Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 21:54
Мы будем путешествовать!

Брайзах-на-Рейне, Эммендинген, Оффенбург, Фрайбург — Германия Октябрь 2020

Старый город здесь.

В первой части я рассказала немного об истории города и об основных туристических достопримечательностях города. Но, Фрайбург — большой город и в нем много всего интересного, буквально в нескольких шагах от центра.

Хочу честно признаться, почти все, что мы видим в центре города — отреставрировано заново после бомбежек ВМВ. Фрайбург пережил две, и история первой, на мой взгляд, очень интересна и необычна. Первый раз Фрайбург разбомбили в ночь с 9 на 10 мая 1940 года. Утром немцы объявляют, что бомбили французы, взлетавшие с аэродромов Бельгии и Голландии. Напрасно французы отнекивались, а бельгийцы и голландцы говорили, что они, нейтральны и не предоставляли свои аэродромы Франции. Днем 10 мая немцы вторгаются в Бельгию и Голландию, мотивируя это предоставлением своих аэродромов, а затем, через них — во Францию. 27 ноября 1944 года Фрайбург бомбят второй раз, на этот раз — англичане. После войны начинают выяснять, кто же бомбил первый раз? Я думаю, что вы уже догадались: 57 эскадрилья Люфтваффе под командованием Иосифа Каммхубера. Немцы, будучи припертыми, сознаются в этом, но утверждают, что летели бомбить Кольмар (эльзасский) и перепутали правый и левый берег Рейна (города примерно на одной широте), но, многие специалисты утверждают, что это была сознательная бомбардировка, провокация, что бы объяснить вторжение в нейтральные страны. Жизнь человеческая для сильных мира сего никогда ничего не стоила. Вот так выглядел город после бомбежек:

(фото из музея).

А мы пойдем гулять от границы — вот такой пограничный камень сохранился, под ним выбита кому и когда принадлежал город с 16 по 20 века. Он установлен на парковке, от него и начнем:

Пограничный камень.

До центра надо пройти через жилой квартал, мне он очень нравится — город, но милые небольшие домики очень ярких цветов. Выглядит жизнеутверждающе.

Мы подошли к парку и вилле графини Коломби. Парк и вилла расположены в месте бывшего бастиона — крепостного средневекового сооружения, спроектированного великим инженером — фортификатором Себастьяном де Вобаном после захвата Фрайбурга французами в 1677 году. У французов есть поговорка: «Во Франции что ни крепость — то Вобан, что ни скульптура — то Бартольди». Г. Й. Шнайдер спроектировал эту виллу для графини де Зеа Бермудес и Коломби, в английском неоготическом стиле, в 1860 году. В бывших жилых помещениях сегодня расположился Археологический музей. С южной стороны виллы высажен небольшой виноградник, это сорт винограда Глацис, посаженный на развалинах крепости в 1745 году.

Отзыв об Археологическом музее

На выходе из парка — макет Фрайбурга, его установили сравнительно недавно.

Мой Фрайбург! Нехоженные тропы

Напротив виллы Коломби желтый обыкновенный дом, похожий на жилой. Однако, это не так, это «Черный монастырь», построенный в начале 18 века Дж. Хайнце для урсулинок — «Одетых в черное». До 1877 года в монастыре располагалась школа, затем — административное здание. А монастырская церковь внутри здания перешла к старокатолической общине в 1894 году. В конце 20 века пристроили западную часть здания для Хохшуле (что-то типа вечерней школы).

Перед монастырем, в центре перекрестка, стоит памятник — колючка — это борцам с нацистским режимом. Сюда, 8 мая приносят венки и свечи.

Мой Фрайбург! Нехоженные тропы

А дальше — старый студенческий городок. Фрайбургский Университет, носящий имя Великого Герцога Альберта — Людвига, который поддержал университет в 19 веке, — один из самых старых в Германии, ему 563 года, он был основан в 1457 году. При основании было 4 факультета, сегодня — 11, в которых учатся не только местные, но и иностранные студенты. Университетская церковь — первое здание Университета, где монахи — иезуиты учили. К церкви примыкает Музей Университета, или — Унизей. Это одновременно музей и форум, в нем можно познакомиться с повседневной и исследовательской жизнью университета, с его учебной деятельностью, начиная с 15 века по сегодняшний день.

Первый корпус Университета.

Высшее образование в Германии практически бесплатное, что привлекает иностранцев. Есть и студенты из России и Украины, что радует. Из 26 тысяч студентов, около 5 тысяч — иностранцы. Первый отдельный университетский корпус был построен в 1909 -1911 годах в стиле модерн, известным баденским архитектор Германном Биллингом. Перед главным входом скульптуры Аристотеля и Гомера — хороший выбор!

Напротив входа -старая университетская библиотека, в здании, весьма напоминающем церковь.

За библиотекой небольшой водопад в тени рощицы, здесь студенты отдыхают на переменах, и перекуры устраивают.

Мой Фрайбург! Нехоженные тропы

А с другой стороны — выстроено новое здание библиотеки. По его поводу было множество споров — не нарушает ли такая эклектика облик площади. А здание уникальное — снаружи стеклянное, но непрозрачное, в темное время суток светящееся, изнутри оно пронизано светом, и стекла прозрачные. Стекло специальное, оно всегда чистое, на нем не остается капель. И по всем прозрачным стенам и потолкам есть небольшие и невидимые глазу линии утепления. В общем, оно очень современно, экологично и экономично. Интересные факты: библиотека не просто студенческая, она доступная для всех! Второй факт: в Германии вопрос, заданный на улице ночью про «Как пройти в библиотеку?» не звучит смешно, во многих крупных городах библиотеки работают круглосуточно! Респект!

Рядом с библиотекой — городской театр, построенный на месте очередного бастиона Себастьяна де Вобана, в начале 20 века. Большой зал театра вмещает 1000 зрителей (печально писать об этом в эпоху пандемии, во Фрайбурге 17 театров).

Площадь, на которой расположились театр и библиотека, называется Площадь Старой Синагоги. Эта «Еврейская школа» стояла здесь с 1869 года, но в Хрустальную ночь (немцы чаще иногда говорят — Ночь погромов, слово «погром» не переводится, так по-русски и звучит) она была подожжена Фрайбургским СС. СА оцепил место пожара и вызвали пожарную команду, что бы не допустить распространение огня, но Синагогу тушить не позволили. Памятник — Зеркало воды на граните — точная копия плана Синагоги. Вода символизирует слезы. Желтый указатель — это не дорожный знак, это указатель на французский концентрационный распределительный лагерь Гурс, куда увозили евреев Бадена. А вот этот мужчина, поразил нас с туристами (фото прошлогоднее). Он что-то пел, на мотив Атиквы — гимна Израиля(единственный в мире гимн, написанный в миноре), но слова были непонятные. Я спросила у него, кто он и что поет. Оказывается, он пытался выучить гимн, но он сложный, просто поет набор букв. Он немец, приходит сюда петь ежедневно, и говорит, что он считает, что он должен это делать….

Рядом, на вокзальном виадуке, еще один еврейский памятник, пронзительный, до боли — это брошенный на парапет лапсердак. Именно отсюда, с 8 пути, евреев города Фрайбурга, более 450 человек, увозили в Гурс, где половина из них скончалась от голода и болезней, остальные были отправлены в Освенцим, где и погибли все. Об этом сообщает табличка. прибитая рядом. А какая интересная история установки этого памятника — но этот рассказ только для туристов (откроют границы — приезжайте!). Такие памятники трогают гораздо больше, чем пирамида с именами, которые стоят по всей стране.

Мой Фрайбург! Нехоженные тропы

Грустно, но мы отправляемся дальше. Все гости Фрайбурга обязательно останавливаются на Ратушной площади, где любуются двумя Ратхаусами, церковью и памятников Бертольду Шварцу. Но мало кто заглядывает во двор, а между тем, там есть один очень интересный дом — Судебные Аркады. На этом месте было построено первое здание суда в 1300 году! Правда, от первого здания мало что осталось, оно претерпело значительное изменения во время реконструкции середины 16 века. Во время бомбежек ВМВ оно было разрушено и восстановили только в конце 70-х годов 20 века.

Судебные аркады.

Мы обходим Старый Город и на его границе возвышается монумент. Это памятник победе во Франко-Прусской войне 1870 — 1871 годов. Он был создан в 1876 году Карлом Фридрихом Моестом. Еще до окончания Фр. Пр. Войны община Бадена инициировала строительство памятника, в благодарность 14 Армейскому Корпусу, который под командованием генерала Августа фон Вердера победил Французскую Армию под Бельфором. Четыре солдата символизируют 4 рода войск. Сверху — Виктория, богиня Победы, стоит на Земном шаре и награждает солдат лавровым венком. 03.10.1876. памятник был открыт в присутствии Кайзера Вильгельма и Великого Герцога Баденского Фридриха Первого, перед зданием казарм — Карлсказерне. В ходе перепланировки Фридрихсринга и площади перед казармами возникли дискуссии о том, возможна ли установка подобного памятника, в честь вооруженного конфликта между странами (в Германии, по понятным причинам, милитаризация не приветствуется, дети не играют в военные игрушки). В результате было принято решение, что памятник установят, как символ восторжествовавшей дружбы, против войны и национализма. А площадь переименовали из Вильгельм плац в Европа плац.

Мой Фрайбург! Нехоженные тропы

Казармы выглядят очень неплохо. Они были построены в 1773–76 годах, Виппертом, а через сто лет расширены. В начале 20 века них располагался штаб 113-го Баденского полка. Они тоже были повреждены в 1944 году, но к 1950 году восстановлены.

(фото из интернета)

Целый квартал внушительных зданий, в двух шагах от главного туристического маршрута — Архиепископский Ординариат и Дворец Архиепископа, построенный в 1903 году в неоромантическом стиле. Это резиденция администрации Фрайбургской Архиепархии. Вот неплохо живут, смиренно. К административным и жилому зданию примыкает реставрационная мастерская фрайбургского Собора. Конус (на фото) — это бывший шпиль башни на северной стороне Фрайбургского Собора, 13 века. Этот наконечник был снят в 1989 году и заменен на копию. Установлен в благодарность горожанам за финансовую поддержку в реставрационных работах.

Архиепископское подворье — это целый квартал. Помимо административных и жилых помещений, помимо зданий, где проводится реставрация элементов Собора, есть еще отдельная церковь и Архиепископский Конвикт, построенная С. Арнольдом на месте бывшего монастыря капуцинов, в 1824–26 годах. После разрушений, вызванных бомбардировками ВМВ, восстановлена в 1950 году.

Кирха Святой Адели, или — Адельхаус, я ее особенно люблю: она очень нарядная, к тому же, у меня младшая внучка — Адель! Построили ее взамен нескольким зданиям доминиканского монастыря, в 1699 году церковь освятили. При кирхе была и школа для девочек, построенная в 1855 году архиепископом Фрайбурга Штраубом, называлось это заведение «Учебно — педагогический институт сестер — доминиканок Адельхаузена». В 1867 году школу распустили и с 1931 года в здании школы разместился музей естесственной истории и этнологии, а церковь служит по назначению.

Святая Адель.

Эти здания терракотового цвета очень оживляют город. Еще одно — «Госпиталь у медвежьего поля». Тюбальд Кристоф фон Рейнах и Николаус Рудольф фон Брюнигхофен, кантор и декан фрайбургского Собора, оба каноники, оплатили стройку госпиталя. Он принадлежал капитулу города Базеля, бежавшему во Фрайбург во время Реформации, в 1529 году. В 1957 году дом сгорел, и восстановили его в 1975, в качестве жилого дома.

Мой Фрайбург! Нехоженные тропы

Через квартал от Старого города — ничем не примечательный белый дом. С 1890 по 1895 в нем располагалось издательство Фридриха Эрнста Фезенфельда. Но, известен дом не эти, а тем, что летом 1904 года в нем жила Марина Цветаева. Она с сестрой анастасией, будучи девочками, жили во Фрайбурге, где их мама Мария Александровна, лечилась от туберкулеза. 12-летняя Марина училась в католическом пансионате сестер Бринк. На доме сохранилась табличка.

Дом Цветаевой.

Еще одно зинтересное здание этого квартала — суд города Фрайбурга. Какие там архивы! Сколько интересного про немецкую жизнь я там откопала!

Здание суда.

Есть какие-то вещи, на которые мы не обращаем внимания, но все приезжающие туристы их замечают. Например, вот такой знак: «Осторожно, жабы!». Есть, конечно, и дорожное значение: во время их миграции дорога становится скользкой, что опасно, особенно для мотоцикла. Но, есть еще и, но! В период миграции мы должны их спасать. Мы переехали в Германию в феврале, а в марте наш сынок приносит из школы письмо (а писание писем — любимое занятие немцев, особенно — официальных органов), что Фрау такая-то, тогда-то, идет спасать жаб. И просит всех детей с родителями присрединиться, в 20.00., возле лесного ресторана, при себе иметь ведра и фонарики, быть в резиновых сапогах. Я, как настоящая советская дисциплинированная мамаша. все купила и мы отправились спасать жаб. машины еще не было, а опаздывать некрасиво, поэтому от станции поезда было взято такси. Представляете лица других родителей, когда вновь прибывшие «беженцы» подъехали на такси? Наши люди в булочную на такси не ездят! Оказывается, возле этого ресторана ручей, там живут жабы, у них брачный период, и, несмотря на трубы, которые кладут в этот период, и через которые жабы бегают, их все же, давят машины. Мы должны выловить всех жаб из ручья, и перенести их в другой ручей, в лесу! Наша семья оказалась морально не готова к такому повороту событий. и мы минут через 15 тихо, по-английски, не прощаясь, ретировались.

Мой Фрайбург! Нехоженные тропы

В этой, не самой туристической части города, внимательнызх прохожих тоже радуют множество приятных мелочей.

На многих домах таблички с информацией — когда построен, кто в нем жил, когда были проведены реконструкции. Все по-немецки: учет и контроль. Интересный дом, точнее, в студенческие годы в нем жил интересный постоялец. Еврейский философ, который создал во Фрайбурге братство Христиан и Иудеев. Не очень долго братство продержалось, к сожалению.

Дом еврейского философа.

Мы выходим к дороге, отделяющий старый город от городских жилых кварталов и более современных построек. Есть смысл подняться на мост, посмотреть на этот кусочек города сверху.

В глубине, между Старым городом и жилыми кварталами, расположен Музей Современного Искусства, открытый в 1985 году. Это музей городского искусства 20 века, в нем представлен экспрессионизм, конструктивизм и абстракции 50-х годов. Большой раздел отдан молодым художникам, их коллекция — одна из лучших в Германии. А здание музея в 19 веке было школой.

Возвращаясь назад, мы проходим через Музыкальный квартал — Музикфиртель. Каждая улица названа именем композитора. мне, прожившей большую часть жизни на проспекте Металлургов, немного завидно (во многих кварталах в городах Германии есть кварталы цветов, композиторов, писателей, животных. По-моему, здорово!)

Мой Фрайбург! Нехоженные тропы

Здесь, в этом квартале, интересная церковь Людвигскирхе. Люблю современные протестантские церкви — такие интересные попадаются! Первая евангелическая церковь здесь была построена в 1806 году (на фото есть фотография ее до бомбежек и после), названа она была в честь Великого Герцога баденского Людвига, а не в честь Мартина Лютера, как можно предположить. В 1954 году построили эту, на окраине старого кладбища. Камни внутри напоминают о первой постройке.

А старое кладбище переделали в парк, всего лишь проложив дорожки, скамеечки и установив два фонтанчика на месте колодцев. Все фото, иллюстрирующие мой рассказ, сделаны в один месяц — в начале и конце октября, посмотрите, какая разница в красках!

Отзыв о парке — кладбище

И, нагулявшись по нетуристическому центру, мы переезжаем в район Ризельфельд. Один из кварталов этого района столь же приятен, как музыкальный квартал, в нем каждая улица названа именем какого-либо писателя (а чаще — писательницы). Две улицы особо приятные для нас — Улица Максима Горького и улица Марины Цветаевой. Про Цветаеву я уже упоминала. А Максим Горький пребывал во Фрайбурге целых два года — с 21 по 23. Любил пролетарский писатель заграницей жить. Именно здесь была написана часть его автобиографии «Мои университеты».

Рядом еще одна интересная протестантская церковь — Экуменистическая церковь марии Магдалины, внутри тоже интересно, но в этот раз она была закрыта.

Церковь Марии Магдалены.

Немцы обожают путешествовать в так называемых Вонмобилах, это, как правилдо, новые и отлично оборудованные домики на колесах (у меня муж с сыновьями в таком ездили на Чемпионат по футболу в Польшу), но иногда можно встретить и вот такой древний экземпляр.

Мой Фрайбург! Нехоженные тропы

Вот и закончилась прогулка по не самому туристическому, но такому любимому мной Фрайбургу. Мне очень часто бывает жаль, что туристы видят только центр Старого города, ведь во Фрайбурге столько приятных уголков. И, кстати, это самый теплый город Германии, у нас хорошо круглый год, так что — откроют границы и милости просим! Множество уютных отелей будут рады принять вас.

P. S. Если вы приедете во Фрайбург, то могу посоветовать прогулку по Зеепарку. очень приятное место, недалеко от центра, и подняться на «Домашнюю гору» Фрайбурга — Шауинсланд.

Отзыв о Зеепарке

Отзыв о горе Шауинсланд

Старый город

Осень уже заканчивается, но, может быть, зима принесет нам возвращение к нормальной жизни и любимым путешествиям?

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие