Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 13:16

Дербент — Россия Июль 2020

Далеко-далеко, на самом юге России, в краю высоких гор, изумрудных долин и щедрого солнца, находится город Дербент. Для отличного отдыха здесь есть все и даже больше: комфортный климат, древняя история, ласковое море, множество достопримечательностей.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

А еще у него есть искреннее гостеприимство местных жителей и желание понравиться туристу. Я такие города безмерно уважаю, у меня их коллекция, и Дербент, красавчик, подтягивается к первым строчкам.

Дербент — город очень древний, такой древний, что аналогов ему на наших широтах почти не найти. Несмотря (или благодаря) тысячелетиям истории, он сумел многое сохранить — крепость, мечети, улочки и кварталы Старого города. Туристы, приезжая сюда на один день — такой была и я когда-то, как правило, ограничиваются беглым осмотром крепости.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

Их можно понять — объект из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО манит и зовет. Цитадель известна не только веками истории, но и своей красотой. И что бы не шипели злопыхатели, Дербентская крепость Нарын-Кала — крутая!

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

Она если не ровесница города, то младшая сестра. Крепость красивая, золотисто-медовая, залитая нежным южным светом. Гулять по ней можно долго-долго, особенно, если любите всевозможные загадочные надписи на арабском, полустертые барельефы, и флер Востока.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

Что еще посмотреть в Дербентской крепости, читайте в моем специальном материале о цитадели.

Точно никто не скажет, однако известно, что цитадель в Дербенте возвели в доарабскую эпоху. Предположительно, это сотворили персы из династии Сасанидов. Те самые, что называли себя «Царями царей», и сооружение, построенное ими в Дербенте, на тот момент не имело себе равных на Кавказе.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

Все для защиты лакомого кусочка земли. Этот трехкилометровый отрезок суши, втиснутый между морем и горами, еще тысячелетие назад назывался «Каспийскими вратами». За ключи от козырных ворот сражались гунны, хазары, арабы, турки-сельджуки, монголо-татары, Персидская империя, государство Ширваншахов, армии русских царей.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

Кстати, это сейчас между Каспием и крепостью яркое море крыш и минаретов. В средние века стены запирали перешеек очень прочно, по задумке строителей они уходили прямо к морю.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

Если вернуться в наши дни, и спуститься немного к улочкам города, вас ждет наиболее древняя жилая часть Дербента. Это так называемый Верхний город, разделенный на 9 кварталов — магалов по-дербентски.

У вас тоже ощущение, что сейчас из-за поворота появится Миронов, и поскользнувшись на своей арбузной корке, произнесет легендарное «Чьорт побьери»? Ой, черт, это было в 250 километрах отсюда, в Баку.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

Лучшее занятие для туриста в Дербенте — не пить коньяк, есть чуду и даже не купаться в море, а бродить и теряться в узких улочках Старого города. И бродить, и теряться — обязательно.

Здесь вам встретится Джума-мечеть, самая древняя в России и на всем Кавказе. Просто представьте — 733 год создания!

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

Есть предположение, что мечеть построена на месте более древнего христианского святилище. Ее облик не назвать броским, скорее он лаконичный и полный достоинства — многовекового. Положение обязывает: многие столетия Пятничная мечеть собирала у себя верующих не только Дербента, но и всего южного Дагестана.

Мечеть на удивление неплохо сохранилась — внешне, а вот что внутри, я вам не покажу. Идут ремонтные работы. Как бы там ни было, комплекс мусульманской святыни, вместе с ее медресе, колоннами, уютным внутренним двориком, и тремя платанами-долгожителями (на Востоке их зовут романтично — чинары), входит в перечень Всемирного культурного наследия. Кстати, если боитесь потеряться, договаривайтесь встретиться у мечети. Местные жители уверены, что к ней непременно приведут все дороги в Дербенте.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

В этой запутанности кривых улочек была своя система. Дербент изначально строился как город-крепость, и если враг прорывался все же в сутолоку жилых кварталов, почти наверняка лабиринт магала приводил его в очередной тупик. В наши дни это здорово дезориентирует туристов, правда, заставляя скорее восхищаться колоритом Старого города.

А наши дороги привели нас к узнаваемым башенкам старинного армянского храма. После путешествия по Армении образцы местного зодчества я идентифицирую безошибочно, правда, вход в храм получилось найти не так легко. Оказалось, что это не храм даже, а музей.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

Армянская церковь Всеспасителя появилась на улицах Дербента в 1870 году. Место выбрано не случайно — в самом сердце армянского квартала. Храм очень пострадал от войн, революций и смутного времени СССР. Но сохранился, и даже был признан памятником архитектуры федеральной важности, с последующим выделением денег на реставрацию. Видимо, специалисты попались достойные, потому что режущих глаз следов переделок не видно.

В наши дни церковь входит в состав Дербентского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Помимо нее там мечети, бани, древние кладбища, мавзолеи, базары, и разумеется Дербентская крепость. В общем музейная площадь занимает более 2000 гектаров, в ее списках сотни памятников.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

А в армянском храме сейчас открыт Музей коврового искусства. Из-за злополучной пандемии посмотреть коллекцию нельзя, а вот прогуляться по территории добрый охранник пускает нас бесплатно.

В Дербенте все так, просто и легко. Чай — пожалуйста, посидеть на ковре в тысячелетних стенах — легко. Фото с шедеврами ЮНЕСКО — на каждом шагу, а еще мы попали на репетицию концерта по случаю дня рождения местного мэра. Летящие ритмы лезгинки на фоне древних крыш — это нечто.

Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет

П. С. Ваш день в Дербенте может закончиться (или начаться) так: гуляя в переулках Старого города, вы случайно набредете на колоритный двор, в «бельевом» стиле. Открытые двери мечети, мини-чайхану на 3 стола, семью, что планирует пообедать. Если чуть замешкаетесь, сами не заметите, как сидите за столом, с чашкой чая в руках. Сюда вас пригласили те самые «лица кавказской национальности», которыми принято пугать в СМИ. Этот момент напомнит еще раз, что в мире гораздо больше людей хороших. Просто о них не принято говорить по телевизору.

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…