Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте
Мы будем путешествовать!

Берлин, Потсдам — Германия Июль 2020

Проведя неделю в Берлине, я на один день съездила в Потсдам, столицу Федеральной Земли Бранденбург, просто погулять. Про отдельные объекты на написала отзывы, а сейчас просто обобщу. Итак, один день в Потсдаме.

Первые упоминания о поселении относятся к 10 веку, когда городок стал владениями аббатства Кведлинбургского, которому Потсдам был подарен королем Оттоном Третьим. До 17 века, Потсдам оставался небольшим поселением, а во времена Тридцатилетней войны он пришел в полный упадок, половина жителей погибли и умерли.

Но, удача пришла в Потсдам неожиданно. Потсдам расположен всего в 20 км от Берлина, и в 17 веке маркграфы Бранденбурга выбрали этот небольшой городок, окруженный множеством озер и рек, в качестве одного из излюбленных мест для отдыха и охоты. И хотя официальная столица Пруссии, а затем Германской Империи, находилась в Берлине, королевский двор располагался в Потсдаме, где обосновались и многие официальные органы и государственные чиновники.

Суд Потсдама.

Основными строителями стали голландцы и французы. Голландцев пригласил Фридрих Вильгельм Первый, который создавая прусскую армию, сделал Потсдам похожим на казарму. А гонимых из Франции гугенотов пригласил его сын — Фридрих Великий — ремесленников, строителей, художников, которые и отстроили город, придав ему шарм и аристократичность.

И в нашем веке в Потсдаме произошли важнейшие для истории мира события: в 1933 году здесь началась печальная история нацизма — Адольф Гитлер и Пауль фон Гинденбург пожали друг другу руки. После войны, в 1945 году, на конференции в потсдамском дворце Цециелендорф прошла Конференция, решившая судьбу Германии.

Поскольку в дни моего пребывания проходил юбилей Потсдамской Конференции, то в городе все напоминает о ней. Даже автобусы расписаны портретами участников.

Курортный столичный Потсдам

И именно здесь в 1961 году начали строить Берлинскую стену, разделившую Берлин. Граница раздела — мост Глинике. Отзыв о мосте здесь.

От Берлина до Потсдама регулярно курсируют поезда, и это очень удобный вид транспорта, гарантировано отсутствие пробок. Я в Берлине не пользуюсь машиной — только общественным транспортом. А кто-то ездит, и, даже, на такой «Ниве»:

Курортный столичный Потсдам

Что меня регулярно и безмерно удивляет — количество читающих бумажные издания в берлинских и потсдамских поездах! Возможно, в других городах тоже, но только здесь я активно пользуюсь общественным транспортом. Вот уж где читающая страна!

И, радует, что медленно, но верно, в повседневном транспорте Германии, появляется возможность зарядить телефон, раньше такая возможность была только в скоростных поездах.

Курортный столичный Потсдам

Выйдя из поезда, мы сразу отправились по пешеходной улице к знаменитым Бранденбургским воротам. По пути гостей встречает вот такая семейка: работа Каролы Бульманн, 1980 года, «Семья Грюн» — Зеленая семья. Ну, немецкие «Зеленые» — это вообще отдельная тема. Горожане эту семейку очень любят.

Вот он, символ Потсдама — Бранденбургские ворота, Триумфальная Арка 1771 года, построенная в честь окончания и победы в Семилетней Войне по подобию Триумфальной Арки Константина. Интересно, что архитекторов проекта было два — каждый фасад создавался по отдельности, что видно невооруженным глазом. Интересно, что Бранденбургские Ворота Потсдама старше своего знаменитого берлинского собрата.

Перед воротами установлен фонтан, в идеале — любоваться им вечером, когда фонтан подсвечен. Правда, во время моей прогулки, он вообще не работал.

Курортный столичный Потсдам

Город очень зеленый, в центре Потсдама расположено множество парков. Я начала с Нового парка, очень советую. Отзыв о парке «Новый Сад» здесь.

Без современного искусства никак. Вот эти мраморные глыбы называются «Толерантность», Вернер Штетцер создал их в 1994 году.

Курортный столичный Потсдам

А это — «Неизвестному дезертиру», работа Ахмета Аксоя, 1989 года. Идея была такова, что этот солдат — не трус, а дезертировал по морально-этическим соображениям, отказавшись выполнять преступный приказ.

Мы подошли к парку и дворцу Сан-Суси, одному из самых красивых парковых комплексов Европы. В середине 17 века, Фридрих Второй Великий, перенес в Потсдам королевский дом Пруссии, и он же был идеологом строительства Сан-Суси. Именно благодаря этому комплексу, Потсдам прославился, как «Северный Версаль». Отзыв о парке Сан-Суси здесь.

Курортный столичный Потсдам

Бранденбургские ворота, безусловно, самые знаменитые, но не единственные интересные ворота Потсдама. Здесь же, в Старом городе, можно посмотреть еще два прекрасных образца.

Ягертор, построенные в 1733 году на северной границе города, в стиле барокко, единственные, которые сохранились в оригинале. Эти ворота были отправной точкой, ведущей к сети дорог по всему Бранденбургу. Ворота стоят на Аллее, построенной курфюрстом Фридрихом Вильгельмом в 1668 году, аллея соединяла эту часть города со дворцом Ягерхофом. Декоративный венец ворот представляет собой сцену популярной в то время охоты на фазана. Сегодня Ягертор являются частью набережной, ведущей вдоль бывшей городской стены. Променад построили в конце 19 века.

И третьи из некогда семи бывших городских ворот, которые можно увидеть в Потсдаме — Науенер Тор. Они были построены в 1755 году архитектором Иоганном Бюрингом по заказу Фридриха Великого. Король сознательно выбрал готическую средневековую архитектуру, что бы городские ворота выглядели более старыми. И именно это делает Науенер Тор необычайной редкостью в европейской истории строительства, поскольку это старейший образец неоготической архитектуры на материковой части Европы, наряду с неоготическими зданиями в Англии. Городские ворота в стиле барокко сохранились между двумя отштукатуренными круглыми башнями с зубчатым венцом и конусами из натурального камня. Боковые пристройки с обеих сторон башен с аркадными проемами усиливают средневековое впечатление.

Недалеко от ворот — Голландский Квартал, ансамбль, состоящий из 150 домов красного кирпича. В первой половине 18 века его построили голландские мастера, нанятые Фридрихом Великим для работ по облагораживанию города. Архитектором, руководящим работами, стал Ян Боуман.

Проблема с обедом была решена просто — на площади проходил фестиваль уличной еды. Иногда, быстрая кухня — это выход из положения, когда по каким-то причинам нет возможности полноценно пообедать. Отзыв о фестивале уличной еды здесь.

На площади, где проходил фестиваль «обжирания», явно доминирует здание киностудии. Именно здесь, на знаменитой УФА Бабельсберг, снимались популярнейшие немецкие фильмы 20–30 годов, в том числе — с незабываемой Марлен Дитрих.

И, буквально в двух шагах отсюда, виден купол церкви Святого Николая и Ландтага. Церковь легко узнаваема и совершенно не похожа на другие — классический греческий фасад и зеленый купол, делают ее отличной от всех остальных городских церквей. На купол можно подняться и полюбоваться панорамой города.

Напротив — Городской дворец, превращенный в Ландтаг Бранденбурга. Неплохое здание занимают чиновники!

Еще одно интересное сооружение Рыночной площади — Ратуша, превращенная в Городской Музей — нечто среднее между краеведческом и историческим.

И, видимо, мне было мало парков в этот день, я решила посетить еще один, совсем малоизвестный и малопопулярный — парк Глинике. Отзыв о парке Глинике здесь.

Мне понравился плакат — видимо, новая Синагога Потсдаму жизненно необходима.

Курортный столичный Потсдам

Для тех, кто в Потсдаме первый раз, или только один день — это, вероятно, не лучшая прогулка, много времени потрачено использовано для прогулки по паркам, и осмотрены далеко не все достопримечательности. Но, для таких, как я, которые бывали и бывают в Потсдаме, формат подобной прогулки очень удобен — расслабленно и неторопливо, без спешки, однако — с осмотром красот.

И, помимо исторических и архитектурных памятников, в Потсдаме множество приятных мелочей, магазинов и кафе, так что, в любом случае, прогулка проходит приятно.

Очень советую, будучи в Берлине, уделить маленькой столице Бранденбурга, хотя бы один день, желательно — в хорошую солнечную погоду, и вы непременно получите удовольствие от прогулки.

Спасибо за внимание.

7. Бранденбург — болота балтийских славян, Высоцкий и удивительные истории
  8. Курортный столичный Потсдам
  9. Мемориал жертвам войны и насилия
  10. Ботанический сад Берлина..
  11. Кафедральный собор Берлина
  18. Сан Суси — Прусский Версаль
  19. Прогулка в Новом Саду
  20. Исторический лев в Берлине — почти кино
  21. Если не сведут с ума римляне и греки. Финальная часть — эротика, римский быт. Часть 4.
  22. Парк и Дворец Глинике — один из многочисленных берлинских зеленых островков
  23. Римские захоронения нашей эры. Римский плагиат - копии греческих оригиналов. Часть 3
  24. Лучшее у этрусков, да и римское неплохо. Часть 2.
  25. Хотите поменяться? Например, Пауэрса на Абеля!
  26. Лучшее греческое вне Греции, да и римское неплохо. Часть 1
  27. Старая национальная галерея Берлина
  28. Импрессионисты в Старой Галерее Берлина
  29. Выставка Поля Гогена в Старой Галерее
  30. Выставка «Мунк в Берлине» в Берлине
  31. Фестиваль уличной еды в разгар «пандемии»
  32. Шоппинг в Берлине
  33. Берлинская республика — ресторан со своей Конституцией
  34. Мир супов в Берлине
  35. Океанариум в азиатском ресторане
  36. Прекрасное место для еды и отдыха на окраине Берлина (любителям китайской кухни).