Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 5:16
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Таганрог — Россия Август 2021

28 отчет о моем летнем путешествии по Югу России и Абхазии.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

В предыдущем отчете я завершил цикл рассказов о моем путешествии по Черноморскому побережью Кавказа и Абхазии, где последним городом , был Новороссийск, о чем можно прочитать здесь - " По Югу России - Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо."

Из Новороссийска я выехал на поезде и рано утром  10 августа оказался на вокзале Ростова-на -Дону, в котором я до этого никогда не был, как и не был в Ростовской области - на которую я и выделил 4 дня.

В Таганрого я поехал на автобусе с Центрального автовокзала Ростова на Дону — утром 10 августа 2021 года. Я специально выбрал автобус, а не электричку, так как именно автобус привезет вас к историческому центру города — здесь расположилась небольшая автостанция и все основные достопримечательности. Есть еще автовокзал и центральный ж.д.вокзал, но они находятся не в центре города.

Билет я спокойно купил в кассе Ростовского автовокзала за 150 рублей. Поездка длилась 1,5 часа (расстояние от Ростова — 70 километров).

Сразу на улицах Таганрога вы понимаете, что попали на родину Чехова и первой достопримечательностью, которую я посетил была по ходу моего движения от автостанции — музей — «Лавка Чеховых» — на фото:

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Музей расположился в старинном двухэтажном особняке середины 19 века, по адресу улица Александровская, 55.

Перед музеем симпатичная композиция скульптур из героев рассказа Чехова — «Толстый и Тонкий».

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Билет стоит в музей всего 100 рублей, открыт ежедневно (кроме понедельника) с 10.00–17.00.

На первом этаже воссоздана — торговая лавка отца Чехова, а на втором — жилые комнаты, в которых провел свое детство Чехов — на фото:

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

В этот дом семья Чеховых переехала в 1869 году. В лавке можно купить сувениры и вкусный чай с изображением этой лавки.

Следующий музей, по ходу движения стал Литературный музей Чехова, который расположился в бывшей дореволюционной гимназии — на фото.

Здесь в 1868–1879 году учился Чехов и его братья

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

В 13 залах музея — достаточно познавательная информативная экспозиция, которая рассказывает не только о гимназическом возрасте Чехова, но и о периодах его жизни и творчества, а также о Таганроге 19 века.

Билет стоит 100 рублей. Открыт музей ежедневно с 10.00–17.00.Выходной — понедельник.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Напротив гимназии расположился — Сквер Героев-подпольщиков — со скульптурой «Клятва юности» — в память о молодежной антифашистской организации (1941–1943 годов). Именнно бывшие участники гимназии и стали участниками подполья в годы оккупации фашистов — на фото.

В феврале—мае 1943 году подполье было расскрыто, подвергнуто пыткам и расстреляны более 200 человек, в том числе 27 женщин и два ребенка.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Далее я посетил центральный городской парк имени Горького, который существует более 200 лет.

Во время оккупации немцы почти весь парк вырубили и устроили здесь свое кладбище. После войны парк восстановили.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Здесь расположился Вечный огонь на центральной аллее.

Таганрог был в немецкой оккупации почти два года (22 месяца). Немцы захватили Таганрог 17 октября 1941 года и с первых дней стали проводить геноцид местного населения (только в Петрушинской балке было расстреляно — 7 тысяч таганрожцев, из них — 1500 детей.

В феврале 1942 года немцы провели свою перепись населения Таганрога- в нем проживало 145 тысяч жителей, к августу 1943 (всего через полтора года) — осталось около 75 тысяч.

Таганрог был освобожжен 30 августа 1943 года и для этого Красной армии пришлось взломать одну из самых мощных оборонительных линий немцев на Восточном фронте — «Миус-фронт» состоящий из трех линий обороны на глубину — 50 километров.

А предвоенное количество население Таганрога восстановилось только к 1960 году — сейчас Таганрог второй по численности населения город Ростовской области и в нем проживает 250 тысяч жителей.

На нижнем фото — памятник-«Узникам фашистских лагерей» в сквере Чехова.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

03 ноября 2011 года Таганрогу было присвоено почетное звание — Город Воинской Славы — за мужество и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Родины.

В 2015 году установили у здания Городской Думы на Петровской улице — Стеллу города Воинмкой Славы — на фото.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Осматривая центр города мне не повезло с погодой и с повсеместной реконструкцией центра — все кругом было раскопано — причем во многих местах.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

В историческом центре выделяются несколько важных улиц по которым следует прогуляться — это прежде всего улица Фрунзе, где расположился — дворец Альфераки — здесь сейчас Историко-краеведческий музей.

Здание 1848 года построено в стиле нео-барокко.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Это и Петровская улица, где расположились старинные особняки 19 века и Драматический театр Таганрога — на фото.

Здание театра было построено по проекту итальянского архитектора в 1866 году.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

От Петровской улицы, которая тоже был почти вся перекопана, ведет небольшой переулок, названный итальянским — на фото.

Здесь воссоздана архитектура Европы

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Свернув снова с Петровской улицы, но теперь налево -на Тургеневский переулок — через 5 минут выйдем на Каменную лестницу — Депальдовскую — на фото.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Это один из символов Таганрога. Она построена в 1822 году греческим купцом Депальдо, который выделил 15 тысяч рублей на ее строительство. Автор проекта — итальянец Франц Буффо. Он применил визуальный прием — сверху вниз лестница кажется одинаковой по всей ширине, за счет разной высоты ступеней (их-190).

Интересный факт- во время Крымской войны в 1855 году — английские солдаты из морской пехоты пытались подняться по ней и воваться в центр города, а донские казаки открыли огонь сверху и отбили неприятеля. Несмотря на мощные обстрелы- англо-французского флота Таганрог они взять не смогли, хотя причинили большой урон городу, в котором тогда уже проживало 40 тысяч жителей. (было полность утрачено 189 зданий и особняков).

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Каменная лестница привела меня вниз к Пушкинской набережной, где расположился большой сквер со стеллой — 300 летия Таганрогу.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Далее я прогулялся по старинной набережной, где часть ее сохранила — мостовую начала 19 века — на фото.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Справа простиралось — Азовское море, которое было очень спокойно и напоминало большое озеро.

В конце набережной расположился яхт-клуб и ресторан «Альбатрос» — на фото.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Обогнув набережную — я поднялся снова наверх — к Комсомольскому скверу (его тоже раскопали) и я не смог приблизиться к памятнику Петру Первому — на фото.

Памятник был отлит в Париже в 1898 году из бронзы.

Значение Петра Первого трудно переоценить. Именно по его приказу в 1698 году, после успешных азовских походов и заключения мира с турками — был основан Таганрог, который стал первой военно-морской базой России, первым Российскм портом на открытом морском побережье и первым городом России построенным по регулярному плану.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Именно Петр Первый сам обследовал эту морскую бухту=таганий Рог и приказал строить порт, в дальнейшем он намеревался сделать Таганрог столицей России, но изменил свои планы после удачной Северной войны и начала строительства Петербурга.

От Комсомольского сквера я направился в обратный путь к автостанции по улице Чехова, пройдя здание Южного Федерального Университета (на фото), я вскоре подошел еще к одному городскому музею.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Это музей-домик Чехова, открыт ежедневно (кроме понедельника) с 10.00–17.00.Билет 100 рублей.

Это одноэтажный флигель из нескольких комнат

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Здесь выставлены вещи семьи Чеховых и предметы быта того времени. Здесь семья проживала до 1869 года, пока не переехала в дом-лавку, о которой я уже рассказывал в начале отчета.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Продолжая идти к станции, но уже по соседней улице Александровской, я заглянул в Художественный музей Таганрога, который расположился в симпатичном особняке купца Хандрина, постройки 1909 года — на фото.

Художественный музей оказался лучшим из музеев Таганрога — здесь можно увидеть картины — Айвазовского, Шишкина, Репина, Сурикова и многих других известных российских живописцев — на фото.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Музей открыт ежедневно (кроме понедельника) с 10.00–18.00. Билет стоил мне 150 рублей.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Чуть далее по этой улице расположился памятник императору Александру Первому — победителю Наполеона, который скончался в Таганроге — 1 декабря 1825 году в возрасте 47 лет — на фото.

Еще пять минут и мы оказываемся у Торговых рядов Таганрога, пострпоенные полукругом вдоль Александровской площади в 1841 году — на фото.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Напротив Торговых рядов — небольшой сквер Чехова — в центре которого расположилась его скульптура.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Так же я прошелся по улице Фрунзе (дом № 80), где находится знаменитый городской особняк 1912 года хлеботорговца Шаронова — на фото.

Архитектором здания был Шехтель (он спроектировал Ярославский вокзал в Москве), а над декором наружных стен работали Васнецов и Врубель.

Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова

Сейчас здесь музей градостроительства и быта. Я в него не заходил.

Вернувшись на автостанцию я вернулся на автобусе в Ростов на Дону. На осмотр Таганрога в стиле неспешной прогулки у меня ушло 6 часов. Некоторые достопримечательности я не посмотрел — например, Свято-Николаевский храм (1777 года), дом-музей Чайковского, Музей Фаины Раневской и Приморский парк с центральным пляжем на берегу Азовского моря.

Впечатление от Таганрога осталось двоякое — это город с интересной историей, который стоит посетить, если вы оказались в Ростове, но довольно провинциальный и запущенный (я в своем отчете показал на фото только здания в хорошем состоянии, но много (даже очень много) зданий нуждаются в реставрации), может быть эта большая реконструкция, которая как раз и шла в мое посещение — приведет Таганрог в порядок.

На следующий день я поехал в еще один город Ростовской области - в Новочеркасск, о чем можно прочитать - здесь - " Новочеркасск- столица Донского казачества."

Цикл материалов "Путешествие по Югу России и Абхазии в июле - августе 2021 года."

1. Самостоятельно по Югу России — Сочи в июле 2021 года
  17. По Югу России — от Хосты до Кудепсты
  18. По Югу России — замечательный Дагомыс в июле 2021 года
  19. По Югу России — горный кластер: Эсто-Садок и Роза Хутор
  20. По Югу России — горный маршрут из Розы Хутор на Бзерпинский карниз Кавказких гор
  21. Самостоятельно по Югу России: курорт и город воинской славы — Туапсе
  22. По Югу России — от пляжей Туапсе до скалы Киселева и курорт Агой
  23. По Югу России — живописный Геленджик в августе 2021 года
  24. По достопримечательностям курортного Геленджика
  25. Самостоятельно по Югу России — Дивноморское, Джанхот и скала Парус
  26. Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой
  27. По Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо
  28. Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова