Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
сейчас на сайте

Дагестан — Россия Июль 2020

Позапрошлым летом, наплевав на все пандемии, страхи и ковидные ограничения, к нам в гости приехала подруга с родителями. Лето выдалось великолепное: не слишком жаркие, солнечные дни, полупустые пляжи, недорогое вино в прибрежных ресторанах, и дивные закаты.

Но если ты приехал в Дагестан, надо смотреть Дагестан — Страну Гор. Одним ранним прелестным утром, замариновав шашлык и собрав традиционную пикниковую корзинку, мы туда и направимся. Почему я так долго не рассказывала о том приключении, ума не приложу, но недавно папка «Чох» отыскалась в недрах ноутбука, и была извлечена на свет Божий. Как раз вовремя, к сезону отпусков.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

Куда бы вы не поехали в Дагестане, всегда будет красиво. И не в смысле, когда приедете, тогда и будет, а именно в пути — красиво.

Местные, к коим себя приписываю и я, знают: не очень важно, какой вы задумали конечный пункт назначения. Это может быть аул-призрак Гамсутль, поселение мастеров Кубачи или прелестный южный Дагестан. По дороге к точке вашего движения вы наверняка приклеитесь к окну и будете просить водителя остановить тут и там.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

Именно так, и даже в сто раз круче, выглядит дорога в Гунибский район. Сердце горного Дагестана полностью оправдывает свое имя: тут рукотворные бархатные террасы, извилистые серпантины, скалы-великаны и невероятные ущелья.

Можно остановиться с видом на пороги горных рек, панорамы сел далеко-о-о внизу или крутые утесы. Все это непременно нужно увидеть своими глазами, потому что можно долго листать фото каньонов, горных пиков и древних аулов, но стоит лишь один раз глотнуть этого воздуха — и вы пропали.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

Расстояние между Махачкалой и популярными горными селениями составляет примерно 150 километров. Их можно проехать на маршрутке (говорят, они отходят с Северной автостанции, я сама не проверяла), но по моему это худшая идея. В таком случае вы просто едете мимо этих неземных красот и смотрите на них через мутное стекло автобуса.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

Так не годится. Лучше купить экскурсию — сейчас у нас много агентств продают туры-приключения в горы, ценник стартует от 2500. Или возьмите авто на прокат, но если чувствуете себя на головокружительных серпантинах не слишком уверенно, договоритесь о поездке с местным водителем. Выбирайте человека опытного и знающего, чтобы потом локти себе не кусать, что у вас нет похожего фото:)

По дороге стоит завернуть в Гуниб. Как посмотреть на него со стороны, глазами великого Айвазовского, я рассказывала совсем недавно. Мы же в этот раз ограничились короткой прогулкой по аулу: пересчитали вехи Кавказской войны, нашли беседку Шамиля, погуляли заповедными тропами.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

В этих местах в 1859 году был пленен имам Шамиль, и закончилась Кавказская война.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

Весь Верхний Гуниб — природный заповедник всероссийского значения. Воздух здесь такой, что простое дыхание приравнивается к ингаляции, а созерцание видов — к медитации.

Самое интересное в Гунибе — его крепость. Как ориентир вам нужны вот эти ворота, от них идем вверх и вверх, видим указатель «Башня». На нем нужно свернуть, и пыхтя, ползти выше в горы. Совсем скоро начнется крепостная стена.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

Мы в тот раз ни стену, ни указатель, ни башню не нашли.

Не пропустите поворот дороги, и стрелочку - "К Башне". Если не дойдете, вот она, башня.

Про крепость Шамиля и историю Гуниба я рассказываю отдельно.

Погуляли, купили местные персики на главной площади, загрузились в машину и поехали в аул Чох.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

Чох — по моему мнению, совсем нескромному, самый живописный, аутентичный и интересный аул Дагестана. Приют аварцев, истинных сыновей гор, сильных, несгибаемых, но справедливых. И красивых, как Хабиб Нурмагомедов.

Лингвистически Чох переводится с арабского как «остановка» или «стоянка». Все логично: 700 лет назад через Чох проходил тот самый Великий Шелковый путь. Хотя история аула многократно длиннее, здесь обнаружены поселения периода неолита, не менее 6000 лет до нашей эры.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

В средние века Чох стал одним из культурных и экономических центров Дагестана. Чего тут только не было: постройка крепости, арабское завоевание, блестящее сражение с иранским правителем Надир-Шахом.

А еще именно в Чохе придумали ботишал — тончайшие, пропитанные сыром и ароматами, тягучие и невероятно аппетитные лепешки-чуду. Они стали, и вполне заслуженно, одной из визиток местной гастрономии и культа гостеприимства.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

История, архитектура, аутентичность аула Чох настолько самобытна, что я с вашего позволения расскажу о нем отдельно. Обязательно прогуляемся с вами по древней, старинной и современной (почти) улочкам селения.

А сейчас пикник, шашлык и настоящий отдых для тела и души. Персики, мясо на костре, домашнее винишко, закат над горами и любимые люди рядом. Не получится оценить в твердой валюте то ощущение свободы и бесконечного счастья, что дарят горы.

Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему

Кажется, нам всем срочно нужно еще несколько таких дней:)

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…