Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 15:21
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

По Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Абрау-Дюрсо, Новороссийск — Россия Август 2021

27-й отчет о моем путешествии по Югу России и Абхазии.

В предыдущем отчете, я рассказал о начале осмотра Новороссийска, о чем можно прочитать — здесь «Самостоятельно по Югу России — Новороссийск- город-герой.»

В последний день нахождения у Черного моря — 09 августа 2021 года —было решено сначала отправиться с утра в Абрау-Дюрсо, который находится в 20 киломерах севернее Новороссийска.

Из центра Новороссийска каждые полчаса отправляется маршрутка № 102 — цена за проезд 50 рублей. Ехать около 30 минут.

Первое, что приходит на ум при упоминание АБРАУ -ДЮРСО — это шампанское.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Именно здесь — находится знаменитый завод игристых вин со 150-летней историей. Он является главной, но не единственной достопримечательностью, так как здесь вы сможете увидеть — живописное озеро, парки, фонтаны, комплексы развлечений.

Почти сразу от остановки автобуса, начинается Арт-Парк расположенный напротив винного дома «Абрау-Дюрсо».

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Пройдя через Арт-парк оказываемся на набережной озера Абрау, где расположилась сцена с Амфитеатром — на фото.

Здесь же — малая городская скульптура «Пастух» (2011 года) — изображающая исполнителя главной роли в фильме «Веселые ребята» Леонида Утесова — на фото.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

От набережной открывается шикарный вид на озеро, жаль что с погодой не повезло — с утра было очень пасмурно и свою квоту на солнечные дни, я исчерпал в предыдущие недели.

Озеро Абрау является самым большим пресным водоемом в Краснодарском крае.

Его наибольшая ширина — 630 метров, а в длину оно протянулось на 3 километра. Средняя глубина — 5 метров.

Озеро является бесточным, так как из него ничего не вытекает, а впадает только одна река — Дюрсо и несколько горных ручьев.

Озеро окружено пологими горами, поросшими реликтовыми лесами. В тихую погоду оно представляет собой изумрудное зеркало в котором отражаются лесистые горы.

По горам вокруг озера есть проложенные пешеходные маршруты — на 5–10 километров.

Озеро является памятником Природы и охраняется государством, поэтому были вырублены все виноградники, которые раньше росли на склонах гор и запретили любую сельскохозяйственную деятельность — сейчас вдоль озера продолжают высаживать только пихтовые рощи.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

С 2016 года на озере появились Поющие фонтаны, которые расположились в центре озера — это самые большие Поющие фонтаны в Краснодарском крае. Они работают с мая по сентябрь- ежедневно — включаются в 21.00.

Я к сожалению их не увидел, так как был с утра, но приведу фото из интернета.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Центральная набережная с амфитеатром находится на восточной стороне озера — вдоль нее я и зашагал на север — здесь расположилось несколько гостиниц и кафе с ресторанами — на фото.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Всего 10 минут пути и вы окажитесь у стоящей над озером на холме — церкви Ксении Петербургской, которую построили в 2012 году.

От стен церкви открываются отличные панорамные виды на озеро.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Пройдя еще чуть севернее — увидим Парусный клуб — он открылся в 2017 году.

Здесь можно научиться управлять парусной яхтой. Здесь же есть небольшой пляж.

Далее я не пошел, а возвратился к центральной набережной — пройдя мимо пятизвездочной гостиницы «Империал» с красивой территорией — на фото.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Рядом стоянка вот таких реритетных авто.

От отеля каждые полчаса — ходит трансфер (автобус) на пляж на Черном море в поселке Дюрсо (ехать 15 минут).

На нижнем фото — вид от отеля Империал на озеро.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

На центральной набережной — расположилась стоянка — Ретро-парохода «Шампань», который совершает каждый час прогулку по озеру (цена — 600 рублей плюс бокал бесплатно шампанского).

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Ретро-пароход сделан, по аналогии с первым пароходом, который появился в России в 1813 году.

Так же на озере можно прокатиться на лодках — (30 минут — 300 рублей), на катамаране (30 минут — 350 рублей).

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Можно взять в аренду и сапборд (доску) — 1 час — 600 рублей.

Так же я прогулялся по аллеи вдоль завода игристых вин, который был основан в 1870 году — на фото.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Невероятный подъем это завод пережил при князе Голицыне, который был назначен управляющим. В начале 20 века свой опыт местным виноделам передавали приглашенные из Франции виноделы.

При заводе находится музей шампанских вин, где можно ознакомится с историей завода, а с экскурсией узнать секреты производства и посетить дегустацию игристых вин.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Здесь же с остановки автобуса у этого завода — я вернулся в Новороссийск, чтобы завершить его осмотр и увидеть те достопримечательности, которые я не осилил в первый день.

Я вернулся к тому месту на набережной Новороссийска — где завершил описание предыдущего отчета.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

От новой церкви Петра и Февронии, я свернул направо на бульвар генерала Черняховского, который начинается от стен церкви — на фото.

По этому небольшому бульвару за 10 минут вы дойдете к проспекту Ленина, на котором установлен памятник «Передний край обороны Малой Земли» — перед этим памятником стоит остановиться и задуматься, о тех кровавых боях, которые шли здесь ежедневно в 1943 году — на фото.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

От монумента — возвращаемся к храму

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Собор Петра и Февронии — открылся только в 2020 году и внутри можно увидеть красивый белоснежный интерьер с главным алтарем

От церкви я продолжил путь по набережной — идя на юг- к главному памятнику на Малой Земле- пройти надо было 1,5 километра.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Слевой стороны набережной — простирались длинные галечные пляжи

На нижнем фото — пляж «Нептун»

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Море и пляжи были в идеальном состояние — везде чисто и есть все необходимые пляжные принадлежности.

Скоро вдали показался главный мемориал «Малая Земля»

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Мемориал был открыт в 1982 году и это дань уважения тем, кто отдал свою жизнь, но не отдал этот клочек земли врагам России.

К началу 1943 года большая часть Новороссийска была захвачена и линия обороны проходила на окраине города — с восточной стороны Цемесской бухты. Из порта Новороссийска — немцы снабжали свою группировку на Кавказе и было решено перерезать этот путь.

С этой целью — 4 февраля 1943 года — был произведен десант на западную часть Цемесской бухты, но из-за плохих погодных условий высадиться смогла только одна десятая часть десанта.

Высадившись — здесь на этом месте, где стоит мемориал — десант под командованием майора Цезаря Кунникова смог закрепиться и отвоевать здесь — небольшой плацдарм — 7 километров в длину и 4 километра в ширину. За свои размеры он и был назван «Малой Землей».

Всего в десанте Цезаря Кунникова было 275 морских пехотинцев, все добровольцы — вооруженные только стрелковым оружием — именно они продержались здесь первую неделю, когда стали поребрасывать основные силы на плацдарм.

Всего в феврале высадилось 37 тысяч человек, потери в этот же первый месяц составили около 10 тысяч убитых и раненых. Плохо было с водой (к лету оставался только один колодец) и с питанием.

225 дней — наши воины удерживали плацдарм — под непрерывными бомбордировками и артобстрелами. После войны — оружия, металла и бомб было такое количество, что его вывозили отсюда железнодорожными составами, а 21 защитник стали Героями Советского Союза., в том числе и погибший в апреле 1943 года Кунников.

На Малой Земле в ходе ее обороны неоднакратно (около 40 раз) бывал и Брежнев, как начальник политотдела Армии и лично участвовал в этих боях — был ранен и награжден Орденом Отечественной войны.

16 сентября 1943 года —Новороссийск был полностью освобожден от немцев, которые бежали в Крым. В самом городе от 100 тысяч предвоенного населения — осталось около 1 тысячи.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Памятник по виду напоминает носовую часть боевого корабля, выходящего на полном ходу из моря.

Выполнен монумент из бронзы и гранита. Высота 22 метра.

На верху памятника написано «Горела земля, дымились камни. Плавился металл, рушился бетон. Но люди верные своей клятве не попятились с этой земли.»

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Внутри монумента находится Галерея Боевой Славы. Длинные лестницы с двух сторон ведут наверх к центру — там расположено панно, выложенное мозаикой с текстом клятвы защитников и скульптурная композиция «Сердце».

В музее звучит драматическая музыка.

Музей Мемориала открыт ежедневно с 10.00–19.00.Цена -100 рублей

От Мемориала я продолжил путь на юг — прошел лагуну и установленный на ней — памятник из фильма «Бриллиантовая рука»-на фото

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

И оказался на пляже Суджукской косы, который считается одним из лучших в Новороссийске — на фото.

После отдыха на пляже, я вернулся в сторону Мемориала, где посетил бесплатный Музей военной техники — на фото.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

А от музея вышел к Стелле- от которой хорошо виден — Главный Мемориал «Малой Земле».

Вокруг большое поле- на котором можно различить даже окопы 1943 года.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Далее на север по проспекту Ленина протянулись новые высотные микрорайоны Новороссийска — город быстро растраивается.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Проехав несколько остановок на автобусе — я оказался в центре города — у Парка имени Ленина — здесь на его углу находится небольшой планетарий Новороссийска. Этот парк был открыт еще в 1876 году и носил тогда название «Царский».

В парке Братская могила советских партизан и Городской театр (1959 года) на 900 мест — перед ним фонтан и прогулочные аллеи.

От парка Ленина я вышел на набережную адмирала Серебрякова

На этой набережной расположились новые гостиницы, как например — Hilton Garden Inn Novorossiysk (на верхнем фото) и многочисленные современные торговые молы, как AQUA Mall (на нижнем фото).

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Этот участок набережной самый современный в городе и открылся в прошлом году.

По  Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо

Здесь же и Центральный пляж города, который полностью оборудован для отдыха на море — на фото.

Здесь я и провел остаток дня — последний раз купаясь в этом году в теплом — Черном море.

В этот же день — 09 августа — в 21.55 я уехал из Новороссийска на поезде в Ростов на Дону.

Таким образом, на Черном море я пропутешествовал — с 16 июля по 09 августа — 25 полных дней — самой южной точкой оказался — Сухум (Абхазия), а северной точкой —Абрау-Дюрсо.

За это время я побывал в 4 курортных городах Абхазии, в Пицунде и Новом Афоне — впервые, а в Сухуми и Гаграх, через 39 лет, и в 13 курортных городах Краснодарского края — в Сириусе, Дагомысе, Хосте, Туапсе, Агой, Геленджике, Дивноморском, Джанхоте, Абрау-Дюрсо — впервые, а в Сочи, Адлере, Красной поляне через 17 лет, в Новороссийске через 40 лет.

Впечатления от всего нашего Юга и Абхазии остались только самые приятные и я рад что увидел курорты, которые ни в чем не уступают теперь зарубежным. Россия меняется и меняется в лучшую сторону.

Но это было еще не завершение моего южного путешествия и 10 августа 2021 года — я приехал в 05.17 утра на поезде в Ростов на Дону, в котором остановился на 4 дня, чтобы увидеть столицу Юга России и соседние города, об этом можно прочитать в следующем отчете — здесь — «ТАГАНРОГ — первый морской порт России, основанный Петром Первым.»

Цикл материалов "Путешествие по Югу России и Абхазии в июле - августе 2021 года."

1. Самостоятельно по Югу России — Сочи в июле 2021 года
  17. По Югу России — от Хосты до Кудепсты
  18. По Югу России — замечательный Дагомыс в июле 2021 года
  19. По Югу России — горный кластер: Эсто-Садок и Роза Хутор
  20. По Югу России — горный маршрут из Розы Хутор на Бзерпинский карниз Кавказких гор
  21. Самостоятельно по Югу России: курорт и город воинской славы — Туапсе
  22. По Югу России — от пляжей Туапсе до скалы Киселева и курорт Агой
  23. По Югу России — живописный Геленджик в августе 2021 года
  24. По достопримечательностям курортного Геленджика
  25. Самостоятельно по Югу России — Дивноморское, Джанхот и скала Парус
  26. Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой
  27. По Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо
  28. Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова
  29. Новочеркасск — столица Донского казачества
  30. Азов — город воинской доблести России
  31. Ростов-на-Дону — южная столица России

Теги: Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия