Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:03

Дербент, Хучни — Россия Апрель 2021

В пейзаже, открывающемся с террасы, было что-то магическое, волшебное… В косых лучах восходящего солнца переходы крепости отливали розовым перламутром. Древние городские стены, золотистые дома, будто сложенные из одинаковых кубиков, колокольни церквей, башни, минареты, платаны рассвет окрасил в разные оттенки радуги — от бледно-розового до кораллового.

И весь вид Старого города, подернутого утренней дымкой, ясно говорил о том, почему путешественники средневековья писали о нем восторженные вирши. Именно этот божественный вид служил компанией моему утреннему чаю во второе утро в Дербенте.

Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент

Но до этого пока далеко. Первое утро, махачкалинское, выдалось не менее дивным. Здесь моими спутниками ежедневно становятся горный массив Тарки-Тау, разноцветье крыш до горизонта, и кромка моря.

Нам сегодня предстоит длинный путь, и много-много знакомств. Будет и водопад, и древняя цитадель, и бочонок домашнего вина. Экраноплан «Лунь» — динозавр из эпохи СССР. Потом еще раз цитадель, Старый город, с караван-сараями, банями и звуками азана. И другая, яркая, какая-то особенная природа. Мы едем смотреть Южный Дагестан.

Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент

Это самый край земли, по крайней мере российской. Дальше — только любимый мною Азербайджан. И если забраться немного повыше, и знать куда смотреть, его просторы уже видны, я уверена.

Итак, Южный Дагестан. Исторически эти земли входили в состав государства Кавказская Албания, а значит, культуре как минимум около 2500 лет. Местность называется Табасаран — помните, мы с вами недавно любовались их коврами ручной работы?

Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент

Они создавались предками современных табасаранцев. Позднее тут правил Арабский халифат, а после — Дербентский эмират. В раннем средневековье образуется отдельное княжество, Табасаранское майсумство. Резиденцией майсума, то есть местного правителя, стал аул Хучни.

То есть в наши дни это небольшой горный поселок, аул, а тогда Хучни был вполне себе столицей. Истории городка, на минуточку, около 1000 лет. Сегодня сюда едут, чтобы посмотреть крепость Семи братьев и одной сестры, а еще Хучнинский водопад. Мы исключением не стали.

Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент

Я бы на вашем месте так составила маршрут: сначала едем в Хучни, гуляем по крепости, любуемся бесконечными просторами и мастерством средневековых зодчих. Зайдем в местный музей — это интересно и бесплатно.

После отправимся полюбоваться водопадом. Его бурный поток узнаваем, и добраться легко. А потом — в Дербент!

Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент

Надо знакомиться именно в таком порядке, иначе Дербентская цитадель все вам затмит. Крепость в Хучни зовется необычно — цитадель Семи братьев и одной сестры. Имя, как обычно на Кавказе, связано с легендами. Виновата любовь, и поговорка про «Ищите женщину» :)

А крепость — классная! При ней открыт Исторический музей культуры Табасарана — ковры, народные промыслы, оружие, наряды. Всего понемногу. Потом можно съездить на Хучнинский, или Ханагский, водопад.

Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент

Водопад очень красивый, двухкаскадный, общая высота около 30 метров. Сергей Василец писал осенью, что все с водопадом хорошо, кроме окружающей его чистоты — она хромает. Сережа, я проверила, сейчас все безупречно!

Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент

Действительно, дорога к подножию водопада идеальная, рядом кафе-рестораны, смотровые площадки, парковка. Приятно, что погулять-посмотреть можно не только комфортно, но и бесплатно. И раз уж вы собрались на юг, поезжайте посмотреть «Каспийского монстра».

Экраноплан «Лунь». Чудо советского авиапрома, гибрид самолета и корабля. Со временем, из-за колоссальных расходов на содержание, его законсервировали в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. А прошлым летом отбуксировали на берег моря в Дербенте. С тех пор вытаскивают потихоньку.

Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент

В планах — сделать Монстра одним из инсталляций нового дербентского парка. Вообще, если вы бывали в Дербенте 2, 3 и более лет назад — приезжайте еще раз. Город хорошеет и развивается на глазах: сохраняя древнее, украшая старое, добавляет новое.

Эталон, разумеется, Дербентская крепость. Этот ансамбль представляет собой одно из тех исключительных по своему воздействию на окружающих зрелищ. Когда картина природы возвышает и подчеркивает произведение рук человеческих.

Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент

После не по-весеннему жаркого дня на город опустилась ночь. Мягкая прохлада, когда в темно-синем бархатном небе засияли мириады звезд. Только земли Востока знают тайну такой синевы, словно созданной для того, чтобы часами сидеть на террасе. Вдыхая аромат цветов и прислушиваясь к отзвукам отдаленной песни.

Или внимая сказке тысяча второй ночи:)

Я вам ее еще непременно расскажу.

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…