Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:50

Махачкала — Россия Январь 2020

Если вам предложат отдохнуть на приморском побережье России, о чем вы подумаете в первую очередь? Сочи или Крым? А вы знаете, что у этих направлений есть более чем достойный конкурент — Махачкала.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Махачкала — отличный город. Светлый, колоритный, уютный. Он может похвастаться и развлечениями, и памятниками истории, и музеями, и традициями гостеприимства. С завышенными ожиданиями сюда ехать пока рано, а вот за морем, золотыми пляжами и вкуснейшей едой — в самый раз. А еще за климатом.

Путешествие за эмоциями

Когда из серой дождливой зимы врываешься в цветущий горный край, полный красками даже в январе, это дорогого стоит. Климат здесь великолепный — 310 дней в году светит солнце, а воздух даже зимой прогревается до +18. Южное солнце освещает и Каспийское море, и золотой песочек превосходных пляжей. Добавьте к этому великолепные природные панорамы — горы, каньоны, ущелья, водопады, окружающие столицу Дагестана, и вам захочется увидеть все это своими глазами.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

В списке достопримечательностей под номером один значится, разумеется, Сулакский каньон. Я вам об этом природном чуде уже рассказывала подробно, сейчас — только пара фото.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Еще ближе к столице расположен бархан Сары-Кум. Менее часа в пути из Махачкалы, и ваши пальцы тонут в азиатских (будто бы) песках, а взгляд отказывается верить в реальность окружающей картинки.

Немного дальше до Дербента, но любой путь стоит встречи с ним. Самый древний, самый южный, самый колоритный город России, где смешались медресе, старинные мечети, веселые экскурсии на завод шампанских вин, покосившиеся домишки Старого города, невероятнейшая крепость, призывные плакаты с президентом, туристки в шортах и аромат востока из кафе. Непременно надо увидеть!

Картинки из Махачкалы

Впрочем, и в самой столице есть множество мест для любования. Для начала рекомендую подняться на гору Тарки-Тау — свое название получила от аула Тарки, одного из древнейших на Кавказе. Цивилизация сюда почти не дошла, а вот вы вполне можете. И пешком подняться, и на авто. Город отсюда как на ладони.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Второе место из серии must-visit (или даже первое!) — Центральная Джума-мечеть, главный храм Дагестана, самая крупная мечеть России, и одна из величайших в Европе. Построена она, как и многие мусульманские соборы, по вдохновению стамбульской Голубой мечети. Основную лепту в бюджет внесла состоятельная турецкая семья, остальное собирали всем миром. Храм довольно молодой, ему чуть более 20 лет, но невероятно красивый.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Очень рекомендую посмотреть изнутри.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

За погружением в историю отправляйтесь в Национальный музей республики Дагестан. Здесь 19 залов, и почти 200 000 экспонатов — от гигантских древних аммонитов, до раритетов периода Второй мировой войны.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Есть потрясающей красоты артефакты из раннего средневековья, зал Шелкового пути, экспонаты из христианских храмов, и история развития ислама.

Кстати, и само здание музея просто великолепно. Пожалуй, это самый красивый осколок города Порт-Петровский — так Махачкала звалась в царской России. Дом купца Барятинского построен в 1876 году, и совсем недавно вновь открыл свои двери после удачной (к счастью) реставрации.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Будете гулять в Махачкале, непременно зайдите. Смотрительницы не по музейному любезны, коллекция крутая, а билет стоит всего 100 рублей.

Свято-Успенский кафедральный собор также дошел до нас из прошлого столетия. Первый камень на месте бывшей деревянной церквушки заложили в 1905 году, Николай Второй лично выделил на строительство 1000 рублей из казны. Судя по тому, что уже в феврале следующего года храм открылся для прихожан, деньги пошли на дело, и с тех пор это главный православный храм города.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

В смутное время революции храм был закрыт, но не разрушен. Затем его использовали как склад, а уже в 1943 и вовсе заново открыли и освятили — редкая удача.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Несмотря на религиозный статус республики, храм активно посещают, я тому свидетель. Место не отличается особой пышностью, что радует, здесь скорее уютно и душевно. Островок религиозной толерантности в республики, где почти все исповедуют ислам.

Гуляя по Махачкале, выйдите на центральные проспекты Расула Гамзатова и Имама Шамиля. Здесь сосредоточены многие памятники архитектуры, театры, кафе, и просто приметные места.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Выглядят они совершенно по-европейски — чисто, просторно, ухоженно.

В ночи все сверкает огнями, народ гуляет, потягивая модные чаи в кафешках — совсем как в Барселоне, или моем родном Ростове-на-Дону. Это к вопросу о том, насколько безопасно в Махачкале. Значительно спокойнее, чем в двух перечисленных мегаполисах.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Загляните в один-два серебряных магазинчика, за покупкой или просто полюбопытствовать. Скорее всего, без обновки не уйдете (это я о себе), но ассортимент здесь и вправду классный.

Дагестанское село Кубачи — потомственные мастера ювелирного искусства. Любоваться на серебряное расписное оружие ручной работы, украшения и посуду можно бесконечно. Для этого достаточно прогуляться по одной из центральных улиц Махачкалы, где масса фирменных бутиков. Или съездите в село Кубачи, если ищите полного погружения в колорит.

Фото с официального сайта

Хинкал, чуду, урбеч, кюрзе и сыр

Еда — одна из причин поездки в Дагестан, и важная. Экологически чистая, на первый взгляд простая, но фантастически вкусная. Местным рецептам многие столетия, они передаются из поколения в поколение. Итак, ликбез для непосвященных.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Кюрзе — аккуратные пельмешки с красивой мережкой по центру, подаются с белым ароматным соусом. Тесто тонкое-притонкое, мяса много. Также из теста готовится хинкал — отдельно отварное мясо и гарнир к нему. Все это соединяется острейшим томатным соусом.

На рынке Махачкалы вас наверняка заинтересуют башенки из цветных банок — это урбеч. Перетёртая паста из орехов, семян, семечек — настоящий суперфуд, заряжающий энергией и богатый полезными маслами и микроэлементами. Дагестанские горцы готовят его впрок испокон веков — из всевозможных орехов, от грецких до горного миндаля, мака, тыквенных семечек, кунжута.

Мой фаворит — паста из абрикосовых косточек, и не такая вкусная, но сказочно полезная для женской красоты добавка из льняного семени. Обязательно попробуйте, в наш век глобализации за урбечем уже не нужно ехать в горные аулы Дагестана, он продается во многих супермаркетах планеты. Впрочем, можно и съездить.

Не менее вкусная штука, правда, не такая полезная — чуду. Чуду — это всегда тесто и начинка, и других правил нет. Тонкое, как лист бумаги, или пышное, с румяной корочкой, разновидностей чуду столько же, сколько народностей в Дагестане. В начинках соблюдают еще большее разнообразие — мясо, птица, домашний мягкий сыр, тыква, зелень.

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Все это можно продегустировать в махачкалинском ресторане «Мангалия» — настоящей гастро-достопримечательности столицы. Их повар, Джейхан Нур, заслужил почетные лавры в родной Турции, открыл рестран в Баку, и пару в Махачкале. Уровень ресторана — выше всех похвал!

Интерьер классный…

Меню и подача блюд — еще лучше!

Курорт с восточным акцентом. Махачкала

Цифра в счете принесет не меньшее удовольствие, чем ароматный кебаб, или нежный домашний лимонад из граната. На этой вкусной ноте я пожалуй закончу репортаж из солнечной Махачкалы. Горы, храмы, променады, гастрономия, сумасшедшая природа.

И это я еще о пляжах не упомянула. Не переключайтесь!)