Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 14:04
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Азов — Россия Август 2021

30-й отзыв о моем путешествии по Югу России и Абхазии.

Азов — город воинской доблести России

В предыдущем отчете я рассказал о посещение Новочеркасска, о чем можно прочитать - здесь - " Новочеркасск - столица Донского казачества."

В Азов я поехал в предпоследний день моего путешествия по Югу России — и его я никак не мог пропустить, так как этот небольшой город с населением 80 тысяч жителей имеет богатую историю, которой так не хватает нашим южным городам в России, к тому же Азов расположился всего в 35 километрах от Ростова.

12 августа 2021 года рано утром я приехал на автовокзал Ростова на Дону и в кассе купил билет до Азова за 80 рублей. Поездка заняла примерно 1 час и около 9 часов, я уже выходил на автостанции Азова.

От автостанции проходит Петровский проспект, который ведет в исторический центр города. Почти сразу на этом бульваре мне встретилась скульптура донским казакам, их участвовало 125 тысяч в Первой Мировой войне (на верхнем фото), а затем по ходу движения я заглянул в городской парк культуры.

Азов — город воинской доблести России

Напротив парка в старинном здании еще царской гимназии — разместилась современная средняя школа (на фото), а уже от нее начинался центр города — с его главной улицей — Петровским бульваром.

На фото — начало Петровского бульвара с указателями на достопримечательности и справками о главных людях Азова.

Азов — город воинской доблести России

С двух сторон по Петровскому бульвару встречаются самые различные здания — от современных до старинных особняков 19 века.

Примерно посередине Петровского бульвара расположился и памятник Петру Первому, который был первым русским царем захватившим в 1696 году — тогда еще турецкую крепость-город Азов.

Памятник Петру Первому был установлен в 1996 году.

Азов — город воинской доблести России

Исторический центр довольно компактный и ухоженный и пройти его весь можно за 30 минут.

Еще один памятник расположился напротив исторического музея — установлен в 2009 году- первому русскому генералиссимусу и соратнику Петра при взятии Азова — Шеину.

Азов — город воинской доблести России

Продолжая идти по Петровскому бульвару вы вскоре окажитесь на Петровской площади — это самое серце Азова.

Здесь большая зеленая зона с малыми скульптурами, стилизированные под древность (настоящие я увижу позже в историческом музее), а также гостиницы, администрация города.

Азов — город воинской доблести России

В завершении — прямо у смотровой площадки — памятник адмиралу Лазареву, который был первооткрывателем Антарктиды, и именно его корабль «Азов» решил исход решающей морской Наваринской битвы с турками в 1827 году.

К сожалению доступ на смотровую площадку был перекрыт — шла реконструкция и я свернул вправо и направился к крепости Азова.

Азов — город воинской доблести России

Сейчас Азовская крепость -это 50 метров отреставрированной стены с двумя пушками и с настоящим турецким валом. Реставрация не очень удачная — так как при турках -она была каменная — с башнями и бастионами и Петр Первый смог ее взять только со второго раза, когда вернулся сюда с флотом и перекрыл туркам доступ к продовольствию и вооружению, которые они получали по Азовскому морю, которою находится всего в 15 километрах от Азова. Все это хорошо описано Алексеем Толстым в романе «Петр Первый».

У подножия стен -парковая зона, куда можно пройти через Алексеевские ворота (на фото), построенные в 18 веке русскими, но здесь на этом месте всегда был главный вход в крепость.

Азов — город воинской доблести России

На стенах Алексеевских ворот можно увидеть вот такие памятные знаки о взятии Азова.

Азов — город воинской доблести России

Пройдя через ворота оказываемся в парковой зоне, где и был внутренний двор крепости -здесь также можно увидеть исторические памятники.

В том, числе о взятии Азова в 1637 году и его героической обороне донскими казами до 1641 года, когда 5 тысяч казаков вместе со своими женами, отбили более тридцати приступов 120 тысячного турецкого войска, которое так и не смогло взять Азов силой.

Азов — город воинской доблести России

Здесь же можно спуститься к Дону — именно здесь стоял новый флот Петра, который он построил под Воронежем и обстреливал крепость из пушек.

Азов — город воинской доблести России

Дошел я и до Порохового склада (расположен в 5 минутах от крепости). Он был возведен при Екатерине Второй в конце 18 века. Сейчас здесь небольшой музей с экспонатами по истории огнестрельного оружия — на фото.

После этого я осмотрел старинную церковь Азовской иконы Божьей матери и вернулся к Петровскому бульвару.

Азов — город воинской доблести России

Здесь на Петровском бульваре расположился в бывшем здании городской управы, построенный в стиле эклектики в 1892 года-на фото, один из крупнейших музеев Юга России, основанный еще в 1917 году.

Музей открыт с 10.00 до 18.00 (кроме понедельника) и за билет я заплатил 160 рублей плюс 120 рублей за посещения зала «Сокровища Евразии».

Азов всегда находился в центре главных торговых путей и был основан в 1067 году на месте древнего греческого городка Танаиса (он был уничтожен скифами)

С 1269 года по 1395 год -это был важный город Золотой Орды — Азак-Тана, который был уничтожен войсками кровавого Тамерлана.

В одном из первых залов музея мы видим останки людей убитых в это время — на фото.

Азов — город воинской доблести России

Очень интересная в музее палеонтологическая коллекция древностей, которые нашли на Азовской земле.

Символом музея является скелет слона (степного мамонта), который жил на территории Азова — 800 тысяч лет назад — на фото.

Азов — город воинской доблести России

Затем идут исторические залы и показана хронология развития территории Азова — от скифов до монголов.

Азов — город воинской доблести России

На фото- скифское вооружение.

Азов — город воинской доблести России

Музей современный — есть интерактивные экраны на которых можно посмотреть всю историю Азова.

Турки отбили эту территорию у генуэзцев, которые восстановилу Тану после нашествия Тамерлана в 1410 году и возвели замок с башнями, рвами и подъемными мостами.

Азов — город воинской доблести России

С 1475 года город захвачен турками, которые назвали его Азак (Азов) — на фото макет реконструкции турецкой крепости, которую пришлось брать донским казакам в 1637 году.

Второй раз русские взяли Азов у турок в 1696 году.

Азов — город воинской доблести России

В музее представлены несколько залов с вооружением петровской эпохи.

Азов — город воинской доблести России

Так же в музее хранятся древние русские иконы 18–19 веков.

Воссоздана обстановка интерьеров 19 века и многое другое — в музее я провел 3 часа.

Азов — город воинской доблести России

Главной изюминкой является зал со скифскими и сарматскими золотыми украшениями, найденных на территории Азова — на фото.

После музея я направился на автовокзал — по дороге заглянув в парк, где раположился один из новых соборов Азова, построенный в 2007 году.

Азов — город воинской доблести России

Вот таким я увидел Азов за полдня — его посещением я остался доволен и советую всем его посетить, если вы окажитесь в Ростове на Дону.

В последнем отчете этого большого цикла рассказаов, я расскажу о Ростове на Дону- о чем можно прочитать - здесь - " Ростов-на-Дону - южная столица России."

Цикл материалов "Путешествие по Югу России и Абхазии в июле - августе 2021 года."

1. Самостоятельно по Югу России — Сочи в июле 2021 года
  17. По Югу России — от Хосты до Кудепсты
  18. По Югу России — замечательный Дагомыс в июле 2021 года
  19. По Югу России — горный кластер: Эсто-Садок и Роза Хутор
  20. По Югу России — горный маршрут из Розы Хутор на Бзерпинский карниз Кавказких гор
  21. Самостоятельно по Югу России: курорт и город воинской славы — Туапсе
  22. По Югу России — от пляжей Туапсе до скалы Киселева и курорт Агой
  23. По Югу России — живописный Геленджик в августе 2021 года
  24. По достопримечательностям курортного Геленджика
  25. Самостоятельно по Югу России — Дивноморское, Джанхот и скала Парус
  26. Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой
  27. По Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо
  28. Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова