Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 14:04
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Матера — Италия Август 2017

19-ый отчет о самостоятельном путешествии по Южной Италии. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.

Весь маршрут по АПУЛИИ кратко описан — ЗДЕСЬ.

В предыдущем отчете я рассказал, о том как посетил Бишелье, о чем можно прочитать — здесь «Самостоятельно по Апулии — средневековый Бишелье».

Продолжаю последовательно.

14 августа. — МАТЕРА (Matera)- 13-й день путешествия.

Матера- город который никак нельзя пропустить, если вы оказались на юге Италии!!!

В этот день у меня было намечено посетить сразу три города — сначала Матеру, потом Гравину и завершить поход в Альтамуре. Это был оптимальный транспортный расклад, так как все три города находятся на одной — особой железнодорожной ветке (которая не относится к государственной Трениталии) — о том как доехать из Бари до этих городов, я подробно изложил — ЗДЕСЬ.

Поэтому, чтобы выполнить все намечанное пришлось встать рано утром и отправиться из Бари первым поездом, который отходит в 05.33.!!! Почти через два часа в 07.20 — я уже выходил на предпоследней остановке это ж.д ветки — на подземной станции! — «Matera Centrale».

Так, я снова оказался на короткое время в южно-итальянском регионе Базиликата.

Матера для Юга Италии значительный город — проживает в нем 60 тысяч жителей, которые в большинстве своем живут в новой Матере, но она никого не интересует и поэтому многочисленные туристы отправлятся сразу в исторический центр — в скальную и пещерную Матеру.

Поднявшись наверх из подземного вокзала — начинаем свой путь слева от вокзала по via Don Giovanni Minzoni, которая через квартал переходит в Via Lucania,

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

проходим всего три квартала и перед нами предстает небольшой сквер на холме, на котором вы и увидите небольшой замок Трамантано, построенного в начале 16 века. Состоит из крупного центрального бастиона и двух башен. Сейчас замок закрыт на реставрацию. Но вокруг прогуляться можно.

-Для осмотра Матеры необходимо иметь ее карты, без них вы будете слепо — плутать в лабиринтах узких улочках Матеры, а занятие это не легкое — все время надо то поднимать, то спускаться по улицам-лестница. Я всегда распечатываю карты-гугл, хотя у меня есть и планшет с приложением Maps.me. Так же карту вы можете получить в туристическом центре, который находится — на Via De Viti de Marco,9.

Ориентируйтесь также по указателям, которых много в Матере.

От замка я довольно быстро — за 10 минут, оказался в самом центре исторической Матеры — перед дворцом Ланфранки (Palazzo Lanfranchi)- построенный в 1678 году, в котором сейчас расположился Художественный музей средневекового и современного искусства Матеры (Museo Nazionale d`Arte) — на фото.

Я в музей не заходил, так как он открыт с 09.00–20.00. (билет 2.5 евро)

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Главное, что с левой стороны этого дворца (палаццо) расположилась идеальная смотровая площадка (Belvedere Piazzetta Pascoli), с которой Матера предстала как на ладони.

Время было около 8 часов утра. Вдали виден северный район Матеры — Сасси Баризано

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Я же сначала решил обследовать южный район — Сасси Кавеозо и поэтому стал спускаться по ступенькам-улочкам вниз — к небольшому каньону, вдоль реки Гравина, где кварталы обрываются в пропасть.

Немного истории — в древние времена здесь обитали племена луканов и после их завоевания в 3 веке до нашей эры древние римляне основали Матеру, хотя поселения здесь уже существовало несколько тысяч лет, скальные породы (туф) здесь мягкие и даже древние времена здесь можно было выдолбить себе убежище и жилище. Поэтому Матеру, считают одним из самых древних городов Италии.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

В античный период город назывался Матеола и располагался совсем рядом с Аппиевой дорогой. В Рим Матера поставляла пшеницу на продажу.

Старый город Матеры часто называют Сасси (Sassi), что является множественным числом итальянского слова — Sasso- скала или просто камень.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

И это, как нельзя более точно передает суть — Матера — это город, вырубленный в скалах и город построенный на скалах.

Это город, где здания и окружающий ландшафт настолько слились друг с другом (в том числе и по цвету), что уже давно представляют собой единое и гармоничное целое.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Создается ощущение, что дома и церкви вырастают прямо из скал и часто так именно оно и есть!

Спустившись вниз, я оказался у собора Сан-Пьтро-Кавеозо (Chiesa San Pietro Caveoso) — на фото

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Церковь была еще закрыта и я продолжил свой путь дальше на юг по улице, которая шла вдоль каньона

Одной из моих целей было спуститься в этот каньон (но об этом позже), а пока продолжаем исследовать район Сасси-Кавеозо.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

После падения Рима, город на 200 лет перешел к Византии, но в 644 году был завоеван германцами-лангобардами, а Матера вошла состав Беневенстского герцогства

В это время здесь основывают свои обители монахи бенедиктинского ордена и греко-византийского вероучения, так как христианство в то время не было еще разделено на католиков и православных.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Монахи начинают строить церкви прямо в скалах. Иконописцы покрывают своды пещер фресками в византийском стиле.

Сейчас созранившиеся пещерные церкви, жилища и сооружения в скадах имеют историческое значение и в 1993 году — «город в скалах»- Сасси — признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

В 968 году Матера становится столицей епископства.

В 994 году Матеру осадили арабы, стремившиеся закрепиться на Юге Италии, но горожане выдержали осаду.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Однако уже в 1041 году Матера попали в руки норманнов. Город был взят штурмом норманским графом Вильгельмом Железноруким, который основал герцогство Апулия и Калабрия, которое по наследству в конце 12 века переходит к германским императорам.

В 1663 году в Неаполитанском королевстве — была образована провинция Базиликата и Матера стала ее столицей.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Тем временем, я почти до шел до южной оконечности района Сасси-Кавеозо и решил возратиться назад, перед этим немного поднявшись наверх

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Приведу отрывок описания Матеры одного нашего путешественника о Матере — оно мне очень понравилось — «В чем еще своеобразие Матеры?…Она не нуждается в людях…. Матера самодостаточна. Ее душа не в людях — она в ее скалах, в ее камнях, в ее sassi. Она сама живая, и она будет живой, даже если в ней не останется ни одного человека. Не люди населяют Матеру — это она населяет себя ими и позволяет им жить здесь. И человек, который не ощутит мистику и тайну „души Матеры“, никогда не будет чуствовать себя здесь своим. Но тот, кто соприкоснется с ними хотя бы поверхностно, вечно будет стремиться возвратиться сюда.»

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Здесь уже порой трудно найти различия между каменной улочкой или вырубленной в том же камне лесенкой от обычной горной тропинки, а пещеры как природные, так и рукотворные, часто отличаются от домов только отсутствием дверей и окон.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Здесь на отдельной скале, на которую я поднялся расположились несколько древних церквей

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

На нижнем фото — я нахожусь перед пещерными храмами Санта-Мария-ди-Идрис и Сан-Джованни-ди Монтерроне. Они соединены коридором и вход у них общий.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Внутри там не разрешают снимать и главное жестко следят за соблюдением этого запрета.

В церкви Санта-Мари-ди-Идрис особо смотреть нечего — фрески там плохо сохранились, да и выполнены они в 17–18 веках, а вот если пройти узким коридором то попадаешь в соседний храм Сан-Джованни-ди-Монтерроне с гораздо более ранними и лучше сохранившимися фресками.

Там можно увидеть Христа Пантократора (11 век), архангела Михаила, Николая Мириклийского и Иакова Старшего и других святых (12–13 веке)

Фото из интернета — фреска, 11 век из вышеуказанной церкви

Чуть ниже — этих пещерных церквей, расположилась на небольшой площади над обрывом в каньон — Сан-Петро-Кавеозо

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

На нижнем фото — эта же церковь, а справа скала на которой находятся пещерные церкви.

Первое упоминание об этом храме относится к 1218 году, но с тех пор его неоднакратно перестраивали в последующие века.

Так расписной потолок создан в 18 веке и изображает религиозные сюжеты

Сохранились фрески на стенах, по меркам Матеры не очень древние — 16–17 век

На площади перед собором уже во всю пакистанец расскладывал сувениры.

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Я же решил спуститься в каньон — проход к которому перекрыт железной калиткой, и небольшой решеткой, но через все это можно перелезть, хотя вход запрещен, но охраны нет.

Сначали вниз вели ступеньки, а потом тропинка

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Я планировал спуститься к висячему мосту в самом низу каньона, который перекинут через речку Гравина

Но вскоре тропинка совсем исчезла, да и спуск стал крутой, можно было конкретно свалиться и я не стал рисковать

Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1

Еще немкого прошелся вдоль этого дикого склона, а затем поднялся наверх.

Меня уже поджимало время и нужно было еще многое посмотреть в Матере, но об этом во второй части отчета, который можно прочитать - здесь - " Легендарная Матера=Часть 2."

Цикл материалов "ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ - летом 2017 года"

1. Самостоятельно в Неаполь, или начало большого путешествия по Южной Италии
  2. Завершаем осмотр шедевров Неаполя и едем дальше на Юг!
  3. Путешествуем по Базиликате — из Потенцы в горный Кастелльмеццано
  4. Самостоятельно в средневековый Мельфи (регион Базиликата)
  5. Потенца — столица южного региона Италии Базиликаты
  6. Из Базиликаты в средневековые города Апулии — Лучера и Троя
  7. В Монте-Сант-Анджело в резиденцию к Архангелу Михаилу.
  8. Из Монте-Сант-Анджело в Манфредонию.
  9. Путешествуем по полуострову Гаргано — день в городке Вьесте
  10. Морская прогулка из Вьесте вдоль побережья Гаргано
  11. По полуострову Гаргано — курортный городок Пескичи
  12. Фоджа — столица северной Апулии
  13. Самостоятельно в Бари — в главный религиозный центр Юга Италии .
  14. Самостоятельно в Бари. Часть 2 — исторический центр.
  15. Из Бари в Андрию и загадочный замок Кастель-дель-Монте
  16. Самостоятельно по Апулии — средневековая Барлетта
  17. Трани — средневековая столица Апулии
  18. Самостоятельно по Апулии — средневековый Бишелье.
  19. Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1
  20. Легендарная Матера — Часть 2.