Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 10:27

Дербент — Россия Август 2023

Совсем недавно мы с вами расстались на том моменте, когда любовались шедеврами народных промыслов в Музее ковра, в Старом городе Дербента…

слегка закупились шампанским…

И подошли к зданию элегантного Пассажа. На этом месте и продолжим прогулку, если вы не возражаете:)

Интересный факт: строение «Казенного крытого рынка», который начали возводить еще в эпоху Российской империи, также входит в список памятников Дербентского музея-заповедника.

И если заложили постройку в 1916 году, закончили уже при Советской власти. За фасаде Пассажа стоит памятная дата окончания строительства — 1927 год.

Пассаж открыл свои двери в качестве «Крытого рынка горсовета». 1000 баллов к колориту популярного торгового пространства добавляют песчаник, входные арки-ворота, окна-розы и арабская вязь под крышей. Пару лет назад его закрыли на реставрацию, качественно обновили и вновь открыли для посетителей.

Внутри симпатично — ковры, люстры, много света, сувенирки и подарков.

Одной стороной Пассаж выходит на ул. Таги-Заде (по ней мы и пришли), главным фасадом на пешеходный переулок Мирзы Мухаммед-Али Казем-Бека. Сюда то мы и направлялись!

Прогулочная зона в переулке Казем-Бека (будем так ее называть для простоты звучания) известна также как Улица счастливых людей. Это определенно одно из самых стильных и приятных мест для прогулки по Дербенту, столь богатому на туристические локации.

Продолжительность пешеходной зоны чуть менее 400 метров. Что здесь делать? Есть, пить, гулять, дышать воздухом, загорать, покупать, фотографировать, фотографироваться.

Свое название переулок получил в честь известного ученого-востоковеда Мирзы Казем-Бека, уроженца Дербента. Новая пешеходная зона появилась в Дербенте в 2019 году, с тех пор тут еще красивее, еще веселее, еще интереснее.

Помимо Пассажа среди достопримечательностей «Улицы счастливых людей» числятся Азербайджанский драматический театр, фото-зоны, кафе, сувенирные лавки, беседки и смотровые террасы.

А также памятник «Дружба трех религий». Последователи ислама, иудаизма и христианства мирно пьют чай за одним столом.

В Дербенте, кстати сказать, есть храмы этих трех мировых религий. В 2006 году Дербент получил почетный диплом, как самый толерантный город мира. Буквально в двух шагах друг от друга можно увидеть мечеть, православную церковь и синагогу. Но это я отвлеклась.

Пассаж и переулок Казем-Бека совсем не единственные приятные места для прогулок. Идете по улочке до конца, минуете парк имени Сулеймана Стальского, и выходите… к самой настоящей крепостной стене древнего города!

Как известно, название «Дербент» переводится с персидского как закрытые, или запертые, или связанные врата. В самом деле закрытые наглухо: обратите внимание как от цитадели на вершине спускаются к морю две крепостные стены, запечатывая сухопутный проход. Все, кто планировал воспользоваться узким перешейком между морем и кавказскими горами в качестве проезда, должны были уплатить дань. Город процветал и богател за их счет, разумеется.

Если прокрутить колесо времени на 1500 лет и вернуться в наши дни, пешеходная прогулочная зона вдоль древней каменной стены вновь пользуется повышенным спросом и приносит доход жителям Дербента. На восторг туристов и к всеобщей радости!

Чего здесь только нет: Дербентский маяк, парки, качели, фонтаны, мостики, смотровые площадки, фото-инсталляции, старинные ворота. Прилавки с едой, уличные кафе, тенистые аллеи.

Если вы немного прогуляетесь, дойдете до Хрустального моста — новой достопримечательности Дербента. Я, хотя и знала где этот мостик расположен, и переходила его однажды ночью, в этот раз напрочь обо всем забыла. Жара +37 °C, знаете, не шутки!

Фото из сети

Этот самый Хрустальный мост покрывает археологическую зону раскопок. Чего там только не находили: исламский культовый комплекс, водопровод возрастом в 1000 лет, стелы с религиозными надписями, украшению, красивую керамику, средневековые медные монеты. Чтобы увидеть артефакты времен Персии, Арабского халифата и домонгольской эпохи, достаточно внимательно смотреть под ноги.

Мы же этого не сделали, отправившись на поиски холодного лимонада — знойный август в Дербете осталяет мало шансов умным мыслям и историческим исследованиям:)

В округе масса славных кафе, от бургерных до помпезных ресторанов. Есть симпатичные кофейни со столиками на улице, есть хорошие кафе с видовыми террасами. Но наш внутренний навигатор ведет чуть дальше, к ресторану «Шахристан». Уж лучше бы он отключился и также ушел в отпуск!

Сказать в свою защиту, в 99% случаев я очень удачно выбираю кафе и гостиницы, т-т-т. Это нюх, дар и суперспособность, но в Дербенте все базовые настройки сбились. Уже на входе в «Шахристан», с его картинами гаремного быта и неприятно-помпезными интерьерами, мы почувствовали подвох.

Ощущение усилила кислая мина администратора, и официант, который принимал заказ с видом грандиозного нам одолжения. Тут бы нам повернуться и уйти, но что-то пошло не так. В завершение повествования об этом странном обеде-ужине скажу, что еды была вполне пристойной и даже вкусной.

и все же, запомните это название — ресторан «Шахристан». И никогда, никогда туда не ходите:)

В великолепном Дербенте достаточно интересных, вкусных и вообще невероятных мест, чтобы составить программу отпуска:)

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…