Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 12:33

Махачкала — Россия Август 2023

Сладкая кукуруза на пляже. Очень горячий песок. Море в белых барашках пены. Вереница старых потертых улиц, дорогие особняки новой знати с позолоченными воротами, разноцветный пазл крыш, ворот и куполов.

Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан

Минареты и дома с лепниной, надоедливая реклама, закрытые дворики кафешек «для своих», чай и кебабы, рынки повсюду и солнечный ветер. Это все Махачкала — у меня здесь квартира с видом.

Из окошка отлично просматриваются горный массив Тарки-Тау, жилые кварталы, Каспийск и Каспий на горизонте.

Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан

Тот самый Каспий, который прославляли Геродот, Гомер, Плиний Старший, Марко Поло и сам Муслим Магомаев:)

Квартирные дела определили махачкалинское направление для нашего летнего отпуска. Если вам не так повезло на приморские апартаменты, расскажу чем может заинтересовать Каспий летом. Новый купальник обязателен!

Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан

Море или озеро? Как рассказывает Википедия, «Каспийское море — крупнейший на Земле замкнутый водоем». Его можно называть и бессточным озером, и морем — за впечатляющие размеры, происхождение, глубину и соленость воды. В разные исторические периоды разные племена и народности звали его по-разному, насчитывается до 70 имен!

Мне очень нравится Kaspía thálassa — так записано у образованных греков. Или «Пруд Солнца». Еще Гомер рассказывал о загадочном море на востоке, за которым поднимается солнечный диск на быстрых конях Гелиоса. Возможно, это первое упоминание Каспия, примерно 3000–4000 лет назад.

Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан

Седой Каспий, по традиции в белых барашках

Также говорят о Дербентском, Белом, Хазарском море, и еще примерно 68 названиях водоема.

В наши дни Каспий омывает берега 5 государств — Туркменистана, Казахстана, Ирана, Азербайджана и России. И множества городов — Актау, Туркменбаши, Баку, Ленкорани, Сумгаита, Лагани, Избербаша, Дербента и т. д.

Центральный пляж Махачкалы

Если не брать в расчет совершенно не впечатлившие пляжи Баку, мое мнение о прикаспийском отдыхе составлено исключительно в Дагестане.

Загар и другие радости. Несмотря на солидные размеры Каспийского моря (около 390 000 кв.км.) и количество городов и селений на его берегах, я советую для пляжного отдыха именно Махачкалу. Во-первых, туристов на ее улицах в 2023-м году едва ли не больше, чем местных жителей. И барышнями в бикини всех оттенков радуги тут никого не удивить.

Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан

Рядом работают кафе и магазины, продают пиво и арабскую колу (настоящую!), катаются на сапах и кайтах, танцуют до глубокой ночи.

И непременно улыбаются!

Поклонникам песчаных берегов посвящается. Если картинка из вашей отпускной мечты — это песчаный пляж до горизонта, мягкий пологий берег, ракушки и яркие закаты без толп фотографирующихся, вам понравится Каспий. Здесь сотни километров песка — бархатного, светлого, с золотым отливом, рыжего, с ракушками и без. И очень немного людей.

Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан

Все каспийские пляжи песчаные — да, абсолютно ВСЕ!

Пляже-терапия на максималках. Читала, что побережье Каспия покрыто натуральными кварцевыми песками, обладающими магическим эффектом. Это подтверждают врачи, а еще местные бабули, ежедневно закапывающие ноги в его теплую глубину.

Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан

Независимо оттого, планировали ли вы сеанс оздоровления на пляже, песок вас реанимирует — в сочетании с солеными бризами, сухим знойным климатом и морской водой он работает исключительно успешно. Моя спина, за год ошалевшая от компьютерного кресла, подтверждает все выводы медиков:)

Прикаспийская Махачкала. Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря — это всем известно. Но Махачкала далеко не провинция — это очень шумный, очень бойкий, очень разный город. С характерами, людьми, вкусами, звуками, видами.

Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан

На ее улицах нашлось место музеям и лекциям об искусстве, кинотеатрам и красивым паркам, изящным мечетям и хаотичной застройке жилых кварталов, религиозности и светским праздникам. Здесь возможно если не все, то очень многое — разве что заскучать у вас не получится!

Пешеходная улица Буйнакского приведет ко входу на Центральный пляж

Если вам не хочется уходить далеко от моря, исследуйте ближайшие достопримечательности. Погуляйте по обновленному Родопскому бульвару, пообедайте в панорамном кафе или изучите сокровища Национального музея республики Дагестан — все это на расстоянии 2-минутной прогулки от кромки берега.

Великолепный Национальный музей им. Тахо-Годи

Сверните в сторону проспекта Расула Гамзатова — тут театры, библиотеки, памятники поэтам, красивые рестораны, прогулочные зоны и выставки. Есть и «Дом Поэзии», и «Папаха» Хабиба Нурмагомедова, и «ковровая» мозаика главной столичной площади. И еще много-много всего.

Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан

Памятник дагестанскому поэту на одноименной улице

Богатая культурная программа близ моря. А что же по поводу развлечений для приличного туриста на Каспие, спросите вы. И я отвечу — выбирайте из рыбалки и кайтсерфинга, поезжайте посмотреть на дагестанский Форт Баярд — заброшенный Восьмой цех завода «Дагдизель». Послушайте классическую музыку в концертном зале Филармонии под открытым небом.

Соленый ветер с Каспия, и еще 6 причин поехать за пляжами в Дагестан

Позагорайте на Райском пляже в Избербаше, или на черных песках близ Самурского заповедника на самом юге. И разумеется посмотрите на Каспий с высоты Дербентской крепости — красивейшей и древнейшей в России.

Как по мне, отличный портрет каспийского отпуска получается:)

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…