Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 11:36
Мы будем путешествовать!

Хагнау, Маркдорф + 5 городов — Германия, Брегенц — Австрия Октябрь 2020

Продолжим путешествие по кольцу вокруг Боденского озера. Сегодня — большой город Фридрихсхафен. Он не относится к моим любимым, но мы поехали по делу — в музей Цеппелина, и монастырь Залем, которые закроются на карантин буквально через несколько дней.

День обещали солнечный, но, как говорят, все, что обещают синоптики, обязательно сбудется — весь вопрос — где и когда? С утра было очень туманно и холодно, даже не верилось, что выглянет солнце. Зато, очертания Собора Бирнау на фоне виноградников и смутное видение озера вдали, выглядело очень живописно.

На самом въезде в город мы не могли не остановиться в герцогской винодельне, которая, к сожалению, оказалась закрыта. Так что — только по дворику и погуляли. Герцог Эберхард фон Вюртемберг, основал первую винодельню в 1677 году. Однако, винодельческие традиции Вюртембергского дома уходят корнями в глубокое прошлое, в 13 век. С конца 19 века Вюртембергскому герцогскому дому принадлежат шесть лучших виноградников в Федеральной Земле. Они раскинулись от Штеттена до Маульбронна. У каждого из шести есть свой особый терруар, который отражается в винах. Герцогские виноделы утверждают, что их вина — это шедевры, созданные на основе традиций, сочетающих в себе время, терпение и мастерство. И вот этого шедевра мы лишились, придется ехать еще раз (и не раз).

Сам замок возник из Бенедиктинского монастыря Хофен, перешедшего во владения Королевства Вюртембергского в 1806 году, за что спасибо Наполеону с его секуляризацией. Монастырь на тот момент был совсем молодой, его в 1695 году построили, был преобразован в летнюю королевскую резиденцию при короле Вюртемберга Вильгельме Первом, по плану тогдашнего придворного архитектора Джованни Салуччи. Замок сильно пострадал от бомбежек ВМВ, в середине 20 века восстановили только одно крыло, его и занимает винодельня, а также жилые помещения семьи герцога Вюртемберга.

Сегодняшняя замковая церковь была построена между 1695 и 1702 годами, как часть барочного комплекса монастыря Хофен и была открыта 8 октября 1702 года под патронажем Святых Андрея и Пантелеона. Архитектором стал специалист из Брегенца Кристиан Палец.

Внутреннее убранство поражает роскошью, несвойственной протестантизму. дело в том, что после упразднения монастыря Хофен во время секуляризации 1802 года, церковь пустовала почти 10 лет, а затем летом 1812 года, была передана королем Фридрихом фон Вюртембергом новообразованному протестантскому приходу, что бы поселенцы из протестантских частей страны могли быть набраны для строительства нового города — Фридрихсхафена. Лепнину выполнил Иоганн Шмуцер из Виссамбура, ему помогали сыновья.

Во время налета 28 апреля 44 года, конструкция крыши церкви, купол и внутреннее убранство южной башни, орган и большинство скамей были повреждены. Поскольку крыши не было, к осени 45 года погибли потолочные росписи и часть штукатурки обвалилась. Оригинальная лепнина Шмуцеров сохранилась только под галереями. И только в 1948 году, с помощью соседей — швейцарцев, восстановили аварийную крышу. А к 1951 году Восстановили лепнину, несколько упростив ее, вновь отец с сыновьями — на этот раз Йозеф Шницер из баварского Фюссена. 1 июля 1951 года замковая церковь вновь была открыта. Счастье, что сохранились скамьи хора с великолепно вырезанными Иудейскими царями (Давид, Саул и Соломон) и Моисеем, авторства Мартина Хефле, плотника из монастыря в Вайнгартене.

Хоть и ставили целью музей, но и о городе немного надо. тем более — он второй по величине на Боденском озере, после Констанца. Назван он в честь первого Вюртембергского короля Фридриха Первого, который объединил старый город Буххорн с поселением Хофен и заложил порт.

Третью остановку (после виноградников и винодельни с церковью) мы делаем надолго, паркуемся на подземной парковке возле набережной. На выходе — скульптурные подарки от городов — побратимов Фридрихсхафена.

Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен

Чайки не относятся к моим самым любимым птицам, слишком наглые. Но общаться с ними — одно удовольствие, они совершенно безбоязненно хватают хлеб с руки. Интересно, еще не разучились ловить рыбу, а то туристов в этом году мало, хлеба может не хватить.

Набережная была спроектирована по заказу городских властей в 1909 году, и профинансирована из фонда Цеппелин. Даже снимая простым телефоном — видны Альпы на противоположном берегу озера. Это происходит из-за дуновения теплого ветра с юга — Фена (да, наш фен для волос назван в честь этого ветра), обычно он дует в марте, апреле и октябре (как раз, во время моей поездки). Теплый воздух, поднимающийся с южных хребтов Альп, остывает с увеличением высоты, водяной пар конденсируется, образуются облака и выпадает дождь. Когда эти воздушные массы попадают на северную сторону, преодолевая Альпийские вершины, воздух прогревается, и опускается теплым и сухим осенним ветром, он удаляет влагу из воздуха и мы отлично видим Альпы — синоптики не соврали! А черная точка на нескольких фото — это дирижабль, которые летают над озером с завидной регулярностью.

Одна из самых интересных (из множества) инсталляций на набережной — «Звуковой корабль». Это одна из двух инсталляций, созданных из стали и дерева, созданная художником Гельмутом Лутцем из Брайзаха. Длина корабля 40 метров, в центре палубы поднимается Европейский Бык и рогами указывает на башню, на Восток. На таране лежит Урания, Богиня астрономии. На протяжении десятилетий художник был озабочен отношениями между Западом и Востоком в Европе. Корабль был построен в 1994 году и он отправился с миссией мира по Дунаю, через Пассау, Линц, Вену, Братиславу, Будапешт к Югославии — на границу военных действий, где и была брошена в воду символическая «Европейская слеза». В 2000 году он полгода простоял в Сараево, городе — побратиме Фридрихсхафена, а затем нашел свой последний порт здесь, на Боденском озере.

Поскольку, погода благоприятствовала, я отправилась на смотровую площадку Мольтурм. Те, кто прибывает в город со стороны озера, на одном из многочисленных паромах или корабликах, видят огромные буквы в надписи «Фридрихсхафен», распределенные по 22 метрам башенной высоты. Открыта она не всегда, ведь на озере бывают шторма с высотой волн 1,5 метра, и при порывах ветра в 60–70 км/ч, штормит до 8 баллов. Но, к счастью, такое бывает редко.

Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен

О сильном ветре предупреждают флюгеры, в огромном количестве установленные на набережной. При ударе 90 ударов молний в минуту, объявляется штормовое предупреждение.

Со смотровой площадки открываются отличные виды. на берегу выделяется здание Гредхауса, которое впервые упомянули в 1387 году. С начала 19 века оно служило складом для обработки грузов между водной и наземной транспортировкой. Единственный доступ из города к пристани на набережной был через его зал. С конца 19 века в нем располагалась таможня. Второе крупное здание — вокзал. В 1847 году Фридрихсхафен был первым городом на Боденском озере, имеющим железнодорожное сообщение. Через 20 лет начали курсировать железнодорожные паромы через озеро, а в 1885 году было построено новое представительское здание с фахверковыми фасадами и эркерами, на верхнем этаже расположился ресторан. В 30-х годах 20 века выстроили новое, более современное здание вокзала, а старое передали городу, который открыл в нем музей Дирижаблей.

Спустившись с вышки, мы отправляемся в прекрасный парк с секвойями, здесь они — одни из самых старых в Европе, и все равно — еще малышки, им нет и 150 лет. Обожаю эти деревья, уроженцы Калифорнии. Они живут до 3000 лет, дорастают до 100 метров и 12 метров в диаметре! В 1864 году Королевское управление строительства и садоводства получило приказ от короля Вюртемберга Вильгельма Первого вырастить полфунта семян секвойи и посадить саженцами в королевских парках и садах. Спустя три года король Карл фон Вюртемберг подарил Фридрихсхафену однолетнюю секвойю. Экземпляр был доставлен сюда из Калифорнии на дирижабле. Можно сказать, что секвойи репатриировались — миллионы лет назад в наших краях росли гигантские секвойевые леса, чьими потомками стали все залежи немецкого бурого угля.

Среди деревьев — камень с барельефом Густава Шваба, местного поэта 19 века. Он писал романсы, стихи к песням, пересказывая классические легенды древности. Он в 1827 году опубликовал первый путеводитель по региону Боденского Озера (жалко, что тогда Туристера не было, писал бы). Мемориальный камень ему, созданный мюнхенским скульптором Бруно диамантом, был поставлен в 1895 году, старенький уже.

Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен

Еще один памятник, установленный между парком и набережной — бюст короля Пруссии, его первого Императора — Вильгельма Первого. У Гогенцоллернов были тесные родственные связи с семьей герцогов Баденских, и он часто приезжал на Боденское озеро в гости, на остров Майнау. Бюст был отлит из бронзы и установлен на бельгийском граните, по проекту все того же Бруно Диаманта, после смерти Вильгельма. Открытие состоялось 3 июля 1889 года.

В центре парка — военный мемориал, который первоначально планировался для Старого кладбища с 1921 года. Наконец, в 1929 году, скульптор Эрвин Даунер из Людвигсбурга представил проект, и через год памятник был вырезан из туфа каменщиком Йозефом Хеклером из Фишбаха. Торжественное открытие состоялось в день поминовения в 1930 году, как память о несчастных, погибших в ПМВ. После ВМВ памятник стал посвящен жертвам обеих войн. В 2004 году вокруг него установили шесть стелл с именами всех солдат и мирных жителей, погибших в обеих войнах. Погибший на войне — жертва войны.

Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен

Эта огромная бронзовая 13-метровая стела — памятник Цеппелину, установленный в честь 100-летия первого полета. Был спроектирован зальцбургским художником Тони Шнайдер — Манцеллом. Еа колонне выбита надпись — знаменитое изречение Цеппелина: «Надо просто захотеть и верить в это, тогда все получится».

В самом конце набережной мы подошли к нашей цели визита (вся прогулка по городы была «до кучи») — музею Цеппелина, который представляет крупнейшую в мире выставку по истории авиаперелетов.

Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен

Отзыв о Музее Цеппелина здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/friedrichshafen/museum/38886/responses/7678

При музее — детская площадка, дирижабли даже там!

Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен

Дом графа Цеппелина преобразован в стиле постмодерн и превращен в современный культурный зал и конференц — центр с залами, вмещающими от 5 до 1500 человек. Здесь же расположились кафе с панорамным видом и залы для кегельбанов.

От озера, уходим в старую часть города. Когда-то, в начале улицы располагалась типография, где печатался городской еженедельник под названием «Вюртембергский озерный листок», начиная с 1844 года. После войны здесь начали печатать «Зюйдбадишецайтунг», одну из самых популярных немецких газет.

Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен

Напротив Старой Ратуши 1907 года, купец Флориан Волленвейдер построил новый большой фонтан на месте старого рыночного, в 1909 году. Скульптор из Мюнхена Бруно Диамант создал фонтан из лионского известняка. Это мальчик, стоящий на глобусе, с дирижаблем в руках. Фонтан посвятили графу Фердинанду фон Цеппелину. Фонтан пережил бомбежки ВМВ почти невредимым, но при проведении работ в старом городе, он был разрушен и через 5 лет вновь воссоздан на северной стороне церковной площади.

На площади Аденауэрплатц возведена католическая церковь Святого Николая. Первая часовня на этом месте упоминается в 1325 году, а в 15 веке было построено новое здание с позднеготическим хором и башней. Центральный неф был построен в 16 веке, когда в 1594 году приход стал самостоятельным. К середине 18 века вновь произошли изменения, на этот раз в стиле барокко, и церкви была придана ее нынешний вид. Внутреннее убранство изменилось еще раз — в 19 веке церковь была оформлена в стиле неоренессанс. В 1940 году начали было модернизировать, но помешала война и во время бомбардировки 28 апреля 1944 года церковь была разрушена. Восстановили достаточно быстро, уже в 1949 году церковь Святого Николая была вновь освящена. По сравнению с протестантской — католическая очень скромна, хотя должно быть все наоборот. Но, в конце 40-х было не до роскоши. Но, окна хоров — хороши. Их разработал Вильгельм Гейер, ярко — синий цвет, как ясное небо, через которое проникает свет. Окна рассказывают о жизни Марии и Иисуса.

С алтарной части церкви, к ней, почти вплотную, примыкает здание Новой Ратуши — Ратхаус.

Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен

Прямо из него вытекает источник, радующий жителей и гостей города в жаркие дни.

А вот этих жителей вода радует не только жарким летом, но и круглый год:

Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен

А на самой площади доминирует фонтан под названием «Буххорнбруннен», названный по имени одной из двух деревень, образующих город. Фонтан современный, его создали супруги — модернисты Гернот и Барбара Румпф, в 2001 году. Возле каждой фигурки, символизирующей мифологию, историю, науку, технику, установлена табличка с именами пожертвователей, на чьи деньги возводился фонтан. В центре — бук из нержавейки. Я слегка уподобилась деткам, сфотографировалась верхом на «экспонате».

И, в завершении прогулки, «порадовались» у китайцев, ведь через два дня рестораны закрывают на «мягкий локдаун»

Желаю, что бы все локдауны — и мягкие и жесткие, во всех странах, скорее бы закончились и все вновь начали бы свободно путешествовать! Спасибо за внимание, продолжение прогулок вокруг Боденского озера следует.

1. Мой Шварцвальд и Баден-Вюртемберг, каталогизация
  2. Мой Фрайбург!
  3. Мой Фрайбург! Нехоженные тропы
  4. Хандра на русской аллее Лихтенталь в немецком Баден-Бадене
  5. Сибирская зима в самом русском городе Германии. Старый Город
  6. Сказочные декорации — Генгенбах, город для поднятия настроения
  7. Безигхайм — город со званием «Самый красивый винный город Германии», и, один из самых красивых на Фахверковой Дороге
  8. Марбах на Неккаре — город Шиллера
  9. Эттенхайм — немецкий город барокко, наклонных улиц и детективной французской истории
  10. Один карантинный день в сказке - Шильтах.
  11. Людвигсбург — город Людвига
  12. Эттлинген — городок на Винной дороге Бадена
  13. Музыка в архитектуре — нобелевский город Кальв
  14. На родине ротвейлеров
  15. Вот что такое настоящий фахверк, в городе с непроизносимым названием Битигхайм — Биссинген
  16. На истоке Дуная
  17. Из конюшни — в столицу. Штутгарт
  18. Голубой горшок — Блаутопф и Блаубойрен
  19. Город самого высокого собора Германии, воробьев, Эйнштейна и дома из Книги рекордов — Ульм
  20. Шорндорф — чудо Фахверковой дороги Германии, родина Даймлера.
  21. Город-университет, Тюбинген — предмет студенческой зависти
  34. Буркхайм ам Кайзерштуль — самый солнечный регион Германии
  35. Один из старейших немецких городов — римский Ладенбург — жемчужина Неккара
  36. Город часов и самый высокий водопад Германии
  37. Хайдельберг — город старейшего немецкого университета в солнечный субботний день
  38. Баденвайлер — такой должен быть рай!
  39. Неофициальная столица горного Шварцвальда — Филлинген (без Швенингена)
  40. Вслед за Гёте и Марией Антуанеттой, в провинциальный Эммендинген
  41. Вайль-ам-Райн — мосты, стулья, дизайнерский эксперимент
  42. Кольцо Бодензее. Констанц — город большой истории
  43. Кольцо Бодензее. Два «Дорфа» — Нуссдорф и Маркдорф
  44. Кольцо Бодензее. Фридрихсхафен
  45. Кольцо Бодензее. Два «АУ» — Райхенау и Хагнау
  46. Жизнь продолжается, даже на карантине, когда вокруг — красота! Бад-Закинген, Шопфхайм.
  47. Место успокоения Карла (не упокоения!) — Карлсруэ
  48. Малознакомый Шварцвальд - Хазлах, Вольфах, Альпирсбах.
  49. Вайнхайм, но не домашнее вино
  50. Три в одном — городок, монастырь, римские руины — Шуттерн
  51. Брайзах на Рейне — город рождения Объединенной Европы
  52. И на камнях растут деревья! Скалы Фалькенштайн, курортный город и чудо в цистерцианском монастыре
  53. А как живут соседи? Кенцинген
  54. Вот моя деревня! Вот мой дом родной! (Ода немецкой провинции).
  55. Эсслинген — город, ставший подарком и праздником!
  56. Для тех, кто любит карабкаться, Занкенбах — каскадный водопад и озеро
  57. Тихий Фризенхайм — ищем достопримечательности
  58. Все так же играет шарманка, в Вальдкирхе она не чужестранка
  59. В гостях у сказки. Когда закрыты границы - Лауфенбург, Вальдсхут-Тинген.
  60. По следам Доктора Фауста, и не только
  61. Немецкая Часовая дорога
  62. Короткое путешествие в прекрасную провинцию
  63. Шварцвальдские проводы зимы
  64. В самое сердце Шварцвальда!
  65. Титизее и Шлухзее — и я не ругаюсь. Хроника карантинных поездок
  66. Все святые — два в одном — монастырь и водопад, а городок бонусом
  67. Самая красивая униформа!
  68. Лучший образец фахверка — Безигхайм
  74. Цафельштайн — некогда грозная крепость и самый маленький городок Германии
  75. Фройденштадт — путешествие в зимнюю сказку
  76. Хорб на Неккаре — город — сад
  77. Бад-Петерсталь-Гризбах — город минеральной воды, место отдыха Александра Второго и праздничное шествие
  78. Рождественский базар в ущелье Равенна
  79. Долина Ренхталь — городок Оберкирх и руины крепости Шаубург
  80. Шафран и крокусы

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия