Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:50

Дагестан — Россия Сентябрь 2020

Не слишком известное у среднестатического путешественника, но при этом страшно популярное направление для отпуска, республика Дагестан успела обзавестись кучей штампов, стереотипов и спорных суждений. Немудрено: история, культура и смесь традиций и народностей тут колоссальные.

Они переплелись из величественных пиков Большого Кавказа, ароматных рыночных деликатесов, узоров ковров, смешались с лепешками-чуду с тягучим сыром, Сулакским каньоном, городом из списка ЮНЕСКО, которому 5000 лет, и многим, многим другим. Доподлинно узнать Дагестан за одно путешествие не получится, а вот пройти по краю его культуры, как по кромке Каспийского моря — вполне.

День первый. Махачкала — море, музеи и урбеч

Единственный аэропорт республики расположен в Махачкале. Потому вам будет сложно избежать встречи с городом — сложно и не нужно. Столичная Махачкала, яркая, шумная и многоголосая, пестрая как тот самый дагестанский ковер, понравится не всякому путешественнику. Главное — знать как с ней правильно знакомиться. Красавица небрежности не потерпит.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Ваш маршрут может выглядеть так: центр города, площадь Ленина со свежими блестящими мозаиками, исторические кварталы — проспекты Гамзатова и Даниялова, пешеходные дорожки Буйнакского, цветущий Родопский бульвар и разумеется пляж.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Рядом — Второй рынок с впечатляющим количеством деликатесов: фрукты, сыры, домашняя колбаса и сушеное мясо, сладости, орехи, изумрудные ряды зелени и разноцветные горки специй. Из последнего рекомендую ореховую траву — хороша к салатам, овощам, выпечке, да чему угодно. И конечно убреч, знаменитый дагестанский суперфуд. Убреч льняной, ореховый, или из тыквенных семечек? Берите все.

Огромное спасибо за фото Виктору Башкиру!

Поклонникам истории стоит зайти в Национальный музей республики Дагестан. Здесь в 19 залах перед глазами проходит вся история Кавказа — от раковин-аммонитов до современности. Самые интересные коллекции — археология, средневековая история, этнография представлены очень достойно. Входной билет, не поверите, стоит 100 рублей.

Если вы любите не только поглазеть, но и купить что-то на память, вам понравится Центр этнической культуры. За красивым «ковровым» фасадом прячется зал с сокровищами — исконные ремесла республики, старинная посуда и керамика, серебряные изделия, ковры, яркие платки. Гиды здесь — само очарование, все расскажут и покажут. Часть коллекции представлена для услады глаз, другое, не менее винтажное и уникальное, можно приобрести. Ценник, кстати, классный, и что приятно, экспозицию можно посмотреть совершенно бесплатно.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Нельзя пропустить и махачкалинскую Джума-мечеть — самую крупную в России и на Кавказе. Экскурсию по ней я вам уже проводила, что не помешает мне показать красавицу еще разок.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Не меньшими достопримечательностями Махачкалы и Дагестана считаются чуду, хинкал, курзе и прочие кебабы. Дагестанская кухня — щедрая, сытная, простая, но очень классная. Здесь понравится мясоедам, здесь понравится вегетарианцам.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Главное, для первого незабываемого знакомства нужно выбрать правильное место. Нам понравился ресторан Hinkal Brothers — традиционная кухня в современной подаче и модных интерьерах. Ценник средний по столице, а это значит, что за 1000 рублей на троих вы попросите упаковать остатки домой. Алкоголь в кафе не подают.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

И конечно будет преступлением уехать из Махачкалы, не покорив горный массив Тарки-Тау. Какие здоровские тут получаются пикники, рассказывал Витя Башкир, но и без еды (хотя зачем без еды?) здесь очень и очень красиво.

На гору ведут несколько дорог, которые приведут к смотровым площадкам. Есть попсовые варианты, и почти секретные — которые, разумеется, примечательнее. Таким, и только таким видом нужно прощаться с Махачкалой. Надеюсь, я вас убедила что этот город достоин визита?)

День второй. Бархан Сарыкум и Сулакский каньон — главные «визитки» Дагестана

По логике вещей, в Махачкале стоит забронировать отель на 1–2 ночи, и далее отправляться в путь. Ближайшая к столице достопримечательность расположена на редкость удачно, буквально в 20 км. Это крутейший бархан Сарыкум, и вы все его знаете не только по восторгам блоггеров, но и благодаря съемкам кинохита «Белое солнце пустыни».

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Бархан расположен на территории национального заповедника «Дагестанский». Это крупнейшая дюна Европы и одна из самых больших в мире.

Подробнее о бархане Сарыкум

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Отличные кадры получаются как по пути к бархану, так и с металлических укрепленных дорожек — чтобы добраться на самый верх, быть покорителем пустыни не требуется. Все уже продумали за нас.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

В музей при бархане можете не ходить, билет на посещение заповедника стоит всего 50 рублей. На визит оставляйте часа 2, если вы только посмотреть, или побольше, если будете чаи распивать в ближайшем кафе на территории.

Сулакский каньон расположен от предыдущей достопримечательности в часе езды, примерно. Обычно, когда говорят «Сулакский каньон», подразумевают смотровую площадку в поселке Дубки, к ней вас и приведут все указатели.

Подробнее о Сулакском каньоне

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

На самом деле, посмотреть на каньон можно из множества точек — не зря его длина составляет 53 километра. Исследователям с опытом стоит рассмотреть прогулку на катере по реке Сулак, обед в форелевом хозяйстве, дикие смотровые площадки.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Если же вы путешествуете по программе «Впервые в Дагестане», визита в Дубки будет достаточно. Восторгов хватит еще на пару лет — проверено на себе!

День третий. Высоты Нагорного Дагестана — Хунзах, Матлас, Старый Кахиб

Невозможно приехать в «Страну гор» и этих самых гор не увидеть. Чтобы повидать в Нагорном Дагестане по максимуму, бронируйте как минимум 2–3 ночевки в высокогорье — в Хунзахе, Гунибе, или Гоцатле. Я советую проверенный хостел «Каньон», но если увеличить карту Букинга, перед вами предстанет множество вариантов — что не может не радовать.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Остановились в Хунзахе? Здорово, первым делом прогуляйтесь к впечатляющему каньону Цолотль с его водопадами-великанами. Летом здесь можно присесть со стаканчиком кофе — бокалом вина (и то, и другое нужно захватить с собой) и просто балдеть в компании орлов и роскошных скал.

Из Хунзаха надо ехать в Матлас. Этот поселок — будущий всесезонный курорт, достоин отдельного рассказа, который я однажды напишу. А пока краткая схема прогулки.

Запоминайте и записывайте: Каменная чаша — живописное природное ущелье; смотровая площадка у памятника Толстому и его герою, Хаджи-Мурату; эпическая лестница, где Аня Башкир гуляла в образе эльфийской принцессы; экстрим-парк — скалолазам на заметку. На всю поездку уйдет часа 3, не меньше.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Если проснетесь пораньше, успеете проскочить в Старый Кахиб — первый в моем личном рейтинг аулов-призраков Дагестана.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Древний Кахиб по настоящему Старый, это аул с многовековой историей. Путь к нему — только пешеходный, ведет из относительно новой части поселка. От прежде мощного города-крепости остались живописные руины — настолько крутые, что они легко могут служить декорациями для вселенной Толкиена.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Гуляя, смотрите не только в небеса, но и под ноги — в основание домов-крепостей замурованы древние камни. На них и христианские символы, и языческие солнца, и арабская вязь. На посещение Кахиба надо оставлять не меньше 2 часов.

Кстати, именно здесь делают лучший, идеальный горный убреч из экологически чистых орехов. Я не нашла продавцов вкусняшки, но вдруг вам повезет больше?

День четвертый. Героический Гуниб и загадочный Гамсутль

Представим, что основной локацией в горах вы выбрали, как я и рекомендую, Хунзахский район. Значит, примерно в часе езды, через живописный горный перевал, в сопровождении великанов-гор, вас ждет великолепный Гуниб — историческое, военное, культурное сердце Дагестана.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Его можно посмотреть по двум программам — максимум и минимум. Если времени у вас в обрез, а отметиться в Гунибе все же интересно, поезжайте к центральной площади. Она расположена в верхней части поселка, что стекает со склона живописным потоком. Тут, на площади, стоит повертеть головой, и все найдется: памятник «Белые журавли» с роскошной смотровой площадкой, арт-кафе «Гуниб», музей истории аула.

Летом на площади продают ароматные горные персики и инжир, зимой — гранаты и мандарины. Все экологически чистое, из местных садов.

Подробнее о Гунибе

Путешественникам, которые никуда не спешат, нужно ехать выше. В Гунибе вас ждет Национальный парк с прогулочными маршрутами, Царская поляна, беседка Шамиля, и конечно Гунибская крепость. Ради этих невероятных стен и башен на фоне еще более впечатляющей природы стоит приехать в горный Дагестан.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

От Гуниба до Гамсутля — чуть более 20 километров. Быстро вы их не проедете, потому что, а) вокруг невозможно красиво; в) дорога не очень похожа на дорогу.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Впрочем, все когда-нибудь кончается. И трудности пути к «кавказскому Мачу-Пикчу» забудутся вмиг, как только из-за поворота покажутся первые силуэты мертвого города.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Гамсутль крутой! Отсюда совершенно не хочется уезжать, тем более, что погулять-посмотреть есть что. Обязательно поднимитесь к руинам дома на самой верхотуре — страшно, скользко, тропинка идет по краю обрыва. А еще поднимитесь на ближайший пригорок — именно с него открываются те самые, инстаграмные виды аула-призрака.

Подробнее про Гамсутль

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Проводив над аулом закат (в идеале), можно возвращаться в отель. На следующее утро нас ждет ранний подъем, и поездка в великолепный, пахнущий всеми ароматами востока, Дербент.

День пятый. Дербент — магалы, музеи, крепость, шампанское

Дербент — редкая диковинка на наших просторах. Объект из Всемирного наследия ЮНЕСКО — а их в России всего 29, он совершенно уникален и ни на что не похож. По официальной версии, люди обосновались тут более 5000 лет назад — это один из древнейших «живых» городов мира.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

На знакомство с ним я бы оставила пару дней. Но если вы торопитесь, идите сразу в крепость. Кусочек Персидской империи в современном Дагестане — древние башни, подземные храмы, величественные ворота, барельефы мифических тварей и арабская вязь. Крепость Нарын-Кала впечатлит и бывалого путешественника.

Подробнее о Дербенте

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Всего этого хватает и на улочках Старого Дербента. Что-то можно осмотреть со стороны фасадов, что-то — как армянский храм, трансформировавшийся в Музей ковра, посетить с визитом.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

Не пропустите и Дербентскую Джума-мечеть, самую древнюю в России и на Кавказе.

Выпейте чай в колоритной кафешке на три столика, а если предпочитаете напитки покрепче, загляните в гости к Дербентскому заводу игристых вин. По его историческим подвалам проводят экскурсии с дегустацией. По свидетельствам очевидцев, и встречают, и рассказывают, и наливают очень щедро и с душой.

Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца

П. С. Кажется, с визита туда я и начну свое следующее путешествие в Дербент:)

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…