Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 12:33

Дербент — Россия Август 2023

Из всех наземных направлений, недоступных в наши дни российскому путешественнику, я скучаю исключительно за Баку.

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

Минареты, кутабы, павлиньи перья, медовая патока улиц, древние крепостные стены, монументальные ворота и башни, тонкие стаканчики с чаем, изюм и пахлава — все это или нечто подобное ждет вас в… Дербенте!

Самом южном российском городе с историей, культурой и архитектурой по восточному витиеватой и загадочной. Я приезжаю за разгадкой его тайн раз четвертый или пятый — и всегда нахожу нечто необычное и захватывающее. Или просто приятное для прогулки.

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

Впрочем, конкретно эта летняя поездка в Дербент не задалась с самого утра — причем, по понятной лишь восточным небесам причине, это нисколько не испортило нашего настроения.

Все началось с эпик фейлов. Во-первых, несмотря на то что проснулись мы с первыми петухами (а на самом деле еще раньше этих горластых птиц), быстро собрались и уехали, на въезде в город застряли в пробке. Грандиозной, буквально из воздуха материализовавшейся пробке. Испытав на себе все прелести местного вождения (а водят здесь так, что волосы встают дыбом!) мы наконец выбрались из затора. Настя водитель смелый, и вообще она красивая блондинка, ее кто хочешь пропустит:)

К тому же мы спешим по самой веской причине: Старый город Дербента сам себя не посмотрит!

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

Неприятность номер 2 — великолепные древние ворота Орта-Капы, простоявшие почти 15 столетий, аккурат к нашему приезду затянули страшными зелеными сетками. Ремонт!

Ворота Орта-Капы, фото с оф.сайта Центра развития туризма

Припарковавшись поблизости, не теряем присутствия духа и идем по улице 7-й магал. Мимо средневековой Бала-мечети — памятника архитектуры XI (!!!) века. В средние века считалась квартальной мечетью Дербента.

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

Девичьей бани XIII века и сувенирного базарчика — сюда то нам и надо!

К Дербентской Джума-мечети — древнейшей на территории России и СНГ. Дата строительства 733 год!

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

Дербентская мечеть очень красивая: просторный двор, столетние платаны, арочный зал из трех нефов, монументальные ворота. Только мы всего этого не увидели, потому как последние оказались закрыты плотно, как при нападении арабов — от новых захватчиков, туристов. По случаю религиозных мероприятий в мечеть пускают только правоверных мусульман.

Решив, что Небо израсходовало всю припасенную на нашу долю порцию мелких пакостей, просто любуемся почтенным Дербентом. Признаться, эта древнейшая часть древнейшего Дербента очень хороша и без посещения мечети.

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

Самым старым городом России официально считается Керчь, но ничуть не умаляя достоинств этого патриарха, Дух времени вы скорее ощутите в Дербенте. В уединенных магалах, на мощеных улицах и площадях, в крошечных чайных на 3 столика все точно так, как было в XI или XIV веках. Или еще раньше.

А мы выходим к армянской апостольской церкви Святого Всеспасителя — в наши дни в ней расположен музей Ковра и декоративно-прикладного искусства. Как часть Старого города Дербента церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в категории Citadel, Ancient City and Fortress Buildings of Derbent. Уже по этой причине ее интересно посетить.

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

А еще здесь очаровательнейший внутренний дворик, много тени, лавочки и зеленый сад. Есть уличное кафе, сувенирная лавка, источник с питьевой водой (в +37 °C это более чем актуально) и очень лояльный ценник на все. Входной билет стоит 150 рублей.

Читала мнения, что экспозиция небогатая и музей внимания особого не стоит. Категорически не согласна: как по мне, зайти в приятное историческое место, да еще такое душевное и туристически благоустроенное, всегда интересно. В коллекции музея ковры, национальные костюмы, оружие, предметы быта. А также произведения дагестанских ремесленников — балхарская керамика, золото-серебро от кубачинских кузнецов, чеканка по меди и деревянная утварь горцев. Если любите этнографию и национальные ремесла, советую заглянуть.

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

Музейные сокровища я вам покажу отдельным альбомом, а пока идем… пить шампанское!

Южный Дагестан — виноградный край, с ровными полями лозы до горизонта. Удивительно для мусульманской республики рядом с виноградниками стоят вывески «Продается вино», ну, а уж виноградного сока в трехлитровых баллонах и самих ягодок в ведрах здесь, кажется, тонны.

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

Виноградники «Дербентской винодельческой компании», фото с оф.сайта

В последние годы гастрономический туризм на юге России развивается фантастическим темпами. Дагестан не отстает: в компанию к корифеям винного бизнеса, «Дербентскому заводу игристых вин» (его истории более 130 лет) и «Кизлярскому коньячному заводу», работают молодых винодельные компании. Мы зашли в гости к виноделам «Дербент Вино».

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

У «Дербентской винодельческой компании» стильные бутики в центре города. Мимо пройти почти невозможно, тут и игристые, и вкусняшки, и можно записаться на экскурсию.

В их коллекции тихие и шампанские вина — ценник, как вы видите, совсем не «Абрау-Дюрсо».

Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским

Мы купили бутылочку на память (потом пожалели, что всего одну — классное сухое игристое!) и пошли гулять дальше. В приподнятом «шампанском» настроении легко дойти до старинного «Пассажа»

и пешеходной улицы имени Мирзы Мухаммед-Али Казем-Бека. Уфф, как же там красиво!

Продолжение следует:)

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…