Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 5:03
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Пицунда — Абхазия Август 2021

7-й отчет о моем летнем путешествии по Югу России и Абхазии.

В предыдущем отчете я рассказал, о начале осмотре Пицунды, о чем можно прочитать здесь — «Лучший курорт Абхазии — Пицунда».

Прогулявшись вдоль морских пляжей Пицунды и побывав в Роще Пицундской сосны, я вышел на улицу Кипарисовую и снова вернулся к стенам Питиунта, или как его теперь называют — Историко-архитектурный заповедник Великий Питиунт — на фото.

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Но прежде чем зайти в саму крепость, я свернул налево, где сохранились остатки руин крепостной стены древних римлян, которые обосновались здесь в 1 веке и возвели свои укрепления — на фото.

В некоторых местах стена немного реставрирована, но на большой части — это просто руины, окруженные парком — здесь можно бесплатно походить и даже залезть на стены.

Стены высотой 8 метров, шириной до 3 метров, судя по размерам — здесь уже в античные времена — было довольно крупное поселение и римляне, как всегда строили все с удобствами- был здесь акведук и термы и водопровод (все это я увижу в музее).

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Затем я вернулся ко входу самой крепости Питиунт — это фактически центральная площадь Пицунды, сюда же приходят все маршрутки из других мест Абхазии.

Историко-археологический заповедник Великий Питиунт — открыт ежедневно, с 10.00–19.00. Цена за вход не дорогая, всего — 100 рублей

Пицунда и ее исторические достопримечательности

На входе нас встречает — главная достопримечательность — Собор Андрея Первозванного

Это так же одно из главных мест паломничества в Абхазии.

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Первый небольшой христианский храм на этом месте был построен еще в 4 веке, а в середине 6 века император Византии — Юстиниан, приказал перестроить храм и возвести более масштабный собор и именно в нем произошло в 541 году крещение абхазцев

Крепостная стена которая, окружает собор была построена в 10 веке

Тот собор, который мы видим сейчас — по официальным данным (не все с этим согласны) — был построен при абхазском царе Баграте Третьем, который правил Абхазией с 973 по 1014 год.

С этого момента собор стал считаться Кафедральным собором Абхазии — в нем проводилось избрании Патриархов Абхазии и посвящение в сан епископов -абхазских священнослужителей.

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Размеры собора внушительны — по меркам Средневековья.

Длина — 43 метра, ширина 23, и высота 29 метров (это высота 10-ти этажного дома).

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Заходим внутрь собора — здесь можно увидеть старинную кирпичную кладку, которой более 1000 лет.

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Стены собора отштукатурины, в более ранние времена на стенах присутствовали фрески, которые частично сохранились на всем внутреннем пространстве — на фото.

Пицунда и ее исторические достопримечательности

В западной части внутреннего пространства собора находится усыпальница с двумя гробницами, в которых похоронены Святые — Симеон Канаит и Андрей Первозванный (на нижнем фото), а мощи Иоанна Златоуста, который скончался в 407 году по дороге в Абхазию из Константинополя — захороены под алтарем собора.

В усыпальнице сохранились средневековые фрески, посвященные жизни и смерти Апостолов — Андрея Первозванного и Симиона Канаита-на фото

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Внутри собор привлекает и своим обширным пространством на хорах, к которым ведет каменная лестница — на фото

Обязательно поднимитесь и осмотрите собор с высоты.

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Вид с хоров собора на алтарную часть храма

Пицунда и ее исторические достопримечательности

На сегоднешний день — собор продолжает функционировать, в основном как площадка для проведения концертов — оперного и хорового пения, а так же исполнение органной музыки (на нижнем фото — виден орган)

Концерты проходят в пик сезона в 17.00 и в 20.00. Билет на концерт стоит 600 рублей.

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Из собора можно с высоты рассмотреть — руины римских терм 2 века и базилики 6 века

Выходим из собора и осматриваем территорию комплекса на фото — византийская церковь 6 века

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Еще одной важной достопримечательностью является — Исторический музей Пицунды, расположенный напротив главного собора — на фото.

Основан музей был в 1962 году и до 1972 года находился непосредственно в соборе.

На входе в музей — увидим карту Черного и Эгейского морей и прибрежных территорий, где указаны торговые связи Питиунта с городами Древнего Мира — и прежде всего с Грецией, Крымом и Византией.

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Экспонаты в музее — это археологические находки, разных периодов — от каменного и бронзовых веков до Средневековья.

В музее собраны неплохие древнеримские и византийские мозаики (2–6 веков) — на фото.

а также древнеримское стекло и посуда

На нижнем фото- показано на гравюре как выглядел собор в 18 веке

На нижнем фото- древнеримский водопровод (2 век)

В левой половине музея находится икона Пицундской Богоматери

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Икона вычеканена из позолоченного серебра и написана в 1568 году по заказу святейшего католикоса Абхазской православной церкви — Евдемона Первого.

Осмотрев всю территорию комплекса — примерно за два часа, я вернулся на Центральный пляж Пицунды — идти всего 10 минут

Погода была солнечная, море теплое и очень чистое. Пляж мелкогалечный, вход в море постепенный.

Пицунда и ее исторические достопримечательности

Здесь я отдохнул и купался в море несколько часов

Пицунда безусловно- это один из самых лучших курортов в Абхазии, да и на всем побережье Черного моря, но мне предстояло еще посмотреть и дальние районы Пицунды — с песочными пляжами, расположенными в районе Рыбзавода, но об этом я расскажу в следующем отчете, который можно прочитать - здесь - " По пляжной ПИЦУНДЕ - ЛИДЗАВА и РЫБЗАВОД."

Цикл материалов "Путешествие по Югу России и Абхазии в июле - августе 2021 года."

1. Самостоятельно по Югу России — Сочи в июле 2021 года
  17. По Югу России — от Хосты до Кудепсты
  18. По Югу России — замечательный Дагомыс в июле 2021 года
  19. По Югу России — горный кластер: Эсто-Садок и Роза Хутор
  20. По Югу России — горный маршрут из Розы Хутор на Бзерпинский карниз Кавказких гор
  21. Самостоятельно по Югу России: курорт и город воинской славы — Туапсе
  22. По Югу России — от пляжей Туапсе до скалы Киселева и курорт Агой
  23. По Югу России — живописный Геленджик в августе 2021 года
  24. По достопримечательностям курортного Геленджика
  25. Самостоятельно по Югу России — Дивноморское, Джанхот и скала Парус
  26. Самостоятельно по Югу России — Новороссийск — город-герой
  27. По Югу России — Малая Земля в Новороссийске и Абрау-Дюрсо
  28. Таганрог — первый морской порт России, основанный Петром Первым и родина Чехова
  29. Новочеркасск — столица Донского казачества
  30. Азов — город воинской доблести России
  31. Ростов-на-Дону — южная столица России

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм