Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 15:21
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Ростов-на-Дону — Россия Август 2021

31-й отчет о моем путешествии по Югу России и Абхазии."

Ростов-на-Дону — южная столица России

В Ростов на Дону я приехал на поезде из Новороссийска рано утром 10 августа 2021 года и первые три дня — я посетил Таганрог, Новочеркасск и Азов.

В предыдущем отчете я рассказа, о посещении Азова, о чем можно прочитать - здесь - " Азов- город Воинской доблести России."

Посещал я эти города утром и в обед возвращался назад в Ростов, надеясь выделять еще 3–4 часа на его осмотр, но в планы вмешалась погода и если на Черном море мне повезло и стояла все дни солнечная погода без единого дождя, то здесь все четыре дня шли дожди (довольно сильные) и было пасмурно.

Я все ждал хорошей погоды, чтобы начать осматривать Ростов, но так и не дождался в последний день моего путешествия — 13 августа — с утра вышел на осмотр города, в котором я до этого никогда не был.

Как раз возле моего хостела (100 метров), находился главный собор Ростова — Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (так он выглядит с высоты птичьего полета - фото- из интернета)).

Ростов-на-Дону — южная столица России

Собор был возведен в 1856–1860 году на основе типового проекта Константина Тона, поэтому он и похож на Храм Христа Спасителя в Москве.

Его парадный фасад выходит на Соборную площадь, где расположился и памятник Святому Дмитрию Ростовскому, а рядом Центральный рынок Ростова.

Зашел я и в самом собор, который производит впечатление своими настенными росписями и внутренним убранством.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Далее отправляемся от собора на одну из главных улиц города — на Большую Садовую, где сразу выходим на здание Администрации города — на фото.

Это здание еще до Революции стало одним из символов Ростова и строилось оно для Городской думы в 1890-е годы. Его проект разработал архитектор Александ Померанцев — автор Верхних Торговых рядов в ГУМЕ в Москве.

Вообще меня немного озадачило большое количество хорошо сохранившихся особняков 19 и начала 20 века, ведь Ростов почти 200 дней был под немецкой оккупацией и город дважды занимался немцами и дважды освобожлася нашими войсками в ноябре 1941 года и 14 февраля 1943 года.

С 2008 года Ростов на Дону — город Воинской Славы.

Всего за время оккупации немцы уничтожили около 40 тысяч жителей Ростова, а еще 53 тысячи угнали на принудительные работы в Германию.

Но оказалось, что на самом деле и Ростов сильно пострадал от уличных боев и бомбардировок, в результате — 12 тысяч зданий лежало в руинах и не все их смогли восстановить — как например, самый высокий в Ростове до войны — доходный дом Рецкера и Ходуковского 1916 года, красивое Петровское реальное училище (1877 года) — было крупнейшим учебным заведением Ростова.

Дом Померанцева также сильно пострадал — от него остались только внешние стены, а с северной стороны, даже они обвалились.

Так что надо благодарить наших строителей, которые восстановили после войны — эти красивые здания, которые и придают Ростову особенный колорит.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Посетил я находящийся рядом с администрацией — Парк Горького — на фото.

Ростов-на-Дону — южная столица России

В этом парке в 1917 году состоялся многолюдный митинг ростовчан в поддержку Октябрьской революции — сейчас на этом месте памятник.

Продолжаем идти по Большой Садовой, где можно встретить самые разнообразные архитектурные стили зданий, от дореволюционной эклектики и сталинских построек, до современных высотных зданий.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Попадаются и графити на стенах

Архитектура центра Ростова и набережной мне очень понравилилась — все это напоминает наши столичные города и это не удивительно, так как Ростов всегда был значительным и важным городом и в Российской империи, и в Советском Союзе и сейчас.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Ростов неофициально считается Южной столицей России.

Проходя по улице Садовой,79, - я заглянул и в Краеведческий музей Ростова

Это один из крупнейших музеев на Юге России и был основан в 1910 году

Открыт музей ежедневно с 10.00-18.00.Билет стоит 120 рублей.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Этнографический раздел показывает национальную одежду и предметы быта прошлых веков

Отдельные залы посвящены периоду Великой Отечественной войны и освобождению Ростова от немцев,румын и венгров.

После осмотра музея, продолжаем движение по Садовой

Ростов-на-Дону — южная столица России

Это крупнейший город на Юге России с населением 1 миллион 140 тысяч жителей.

Ростов центр Южного Федерального округа и столица Ростовской области, в которой проживает более 4 миллионов человек.

Центральные улицы — это большие проспекты. которые пересекают город с запада на восток и с севера на юг.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Интересны в Ростове и подземные переходы, с выложенными плитками со сценами из жизни Советского периода.

Перед зданием Правительства Ростовской обасти в 1972 году был установлен памятник Первой Конной армии — скульптурная группа создана Вутечичем — на фото.

Гражданская война фактически расколола донских казаков наполовину- одни были за красных, другие за белых. В плен фактически никого не брали — расстреливали сразу, все это хорошо показано в романе «Тихий Дон» Шолохова и в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Ростов-на-Дону — южная столица России

На этой же площади с восточной стороны сохранилось дореволюционное здание в классическом стиле — сейчас здесь отделение Цетрального Банка РФ.

А перед зданием фонтан Львы.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Продолжаем идти по Большой Садовой улице и вскоре оказываемся у памятника Атаману Платову (2015 года) — одному из главных героев Отечественной войны 1812 года.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Через квартал начинается Покровский сквер, где на входе встречает — малая городская скульптура «Первый водопровод».

В центре Покровского сквера находится Покровская церковь.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Храм красивый в стиле эклектики и восстановлен в 2005–2007 годах, на месте разрушенного большевиками в 1930 году дореволюционного Покровского собора (1909 года), который был построн в псевдорусском стиле с колокольней в 74 метра.

Перед храмом в 2007 году установили памятник императрице Елизавете Петровне, которая и основала в 1749 году Ростов на Дону.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Сразу за гостиницей Дон-Плаза (н фото), в небольшом переулке можно увидеть интересную скульптурную композицию (2009 года), посвященную основателям крепости Димитрия Ростовского, из которой и вырос Ростов на Дону — на фото.

На нижнем фото — здание начала 20 века, сейчас здесь — «Шолохов-центр».

Ростов-на-Дону — южная столица России

Далее проходим парк имени 1 Мая и выходим на большую и центральную площадь Ростова — на Театральную площадь.

Доминантой Театральной площади является Академический Театр Драмы — на фото.

Здание было построено в 1935 году и относится к памятникам констуктивизма. В 1943 году -немцы взорвали здание, когда бежали из города, в 1963 году — Театр восстановлен в первоначальном облике

Ростов-на-Дону — южная столица России

В центральной части Театральной площади напротив театра находится ансамбль фонтанов — автор Вутечич (1937 года). В центре квадратного бассейна — подиум с четырьмя атлантами — на фото.

А вот так выглядит Театральная площадь с высота птичьего полета — фото из интернета.

Именно здесь проводятся праздники и парады, справа на фото видно дореволюционное красивое здание в стиле модерн (1911–1913 года), а в южной части площади установлена памятник-стелла — «Освободителям Ростова» высотой 70 метров. Впечатляющий памятник!

Ростов-на-Дону — южная столица России

От Театральной площади — я повернул назад и пройдя Музыкальный театр (на фото), сразу свернул на юг и стал спускаться по проспекту Богатяновский Спуск

Ростов-на-Дону — южная столица России

Через 10 минут я уже вышел на знаменитую набережную Ростова — на фото.

Расположена набережная на правом берегу Дона, а на левом берегу — новый большой и красивый стадион, построенный к Чемпионату Мира 2018 года по футболу и пляж с парковой зоной, но я туда не добрался.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Набережная названа в честь непобедимого адмирала Федора Ушакова, здесь установлен его бюст.

Ростов-на-Дону — южная столица России

В 1949 году территоиря набережной была перестроена и превращена в зеленый бульвар, его длина 3 километра.

Ростов-на-Дону — южная столица России

С 2000-х годов набережная была реконструирована и на ней стали появляться малые городские композиции и скульптуры — на фото.

Вскоре я прошел Ворошиловский мост (1965 года), который соединяет два берега Дона и с верху которого открывается отличные обзорные виды на весь город — лифт на мост был закрыт и я не поднялся.

Ростов-на-Дону — южная столица России

Одной из знаковых композиций является скульптура — «Григорий и Аксинья в лодке» по мотивам романа Тихий Дон.

У причалов стоят небольшие теплоходы, на которых можно совершить прогулку вдоль города по реке.

Ростов-на-Дону — южная столица России

На нижнем фото — светомузыкальный фонтан на набережной.

Здесь же притшвартованы и большие круизные речные пароходы, которые ходят по Дону и Волге до Москвы и Петербурга, да и до Азовского моря всего 46 километров.

Завершил я свой осмотр набережной у памятника Шолохову, который за свой роман «Тихий Дон» в 1965 году получил Нобелевскую премию.

Ростов-на-Дону — южная столица России

А вот так выглядит набережная Ростова с высоты птичьего полета - фото из интернета

Затем я возвратился к своему хостелу, где наподалеку расположился  Ростовский музей изобразительных искусств-на фото

Экспозиция небольшая,но интересная.

Здесь  в старином особняке собрана отличная коллекция русского искусства- Васнецова, Шишкина, Айвазовского и других

На фото-картина Шишкина (19 века)

Картина Айвазовского "Море" -1872 года

Вот таким я увидел Ростов на Дону, но не все мои планы, как я уже говорил, я выполнил из-за дождей — так,

я не посмотрел несколько важных городских соборов, не съездил в красивый Свято-Иверский монастырь - фото из интернета-

Ростов-на-Дону — южная столица России

, не посетил несколько важных мемориалов.

Но в целом мне Ростов очень понравился и рад, что наши города за последние годы изменились в лучшую сторону и ни в чем не уступают — европейским и тем более американским.

Это был мой последний отчет об этом путешествии по Югу России и Абхазии

Ниже показываю весь список отчетов об этом путешествии.

Цикл материалов "Путешествие по Югу России и Абхазии в июле - августе 2021 года."

1. Самостоятельно по Югу России — Сочи в июле 2021 года
  17. По Югу России — от Хосты до Кудепсты
  18. По Югу России — замечательный Дагомыс в июле 2021 года
  19. По Югу России — горный кластер: Эсто-Садок и Роза Хутор
  20. По Югу России — горный маршрут из Розы Хутор на Бзерпинский карниз Кавказких гор
  21. Самостоятельно по Югу России: курорт и город воинской славы — Туапсе
  22. По Югу России — от пляжей Туапсе до скалы Киселева и курорт Агой
  23. По Югу России — живописный Геленджик в августе 2021 года
  24. По достопримечательностям курортного Геленджика
  25. Самостоятельно по Югу России — Дивноморское, Джанхот и скала Парус
  26. Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой
  27. По Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо
  28. Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова