7-ой отчет о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов —ЗДЕСЬ.
Все мои отчеты и фотоальбомы о Петербурге и его пригородах можно найти на отдельной странице - ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете, я рассказал как осматривал Санкт-Петербург, о чем можно прочитать здесь — «По Санкт-Петербургу. От Смольного собора до Летнего сада.»
Продолжаю последовательно.
21 июля (пятница) — 3-й день путешествия (Часть 3).
Мы остановились перед выходом из Летнего сада со стороны Мойки — за которой вызвышался Михайловский замок.
Проходим по Набережной Мойки на запад (200 метров).
На нижнем фото — павильон-пристань, спроектированная Росси в Михайловском саду.
И видим вдали храм Спаса на крови.
В этом соборе я побывал перый раз с дочкой в 2006 году, но решил и сейчас его снова посетить. В большинстве путводителей и на туристических форумах — он представлен, как первый среди всех достопримечательностей Питера.
Это и музей и выдающийся памятник русской архитектуры.Храм Спаса на крови был возведен по указанию Александра Третьего и решению Синода, на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец Гриневицкий смертельно ранил Александра Второго, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.
Очереди в кассу почти не было и через пять минут я уже входил в собор.
Цена за вход — 250 рублей. Время работы с 10.30 — 18.00. Выходной день — среда. Богослужение проводится по воскресным и праздничным дням с 07 часов, всенощная литургия в субботу с 18.00.
Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора 1600 человек.
Заходим внутрь.
Александр Третий объявляет конкурс на строительства храма сразу после смерти отца. Он должен был вобрать в себя черты русской архитектуры- церквей 16–17 века. Поэтому большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура Собора Василия Блаженного в Москве.
Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Собор находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения.
В 1917 году прекратилось финансирование содержание собора, а в 1938 году принято решение о его разборке, но с началом Великой Отечественной войны стало не до этого. В соборе расположили морг во время Блокады, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра.
С 1961 года начались реставрационные работы, в ходе которых был обнаружен в центральном куполе громадный немецкий фугасный снаряд весом 150 килограм. Шесть мужественных верхолазов смогли его извлечь, вывезти и уничтожить за городом.
С 1968 года храм был взят под охрану государства, а в 1997 году открыт для посещения
Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором.
Главная святыня — укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжной мостовой, где принял смерть Алексадр Второй. Над ней на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя изнутри усыпаная звездами из топазов.
Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 квадратных метров. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем»,«Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам Васнецова пороизводят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые тогда каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.
Здесь фактически полное собрание русской мозаики того времени. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.
Мозаичая коллекция собора является одной из крупнейших в Европе.
Из всего многообразия мозаик необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников Васнецова, Нестерова, Рябушкина, Харламова, Беляева.
Покидаем этот выдающийся собор и еще раз взглянем на него со стороны канала Грибоедова и удивляемся, что такую красоту хотели снести большевики.
С восточной стороны собора находится вход в Михайловский сад, который по размерам лишь немного уступает знаменитому Летнему саду.
В начале основания Санк-Петербурга на его территории находился деревянный дворец Екатерины Первой, потом здесь был дворец Елизаветы, но все они были разобраны.
В 1817 под руководством Карла Росси началось строительство Михайловского дворца и в этот момент занялись и садом, которому придали пейзажный характер, устроили английский луг у северного фасада, частично засыпали старые прямоугольные пруды и пострили павильон -пристань, спроектированный России (в самом начале отчета я ее показал)
В 1898 году сад становится доступен для всех, кроме солдат и собак, о чем гласила специально установленная табличка.
В 2001 году проведена полная реконструкция сада, который к этому времени находился в критическом состоянии.
К югу от Михайловского сада видим здание Михайловского дворца — он же Русский музей
Погода вдруг неожиданно испортилась и ударил сильный дождь, хорошо, что мой хостел находился в пяти минутах и я быстро до него добежал, где передохнул и немного зарядил фотоаппарат.
А затем я вернулся в Русский музей (фото здания я сделал, когда уже выходил из музея и видно, что погода снова стала прекрасной). В нем я также бывал неоднакратно, но мне снова очень хотелось его посетить.
Музей открыт в понедельник с 10.00–20.00.,вторник- выходной
четверг — с 13.00–21.00
среда, пятница, суббота и воскресенье с 10.00–18.00.
Цена билета — в Михайловский дворец и корпус Бенуа — 350 рублей.
Русский музей — является одним из самых больших музеев России, в котором находится коллекция из 400 тысяч экспонатов. Здесь собраны произведения всех основных направлений и школ русского изобразительного исскуства с 9 по 20 век!
Основные экспозиции размещены в Михайловском дворце и корпусе Бенуа (которые я и посетил).
Русский музей был открыт в 1898 году указом Николая Второго в честь его отца — Александра Третьего и это был первый в России государственный музей русского изобразительного искусства. Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 картин из Академии художеств и 200 из загородных царских дворцов.
Сам же Михайловский дворец был построен еще в 1825 годуархитектором Росси, тогда о музеи никто и не думал, а строился он для младшего сына императора Павла Первого — Михаила Павловича и его семьи.
Позже дворец был выкуплен и передан «Русскому музею Александра Третьего». Это было его официальное название до 1917 года.
Уже к 1914 году здания Михайловского дворца стало не хватать и в 1917 году по проекту Бенуа было построено новое здание на канале Грибоедова, получившие имя мастера. Сейчас на первом этаже корпуса Бенуа представлены произведения Советского периода, а на втором — произведения второй половины 19 века и начала 20 века.
Начинаем осмотр Михайловского дворца с парадной лестницы
Петр Первый — работы Мари Колло — ученицы Фальконе, которая приехала с ним в Петербург в 1782 году для создания Медного всадника. Фальконе никак не удавалось создать модель головы Петра для памятника и Колло желая помочь учителю сделала это за одну ночь.
Поднимаемся на второй этаж и первые залы — посвящены древнерусскому искусству. Это одни из самых ценных предметов коллекции Русского музея!
Святой Дмитрий Солунский. 15 век. Псков. Из Варваринской церкви.
Далее идут скульптуры важных деятелей Росссии и императоров.
И.Витали (1794–1855). Портрет А. Д. Меньшиков. 1849.
Б. К. Растрелли.(1679–1744) Анна Иоанновна с арапчонком.1741.
Впечатляют и интерьеры дворца
К. П. Брюллов (1799–1852) Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерьей Марией. 1830.
А. А. Иванов (1806–1858) Явление Христа Марии Магдалине.
К. Е. Маковский (1839–1915) Портрет жены художника.1881.
К. Е. Маковский (1839–1915) Семейный портрет.
М. В. Нестеров (1862–1942) Святая Русь. 1905.
Б. М. Кустодиев (1878–1927) Портрет Ф. И. Шаляпина. 1912.
Н. И. Альтман (1889–1970) Портрет поэтессы А.Ахматовой. 1914.
К. С. Малевич (1879–1935) Супрематизм. 1915.
Здесь есть и «знаменитый» — Черный квадрат Малевича, но я его не сфотографировал.
К. С. Малевич (1879–1935) Мальчик (Ванька).1928.
К. С. Петров-Водкин (1878–1939) Богоматерь. Умиление злых сердец. 1914.
А далее много классических картин из Советской эпохи
А. Н. Самохвалов (1894–1971) Девушка в футболке. 1932.
Безусловно — этот музей — обязателен к посещению!
В музеи я пробыл три часа и выйдя из Михайловского дворца оказался в Михайловском сквере, где стоит в центре- знаменитый памятник Пушкину.
Я уже прилично устал за этот день — и через пять минут уже был в своем хостеле, где поужинал и лег отдыхать.
На следующий день я снова продолжу осмотр Петербурга и с утра отправлюсь на Пискаревское кладбище, но об этом в следующем отчете. который можно прочитать -здесь - " По Санкт-Петербургу. От Пискаревского кладбища до Петропавловской крепости."
При написании данного отчета использовались материалы из интернета.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия