Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 15:21
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Петергоф, Санкт-Петербург — Россия Июль 2017

17-й отзыв о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.

Все мои отчеты и фотоальбомы по Санкт-Петербургу и его пригородам можно найти на отдельной странице — ЗДЕСЬ.

В предыдущем отчете мы начали осмотр Петергофа, о чем можно прочитать здесь — «Путешествуем из Санкт-Петербурга в Петергоф».

Продолжаю последовательно.

25 июля (вторник) — 7-й день путешествия. (Часть 2).

Мы остановились перед главным каскадом в тот момент, когда оставалось несколько минут до начала открытия работы знаменитых фонтанов на Большом каскаде. Увидев их открытие я направился в восточную часть Нижнего парка, где первым мне встретился фонтан Адама (1721 года), расположенный на Марлинской аллеи -на фото.

Это спаренный фонтан — в западной части есть фонтан Евы и о них я написал в прошлом отчете.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

От фонтана Адама я направился к Финскому заливу где расположился дворец Монплезир.

Этот дворец расположен всего в нескольких метрах от Финского залива и перед ним устроена Морская терраса.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Дворец Монплезир — его название происходит от французских слов и переводится как «мое удовольствие» и действительно дворец стал любимым детищем Петра Первого, в его создание император вложил свою душу — он сам определил планировку здания и сада, устройство фонтанов и оформление залов.

Здание возводилось с 1714 по 1723 год. Планировка здания отличается лаконичностью и четкостью. К центральной части покрытой шатровой крышей примыкают две галлереи с небольшими павильонами.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

С Морской Террасы открывается отличный вид на Финский залив и Кронштадт с его фортами.

Обходим дворец и выходим теперь к его южному фасаду, где расположен Монплезирский сад — на фото.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Центральное место в саду занимает фонтан Сноп (на фото), по сторонам которого на равном расстояние расположились четыре фонтана со скульптурами.

Первоначально статуи были свинцовые, но в 1817 году их заменили на бронзовые и их позолотили.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

В годы войны статуи были спрятаны и таким образом их удалось спасти.

Снова подойдем ко дворцу Монплезир, который является не только архитектурным, но и историческим памятником. Он был местом проведения ассамблей и парадных приемов, сюда приезжали русские купцы и морские капитаны кораблей. Здесь Петр Первый встречался со своими подвижниками и с иностранными послами. После смерти Петра — Екатерина Первая приняла здесь первых членов Академии наук, а Екатерина Вторая в Парадном зале устраивали ужины для приближенных лиц.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Внутреннее устройство дворца также просто и рационально — в центре находится Парадный зал, с левой стороны к нему примыкает Секретарская, спальня и Морской кабинет, а справа Китайский кабинет, кухня и буфетная.

Залы украшены голландскими изразцами и мрамором, китайскими панно и тканями, дубовыми резными панно и паркетом из ценных пород дерева.

В своем любимом дворце Петр Первый открыл первую в России картинную галерею, он сам приобрел коллекцию картин европейских живописцев 17–18 века. Здесь же можно увидеть личные вещи императора и сделанные ему подарки.

Я уже был в этом дворце в прошлый раз и сейчас не стал заходить, хотя он также обязателен для посещения, тем кто в нем еще не был.

Дворец является своеобразной реликвией петровских времен — он не поражает своей роскошью и величием, но простота и изысканность каждой детали подчеркивает значение маленького дворца для правителя великой державы.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Открыт дворец только летом с 26 мая — работает с 10.30 до 18.00. Цена -300 рублей.

На боковых аллеях Монплезирского сада стоят совсем безобидные скамейки. На самом деле — это фонтаны-шутихи, созданные по рисунку Петра Первого в 1723 году. Стоило гуляющим по парку вступить на их камни, как струи воды обливали гостей.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Я продолжил осматривать восточную часть Нижнего парка и отправился от Монплезира к Вольерам

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Но перед этим еще немного прошелся по берегу Финского залива.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Фонтан-Солнце (на нижнем фото) — это водный бассейн площадью 30 на 70 метров. В центре находится постамент в виде цилиндра, над которым вращается бронзовая колонна. На ее вершине установлены позолоченные диски, из которых потоки воды словно лучи разлетаются во все стороны. Всего лучей 80, а под ними расположились 16 дельфинов. Этот фонтан был построен в 1721 году.

Далее я подошел к Вольерам — на фото.

Это два павильона, которые использовались в летнее время для содержания певчих птиц. Оба вольера — это единственные дошедшие до наших дней улитарные деревянные постройки петровской эпохи.

далее показался фонтан Пирамида — на фото

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Фонтан-Пирамида — это самый водоемкий и оригинальный фонтан Нижнего парка, через него за секунду проходит до 200 литров воды. Фонтан был построен в 1724 году.

Во время войны, отступая — немцы взорвали этот фонтан, но он был восстановлен в 1953 году

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Дальше в этой части Нижнего парка уже нет цветников и скульптур, а только вековые липы и зеленый ковер травы с выходом на побережье Финского залива.

Теперь я развернулся и стал возвращаться назад.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Примерно в 200 метрах от фонтана Пирамида на юго-западе находится большая площадь сразу с несколькими интересными фонтанами. С этой площади можно прокатится на туристическом паровозике в соседний Александровский парк (по времени это примерно займет 40 минут), я не ездил, так как посещал тот парк в 2006 году.

Первое что бросается в глаза — это два Римских фонтана — на фото

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Римские фонтаны были построены в 1763–1780 годах под руководством Растрелли. Высота фонтанов 10 метров.

Фонтаны называются Римскими, так как их внешний облик скопирован с римских фонтанов которые находятся на площади Святого Петра в Ватикане в Риме.

Напротив Римских фонтанов находится Каскад Шахматная гора — на фото

Это каскад расположился на естественном склоне и состоит из четырех скатов каждый из которых оформлен в виде шахматной доски. Слева и справа установлены две лестницы, с наружной стороны которых установлены по пять скульптур, привезенных из Италии в 1724 году. Во время войны скульптуры закопали в землю и немцы их не нашли.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Вода стекает в полукруглый бассейн у основания склона.

Еще 200 метров на запад и оказываемся у фонтана Оранжерейного — на фото

Он выполнен в форме аллегории и рассказывает о борьбе России за выход к Балтийскому морю и первой крупной победе русского флота над шведами под Гангутом в 1714 году. В центре композици расположена статуя Тритона, борющего с морским чудовищем.

Фонтан был установлен в 1726 году

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Еще 200 метров на запад и подходим к Большому каскаду.

В центре композици — фонтан Самсона — на фото

Это самый большой фонтан Большого каскада, высота его струи достигает 21 метр (это высота современной 9-ти этажки).Он был установлен в 1735 году при императрице Анне Иоанновне в честь победы под Полтавой.

Самсон символизирует величие Российского государства, а поверженный лев — символ побежденной Швеции (поскольку лев изображен на флаге Швеции)

Во время оккупации немцы похитили Самсона, но в 1947 году статую воссоздали по старым фотографиям и снова установили здесь.

В 2010 году Самсон прошел реставрацию и на его позолоту сусальным золотом ушел целый килограмм и теперь солнце снова заиграло на позолоте скульптуры.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Идея создания Большого каскада принадлежит Петру Первому, который таким образом хотел превзойти Версаль, который он посетил в 1717 году во время поездки по Франции. И это ему удалось.

Побывав в 2010 году в Версале я убедился, что Петергоф почти по всем показателям архитектуры -дворцово-паркового комплекса его превзошел, ну, а про фонтаны вообще говорить не приходится. Пусть Версаль поплачет.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Вода в Фонтанную систему Петергофа подается самотеком с Ропшинских высот.

Фонтанная система Петргофа оригинальна — в отличие от Версаля, где используются специальные водоподъемные механизмы, здесь вода поднимается на высоту 21 метр без каких-либо насосов, только за счет перепада давления.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Триумф, торжество и победа — вот такой смысл заложен в одном из самых красивых фонтанных комлексов мира, в блестящем памятнике барокко, в легендарном Большом каскаде.

Но это каскад не просто шедевр в архитектурном плане, но и кульминация всего дворцово-паркового комплекса Петра, его апогей, венец славы!

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Такой красоты вы больше не увидите ни в одном дворце в Мире!

Я снова спустился в Нижний парк и опять — но теперь довольно быстро прогулялся по его западной части, которую я уже осмотрел рано утром и было это еще без работающих фонтанов

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Теперь я их смог оценить с фонтанами, к тому же тучи рассеились и выглянуло солце и все засияло красками.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Можно сделать такой вывод — на осмотр Нижнего парка нужно как минимум 4–5 часов и это с учетом, что вы не будете посещать павильоны и музеи.

И правильнее будет выделить (если вы еще никогда здесь не были) целый световой день на посещение этого лучшего в Мире дворцово-паркового комплекса.

Великолепный Петергоф, или умри от зависти Версаль

Я вышел из Нижнего парка и оказался у Церковного корпуса Большого дворца, который также можно посетить, купив отдельный билет.

Но я направился осматривать другие достопримечательности Петергофа и об этом в следующем отчете, который можно прочитать - здесь - " По достопримечательностям Петергофа."