Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте
Мы будем путешествовать!

Потсдам, Берлин — Германия Февраль 2021

Сказать, что было холодно — ничего не сказать. Это было что-то нереальное, если учесть, что накануне мы ходили в майках, температура поднялась до +20, то сегодняшние +4 и пронизывающий ветер казались просто издевательством. Но, нам дома не сидится, мы же приехали в Берлин на один день, поэтому пошли прогуляться в «теплое место» — на реку Шпрее!

Истсайдская галерея и шедевр Калатравы

Район для совместной прогулки предложила берлинская коллега, с которой мы познакомились и подружились за время пандемии. А гид плохого не посоветует! (будете в Берлине — обращайтесь, очень Лидию рекомендую).

Индустриальный район Фридрихсхайн сильно пострадал от воздушных бомбардировок ВМВ. Одним из крупнейших предприятий, основанных здесь в начале 20 века, был электронно-ламповый завод Osraum, названный так по двум химическим элементам — осмию и радию. Забавно, но многие туристы думают, что завод, видимо, основал турок, и назвал своей фамилией!

Во времена ГДР на месте полностью разрушенного завода открылся новый, VEB Narva имени Розы Люксембург. Нарва — тоже химическая аббревиатура: натрий, аргон, вакуум. Это был самый значительный завод в ГДР, по производству электроламп, а его территория — самая большая промышленная зона Берлина.

В 1992 году предприятие было ликвидировано, а часть заводских сооружений были отданы под Центр Служб Быта, торговли и услуг — Обербаум — сити. А весь индустриальный квартал застроили современными зданиями.

Одним из первых здесь обосновался Международный Центр Дизайна, в котором проходят выставки и обучение. Помимо этого, построили жилые дома и отели.

Таким образом, очень облагородили набережную и заводской квартал сделали вполне туристическим местом, которое очень любят и сами берлинцы.

Гуляющих в такую погоду оказалось не много, а зря — мост Обербаумбрюкке стоит того, что бы им любоваться. Говоря о нем, можно назвать двух архитектров — Отто Штана и Сантьяго Калатрава, у которого что не постройка — то шедевр.

Истсайдская галерея и шедевр Калатравы

Этот — внушительный двухъярусный красавец, построенный в стиле неоготики из красного обожженного кирпича. По верхнему ярусу пролегает линия метро, нижний — в распоряжении автомобилей и пешеходов.

В 1945 году предыдущий мост на этом месте был взорван, но позднее восстановлен и оставался соединительным звеном между Восточным и Западным Берлином.

Истсайдская галерея и шедевр Калатравы

После объединения страны мост с эстакадой, проезжей частью примыкающих улиц, пешеходными переходами отреставрировали, и теперь он связывает Фридрихсхайн и Кройцберг — два рабочих района Берлина.

К этому времени мы не просто замерзли — задубели! Так в кафе хотелось, но, к сожалению, все закрыто, можно купить стаканчик кофе на вынос, но садиться за столик нельзя. Или, можно, сделав вид, что красную ленточку не заметили. А цветочки за столиками такие весенние, и не смотря на ветер, так хочется посидеть на набережной, закутавшись в плед (которые всегда лежат на скамейках и стульчиках открытых кафе, но сейчас их убрали).

Истсайдская галерея и шедевр Калатравы

Вот кто бы сказал, что мы будем радоваться просто картонному стаканчику кофе или какао? Кстати, забавно, алкоголь на разлив продавать запрещено (вирус же!), так вместо глинтвейна, «законопослушные» немцы продают безалкогольный пунш, и отдельно — маленькие бутылочки ликера. И сразу любезно сообщают, что мы можем купить то и другое по отдельности, отойти на пару шагов, и смешать. Что мы и делали!

Согревшись кофе, переходим к самой длинной в мире художественной галерее под открытым небом, имеющей постоянную экспозицию, ее длина 1316 метров. Эта галерея возникла совершенно спонтанно, что уже удивительно. Но, немного истории.

13 августа 1961 года стало знаковым для города. Бегство граждан из Восточного сектора города в Западный Берлин подтолкнуло руководство ГДР к кардинальному решению проблемы. За один день Западный Берлин был огорожен стеной, которая стала одним из наиболее ярких символов «холодной войны».

В тот момент полмиллиона человек вышли выразить протест перед Ратушей в Шёнеберге. 60 тысяч жителей восточной части Берлина лишились рабочих мест в Западном Берлине. Сколько человек погибло от выстрелов восточногерманских пограничников почти за 30 лет существования стены — до сих пор неизвестно, и цифры разнятся очень сильно. Последнего перебежчика застрелили в феврале 1989 года, он совсем немного не дотянул до падения стены.

Истсайдской галереей — East Stde Gallery — называют самый большой участок из сохранившейся части Берлинской стены, которая разделяла два государства — ФРГ и ГДР. Протяженность стены составляла 40 км, при общей длине периметра Западного Берлина 165 км. И в то время, когда с восточной стороны звучали выстрелы и создавались запретные зоны, с западной стороны подвозили туристов, а художники — любители покрывали бетонные плиты яркими граффити и росписями поп-арт.

Сегодня фрагменты стены сохранились лишь в нескольких местах города, и, в частности, на улице Мюленштрассе. Если идти от Остбанхофа, то буквально через 100 метров вы увидите стену, белую с западной стороны, и расписную с восточной.

Художественная жизнь стены началась в 1990 году, когда один меценат пригласил в Берлин 118 художников из 21 страны, что бы они расписали этот участок стены. Время делало свое дело, краски смывались, да и туристы периодически оставляли свои автографы. Но, красиво рисовать умеют не все. Поэтому, в 2009 году была проведена масштабная реставрация — часть работ создали заново, часть подправили. Причем, для этих работ были приглашены авторы.

В 2018 году строительство домов вокруг расширялось, наступая на стену. Создалось общество защиты (хотя с 1991 года эта Галерея считается историческим памятником и находится под охраной государства), люди вышли на протесты и результат был достигнут — строительство прекратилось, создав «свободную зону» вокруг стены.

Главное произведение Истсайдской галереи — работа Дмитрия Врубеля со сложным названием «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви». Художник живет на две страны, точнее — на две столицы — в Москве и Берлине. Он достаточно известен, его работы есть в Третьяковской Галерее (не перепутайте с другим Врубелем — они из разных времен, однофамильцы). Работа создана по фотографии 1979 года, на которой запечатлен поцелуй Генсека Л. И. Брежнева с Э. Хоннекером.

Истсайдская галерея и шедевр Калатравы

В заключении хочу сказать: если вы в Берлине уже осмотрели все основные достопримечательности, то советую вам посетить и это местечко — получите удовольствие от прогулки!

P. S. Рассмотрите фото — это не просто размытые картинки, на всех есть сюжеты.

Спасибо за внимание.

Еще немного о Берлине:

«Пешком по Берлину» здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_32343

«Берлин с воды — прогулка на кораблике по Шпрее» здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_32204

«Берлинские дворики — искусство графити, еврейский квартал» здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_32155

1. Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити
  7. Бранденбург — болота балтийских славян, Высоцкий и удивительные истории
  8. Курортный столичный Потсдам
  9. Мемориал жертвам войны и насилия
  10. Ботанический сад Берлина..
  11. Кафедральный собор Берлина
  18. Сан Суси — Прусский Версаль
  19. Прогулка в Новом Саду
  20. Исторический лев в Берлине — почти кино
  21. Если не сведут с ума римляне и греки. Финальная часть — эротика, римский быт. Часть 4.
  22. Парк и Дворец Глинике — один из многочисленных берлинских зеленых островков
  23. Римские захоронения нашей эры. Римский плагиат - копии греческих оригиналов. Часть 3
  24. Лучшее у этрусков, да и римское неплохо. Часть 2.
  25. Хотите поменяться? Например, Пауэрса на Абеля!
  26. Лучшее греческое вне Греции, да и римское неплохо. Часть 1
  27. Старая национальная галерея Берлина
  28. Импрессионисты в Старой Галерее Берлина
  29. Выставка Поля Гогена в Старой Галерее
  30. Выставка «Мунк в Берлине» в Берлине
  31. Фестиваль уличной еды в разгар «пандемии»
  32. Шоппинг в Берлине
  33. Берлинская республика — ресторан со своей Конституцией
  34. Мир супов в Берлине
  35. Океанариум в азиатском ресторане
  36. Прекрасное место для еды и отдыха на окраине Берлина (любителям китайской кухни).

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия