Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — сейчас на сайте
Мы будем путешествовать!

Потсдам, Берлин — Германия Июль 2020

Во время июльской поездки в Берлин, один из дней прошел в прогулке по прекрасным уголкам Берлина — Еврейскому району и двориках Хакешер — маркта, по которым мы бродили с прекрасным берлинским гидом Лидией Майер (познакомились на Туристере и в ФБ, а в этот день развиртуализировались).

Утро началось с Панорамы Пергамон — музея (сам музей воспользовался эпидемией и проходит реставрацию). Панорама порадовала, поскольку я была в самом музее (а он один из лучших), то даже не ожидала эмоций от Панорамы. Отзыв о ней здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/berlin/museum/9837/responses/6811

От музея, отправилась через парк Монбижу. Когда-то, начиная с 17 века, здесь располагался Дворец Гогенцоллернов, но во время ВМВ он был разрушен и восстанавливать его, к сожалению, не стали, а руины разобрали в 60 — х годах. Нам было бы интересно, в этом дворце останавливался Петр Первый. Но, не судьба. Парком это назвать сложно, скорее — небольшой скверик с кафе. И набережная, больше похожая на пляж на реке Шпрее.

Из парка Монбижу отлично виден купол Новой Синагоги на улице Ораниенбургер. Синагога была построена в середине 19 века архитектором Эдуардом Кноблаухом, это был самый большой и роскошных иудейский храм в Германии. Синагога чудом уцелела в Хрустальную ночь 9 ноября 1938 года, но в результате бомбардировок от нее сохранился только фасад. Реставрационные работы начались лишь в 1988 году, и через семь лет она возобновила работу.

Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити

Посещение Синагоги в планы не входило, но я хотела зайти на кладбище. Помимо Синагоги и Кладбища, там расположен Еврейский Центр и Еврейская Галерея. Когда-то здесь находился первый дом престарелых Еврейской Общины Берлина. В 1942 году гестапо превратило его в сборный пункт для еврейских граждан. 55000 человек, от младенцев до стариков, были депортированы в концентрационные лагеря Освенцим и Терезиенштадт, где и погибли. На этом еврейском кладбище 16 братских могил с 2425 погибшими в последние дни ВМВ в Берлине. Могильные плиты были отреставрированы в 2007 году. Кладбище засажено растениями, оно очень зеленое.

Грустное место, и небеса поняли мое настроение — заплакали. В этот момент пошел совершенно незапланированный дождик, пришлось переждать его в таком же незапланированном Музее магии, где я еще и на магическое шоу попала. Отзыв о Музее Магии здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/berlin/museum/35321/responses/6822

Выйдя из музея и следа дождя не было — даже тротуары просохли, и я пошла играть в гортоп дальше (по городу топать), дворы осматривать. Это прекрасное место расположено совсем рядом со станцией Хакешер — Маркт, и ее всегда многолюдной площадью, как днем, так и в вечернее время. Дворы Хакешен — Хефен (Hackesche Höfe). Речь идет о внутренних дворах восьми сообщающихся между собой жилых зданий. Их название напоминает о графе Гансе Кристофе Фридрихе фон Хакке, получившему право на первую застройку этой площади от прусского короля Фридриха Второго. Идя по этому району, надо обязательно заглядывать во все дворики по пути следования, там частенько бывает что-то очень интересное!

Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити

Вот двор, один из немногих сохранившихся в стиле классицизма. Изначально эта постройка 18 века, она служила вспомогательным помещением для замка Монбижу. В 19 веке прошла полная перепланировка и реконструкция, и комплекс зданий использовался для отдыха, здесь были открыты ресторан, бальный зал, производство фортепиано, стекольный завод, и небольшие издательства, а также апартаменты для тех, кто здесь работает. Вторую реконструкцию и тщательное восстановление здания прошли в 2000 году, сохранив исторический облик.

Многократно бывая в Берлине, я впервые зашла в церковь Святой Софии, и она неожиданно оказалась очень интересной. Отзыв о церкви Святой Софии здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/berlin/temples/1072/responses/6826

Вернемся ко дворам. Все они были построены в соответствии с правилами эпохи конца 19 века для того, что бы разместить всех новоприбывших в город в поисках одного из многочисленных мест работы в промышленности, находившейся в это время в Германии на небывалом подъеме. Сегодня во дворах расположены несколько ресторанов и кафе, арт — магазины и сувенирные лавочки.

Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити

Восемь дворов Хакеше образуют самый большой в Германии внутренний двор жилой и индустриальной конструкции (здесь всегда существовали офисы, магазины и мастерские). Помимо рабочего пространства и кафе, здесь обосновался театр — кабаре «Хамелеон», и кинотеатр, в котором идут новинки и арт-хаусные картины. Что не часто увидишь в Германии -всегда на родном языке, с немецкими субтитрами.

Каждый двор имеет свое название, это Хеф Один, Розенхеф, Софиенхеф. Дворы с граффити не менее интересны.

Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити

В одном из домов располагалась мастерская фон Орто Вайдта, где работали слепые. С 1940 по 1945 года здесь работали в основном слепые и глухонемые евреи. Вайдт защищал их, рискуя собственной жизнью, и делал все, что бы спасти людей от неминуемой смерти. Сегодня ему присвоено звание Праведника Мира, несколько человек обязан ему своими жизнями. Сегодня здесь располагается Музей Анны Франк, точнее — филиал музея в Амстердаме.

В последней трети 19 века Мехлих построил этот жилой и коммерческий комплекс с тремя внутренними дворами, с фабрикой швейных машин (позже завод велосипедных цепей), транспортной компанией, и некоторыми другими небольшими производствами. В эпоху ГДР, до 1993 года, завод производил медицинские приборы. В 1995 году Эрика и Рольф Хоффманн и их дети приобрели эту собственность, а заодно и соседнюю, на улице Гипштрассе, намереваясь соединить две улицы тропой и сделать таким образом проходные дворы, открытые для всех в течении всего дня.

Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити

К 1997 году фабрика была реконструирована, и преобразована в лофт-офисы и апартаменты, крышу заменили на современную конструкцию, а на Гипштрассе было построено новое здание с подземной парковкой.

Семья Хоффман молодцы, они сумели сохранить «историчность» зданий, даже повреждения, нанесенные войной можно увидеть. Они попытались (и, надо сказать, получилось) построить квартал, где можно совместить жизнь, работу и отдых с опытом современного искусства.

Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити

Интересно, что как только мы обошли все, что планировали, вновь пошел дождь! Небесная канцелярия благоволила ко мне, в этот день, как, впрочем, и в течении всей недели пребывания в Берлине и Потсдаме.

Я бывала в Берлине раз тридцать, начиная с 1992 года. И у меня к нему странное и двоякое отношение — я ни за что не хотела бы там жить, но считаю, что этот город — идеальный для туристов. В нем есть все: более 600 музеев, отличная возможность шоппинга, множество парков и зеленых зон для релакса и прогулок, театры и концертные залы, можно посетить шоу и насладиться достопримечательностями.

Спасибо за внимание и добро пожаловать в Берлин!

1. Берлинские дворики, еврейский квартал, искусство графити
  7. Бранденбург — болота балтийских славян, Высоцкий и удивительные истории
  8. Курортный столичный Потсдам
  9. Мемориал жертвам войны и насилия
  10. Ботанический сад Берлина..
  11. Кафедральный собор Берлина
  18. Сан Суси — Прусский Версаль
  19. Прогулка в Новом Саду
  20. Исторический лев в Берлине — почти кино
  21. Если не сведут с ума римляне и греки. Финальная часть — эротика, римский быт. Часть 4.
  22. Парк и Дворец Глинике — один из многочисленных берлинских зеленых островков
  23. Римские захоронения нашей эры. Римский плагиат - копии греческих оригиналов. Часть 3
  24. Лучшее у этрусков, да и римское неплохо. Часть 2.
  25. Хотите поменяться? Например, Пауэрса на Абеля!
  26. Лучшее греческое вне Греции, да и римское неплохо. Часть 1
  27. Старая национальная галерея Берлина
  28. Импрессионисты в Старой Галерее Берлина
  29. Выставка Поля Гогена в Старой Галерее
  30. Выставка «Мунк в Берлине» в Берлине
  31. Фестиваль уличной еды в разгар «пандемии»
  32. Шоппинг в Берлине
  33. Берлинская республика — ресторан со своей Конституцией
  34. Мир супов в Берлине
  35. Океанариум в азиатском ресторане
  36. Прекрасное место для еды и отдыха на окраине Берлина (любителям китайской кухни).