Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — сейчас на сайте
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Новороссийск — Россия Август 2021

26-й отчет о моем путешествии по Югу России и Абхазии.

В предыдущем отчете я рассказал о завешение осмотра мест и курортов возле Геленджика, о чем можно прочитать здесь — «Самостоятельно по Югу России — Дивноморское, скалы Парус и курорт Джанхот.»

08 августа 2021 года — рано утром я уехал на автобусе из Геленджика в Новороссийск. Ехать пришлось недолго — чуть меньше часа, а проезд обошелся в 130 рублей.

От автовокзала, который находится почти в центре города, я довольно быстро добрался до своего хостела -Hostel Rus. Novorossiysk, где у мення были забронированы последние две ночи на море. Цена за ночь — 700 рублей.

Новороссийск с утра встретил меня проливным дождем, который длился три часа — на фото.

Все это время (уже более трех недель) — мне везло с погодой на море, но так вечно продолжаться не могло и непогода настигла меня здесь.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Мой хостел находился на улице Новороссийской Республике, в самом центре города, но в связи с непогодой мне пришлось ждать окончание дождя.

Примерно около 13 часов я вышел на прогулку по городу — первым памятником, который я увидел у хостела — был памятник Брежневу -на фото, установленный по инициативе самих горожан. Сейчас модно карикатурно изображать Брежнева в последние его годы, но местные точно знают какие кровавые бои шли под Новороссийском на Малой земле — и люди которые участвовали в тех боях были героями, как и Брежнев.

Это единственный памятник Брежневу в России.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

От моего хостела буквально через три минуты я вышел на центральную улицу города — улицу Советов — на фото.

На этой улице расположился — монумент «Новороссийской Республике»- посвященный годам Гражданской войны, от него можно спуситься к набережной на восток (всего пара кварталов), или пойти на север по этой улице, на которой находится Парковая аллея.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Парковая аллея — зажата между двумя улицами и здесь достаточно большая, ухоженная зеленая зона и несколько памятников на ней — таких, как — летчику Савицкому, памятник Пушкину и «Незнакомке».

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

По Парковой аллеи выходим на площадь Свободы, где установлен памятник «Освободителям Новороссийска».

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Далее я продолжил прогулку по Парковой аллеи — дойдя до площади Ленина, на которой расположились здания Администрации города.

С улицы Ленина я свернул на площадь Героев

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Здесь расположился мемориальный комплекс с Вечным огнем, который зажгли в 1958 году, а так же Мемориальная стена «Сынам Отечества» с братской могилой наших солдат и моряков, а так же памятник на могилах героев Советского Союза — Кунникова и Сипягина — на фото.

В центре площади Героев- стелла — посвященная событиям Гражданской войны.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

От этой стеллы открывается замечательный вид на набережную Новороссийска — его порт и Цемескую бухту — на фото.

Новороссийск с момента своего основания в 1838 году — являлся важным и стратегическим портом на Черном море.

Новороссийск и сейчас крупнейший порт России на Черном море и Военно-морская база Черноморского флота.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Новороссийск быстро рос во времена Российской империи — с 2 тысяч жителей в 1870 году до 46 тысяч в 1913 году.

Перед Великой Отечественной войной в 1941 году — здесь проживало 96 тысяч, после освобождения в 1943 — осталось чуть больше одной тысячи — город фактически перестал существовать.

Предвоенное население города восстановили только в 1960 году- когда город достиг 100 тысяч жителей, а к развалу СССР — здесь жили уже 185 тысяч жителей.

Достаточно бурный рост города пришелся на нулевые и десятые годы и к 2020 году — Новороссийск вырос до 280 тысяч жителей, что связано опять же с развитием военной базы (которая должна была заменить Севастополь) и развитием порта.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

В Новороссийске я побывал в далеком 1981 году — в возрасте 14 лет и мне тогда город запомнился пыльным и без каких-то особых достопримечательностей.

Но сейчас это совсем другой город и он очень красиво выглядит на берегах Цемеской бухты

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Вот так выглядит этот учсток набережной с высоты птичьего полета-фото из интернета

Продолжая знакомство с городом — я направился к крейсеру Михаил Кутузов, причал которого находится в самом начале набережной Адмирала Лазаря Серебрякова

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Здесь же на набережной установлена интересная скульптура — «Дарующая воду»

В истории Новороссийска был исторический период, когда воду возили танкерами из Туапсе.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Возле самого крейсера — скульптура — жена моряка с ребенком провожает любимого в море. Счастье встречи впереди, а пока только тревожное желание — пусть будет все хорошо.

Перед крейсером раскинулась огромная — Форумная площадь — в центре площади — стелла-фонтан «Морская Слава России»-на фото

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Крейсер Михаил Кутузов был построен в 1951 году. Сейчас это корабль-музей, который стоит посетить. Цена билета — 300 рублей. Выходные — понедельник и вторник. Открыт для посещения с 10.00–18.00.

Крейсер в длину 210 метров, ширина — 23 метра, скорость имел -64 километра в час. Он выполнил 15 боевых дальних походов.

Выведен из строя флота в 2000 году и установлен здесь, как символ мощи Черноморского флота.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

На Форумной площади увидим и бюст Адмирала М. П. Лазареву, это — выдающийся наш флотоводец, один из открывателей Антарктиды и основатель Новороссийска, под его командованием проходили службу- Нахимов и Истомин — будущие герои Севастополя.

Его корабль «Азов» принял участие в Наваринском сражении в 1827 году — сражаясь один против пяти кораблей турок- он все их потопил, в том числе флагманский корабль и два больших фрегата.

Умер за год до начала Крымской войны в возрасте 62 года.

На нижнем фото- Форумная площадь

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Отсюда начинается и набережная адмирала Серебрякова

Это одно из самых любимых мест жителей Новороссийска

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Здесь же памятник — «Основателям Новроссийска» — адмиралам Лазареву, Серебрякову и Раевскому.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

На нижнем фото — Торпедный катер — памятник боевым подвигам моряков в годы Великой Отечественной войны

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

После катера набережная поворачивает и идет на юг

Здесь расположился и Центральный пляж Новороссийска

Далее набережная выводит нас на Мыс Любви

На этом мысе — еще один памятник «Погибшим морякам» — двенадцати рыбакам сейнера «Уруп», которые погибли во время шторма в феврале 1953 года — памятник установили в 1959 году.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Чуть далее по набережной — жанровая скульптура «Исход», посвященная эвакуации белых войск и несогласных с Советской властью в марте 1920 года. Это событие так же получило название Новороссийской катастрофы — так как из 55 тысяч белых войск и казаков эвакуировали 33 тысячи, почти 20 тысяч остались на берегу и были взяты в плен красными (часть их расстреляна)- несколько сотен белых покончили жизнь самоубийством на набережной Новороссийска.

А вдали уже виднеется — стоящий на набережной — новый храм Новороссийска

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Этот храм благоверных князей Петра и Февронии — смотрится на набережной очень гармонично.

Собор строили с 2013 по 2020 год.

Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой

Здесь у храма и остановимся и продолжим осмотр Новороссийска на следующий день — тем более, что на месте этого храма проходила линия обороны знаменитой Малой земли, об этом я расскажу в следующем отчете, который можно прочитать — здесь — «По Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо».

Цикл материалов "Путешествие по Югу России и Абхазии в июле - августе 2021 года."

1. Самостоятельно по Югу России — Сочи в июле 2021 года
  17. По Югу России — от Хосты до Кудепсты
  18. По Югу России — замечательный Дагомыс в июле 2021 года
  19. По Югу России — горный кластер: Эсто-Садок и Роза Хутор
  20. По Югу России — горный маршрут из Розы Хутор на Бзерпинский карниз Кавказких гор
  21. Самостоятельно по Югу России: курорт и город воинской славы — Туапсе
  22. По Югу России — от пляжей Туапсе до скалы Киселева и курорт Агой
  23. По Югу России — живописный Геленджик в августе 2021 года
  24. По достопримечательностям курортного Геленджика
  25. Самостоятельно по Югу России — Дивноморское, Джанхот и скала Парус
  26. Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой
  27. По Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо
  28. Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова
  29. Новочеркасск — столица Донского казачества
  30. Азов — город воинской доблести России
  31. Ростов-на-Дону — южная столица России

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм