Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 11:36
Мы будем путешествовать!

Фридрихсхафен, Меерсбург + 6 городов — Германия, Брегенц — Австрия Октябрь 2020

Продолжаем путешествовать по побережью Боденского озера. Сегодня — две легкие прогулки, два «Дорфа» — две «деревни» — Нуссдорф и Маркдорф.

Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф

В Нуссдорф, что в переводе означает «ореховая деревня» я бы и не заезжала, это совершенно курортная деревушка, где только отели, кемпинги, пансионаты и пляжи на озере. Но, были два момента, которые меня интересовали давно, да времени заехать не было, а тут — карантин, границы закрыты, времени полно, сам Бог велел смотреть недосмотренное.

Нуссдорф — одно из старейших поселений на Боденском озере, первое поселение здесь было уже около 4000 г. до н. э. В 1862 году произвели первые раскопки свайных поселений того времени. А в 1092 году уже упоминается название Нуссдорф в документах Эйгилварда. В первой половине 12 века в Нуссдорфе уже производился сбор десятины баронами Ваз из Граубюндена. Через сто лет деревня переходит графу Палатину из Тюбингена, который передает ее аббатству Салема. Они и владели Нуссдорфом до самой секуляризации начала 19 века.

Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф

Прямо возле автомобильной парковки выстроен полигон — школа для детей, которые изучают правила дорожного движения. В Германии, каждый ребенок в 4 классе должен сдать экзамен на велосипедные права. Они учат правила движения, учат как пересекать перекрестки, как показывать повороты и многое другое, под руководством полицейских. Сдают теорию и практику и получают велосипедные права, которые дают им право выезжать на дороги. До этого, они могут ездить только по велосипедным дорожкам, а по дорогам — только в сопровождении взрослых. Поэтому, в Германии на велосипедах умеют ездить все, кто учился в немецкой школе, и немцы поражаются, когда я им говорю, что я не умею, не верят!

Озеро чистейшее, на берегу отдыхающие пенсионеры разложили коврики и занимались йогой.

Итак, два интересующих меня момента. Первый — все улицы этой деревни названы именами рыб, и при этом использованы все буквы немецкого алфавита! Не верилось. Проверять все буквы не стала, но действительно, все улицы названы рыбами, хотя деревня — Ореховая. Начинается с «А» — Alet, Asche, это хариус и какой-то голавль, и заканчивается на «Z» — Zander — судак. Так что, мы гуляли по Карпам, Селедкам, Форелям, Сомам и Сигам:

Второе, что я хотела увидеть в Нуссдорфе — местную часовню святых Космаса и Домиана, в которой сохранились резной деревянный алтарь 15 века и фрески 16 века. Часовня была построена, предположительно, в 14 веке, а в 1470 году это было задокументированно. Во времена Тридцатилетней Войны французы выжгли всю деревню, оставив нетронутую часовню. В 1946 году часовня стала самостоятельным приходом. Покровители церкви — Святой Космас и Святой Дамиан — покровители врачей и фармацевтов (уже сделайте что-нибудь, так хочется вернуться к нормальной жизни!). Они были братьями близнецами на Ближнем Востоке и бесплатно лечили не только людей, но и животных.

Внутри — прямоугольный неф с деревянными перекрытиями, алтарь замкнут с трех сторон. Фрески из жизни Иисуса, Марии и апостолов, были замазаны во времена Реформации и заново открыты, очищены от штукатурки и отреставрированы в мастерской братьев Мезгер Уберлиндена в 1926/36 годах.

Перед часовней стоял вот такой желтый цыпленок, очень даже вписываясь в окружающую пастораль.

Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф

Увидев неопознанную башенку, я двинулась к ней, надеясь увидеть старину, но это просто башня детской площадки, во дворе школы. Да, в Нуссдорфе есть школа, правда, только начальная, до 4 класса.

Пожалуй, все, улицы проверены, часовня изучена, двигаемся дальше. Вот карта, для тех, кто забредет сюда:

Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф

На выезде из Нуссдорфа стоит великолепная паломническая церковь Бирнау, шедевр барокко. Отзыв о церкви здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/ul_dingen-mjul_khofen/temples/38580/responses/7481

Второй сегодняшний двор — дорф — Маркдорф, деревня, лежащая несколько в стороне, без выхода к озеру. В 817 году Маркдорф впервые упоминается в документе. В то время, Император Людвиг Благочестивый дал монастырю Санкт-Галлен доход от деревни и церкви Маркдорф. В 985 году епископ Констанца Гебхард Второй освятил часовню, и деревня получила независимый статус. В 12 веке ее захватили бароны Маркдорфера, они и заложили на месте деревеньки город, получивший статус в 1220 году. В 1352 году род Маркдорфенов прервался, и городом завладели рыцари Хомбурга (в результате удачного брака).

Дела у города шли хорошо, благодаря умелой экономической политике городских властей. Продукты, особенно красное вино, продавались далеко за пределами региона. Город активно рос. Крестьянская война 1524 года оставила свои следы в Маркдорфе. Когда 8000 человек стояли у стен города и требовали его передачи, то во время переговоров, проходивших в местной церкви, было принято решение передать город крестьянам под руководством Цигельмюллера. Епископ, в отличии от многих князей, владевших другими городами, проявил милосердие к жителям и не допустил кровопролития.

В 1803 году небольшой городок стал частью Великого Герцогства Баденского, в это время в Маркдорфе проживало 1700 жителей.

Сразу на въезде в Маркдорф можно увидеть указатели на смотровую площадку. С горы Герендорф над Маркдорфом, высотой 754 метра, открываются не только виды на городок, но и на восхитительные заснеженные Альпы.

Доминанта города — оборонительные башни и церковь Святого Николая, бывшая коллегиальная монастырская, построенная в 13–14 веках. Первую каменную церковь на этом месте построили в 10 веке, на месте старой деревянной. В 11 веке ее расширяют, это был период строительства на Боденском озере множества романских церквей. Учитывая расположение церкви, на высоком каменном фундаменте, можно предположить, что она была частью городских укреплений. Первым священником стал местный житель Рудольф, фамилия не сохранилась. К 1370 году церковь приобрела современный вид, а в 1414 году перешел под юрисдикцию епископства Констанца.

Во времена Реформации город оставался католическим, и ему удалось выстоять. Но, Тридцатилетняя война не прошла мимо, и Маркдорф пришел в экономический упадок. В этот период прошли две страшные эпидемии чумы, 1632 и 1644 годов, выкосившие половину населения. После этих катаклизмов сюда прибывают религиозные беженцы из Форарльберга (сегодняшняя Австрия), они и начинают возрождение города и церковного института. Достраивают церковь и переделывают внутреннее убранство. После пожара 1842 года церковь была реконструирована еще раз, внутреннее убранство стало неоготическим. Новый орган появился в 1930 году, в нем 35 регистров. И в заключении, в 1955 году, неоготические росписи были удалены, и церковь приобрела сегодняшний вид.

Мы идем в квартал Обертор, Верхних ворот. В июле 1842 года, крупный пожар уничтожил 73 дома этого района и две городские башни. В течении года дома были отстроены, и сегодня район выглядит очень фешенебельно.

Верхние ворота в виде готической арки с крытым переходом — часть бывшей крепостной стены, сгоревшей в 1842 году. На башне Блазертурм, доминирующей над воротами, наблюдатели следили за приближением врага и за порядком в городе.

Видимо, через ворота можно проезжать только на велосипеде, но, поскольку, я не умею на нем ездить, то прошла пешком.

Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф

Прямо перед воротами — мемориальный камень — стол. Он посвящен карнавалу — Пятому времени года (проводы зимы, что-то типа Масленицы), установлен «Братством Шойблинтиш», основанным в 1488 году. Камень положили немного попозже, к 500 — летнему юбилею, в 1988 году.

Заблудиться невозможно, идем, ориентируясь на башню Унтертурм. Народ ранее, как видите, с названиями не заморачивался — Нижние ворота, Верхние ворота. Никаких «имени…». Зато наглядно. Это самая старая постройка в Маркдорфе, часть бывших городских укреплений.

Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф

Примечателен романский сводчатый проход с капителями из песчаника и готический ступенчатый фронтон. Гербы в проеме указывают на знатные семьи Маркдорфа. Крыльцо было пристроено к башне после потрясений Крестьянской Войны 1525 года.

Через эти ворота, в отличие от Верхних, видимо, нужно ходить пешком, судя по скульптуркам.

Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф

К башне пристроен длинный дом, принадлежащий принцу — епископу Францу Шенку фон Штауффенбергу, в начале 18 века. Дворец выстроен в стиле позднего барокко, его просто перестроили из жилой части башни Унтертурм. В пристройке проживал главный епископский исполнитель — управляющий. Герб над входом напоминает о духовной и мирской власти епископа.

С Хинтертурм соседствует башня Херентурм с готическим ступенчатым фронтоном, — гражданская тюрьма, которая ранее располагалась на двух верхних этажах. С 1985 года в ней расположился Музей Ремесел.

Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф

Вывесок в городе немного, но они очень хороши — легкие и ажурные.

Для любителей всевозможных мелочей и интересностей, здесь есть где покопаться — главное, гулять и смотреть по сторонам.

Карта города и центра для туристов:

Резюмируя, могу сказать, что если у вас достаточно времени отведены на путешествие по региону Боденского озера, то в эти городки есть смысл ненадолго заехать для небольших прогулок.

Спасибо за внимание, продолжение поездок по Кольцу Бодензее следует.

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия