Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 5:16
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Сухум — Абхазия Июль 2021

12-й отчет о моем путешествии по Югу России и Абхазии.

В предыдущем отчете, я рассказал о Новом Афоне, о чем можно прочитать здесь —»По паркам и пляжам Нового Афона»

Сухум стал последним городом, который я посетил в Абхазии и его никак я не мог пропустить, ведь это прежде всего столица Абхазиии и город с очень древней историей.

Вот краткие исторические вехи Сухума:

— IV век до нашей эры — на месте Сухума основана древнегреческая колония Диоскуриада,

— I век до нашей эры — основана древнеримская крепость Себастополис,

— 6–11 век — Сухум в составе Византии,

— 12–15 век в составе Грузинского царства.

— 15–19 век — в составе Османской Империи

— 1810 год — год Сухум взят русскими войсками.

Население Сухума в 19 веке было малозначительным — в 1850 году — всего 300 человек здесь проживало, а к концу века в — 1897 — 8 тысяч жителей.

Максимально рос Сухум в Советское время — в 1939 году — 44 тысячи, в 1960 году — 65 тысяч,1980 году — 108 тысяч, и самый пик Сухума перед распадом Союза в 1990 году — 120 тысяч жителей.

Затем была грузино-абхазкая война и все грузинские жители бежали в Грузию — в результате к 2000 году населения осталось 43 тысячи, а сейчас в 2021 году оно стабилизировалось на отметке — 65 тысяч жителей — из которых — 42 тысячи абхазцев, 10 тысяч русских и остальные проценты -это другие национальности — в основном армяне.

Город несмотря на столичный статус небольшой — меньше по населению нашего Геленджика.

В Сухум я приехал на маршрутке из Нового Афона 25 июля 2021 года выехал около 8 часов утра и всего через 30 минут поездки — уже выходил на ж.д.вокзале Сухума. Цена за проезд — 100 рублей.

Сухум пострадал в годы грузинско-абхазской войны, так как здесь шли активные боевые действия, поэтому ж.д. вокзал выглядит не самым лучшим образом, но все-таки — город восстановился и на его теле осталось не так уж много ран.

Ж.д.вокзал и автостанция находятся на одной площади — с нее я и уеду назад в Новый Афон.

От вокзала пешком я направился в сторону Ботанического сада.

Расстояния здесь небольшие — все достопримечательности находятся в центре, так что спокойно все можно обойти пешком за пару-тройку часов.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Я пошел по единственной улице Дзидзария, которая идет от вокзала на восток, по пути мне попадались жилые и административные здания сталинской эпохи — как например, Сухумский Открытый интститут — на нижнем фото.

Минут через 10–15 пути, я свернул на улицу Абазинскую и через квартал подошел к Кафедральному Благовещенскому собору — на фото.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Это главный собор города — он был возведен с 1909–1915 годы, в нео-византийском стиле.

Сразу отмечу, что половина абхазов христиане, а вторая — мусульмане, обе половины отлично уживаются и религиозной вражды нет.

В 2010 году собор украсили позолоченные купола, изготовленные в Челябинске.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Внутри собора — белые стены, без пышного убранства и иконастас с иконами, где главной считается икона великомученика Пантелеймона с частицами его мощей.

Нижнее фото из интернета — я не стал фотографировать, так как шла служба.

После осмотра собора — я прошел мимо находящегося по соседству от храма — футбольного стадиона Динамо, команда — в Советскую эпоху выступала в высшей лиге.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Рядом небольшое здание института гуманитарных исследований.

Пройдя пару кварталов я вышел на площадь Свободы, где монументальным памятником-заброшкой — грузино-абхазской войны высится здание Верховного совета Абхазской Республики — на фото.

Напротив от здания — расположился небольшой, но красивый парк Свободы с пальмами и кипарисами — на фото.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Пройдя всего пару кварталов выходим на проспект Леона, где и расположился вход в Ботанический сад Сухума — на фото.

Ботаническмй сад открыт ежедневно с 09.00–18.00. Билет обошелся мне в 250 рублей, а для детей до 13 лет — стоимость — 50 рублей.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Это самый старый ботанический сад на Кавказе и основан он был в 1838 году доктором Сухумского русского гарнизона — Багриновским в качестве аптечного огорода с целебными растениями, помогающим излечению от болезней, в том числе от малерии, которая уносила больше жизней солдат, чем военные действия.

В дальнейшем Сухумский сад стал пополняться новыми экспонатами из ботанических садов Петербурга и Ялты.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Ботанический сад постоянно рос и расширялся и сейчас его территория составляет 30 гектаров.

В саду проложены дорожки и установлены скамейки.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Растения и деревья подписаны и понятно какие растения вы видите — на фото.

В Ботаническом саду сейчас около 5 тысяч растений.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Есть бамбуковая роща и пруды

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

В коллекции Ботанического сада — есть чайные кусты из Китая, которым более 100 лет, а также лавры, оливы, бамбук, магнолии, водные лилии, эвкалипты, агавы и многие другие экзотичные растения.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

В целом Ботанический сад хорошо ухожен, есть туалеты и столовая на территории.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Но этот сад явно уступает Дендрарию Сочи — и по размерам, и по количеству растений и деревьев, а также здесь нет музея и скульптур и фонтанов, которые так украшают наш Дендрарий.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Одной из главной достопримечательностью сада считается — 250-летняя кавказкая липа, которая росла уже на этом месте — когда сад только начинал функционировать.

В 1987 году липа сильно пострадала от урагана и ее пришлось укрепить камнями — на фото.

Эта Липа в диаметре 3 метра продолжает цвести.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

На осмотр Ботанического сада у меня ушло — совсем не спеша — не больше одного часа.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Выйдя из сада я прогулялся в начало проспекта Леона-на фото

Здесь в начале проспекта — находится красивая ж.д.станция в стиле сталинского ампира — на фото.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

От этой станции я направился по проспекту Леона к Абхазскому государственному музею, который расположился в одном квартале от Ботанического сада.

Абхазский государственный музей (на нижнем фото) — это исторический и краеведческий музей Республики, который был основан в 1917 году.

Перед входом расположено несколько древних артефактов, таких как, — древний дольмен, привезенный из поселка Верхняя Эшера (II -е тысячелетие до нашей эры) — на фото.

Самостоятельно по Абхазии — столичный Сухум в июле 2021 года

Музей открыт ежедневно (кроме понедельника) с 10.00–17.00.Цена билета — 100 рублей.

Внутри очень достойна экспозиция артефактов истории и быта Абхазии — на фото.

Музей небольшой, но интересный

Осмотрев этот музей не спеша за один час, я направился к набережной и пляжам Сухума, где находятся много городских достопримечательностей, но об этом я расскажу в последнем — заключительном рассказе об Абхазии, который можно прочитать - здесь - " ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ к АБХАЗИИ - достопримечательности СУХУМА."

Цикл материалов "Путешествие по Югу России и Абхазии в июле - августе 2021 года."

1. Самостоятельно по Югу России — Сочи в июле 2021 года
  17. По Югу России — от Хосты до Кудепсты
  18. По Югу России — замечательный Дагомыс в июле 2021 года
  19. По Югу России — горный кластер: Эсто-Садок и Роза Хутор
  20. По Югу России — горный маршрут из Розы Хутор на Бзерпинский карниз Кавказких гор
  21. Самостоятельно по Югу России: курорт и город воинской славы — Туапсе
  22. По Югу России — от пляжей Туапсе до скалы Киселева и курорт Агой
  23. По Югу России — живописный Геленджик в августе 2021 года
  24. По достопримечательностям курортного Геленджика
  25. Самостоятельно по Югу России — Дивноморское, Джанхот и скала Парус
  26. Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой
  27. По Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо
  28. Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова
  29. Новочеркасск — столица Донского казачества
  30. Азов — город воинской доблести России
  31. Ростов-на-Дону — южная столица России

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм