Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 11:43

Дагестан — Россия Июль 2020

Дагестан — край, где почти всегда светит солнце. Буквально через неделю здесь перестаешь ловить ясные дни и мысль о том, чтобы такое в них успеть. Думать не нужно — все успеется само собой. Высоченные горы, изумрудные долины, шумные водопады, аулы, которым тысячи лет, пески и реки, золотые пляжи и разноцветные горки специй на рынке — всё это Дагестан.

От моря до гор. Дагестан

Начать свое путешествие мы вновь решили с Махачкалы. Это и логично, и стратегически удобно, и весело — за последние несколько лет облик столицы шустро меняется к лучшему.

Столичные радости

О том, чем заняться в Махачкале зимой, я вам уже рассказывала. Летом самым популярным развлечением наверняка станет пляж. На втором месте, пожалуй, тоже пляж, а потом уже культурная программа.

От моря до гор. Дагестан

Для начала отправляйтесь на Центральный рынок, потешить органы чувств. Все это раздолье абрикосов, персиков, черешни, меда, сыра, урбеча не только волшебно пахнет и вкусно кушается, но и стоит совсем недорого. Потом прогуляйтесь по центру Махачкалы, диву даваясь, как тут все современно организовано. По-европейски удобные зоны отдыха, с деревянными настилами и резными фонарями так и манят устроить проводы заката.

От моря до гор. Дагестан

Прокаты великов зовут сжечь калории, а прогулочные маршруты вдоль исторических памятников обогатиться духовно. Красивая молодежь смеется вполне расслабленно, и даже не сразу ясно — в Барселоне вы, в Стамбуле или в Ростове-на-Дону.

От моря до гор. Дагестан

Поклонников музеев ждет коллекция артефактов в Национальном собрании, музыки — выступления танцевальных коллективов, гурманов — кафешки и рестораны, открытые буквально на каждом шагу.

Но больше всего, по моему глубокому разумению, в Дагестане повезет фанатам природы. Сулакский каньон, горный Гуниб, древний аул Чох, бархан Сарыкум, призрачно прекрасный Гамсутль, лазурное Чиркейское водохранилище — выбор здесь неуместен и даже неприличен. Берите всё!

От моря до гор. Дагестан

Но пока вы не уехали покорять горы, поднимитесь на Тарки-Тау. Хребет, с которой началась вся летопись Махачкалы, и крошечный аул, примостившийся у его подножия, на самом деле видели почти все исторические перевоплощения республики.

Кавказская Албания, римляне, скифы и хазары, персы, арабы, солдаты Российской империи, все они превратились в песок времени. А аул Тарки как жил, так и живет. Переквалифицировавшись частично в туристический маршрут с элементами экстрима — страшно, но страшно круто!

Самый глубокий и красивый

Как правило, первым пунктом в списке каждого приличного путешественника в Дагестане числится Сулакский каньон. Тот самый, что на 120 метров больше (глубже) легендарного Великого каньона Колорадо.

От моря до гор. Дагестан

Главное чудо из местных чудес, за каких-то пару лет каньон перестал быть чем-то эксклюзивным — мой Instagram пестрит от видов этих крутейших скал и лазурной змейки Сулака. Что совершенно не мешает ему быть по-настоящему величественным и сногсшибательным. Как и было задумано.

Самое мощное здесь — простор и ветер. Облака, в которых хочется утонуть, парящие орлы, и тишина, стоит только отойти на 100 метров от смотровой площадки. Тишина, какой не услышишь (простите за каламбур) в городе, дома, на занятии по йоге.

От моря до гор. Дагестан

Настоящая телепортация: из восточной, песчано-золотистой, шумной и многоголосой Махачкалы вы переноситесь в край озер и скал. Ну, или в декорацию к фантастической нетленке.

Арабская ночь, волшебный Восток…

Еще одна телепортация во времени, эпохе и пространстве — приехать в Дербент. Город, который до недавнего времени считался самым древним в России (сейчас у него это звание отобрали, не изменив в сути дела ровным счетом ничего), на вкус как сладкая восточная пастила.

От моря до гор. Дагестан

Дербент очень красивый! Эти медовые улочки, яркие разноцветные крыши, каменные барельефы, видевшие и персов, и турков, и арабов — город не зря звался «Каспийскими вратами» и часто переходил из рук в руки как бесценный приз.

От моря до гор. Дагестан

В Дербенте расположена одна из древнейших мечетей в мире, ее постройку датируют 733 годом…

От моря до гор. Дагестан

И конечно Юнесконосная (в смысле награжденная знаком ЮНЕСКО) Дербентская крепость. Поверьте, даже если вы уже этих крепостей видели-перевидели, цитадель впечатление производит.

Самый древний из красивых архитектурных шедевров России был построен в эпоху античности. Несмелые ученые приводят цифру в чуть менее 1500 лет — считается, что фортификационный ансамбль был построен персами для защиты рубежей империи. Может, и так, а может, предприимчивые потомки Дария просто перестроили стены цитадели.

От моря до гор. Дагестан

А сейчас это классный исторический музей под открытым небом. На визит сюда оставляйте не менее пары часов, особенно, если любите побродить-порассматривать.

В гости к призраку

Следующий день обещал стать самым ярким, самым насыщенным, самым крутым за все путешествие. Шутка ли — мы отправлялись в гости к легенде, заброшенному аулу-призраку Гамсутль.

От моря до гор. Дагестан

Еще каких-то несколько десятков лет назад здесь жили люди. Такая цифра — пылинка в тысячелетней истории аула, название которого переводится как «У подножия ханской крепости». По легенде, в доисламской истории Дагестана этими землями правили персы, ставшие на одном из генных уровней (их здесь намешано очень много) предками современных дагестанцев. У шаха была крепость, а рядом — жилое поселение. Где та крепость неизвестно, а вот Гамсутль, пусть и в сиянии такой призрачной красоты, сохранился.

Кстати, если вам нужен еще один повод приехать сюда, скажу что дорога на Гамсутль — настоящий взрыв мозга. Я несколько раз сравнила эти просторы с Военно-Грузинской дорогой, а для меня более лестного эпитета не существует.

От моря до гор. Дагестан

Временами она даже круче грузинской (прости, господи!), уж точно — необычнее. Сюда проедет любой автомобиль, дорожное покрытие отличное. Но какой автомобиль, будь моя воля, я бы каждый метр прошла ножками, непрерывно цокая и восхищаясь. Только представьте — величественные скалы, горные долины и террасы, абрикосовые сады, тут и там разбросанные крошечные аулы, один живописнее другого.

От моря до гор. Дагестан

Эмоции — от «мы на Марсе», до «кажется, все же открыли Америку!». Все слова тут покажутся бледными, лучше приезжайте в Дагестан и проверьте сами.

От моря до гор. Дагестан

Возможно, и не единожды проверите. Дагестан — это восточная тайна, которую разгадаешь не с первого раза. Но в которую так легко влюбиться — раз и навсегда!

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…
  16. Затерянный рай. Аул-призрак Гамсутль
  17. Белое солнце пустыни. Бархан Сарыкум
  18. Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан
  19. «Башня в горах» — идеальное этно-кафе в центре Махачкалы

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия