Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 8:45
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Матера — Италия Август 2017

20-ый отчет о самостоятельном путешествии по Южной Италии. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.

В предыдущем отчете я рассказал, о том как начал знакомиться с Матерой, о чем можно прочитать здесь — «Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов. Часть 1».

Продолжаю последовательно.

14 августа. МАТЕРА.

Так до конца не спустившись в каньон, я снова поднялся наверх и вернулся к собору Сан-Пьтро-Кавеозо (о котором я рассказал в первой части) и обогнул его. В 40 метров к юг от него окажется вход (на фото) в музеефицированный жилой пещерный дом — на Вико Солитарио (Casa Grotta di Vico Solitario) — вход 3 евро. Дают буклет на русском языке.

Легендарная Матера — Часть 2.

Заходишь и попадаешь в пещеру. В этом небольшом доме жила семья из восьми человек. Кровать в доме одна — на ней спали естественно родители, с ними обычно лежал самый маленький ребенок. Остальные дети размещались в выдвижных ящиках комода и шкафов. Детская смертность была 50 процентов.

Матрас набит кукурузными листьями. Напротив супружеской кровати, около стены из части скалы стойло для мула и лошади. Здесь же жили свиньи, куры и другие животные.

В доме был один единственный небольшой столик вокруг которого собиралась вся семья и на котором стояло как правило только одно блюдо из которого ели все.

Легендарная Матера — Часть 2.

Канализации в доме не было — использовали ночной горшок. Не было здесь и водоснабжения — дождевую воду собирали в цистерну. В этом доме люди жили с 17 века по1952 год, когда специальным законом правительства Италии было переселено в новые районы Матеры — 30 тысяч человек, котрые проживали в таких домах!

Можете представит какие здесь были условия жизни! Какие-то пещеры использовались в качестве кладбищ, так что кто-то жил буквально над мертвецами. И многие люди не хотели отсюда уезжать — такова сила привычки и традиции крестьянского быта.

Сейчас 70 процентов таких домов — является гос.имуществом.

Я снова вернулся к площади перед собором Сан-Пьетро — Кавеозо (на фото).

Легендарная Матера — Часть 2.

Здесь отличная смотровая площадка — спереди на горе видны дома и соборы района Сасси-Баризано, а справа (на востоке) — виды на ущелье Гравина.

Легендарная Матера — Часть 2.

Вот от этой площади — по улице (via Madonna delle Virtu), которая тянется вдоль ущелья (на фото) я потопал в северную часть Матеры.

Эта северная часть называется — Sassi Barisano (Сасси Баризано).

Легендарная Матера — Часть 2.

В самом конце Сасси Баризано виднелась бывшая церковь авгутинцев, разумеется Сан-Агостино

Монастырский комплекс Сан-Агостино был построенв в 1592–1594 годах, разрушен землетресением в 1734 году и вновь отстроен.

Легендарная Матера — Часть 2.

Здесь смотровая площадка перед входом в церковь, с которой открывается вид — на фото — на район Чивито — это центр Матеры и виден Кафедральный собор, до которого мы также доберемся — на фото внизу.

А пока заходим в церковь Сан-Агостино — интерьер здесь в основном барокко

Откыта церковь с 9 часов (с перерывом на сиесту), а вот в пещерную церковь Сан-Джулиано, над которой построен собор Сан-Агостино, пускают только до 14 часов. Вход стоит 1 евро, после оплаты показывают в какую из неприметных боковых дверей нужно войти. За дверью нужно спуститься по вырубленной в скале лестнице, после чего попадаешь в крипту.

Легендарная Матера — Часть 2.

Здесь можно фотографировать, никто за этим не следит.

Следующим храмом стал собор Сан-Пьетро -Баризано (на фото) — самая большая пещерная церковь в Матере. Первая церковь здесь появилась в 12–13 веках, а в последущие годы неутомимые монахи рубили пещеру во всех возможных направлениях. В итоге к 18 веку Сан-Пьтро-Баризано превратилось в трехнефную базилику с криптой, а снаружи ее прикрыл пристроенный фасад с колокольней.

Этот храм, а также еще три церкви в соседнем Сасси-Кавеозо (Сан-Джованни-ин-Маттерроне, Мадонна-де-Идрис, и Саната-Лючия-алле-Мальве- о них я рассказал в первой части) можно посетить по единому билету за 6 евро.

Впрочем сейчас церковь Сан-Пьетро -Баризано — можно спокойно пропустить. Приход из нее съехал в 1903 году, а в 60-е годы она была ограблена, так что внутри она почти пустая, а фрески — это не византийские, а в основном 15–16 век.

Легендарная Матера — Часть 2.

Теперь по лестнице поднимаемся вверх от собора

Здесь еще одна обзорка (на фото — по центру колокольня Сан-Пьтро-Баризано).

Легендарная Матера — Часть 2.

Вид на центральную часть Матеры — почти все фасады домов, которые вы видите — это обманка для зрения — за ними пещеры. А кажется, что обычные дома!

Поднимаемся еше выше по улочкам-лестницам и через 5–7 минут оказываемся перед маленькой церковью-Chiesa di San Biagio

Легендарная Матера — Часть 2.

В двух шагах от нее — одна из жемчужин Матеры — церковь Иоанна Крестителя (Chiesa di San Giovanni Battista) — на фото

Эта церковь была построена в 13 веке для девяти монахинь, пришедших в Матеру из Палестины

Церковь очень красивая, как снаружи, так и внутри! Внутреннее пространство воссаздает настоящую средневековую атмосферу

Легендарная Матера — Часть 2.

Теперь еще сто метров вниз

и оказываемся на центральной большой площади старой Матеры- Витторио-Венето (Vittorio-Veneto), на которой стоит дворец Правительства — префектура Матеры.

Легендарная Матера — Часть 2.

На этой же площади — тур.центр.,магазины и отсюда отходит туристический паровозик — но по Матере надо как нигде — ходить пешком.

С площади открывается вид на Кафедральный собор, вот к нему и направляемся — пробираясь по лабиринту средневекоых улочек.

Легендарная Матера — Часть 2.

Кафедральный собор Матеры — это безусловный шедевр, в прошлом году его отреставрировали и выглядит он прекрасно. Построен он был в 1230–1270 годах. Изначально он назывался Санта-мария-де-Матера, а в 1389 году был переименован в Санта-Мария-делла-Бруна в честь почитаемого в городе образа Богородицы (буквально бруно- это «брюнетка»).

Собору повезло что за многие векам никто не перестраивал внешний вид и поэтому перед нами предстает отличный образец романской архитектуры. Квадратная колокольня достигает высоты 52 метра. В колокольне 7 колоколов и их звон слышен во всей Матере.

От главного фасада еще одна смотровая площадка на Матеру.

Легендарная Матера — Часть 2.

Входим в собор через ворота Львов.

А вот внутри — фактически ничего не осталось средневекового — в три этапа — в 1627, 1719 и 1776 годах весь интерьер стал в стиле пышного бароккко.

Хотя в нескольких местах вы сможете увидеть и средневековые фрески.

На нижнем фото — в барочном великолепии — главная святыня собора(за стеклом) — это и есть Мадонна Бруна, предположительно работы Ринальдо (13 век)

Легендарная Матера — Часть 2.

И снова ныряем в улочки Матеры. Еще Мортон отметил про Матеру — «это место кажется еще невероятнее, когда ты по нему ходишь, а не смотришь на него вниз с одной из площадок.»

Однако меня поджимало время и я себе многого уже позволить не мог.

Легендарная Матера — Часть 2.

Напоследок я успел еще посмотреть в центральной часте Матеры — на площади — дворец Собраний (на фото) — площадь изначально была рыночной, а с 18 века стала ссоредоточением административных зданий — резиденции губернатора, тюрьмы и дворца Собраний (Palazzo del Sedile) — здесь проходили заседания городского муниципального совета.

Справой стороны от этой площади красивая церковь — Святого Франциска Ассизского (на фото), построенная в 13 веке, но от первоначальной церкви осталась только звонница. В 18 веке фасад перестроенв стиле барокко.

Легендарная Матера — Часть 2.

Внутри тоже барокко. Между 15–16 веками были сооружены боковые капеллы, в которых захоронены знатные жители Матеры. Церковь построена на подземной крипте святых Петра и Павла, стены которой содержат фрески 12 века, но вход в нее был закрыт.

Напоминаю, что в Матере более 130 церквей, зайдя по дороге в еще две я быстро зашагал на вокзал — боясь опаздать на поезд.

На фото - церковь Пургаторио, или по нашему Церковь Душ в чистилище

В двух боковых алтарях  представлены картины 18 века, где изображены Души застрявшие Чистилище

А это поседний собор в который я зашел

Легендарная Матера — Часть 2.

Таким образом, Матеру я осматривал 5 часов. Хотя конечно — это был только поверхностный осмотр и по идее надо было остаться в Матере на весь день, а может быть даже переночевать, чтобы походить по вечерней, ночной Матере.

Мне надо было доехать в город Гравину (билет я купил тут же на станции в Матере) и из Матеры я выехал в 13.28, но об этом в следующем отчете, который можно прочитать - здесь - " Самостоятельно по Апулии - живописная Гравина-ин-Пулья."

Цикл материалов "ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ - летом 2017 года"

1. Самостоятельно в Неаполь, или начало большого путешествия по Южной Италии
  2. Завершаем осмотр шедевров Неаполя и едем дальше на Юг!
  3. Путешествуем по Базиликате — из Потенцы в горный Кастелльмеццано
  4. Самостоятельно в средневековый Мельфи (регион Базиликата)
  5. Потенца — столица южного региона Италии Базиликаты
  6. Из Базиликаты в средневековые города Апулии — Лучера и Троя
  7. В Монте-Сант-Анджело в резиденцию к Архангелу Михаилу.
  8. Из Монте-Сант-Анджело в Манфредонию.
  9. Путешествуем по полуострову Гаргано — день в городке Вьесте
  10. Морская прогулка из Вьесте вдоль побережья Гаргано
  11. По полуострову Гаргано — курортный городок Пескичи
  12. Фоджа — столица северной Апулии
  13. Самостоятельно в Бари — в главный религиозный центр Юга Италии .
  14. Самостоятельно в Бари. Часть 2 — исторический центр.
  15. Из Бари в Андрию и загадочный замок Кастель-дель-Монте
  16. Самостоятельно по Апулии — средневековая Барлетта
  17. Трани — средневековая столица Апулии
  18. Самостоятельно по Апулии — средневековый Бишелье.
  19. Легендарная Матера — город пещерных храмов и домов на Юге Италии. Часть 1
  20. Легендарная Матера — Часть 2.