Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 21:54
Мы будем путешествовать!

Тюбинген, Фрайбург, Раштатт, Оффенбург + 2 города — Германия Сентябрь 2020

Расскажу о городе, чей Университет, а еще больше — студенческие кампусы, вызывают у меня легкую зависть, о городе, о котором говорят: «Тюбинген — это не Университетский город, это Университет!». Начну по-порядку.

Любой турист, приезжающий в Тюбинген, неизбежно выйдет на набережную Неккара, и на мост Неккарбрюкке, соединяющий его берега. Более живописного места не найти, именно эта открытка с видами на фахверковые дома, является визитной карточкой Тюбингена. Я не удержалась и не стала исключением. Обратите внимание на лодки — на узких пирогах можно просто покататься по реке, на широкой квадратной — насладиться не только видами, но и легким обедом, и, даже, музыкой.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

Здесь, на реке, проходит одно из любимых студенческих развлечений (помимо обязательных для студентов лодочных гонок), гонки резиновых уточек! Во время Утиных гонок резиновых уток просто отпускают по течению реки, хозяин утки, приплывшей первой, получает вполне приличный приз от спонсоров. А купить таких можно в любом сувенирном магазине Германии, и на любой заправке. Разновидностей уточек великое множество, я видов 60 насчитывала.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

И это еще не все — в июне здесь, на реке, проходит забавный студенческий праздник — Штохерканреннен. Во время празднования можно толкаться, ломать, топить лодки противников. Первый, кто достигнет моста Неккарбюкке, выигрывает гонку, титул и столько пива, сколько сможет выпить. Проигравшие должны выпить литр рыбьего жира.

Если не идти сразу в город, а спуститься по набережной, то можно погулять вдоль реки по Платановой Аллее. При благоприятной погоде можно увидеть, что студенческая лекция — это не всегда аудитория. Бывает и так: студенты сидят на травке, а лектор бегает — прыгает между ними. Интересно, Йозеф Раттингер, будущий Папа Римский Бенедикт 16, читавший здесь Богословские лекции, тоже так делал? Мне, получившей вполне академическое образование, было поначалу странно видеть это, но ведь так здорово! Круглая будка слева — голубятня.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

Еще не зайдя в Старый город, становится ясно, что когда-то здесь было римское поселение — слишком стратегически удобное место. Оно замыкалось внутри крепостной стены, которая позже была перестроена. Называлось поселение Кастра — Алламаннорум.

В 11 веке здесь основали свою резиденцию князья Тюбингенские, и к 13 веку поселение получило городской статус.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

Университет Тюбингена — один из самых старых в Германии, уступающий только Хайдельбергу. Его основал граф Эберхард Шестой в 1477 году, к этому времени в Тюбингене проживало 1200 жителей, из которых было 300 студентов — четверть. Сегодня пропорция даже увеличилась — на 90 тысяч жителей, почти треть — студенты. И именно это обстоятельство делает Тюбинген городом, с самым молодым населением Германии. Граф путешествовал по Италии, где так восхитился идеями просвещения и Возрождения, что вернувшись, увековечил свое имя, которое и носит Университет.

В Тюбингене всегда славился факультет протестантской теологии, существует даже такое понятие, как «Тюбингенская школа». Здесь был впервые в Германии открыт факультет естественных наук. Перед нами — новые корпуса Университета.

А вот я и подошла к тому, почему Тюбингенский Университет вызывает у меня зависть. Из-за общежитий! Я бываю в Тюбингене на часто, всегда с туристами, всегда в Старом Городе, и у меня никогда не было возможности подняться на противоположный холм. И вот эта возможность приключилась. То, что перед вами — два слайд — шоу, это не замки, не дворцы и не виллы, это общежития!!!

Каких только кампусов здесь нет — Франкония, Штутгардия, Ренания, Гестфалия, есть и российское сообщество, с традициями — здесь учился известный русский архитектор Ю. М. Фельтен, и работал во второй половине 19 века русский химик А. А. Вериго.

Вообще, внутрь не пускают, но, видимо, я бродила вокруг с таким обалдевшим видом, что смотритель кампуса (как раз того, который замок), запустил меня внутрь — до начала семестра осталось 4 дня, первые студенты с чемоданами изредка попадались мне на улице. И это тоже — общежитие!

А эти дворики — места для гриля студентов, для отдыха и времяпровождения. Ну что, теперь не только я завидую? Мое студенческое общежитие было совсем другим. Кстати, у них есть факультет славистики.

А этот красивый павильон — водная станция, снабжает водой студенческий район.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

Но, пора спускаться в город. По очень живописному лесочку, в котором попадаются и милейшие жилые домики. Пологие лесенки, которых в Тюбингене множество — место холмистое — называются «штеффеле».

Сверху отлично была видна высоченная труба, оказавшаяся 70 — метровой кирпичной трубой ТЭЦ. Это редкость, в Германии не очень развито центральное отопление, станцию построили в 1930 году, она работала на угле, и пар, проходя по трубам, обогревал здания университета. Сегодня ТЭЦ реконструирована, на модернизацию ушло около 9 миллионов евро, и 2 газовые турбины, по 4650 кВт каждая снабжают не только теплом, но и электроэнергией весь университетский комплекс.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

Рядом — Технический Ратхаус, администрация городских технических служб.

От жилого квартала в Старый Город путь лежит через парк, это, по сути, Ботанический сад, место отдыха и работы студентов. Они сами ухаживают за парком, и организуют себе там отдых. При нас тренировался канатоходец, у него неплохо получалось.

А Старый город начинается с церкви, шпиль которой виден почти из любой точки города. Позднеготическая церковь Святого Георгия, была построена в 1470 году, после чего она неоднократно перестраивалась и переходила из рук в руки — в 1534 году от католиков к протестантам, каковой сегодня и является. Церковь служила фамильной усыпальницей графов Вюртембергских с 1537 года.

Очень многие считают, что определить принадлежность к конфессии можно по убранству церкви. У католиков пышные, у протестантов скромные. Это не всегда так: эта красота протестантская (есть другие признаки, указывающие на конфессию).

Особенно меня восхищают деревянные резные скамьи.

А прямо перед церковью — ее покровитель, Святой Георгий. И еще один миф: он не всегда конный, учитывая его историю — скорее — он должен быть пеший.

Прямо перед входом в церковь — здание старого актового зала и библиотеки, позже успевшего «поработать» колледжем.

Старый Актовый Зал 1547 года постройки. Бывшая резиденция академического сената с лекционными залами и библиотекой.  В 1777 году здание перестроено в стиле барокко.
Старый Актовый Зал 1547 года постройки. Бывшая резиденция академического сената с лекционными залами и библиотекой. В 1777 году здание перестроено в стиле барокко.

Чуть ниже, прямо над Неккаром, выделяется здание Протестантской общины, довольно внушительное. Там тоже живут студенты, при мне матрасы затаскивали. Видимо, это их креатив — украшение ограды бутылками с цветами.

Без сомнения, самое красивое здание в городе — Ратуша. Во-первых, она аутентична, при бомбежке в 1944 году Тюбинген пострадал не так сильно, как многие другие города Германии, и Ратуша осталась нетронутой. Построена она была в 15 веке, в стиле барокко. В 1511 году были установлены часы работы мастера Штефтлера.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

В центре площади, перед зданием Мэрии — фонтан Нептуна.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

В Средние века на площади сжигали ведьм и еретиков, казнили преступников, а сегодня — это самое оживленное и радостное место города, с фахверковыми домиками, на первых этажах которых расположились магазины, кафе, рестораны. В теплое время года столики кафе вынесены на улицу, в Рождественский период именно здесь устанавливают Рождественскую елку и рынок.

Мы начинаем подъем к замку, который расположен в самом центре города, являясь его ядром. Подъем к замку очень живописен, мимо аккуратных домиков, украшенных восхитительными цветами:

Если в Германии вы увидите машины с буквой «H» после номера — это раритетный экземпляр, у них особое налогообложение. Главное, не выбросить машину, что бы она лет пятьдесят простояла.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

Вот и поднялись к замку, на мой взгляд — подъем пустяковый. Замок построили в 11 веке, для графа Палатина, и с 1342 года он становится частью Вюртемберга. В 1507 году крепость становится государственной и была существенно перестроена, будучи заметно расширенной. Вот и получилось нечто среднее — полукрепость, полузамок. В середине 18 века в замке основали Обсерваторию, отец — основатель, работавший по приказу Вильгельма Первого, был профессором математики и астрономии, Иоганн Фридрих фон Бонненберг.

Что бы попасть внутрь, необходимо пройти два ряда стены с воротами — Верхними и Нижними (1607 год). Толщина стен хороша видна на фотографиях, это целые коридоры, внутри которых помещения. Нижние ворота из песчаника созданы Хансом Брауном и Кристофом Эменом, по проекту ученого Шиккарда. На них выложены сложные фигуры и орнаменты, и они являются одним из самых красивых и богатых порталов Германии эпохи Возрождения. Слева — Богиня победы Ника, справа — Богиня мудрости Афина. На Верхних воротах над входом — герб герцога Фридриха с орденом подвязки, который охраняют часовые. На имперском флаге — одно из первых изображений орла.

Помимо роскошных ворот, стоит сюда подняться и из-за видов на город. Тюбинген со смотровой площадки Замка выглядит совершенно открыточным — иллюстрация к сказке.

Они уже приехали, но есть несколько свободных и очень теплых дней, настоящее «Бабье лето». Кстати, они устроились на стене, достаточно высоко.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

Из внутреннего двора можно попасть в университетские лаборатории — мы вновь в Университете, который разместился в замке — крепости в 1816 году. В этих лабораториях, в 1869 году, Фридрих Мишер из Базеля, выделил ядро клетки, как кислотный компонент ядра клетки человека. Это вещество содержит ДНК, которая сегодня известна, как носитель генетической информации. Тем самым, он заложил основы современной молекулярной биологии и медицины.

Как вы видите, Университет раскинулся по всему городу. Во дворе частенько проходят всевозможные концерты и представления.

В центре двора, один из экспонатов Университетского Музея Древней Культуры, музея совершенно уникального. Вот отзыв о нем: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/tubingen/museum/38458/responses/7409

А экспонат — голова Императора Августа (того самого, который издал закон, запрещающий внебрачные связи — это в Риме — ха-ха! — с маленькой оговоркой — с рабами и рабынями можно!). Он процарствовал целых 16 лет — с 30 по 14 годы до н. э., и заслужил этого монстра. Голова высотой 1,90 метра, весит 100 центнеров (Каррарский мрамор), принадлежала статуи 10,5 метров. Это самая большая сохранившаяся мраморная голова римского периода к северу от Альп, и самое большое изображение Августа. Ее нашли случайно — вымыла река Хаусбах во время наводнения 1994 года. А я сделала фото из серии «Мы с Августом», имена вполне подходят!

Голова Августа

Спускаясь вниз, в голове крутятся строчки, написанные о Тюбингене литератором Кристофом Николаи в 1781 году: «Тюбинген именуется второй столицей и резиденцией, а также университетским городом. Он очень неудобно расположен по обе стороны довольно крутой горы… Дома расположены так, что иногда с крыши одного здания можно шагнуть прямо… на другую улицу».

Помимо Университета, в городе есть еще одно отличное учебное питьевое заведение — здесь могут научить пить тех, кто не умеет.

И, дом Вильгельмштифт, построенный в конце 16 века как Благородная Академия по проекту Георга Бира на месте бывшего францисканского монастыря. С 1817 года здесь был учебный центр католических богословов.

У меня в каждой прогулке происходит встреча — или с моими любимыми бассетами, или, с не менее любимыми черными котейками. В Германии кошку на улице редко удается встретить, бассетов чаще. В этот раз — наполовину бассет-хаунд, ей 11 лет и ее зовут Жу-Жу, она переехала в Тюбинген из Прованса! Француженка.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

Уличные музыканты — моя слабость, я никогда не прохожу мимо, не оставив монетку, они так оживляют улицу и радуют нас. Скрипач был прекрасный.

На площади перед собором — ряды магазинов. Самый большой, на углу — с историей. Еврейские купцы Яков Оппенгейм и Альберт Шефер купили магазин женской одежды, на площади Хольцмаркт, в 1913 году. Они сумели расширить дело и к 30-м годам здесь продавалась самая модная женская одежда. Начиная с 1 апреля 1933 года, служащие СА не позволяли покупателям заходить в магазин, и в 1939 году хозяева вынуждены были продать свой бизнес Карлу Хайдту, члену НСДАП, за символическую плату. В 1950 году, по реституции, было достигнуто соглашение с выжившими дочерьми владельцев.

Вот молодцы немцы, они не дают друг другу забыть, а ВМВ. По всему городу — щиты, рассказывающие о событиях нацистских времен, и «Камни Преткновения» я о них уже писала. На одном из щитов — история семьи Оппенгейм, а возле одного из домов — магазинов на площади — таблички с их фамилиями.

Мы спускаемся к Неккару, один из домов всегда приковывает взгляд, внимание привлекают прекрасные фрески.

Будете гулять — обязательно смотрите на стены домов. Перечислять имена и читать таблички с именами великих людей, которые здесь жили и учились, можно бесконечно. В честь некоторых названы улицы. Самая популярная табличка — конечно, вездесущего Гете! На одном из домов сообщается, что здесь проживал И. Ф. Котте — издатель поэта, у которого Гете останавливался. Здесь учились и работали сказочник Вильгельм Гауф; Вильгельм Шиккард (изобрел прообраз арифмометра в первой половине 17 века); Георг Гегель, философ; Иоганн Кепплер, астроном, предложивший отличную модель солнечной системы; и многие другие. Некоторые таблички с названиями улиц и площадей, названных в честь борцов с нацизмом, например брата и сестры Шолль из Мюнхена, чьим именем названа площадь нового Университета; или улица Клауса фон Штауффенберга, одного из основных участников заговора против Гитлера в июле 1944 года.

Вообще, то, что это город культуры, говорит огромное количество домов, бывших типографиями. В одной из них появилось первое издание Нового Завета на славянский язык, перевод был сделан реформатором Примусом Трубером в 1557 году.

После 10 километров, протопанных по горам, захотелось подкрепиться. Мы это сделали в ресторанчике над Неккаром, мне вообще не важно — чем меня здесь кормят, в нем такие виды на реку! Отзыв о ресторанчике здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/tubingen/cafe/32156/responses/5030

Я разжилась колодезным люком, точнее — его фото, правда, не красивым, зато, с надписью!

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

Прямо перед парковкой машин и автобусов, на площади перед автовокзалом, имеется открытый для посещения бассейн. В 2014 году этот бассейн отметил 100-летие! Внутри, в галерее, можно увидеть интересную выставку, посвященную этому событию.

Для тех, кто захочит погулять здесь, вот карта:

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

На этом и заканчиваю. Подитоживаю присказкой: «Гауф изучал здесь строфы, Кеплер — движения планет, а Гете — дно пивных кружек». И кстати, напротив таблички про «Здесь жил Гете», в кафе, частенько появляется надпись: «А здесь его тошнило».

И сегодня ничего не изменилось. Либеральные студенты и консервативные братства (Буршеншафтен), распевающие частушки о любимой Германии, экологические воины, художники и панки — все питают слабость к этому очаровательному швабскому городу.

Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти

Спасибо за внимание, приезжайте в Тюбинген, город того стоит!

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия