Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 14:04
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Новочеркасск — Россия Август 2021

29-й отчет о моем путешествии по Югу России и Абхазии.

Новочеркасск — столица Донского казачества

В предыдущем отчете я рассказал как посетил из Ростова -Таганрог, о чем можно прочитать - здесь- " Таганрог - первый мосркой порт ,основанный Петром Первым."

В Новочеркасск я приехал рано утро 11 августа 2021 года с Центрального автовокзала Ростова на Дону, где в кассе спокойно купил билет на ближайший автобус. Билет стоил 75 рублей.

Новочеркасск расположился всего в 25 километрах к северо-востоку от Ростова и через 1 час я уже выходил на автостанции Новочеркасска, которая находится на окраине города, но рядом есть автобусная остановка и вскоре подошел автобус № 1 и через 15 минут я уже подъезжал к главной достопримечательности города — его великолепному Вознесенскому Войсковому Кафедральному собору — на фото.

Новочеркасск был основан в 1805 году по указу атамана Платова, как столица Области Войска Донского, до этого столицей был более 200 лет Старочеркасск (первое упоминание о нем — 1570 год), но его постоянно затапливало и было решено создать новую столицу- так и сделали построив Новочеркасск специально на возвышенности.

Вознесенксий Войсковой Кафедральный собор был построен на специальной большой круглой площади в 1891–1904 году, но до этого были две неудачные попытки строительства в 19 веке (первые два собора обрушились в 1846 и 1863 годах)

Построен собор был в неовизантийском стиле. Его высота — 75 метров, а глубина подвалов 15 метров.

Новочеркасск — столица Донского казачества

Этот собор вмещает 5 тысяч человек и по своим размерам является третьим в России. уступая только храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге.

Полная высота внутри самого храма — 51 метр.

Новочеркасск — столица Донского казачества

Полы в храме выложены из мраморных плит.

Длина внутри собора 72 метра, а ширина — 57 метров.

Новочеркасск — столица Донского казачества

Белый мрамор был привезен специально из Италии, розовый для колонн из Франции.

В этом соборе захоронены атаман Платов, генерал Бакланов, генерал Ефремов, Орлов-Денисов и другие.

Царская казна потратила на строительство 2 миллиона рублей — огромные по тем временам деньги. В подвале были установлены нагревательные печи.

Новочеркасск — столица Донского казачества

Особо следует обратить внимание на прекрасные росписи в храме.

На нижнем фото- фреска Страшного суда.

Новочеркасск — столица Донского казачества

Собор безусловно впечатляет и пропустить его никак нельзя. В нем можно фотографировать.

К счастью, что большевики не взорвали этот собор, а только сделали из него склад, сняв золотые листы с куполов.

Не тронули собор и немцы в 1942 году, когда почти на полгода захватили Новочеркасск.

В 2010 году купола собора вновь покрыли золотыми листами, а 2014 году Патриарх Кирилл объявил этот собор вторым Патриаршим собором на Руси (до этого единственным — был Успенский собор в Москве)

Новочеркасск — столица Донского казачества

Вокруг собора установлено несколько памятников- главный из которых был установлен донскими казаками в 1904 году — атаману Ермаку-на фото

От соборной площади начинается и тянется на запад одна из главных улиц города — Платовский проспект- в самом его начале установлен памятник атаманову Платову- одному из главных героев и победителей в Отечественной войне 1812 года-на фото

Новочеркасск — столица Донского казачества

Еще раз оглянемся на собор и направимся дальше по проспекту Платова

Всего через один квартал нас встречает старинное здание (1895 года) специально построенное для музея, и сейчас здесь расположился музей Истории Донского казачества-на фото.

Музей открыт ежедневно(кроме понедельника) — с 10.00–17.30.Цена билета -100 рублей.

Новочеркасск — столица Донского казачества

Музей был открыт для публики еще в 1899 году — в нем хранятся знамена, оружие, костюмы и бытовые вещи донских казаков, а также портреты атаманов и собрание живописи конца 19 — начала 20 века.

Музей небольшой и вскоре я продолжил свой путь по проспекту Платова

Еще пара кварталов и проходим здание Администрации города — фото

и скульптуру казака, за которой начинается площадь Платова

Новочеркасск — столица Донского казачества

Напротив площади расположился сквер имени Платова с несколькими памятниками (в том числе жертвам Новочеркасского расстрела в 1962 году) и фонтанами

За сквером — одно из важных зданий в городе — двух-этажный Атаманский дворец — на фото

Здание было построено в 1863 году, как официальная резиденция Наказного Атамана Войска Донского. Здесь останавливались российские императоры — Александр Первый, Александр Второй, Николай Второй.

На строительство и оформление ушло 135 тысяч рублей.

В этом дворце был штаб белоказачьих сил Юга России, а затем большевисткий горсовет. Именно здесь покончил 11 февраля 1918 года жизнь самоубийством атаман Каледин, один из главных героев Брусиловского прорыва в 1916 году. В предсмертном письме он объяснил свой уход — «отказом казачества следовать за своим атаманом», так как на его призыв защиты области Донской от большевиков нашлось только -147 добровольцев (из 70 тысяч казаков вернувшихся с войны).

Надо отметить, что именно Донское казачество наполовину перешло к красным (вспомним 1-ю Конную Армию Буденного), в отличие, например, от Оренбургского, Уральского, Сибирского — которые целиком ушли впоследствии к белым.

Гражданская война тяжело отразилась на Дону, это все отлично описано у Шолохова в романе Тихий Дон.

Из Статистики — в 1914 году в Новочеркасске проживало — 70 тысяч жителей, а в 1923 году — 40 тысяч, а в настоящее время — проживает — 166 тысяч жителей.

Новочеркасск — столица Донского казачества

В 2001 году городская администрация съехала из дворца и в нем образовали музей. На первом этаже различные музейные экспозиции, а на втором воссозданы парадные залы — на фото

Музей открыт ежедневно (кроме понедельника) с 10.00–18.00. Цена билета — 200 рублей

Осмотрев Атаманский дворец я обошел его с заднего фасада и оказался в довольно большом Александровском саде

Новочеркасск — столица Донского казачества

Перейдя этот сад-напротив Атаманского дворца — зашел в старинный собор — церковь Александра Невского, которая была построена 1891–1896 годах — внутри красивый интерьер в светлых, лазурных и голубых тонах, но сфотографировать мне не разрешили.

Я вернулся на Платовский проспект и продолжил идти по нему на запад — через всего пару кварталов — памятник Суворову

Новочеркасск — столица Донского казачества

Памятник Суворову установлен перед зданием военного кадетского училища — на фото

Далее была церковь Архангела Михаила с голубыми куполами, построенная в 1863–1869 годах, прямо возле Центрального (Азовского) рынка — на фото

Новочеркасск — столица Донского казачества

Еще 100 метров от церкви на запад и увидим Западную Триумфальную Арку. Их в городе две — есть почти такая же на Севере города.

Построены в 1817 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года и в ожидании приезда императора Александра Первого, так как не знали по какой дороге он приедет и построили сразу две арки, чтобы не ошибиться.

Новочеркасск — столица Донского казачества

Затем я вернулся в центр города и походил по его зеленым улочкам и скверам

На нижнем фото- Никольская часовня на Пушкинской улице

На нижнем фото- здание Офицерского Собрания (1890 года)

Идя на север города я вскоре оказался у здания дореволюционной постройки, которое было специально построено по указу императора Николая Второго для первого Высшего учебного заведения на Юге России — Донского Политехнического института — на фото

Новочеркасск — столица Донского казачества

Перед входом -Татьянинская часовня.

Справой стороны небольшой памятник студентке этого интститута и медицинской сестре на Черноморском флоте, первой женщине — герой Советского Союза на ВМФ — Петровой Галине-погибла в боях десанта на Керченском полуострове в 23 года, а слева — Погибшим политехникам.

У главного корпуса очень красивая архитектура, которая украсила бы любой столичный город — на фото

Начали строить три главных корпуса с 1911 года и завершили только в 1930 году

В настоящее время это учебное учреждение называется Южно-Российский государственный политехнический университет имени Платова и в нем учится 24 тысячи студентов, что для города со 166 тысячами жителей очень прилично.

Так, что теперь Новочеркасск еще и студентческий город

Новочеркасск — столица Донского казачества

На нижнем фото — Горный корпус университета — это было первое здание построенное в 1912 году

Далее я вышел на Баклановский проспект, сел на городской автобус — доехал до автостанции и вернулся в Ростов.

Всего на неторопливый осмотр города у меня ушло 6 часов.

Новочеркасск мне понравился — в нем есть что посмотреть и о чем подумать.

На следующий день я отправился в еще один город Ростовской облсти - в Азов, о чем можно прочитать - здесь - " Азов - город Воинской доблести России."

Цикл материалов "Путешествие по Югу России и Абхазии в июле - августе 2021 года."

1. Самостоятельно по Югу России — Сочи в июле 2021 года
  17. По Югу России — от Хосты до Кудепсты
  18. По Югу России — замечательный Дагомыс в июле 2021 года
  19. По Югу России — горный кластер: Эсто-Садок и Роза Хутор
  20. По Югу России — горный маршрут из Розы Хутор на Бзерпинский карниз Кавказких гор
  21. Самостоятельно по Югу России: курорт и город воинской славы — Туапсе
  22. По Югу России — от пляжей Туапсе до скалы Киселева и курорт Агой
  23. По Югу России — живописный Геленджик в августе 2021 года
  24. По достопримечательностям курортного Геленджика
  25. Самостоятельно по Югу России — Дивноморское, Джанхот и скала Парус
  26. Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой
  27. По Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо
  28. Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова