Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 13:42
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Санкт-Петербург — Россия Июль 2017

5-й отчет о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.

Все мои отчеты и фотоальбомы по Санкт-Петербургу и его пригородам можно айти на отдельной странице - ЗДЕСЬ.

В предыдущем отчете мы завершили осмотр Царского села, о чем можно прочитать — здесь »Царское село и его великолепные парки».

Продолжаю последовательно.

21 июля (пятница) — 3-й день путешествия.

Погода 17–18 градусов, то дождь, то солнце.

С утра я продолжил осматривать Северную столицу и в первую очередь направился к Александро-Невской Лавре- доехал до нее на метро (ст.метро — «Площадь Александра Невского»)

От площади немного пройдя (150 метров) я вышел на мост Александра Невского, с которого открывался хороший вид на Лавру.

Этот мост был построен в 1965 году и до 2004 года был самым длинным мостом в городе. Длина его почти один километр.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Но пора было идти в Лавру, где недалеко от входа у каменного забора Лавры можно увидеть вот такой плакат из фильма «Брат»

Александро-Невская лавра находится в конце Невского проспекта. Ее территория расположена между реками Невой, Монастыркой и Обводным каналом, таким образом Лавра находиться как бы на острове, который и называется Монастырский остров.

Считается, что на том месте, где Черная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву, 15 июля 1240 года произошла Невская битва, в которой Александр Невский разбил шведов.

В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году Петром Первым было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название- Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь.

Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И.Старова. По их проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи монахов, покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены буквой П с церквями по углам.

Одним из первых строений построенных в Лавре и первое что вы видите у входа- это Благовещенская церковь, построенная по проекту Трезини в 1724 году. Здание сохранилдось до наших дней — на фото.

Именно в ней сначала хранились мощи Александра Невского перенесенные из Владимира по приказу Петра Первого. Есть предание, что он сделал это собственоручно. Теперь мощи главная святыня Лавры.

А сейчас здесь находятся прах Алескандра Суворова, Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Я пришел ко входу Лавры около 9 часов и была вот такая огромная очередь в Лавру — это желающие хотели увидеть мощи Святого Николая, которые как раз в эти дни привезли из Бари (Южной Италии)

С левой стороны от входа расположено Никольское кладбище (открывается оно с 10.00).На нем похоронен первый мэр города А.Собчак.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Главным собором в Лавре является построенный в 1776–1790 годах- Свято-Троицкий собор (на фото) в стиле классицизма. С 1989 года именно здесь находятся мощи Александра Невского.

Статус Лавры монастырь получил по указу Павла Первого. В Советский период он был закрыт и возрождать здесь монашескую жизнь стали только в 1996 году.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Время уже подходило к 10 часам и я пошел к кассам Тихвинского кладбища, которое расположено у северных стен Лавры — купил билет за 300 рублей и вошел на его территорию. Открыто оно ежедневно, кроме четверга.

Тихвинское кладбище было основано в 1823 году, так как к началу 19 века -первое Лазаревское кладбище было уже переполнено.

Почти на входе видим место захоронения Федора Достоевского (1821–1881 год), здесь же похоронена и его вторая жена.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Могила Михаила Ивановича Глинки — русского композитора (1804–1857 год)

Памятник Римскокому-Корсакову — русский композитор, написавший 15 опер (1844–1908 год)

Могила Петра Ильича Чайковского- великого русского композитора (1840–1893 год)

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Могила художника Шишкина (1832–1898 год). Все помнят его картину «Утро в сосновом лесу» с его знаменитыми мишками

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Стравинский — русский оперный певец (1843–1902 год)

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Памятник на месте захоронения маленькой девочки

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Осмотр занял у меня около часа. Здесь я также увидел памятники деятелям русской культуры-Баратынскому, Бородину, Жуковскому, Иванову, Карамзину, Клодту, Крамскому, Кустодиеву, Мусоргскому, Серову, Сперанскому, актеру Черкасову (1903–1966) и последним на этом кладбище был захоронен в 1989 году- режиссер Товстоногов(1915–1989)

Выйдя из Лавры вы оказываетесь на площади Александра Невского — в центре которой стоит памятник князю и отсюда начался мой путь по Невскому проспекту- вдоль которого я и направился пешком к следующему объекту

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Если идти никуда не сворачивать по Невскому проспекту, то примерно через час и пройдя 4,5 километра вы окажитесь в его начале у здания Адмиралтейства.

Но мне надо было пройти только до Харьковской улицы (это всего 800 метров и 10 минут пешком), где я свернул налево и через два квартала — оказался у собора.

Это недавно отреставрированный в 2013 году — собор Феодоровской иконы Божией матери.-на фото.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ростовских и ярославских храмов 16–17 века, но собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей)

Величественный пятикупольный храм мог вместить 3,5 тысячи верующих

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Закладка собора состоялась в 1911 году, в честь приближения 300-летия дома Романовых

15 января 1914 года состоялось освещение главного предела верхнего храма на котором присутствовал Николай Второй со своей семьей.

На фото — так выглядел храм перед Революцией

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Собор действовал до 1932 года, после чего храм-памятник был превращен в молокозавод почти на 60 лет.

На фото — вот до такого чудовищного состояния его довели в Советское время

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

В 2005 году храм возвращен церкви и началась государственная реставрация, которая завершилась в 2013 году, как раз к 100-летию его возведения.

Сейчас храм выглядит очень красиво.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

К колокольне храма примыкает стена, напоминающая Кремлевскую и тем самым символизирует единение Москвы и Санкт-Петербурга

Я вернулся на Невский проспект

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Примерно через 10 минут я уже оказался на одной из главных транспортных площадей города- площадь Восстания— в центре которой установлен — обелиск «Городу-Герою Ленинграду»

С восточной стороны расположилась гостиница «Октябрьская»(на нижнем фото), как раз напротив Московского вокзала (куда приходят все поезда из Москвы). Ранее эта гостиница называлась «Знаменская» и была построена в 1851 году еще при императоре Николае Первом. И сейчас она имеет статус четыре звезды.

Здесь на площади есть станция метро, но из-за одной остановки я не поехал, и поэтому стал продвигаться пешком на север в сторону музея Суворова.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Через 25–30 минут я уже подходил к зданию музея (ул. Кирочная 43), которое построено в стиле древнерусской крепости с многоярусной сторожевой башней. Главные украшения фасчада- два больших мозаичных панно- на одном из них отображен переход Суворова через Альпы.

Музей открыт с 10.00–18.00 -вторник, четверг-воскресенье среда с 13.00–21.00, выходной понедельник. Цена билета-200 рублей, хотя я считаю, что такие музеи должны быть бесплатными для граждан Росссии.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Суворов стал первым человеком в Росссии, в честь которого специально был возведен мемориальный музей, который был открыт в 1904 году. Деньги на строительство собирали всей страной по добровольной подписке.

Музей небольшой — 5 залов. В музее 100 тысяч экспонатов, среди них личное оружие Суворова и его ордена. У Суворова были все воинские нарграды Российской империи- включая все степени Георгиевского креста и высший полководческий орден Андрея Первозванного. Здесь же находится и реконструкция избы в селе Кончанском.

Ничто лучше не скажет о Суворове как его собственная характеристика.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Суворов провел 61 битву почти за 50 лет своей военной карьеры и ни в одной не потерпел поражения. Он сражался в самых разных географических и климатических условиях, от степей Кубани до заснеженных Швейцарских Альп и солнечных равнин Италии. Суворову противостояли армии самых разных народов, непохожие друг на друга- пруссаки, турки, поляки, французы, бунтовщики-пугачевцы и ногайцы. Этими армиями командовали самые разные по характеру и военным дарованиям полководцы — от фанатичных польских панов, подобных Пулавскому, до настоящих мастеров военного искусства, как генерал Моро-лучший полководец времен Французской революции. И каждого из них Суворов сумел одолеть на поле боя.

Особенно был трудным для Суворова 1799 год, ему уже было 69 лет, но в этот год он совершил Итальянский поход (17 битв) и Швейцарский поход через Альпы (6 битв), то есть из 61 битвы — 23 битвы пришлись на последний год его жизни, с лучшими Французскими генералами (а Наполеон в то время завоевывал Египет и с Суворовым они разминулись на несколько месяцев.)

На нижнем фото — пушка взятая у французов в 1799 году у города Нови (Италия)

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Огромные ключи от крепости Измаил- самые настоящие. Крепости уже давно нет, а ключи есть (фото из интернета)

Осмотрев музей за час, я продолжил путь к Смольному собору (который уже был виден вдали-на фото) и к Смольному Институту по Суворовскому проспекту

Суворовский проспект

Через 15 минут я уже подходил ко входу в Сад-партер Смольного Института

В конце 18 века специально для института благородных девиц решили построить здание к югу от Смольного собора. Строительство велось с 1806–1808 год по проекту итальянского архитектора Кваренги

В 1808 году Институт принял своих первых воспитаниц и стал первым женским учебным заведением в России, оставаясь и самым престижным долгие годы.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

После Февральской революции Смольный становится центром революционных событий. 17 августа сюда переехал революционный штаб Петроградского совета. На третьем этаже находился центральный революционный комитет, который и сверг Временное правительство.

С победой революции Смольный становится официальной резиденцией ВЦИК, а с перездом правительства в Москву-местом расположения Ленинградского совета

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

В 30-е годы перед Смольным был разбит сад с цветниками и фонтанами, установлены бюсты Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Во время Великой Отечественной войны здесь находился штаб обороны — Военный совет Ленинградского фронта, сердце блокадного Ленинграда.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

В 1991 году в Смольный переехала Мэрия Северной столицы, и сейчас в здании находится резиденция губернатора Санкт-Петербурга и администрация города.

К самому зданию не подойти- стоит охрана. Смольный построен в стиле русского классицизма. Центральная часть акцентирована великолепным восьмиколонным портиком, увенчанным фронтоном.

По Санкт-Петербургу. От Александро-Невской лавры до Смольного собора

Посетить сам Смольный возможно только с экскурсионной группой по предварительной записи по телефону.(Телефоны- 7(812)576-74-61, 576-77-46). Допускаются только граждане с 14 лет и имеющие при себе паспорт. Я не планировал посещение, хотя из интернета знаю, что показывают Актовый зал и экспозиции посвященные развитию образования в России, Октябрьским событиям и блокадным дням. Показывают также рабочий кабинет Ленина и комнату в которой он жил с Крупской.

Я же направился к одному из самых красивых соборов Питербурга — к Смольному собору (на фото), который уже был виден от Смольного Института, но об этом в следующем отчете, который можно прочитать - здесь- " По Санкт-Петербургу. От Смольного собора до Летнего сада."

При написании этого отчета использовались материалы из интернета.