении церкви туалетом, перенося одну из стен. Она относится к 10 веку, к романской эпохе.

Если пройти 200 метров от Шиллерплатц на юг, то мы выходим на Маркплатц — Рыночную площадь. Правда, рынка давно нет, как и старого здания, зато есть здание Новой Ратуши, построенное после ВМВ архитекторами Шторером и Шмолем. Справа на фасаде установлена статуя Георга Фридриха Вильгельма Гегеля, философа, родившегося в Штутгарте, из красного песчаника, работы Даниэля Штокера по модели Георга Райнека. В 1905 году он был установлен на недавно (на тот момент) построенной Ратуше. Интересна вторая скульптура, молодой девушки. Это «Штутгардия», моделью для которой послужила Эльза Вайс в 1905 году, авторства Хайнца Фрица. Девушка была еврейкой, в нацистские годы успела и сумела уехать в США, а скульптуру спрятал кто-то из работников Мэрии, и после войны ее благополучно водрузили на старое место на новой Ратуше, построенной на месте разрушенной при бомбежках.

Ратуша.

А этот забавный поросенок установлен в центре небольшой площади, которую окружают переполненные сегодня (пандемия) ресторанчики. Еще бы, ведь почти все национальные блюда Вюртемберга готовятся из свинины. Она здесь не жирная, и готовить ее умеют. Кстати, в Штутгарте есть даже Музей Свиней!

Фонтан счастливого Ханса.

Неподалеку от Старого и Нового Замков, на площади Карлсплатц, установлен еще один памятник — конная статуя Кайзеру Вильгельму Первому. Он был создан в 1898 году скульптором Вильгельмом фон Руманном совместно с архитектором Фридрихом фон Тиршем.

Штутгарт — очень музейный город, Художественная Галерея города обладает одним из лучших художественных собраний Германии. Ее экспозиция столь обширна, что она располагается в двух зданиях — в Старом — Альтбау, в стиле неоклассицизма, 1838 года, и в новом — Нойбау, 1980 года, архитектора Стирлинга. В музее представлены работы старых европейских мастеров, в том числе швабских художникоа 16 века, и есть отдел современного искусства и коллекция графики. Особые места уделены Рембрандту, Пикассо, Клоду Моне, Модильяни.

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Еще один музей, Фридриха Вильгельма Гегеля, расположен в доме, в котором родился философ, на Эберхардштрассе 53. Он прожил здесь 18 лет своей жизни. Мрачный тип был, прямо скажем. Учитывая, что немецкая философия — основа европейской философии, вспоминаются слова Гейне: «Французам и русским досталась земля, британцы владеют морем, ну, а в воздушном царстве грез, мы с кем угодно поспорим».

На всех домах, в которых родился или жил известный человек, установлены памятные таблички.

Ричард Вагнер, останавливался в Штутгарте, в отеле Маркуардт, 3 мая 1864 году.

Очень приятно (особенно летом), что в городе множество фонтанчиков, часть из которых питьевые, о чем обязательно сообщает табличка.

Мало того, что куча народу, мало того, что митинги на каждой площади, еще по всему городу проходила процессия демонстрантов — мужчины и женщины в черной одежде протестовали против проституции. Все здорово, идея хорошая, только искоренить это вряд ли удастся, а не можешь побороть — возглавь, что и происходит. Работницы организованы в профсоюзы, у них есть всевозможные отчисления в пенсионный, медицинский и прочие фонды, медицинское обслуживание и прочее. В том числе — огромные налоги, идущие в казну городов и государства.

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Немцы обожают «играть» в города — побратимы. Вот и Штутгарт не исключение — на одной из площадок выложены гербы дружественных городов. Есть и российская Самара.

По части современной скульптуры Штутгарт тоже не исключение, куда же без нее?

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Неприятный осадок остался от этих двух «товарищей», которые нам совсем не товарищи. Обычно, если кто-то сидит на чем-то, что хочет сфотографировать турист, то человек охотно встает и дает такую возможность. Эти — не просто отказались, а увидев, что я жду, когда они поедят и уйдут, специально демонстративно остались сидеть. Пришлось сообщить им все, что я думала по их поводу, и сообщить им, что я непременно выложу их в интернете, с пояснением, что они — самые недоброжелательные люди страны. А работа скульптора Ханса Йорга Лимбаха называется «Думающий партнер». Эта бронзовая работа была создана в 1980 году, и была помещена в другое место, но в 1983 году она подверглась акции вандализма и художник забрал ее назад. Благодаря частному пожертвованию скульптуру удалось ее отремонтировать и вернуть в Штутгарт уже через год, но уже на новое место — перед зданием биржи.

Зато вот какая память - гимназия имени Екатерины Павловны Романовой, великой Княгини Российской:

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

А вот великолепное здание Старой Канцелярии с золотым Меркурием 1862 года на крыше, сейчас вся в лесах, она на реставрации. Здание было построено в 1542 году, при герцоге Ульрихе, в качестве здания Администрации. На углу находится водонапорная башня (Меркурий возвышается именно на ней). Мало реставрации, еще и полиция по всему городу, портит картинки, охраняет демонстрантов. Не знаю, что случилось к вечеру, но машины с мигалками стартовали с мест и летели в сторону центра.

И, под занавес, перед отъездом, мы подъехали к Русской Православной Церкви, которая относится к памятникам культуры Германии. Когда в Штутгарт прибыла Екатерина Павловна, Великая Российская Княжна, для того, чтобы обвенчаться с королем Вюртемберга Вильгельмом Первым, был построен первый храм на этом месте. Про связь вюртембергского дома с российским императорским домом писала Лена (Leolik), а у меня в стадии черновика отдельный материал на эту тему, поэтому — не буду даже упоминать о ней.

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Два дня не прошли напрасно — колодец со штутгартской лошадкой пополнил коллекцию люков.

Удивительно, если бы в столице Мерседесов, я не встретила ни одного такого МакКларена. Есть и поскромнее транспорт:

Карта центра города, такие щиты стоят достаточно часто.

Из конюшни — в столицу. Штутгарт

Всем спасибо за внимание, до встречи в столице Баден-Вюртемберга.

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы
  81. День прихода настоящей весны!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия