Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была 23 апреля 18:28

Хунзах — Россия Октябрь 2020

Моя дружба с небезызвестной Зайнаб не задалась с самого утра. Букинг предлагал разместиться в ее гэст-хаусе по цене в 1000 рублей с человека за ночь. Я решила узнать напрямую, и была огорошена ответом — 1500. С того же человека.

Для тех, кто не в курсе: Зайнаб — владелица одноименного гостевого дома в горном Дагестане, традиционно очень рекомендуемого как модными инста-блоггерами, так и настоящими путешественниками с рюкзаком за плечами. Мне уже не удастся влиться в их стройные ряды, но продолжу.

Как по мне, 3000 рублей за комнату с коврами в стиле welcome to USSA — это перебор. Через дебри переписки мы все же выяснили, что эту сумму хотят за полупансион, однако момент был упущен: отвечали мне не слишком любезно.

По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

Мечта об осенних выходных в горах рассыпалась на глазах. Как карточный домик, собранный неумелой рукой. Или дюны бархана Сарыкум.

По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

Всё, что советовал Букинг, было: не очень, плохо, нет, ещё хуже. Пока, будто лучик света в темном ущелье, не заблистал передо мною Он.

Хостел «Каньон». Идеальный, как ни крути: расположением, сервисом, уютом, комфортом, чистотой, ценой. Тогда я ещё не знала, насколько большой удачей станет моя случайная находка (и не только для меня), и быстро забронировала два номера.

Подробнее: Хостел «Каньон»

На заметку любознательным туристам: лучшую локацию в горном Дагестане, чем Хунзах, найти почти невозможно. Судите сами. Помимо исторической и природной составляющей самого поселка, есть еще и невероятно интересные окрестности. Всего 15 км отделяют его от Матласа, будущего всесезонного курорта, а ныне — инстаграмной мекки блоггеров. Тут и Каменная чаша, и прогулки над пропастью, и ущелья, и смотровые площадки.

Каменная чаша в Матласе
По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

От Хунзаха до Старого Кахиба с его невероятными руинами примерно 36 километров, до башенного комплекса Гоор чуть меньше. И первый, и второй входят в список must visit республики.

Башни Старого Кахиба

Между Кахибом и нашим временным домом расположен Датунский храм, древний оплот грузинских миссионеров. Даже если вы не слишком религиозны, заезжайте. Тысячелетняя церковь построена в на редкость живописном ущелье.

Датунский храм

В расположенный за ближайшим крутым перевалом Гуниб можно доехать за 1 час.

Высокогорный Гуниб

Оттуда всего полчаса пути — и вы в самом красивом ауле Дагестана. Аул Чох и легендарный Гамсутль — почти соседи. В общем, вы поняли — бронируйте в «Каньоне» как минимум 3 ночи!

Легендарный аул Гамсутль

А пока вы планируете путешествие, почитайте историю. Хунзахское плато расположено в самом сердце горного Дагестана. Плато высокогорное, местами +2000 метров над уровнем моря, и очень живописное — отвесные обрывы высотой в сотни метров, хребты, вершины скал. Хунзахское плато самое крупное и красивое в республике.

По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

Восточную окраину плато рассекает Хунзахский каньон, или каньон Цолотль. Он образован твердыми известняками мезозойской эры, свидетелей которой любознательные путешественники находят и по сей день. Если у вас нет такого количества свободного времени, чтоб высматривать окаменелости, отличные кадры ждут на каждом шагу — долго искать не придется.

В каньон живописными струями, образуя три водопада, ниспадают три реки: Тобот, Итлятляр и Хундерил Тляр.

По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

Для их безопасного осмотра оборудована смотровая площадка, но поклонникам экстрима ничто не мешает прогуляться вокруг, по диким скалам. В высокий сезон рядом работает туристический пункт.

Начинается каньон почти у порога Аранинской крепости. Построена цитадель в эпоху Кавказских войн, в середине XIX века. Как видите, в наши дни архитектурного интереса укрепление не представляет (возможно, только для нас так), мы рассматривать не пошли.

По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

Хунзах — приличных размеров поселок, районный центр. Хорошие дороги, туристическая и жилая инфраструктура, кафе, отели, магазины, школа, мечети. Тем не менее представить его столицей мощного Аварского ханства, чьи территории простирались от Грузии до Баку, сложно.

Если верить историкам, земли Хунзахского плато были заселены около 3000 лет назад. Первых поселенцев связывают со скифами, кочевыми народами эпохи античности. Есть версия, что скифские орды грабили Грузию и Армению, и позднее основали свои поселения на Каспии, в горах, в северном Причерноморье. Самые крупные места обитания, перемешанные с местными этносами, связывают с осетинскими берегами Терека. А на востоке скифы построили Хунзах.

По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

Аварское ханство существовало с раннего средневековья. Его история закончилась в начале XIX века, присоединением к Российской империи. Русские не особо верили, что надолго покорили горцев, и построили в поселке Хунзахскую крепость — по другому она зовется Аранинской.

Чтобы рассмотреть все это с высоты полета орлов, мы договорились совершить приятную прогулку на …«буханке». Кажется, так зовется УАЗ-452, советский полноприводный внедорожник, способный проехать даже там, где дороги нет в принципе. Это оказался как раз наш случай.

По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

Магомед, владелец хостела «Каньон», прекрасной души человек. Для нашего отдыха было сделано все возможное и местами невозможное: принадлежности для барбекю, бокал вина, сытный завтрак, а после него — прогулка выше облаков.

По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

Думаете, преувеличиваю? Ничуть не бывало — мы поднялись на уровень около +2400 метров. Виды здесь сюрреалистически прекрасные.

По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

Ими я и закончу свой рассказ. Наше приключение легко повторить, все ключевые точки я вам обозначила. Оптимально приезжать в Хунзах дня на 3–4 — успеете осмотреть все интересное без спешки, насладиться горным пейзажем, качественно поменять батарейки.

По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»

Всем путешествий в радушный горный край, где осень особенно хороша и живописна:)

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…