Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 14:04
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

По Санкт-Петербургу — по Васильевскому острову — от музея Эрарта до дворца Меншикова

Санкт-Петербург — Россия Июль 2017

11-й отзыв о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.

Все мои отчеты и отзывы по Санкт-Петербургу и его пригородам можно посмотреть на отдельной странице — ЗДЕСЬ.

В предыдущем отчете мы начали осмотр Васильевского острова, о чем можно прочитать — здесь — «По Санкт-Петербургу. От Александровского парка до храма Успения на Васильевском острове».

Продолжаю последовательно.

23 июля (воскресенье) — 5-ый день путешествия. (Часть 2.)

В прошлом отчете мы остановились у стен собора Успения Пресвятой Богородицы — на фото

Построена она была как подворье Киево-Печерской лавры по проекту выдающегося архитектора Косякова (главное его творение Морской собор в Кронштадте).Строительные работы были завершены в 1900 году. На берегах Невы было выстроено единое сооружение из четырех сомкнутых квадратом зданий, над которыми и доминировала Успенская церковь. Ее окружали двухэтажные здания митрополичьих покоев и флигелей в которых находились кельи монахов и служебно-хозяйственные помещения.

Успенский собор пятиглавый и вмещает две тысячи человек. Проект был выдержан в псевдорусском стиле. Построен как с применением кирпича, так и бетона. Особенно необычно выглядят разновеликие купола, каждый из которых декорирован неповторимым орнаментальным рельефным узором.

С 1991 года здесь было основано подворье мужского монастыря Оптиной Пустыни. Исторически это место всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721–1766 год здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), с 1766 — 1875 год — Псковского Архиерейского дома и с 1875 по 1933 год — Киево-Печерской лавре.

Снаружи собор богато украшен рельефной кирпичной кладкой, мозаиками и изразцами — на фото

В 1930 году начались первые аресты монахов и к 1932 году подворье перестало существовать. В 1935 году был закрыт и храм Успения и превращен в склад.

В 1961 году внутри собора открыли первый искусственный каток в Ленинграде. Здесь зародилась знаменитая Ленинградская школа фигурного катания. В частности здесь тренировались будущие Олимпийские чемпионы -Протопопов и Белоусова.

Каток просуществовал до 1991 года, и с этого время снова стали проходить службы. С 1993 года началась реставрация собора, которая длилась 20 лет до 2013 года.

Иконастас был восстановлен в 2003 году и в храм возвратили древние иконы, которые на время Советской власти хранились во Владимирском соборе.

Церковь Успения играет доминирующее роль в архитектурном ансамбле Васильевского острова — на фото — вид с набережной Лейтенанта Шмидта.

С нее же были видны разведенные мосты на Неве для подготовки морского парада

Продвигаясь дальше на восток вдоль набережной я вскоре оказался у ледокола Красин — на фото.

Это легендарное судно, которое более 50 лет бороздило моря и океаны. Сейчас здесь филиал Калининградского музея Мирового океана. Посещение ледокола возможно только с экскурсией, которые проводятся в 11.00.,12.00,13.00,14.00,15.00,16.00,17.00.Группы формируются у трапа за 15 минут до начала экскурсии. Выходные-понедельник, вторник, последняя среда месяца. Билет стоит-400 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров -200 рублей.

Ледокол был построен в Англии в 1916 году и сначало назывался — Святогор, в 1927 переименовано в Красин. Из подвигов ледокола можно отметить спасение со льдины в июне 1928 года Нобеля и его полярной экспедиции.

Во время Великой Отечественной войны он стал военным кораблем и принимал участие в сопровождение конвоев из Англии в Мурманск и Архангельск.

Я не стал ждать начла экскурсии — но во время экскурсии вы сможете осмотрить каюты, рубку и капитанский мостик.

Данный ледокол с момента постройки был 35 лет самым лучшим ледоколом в мире!

Почти напротив Красина — через дорогу расположилось старинное здание Горного университета на фото

Это было первое в России (и второе в мире) высшее техническое учреждение основанное Екатериной Второй в 1773 году.

Корпус выходящий фасадом на Неву был построен в 1806–1811 годах в стиле классицизма по проекту архитектора Воронихина

Одновременно был создан и Горный музей — он занимает лучшие парадные исторические залы здания. В нем хранится уникальные коллекции минералов, руд, горных пород, палеонтологических останков, горная техника и холодное оружие. Музейные фонды насчитывают 230 тысяч, собранных со всех континентов — в том числе — метеориты и 20 миниатюр Фаберже.

Музей открыт — с понедельника по четверг с 09.00–17.15 (последняя экскурсия в 15.00), в пятницу — с 09.00–16.15., в субботу две экскурсии — в 11.00 и 13.00, воскресенье — выходной (я оказался у музея как раз в воскреснье-иначе обязательно бы посетил).Сбор группы проводится в вестебюле Горного университета за 15 минут до начала экскурсии и надо иметь при себе паспорт. Посещение -бесплатное

На фото (из интернета)- исторические залы Горного университета

Обойдя Горный университет с восточного фасада я направился по 22-Линии в глубь острова и вскоре (10 минут) оказался у Василеостровского сада

В центре которого расположился памятник художнику Рериху

Свернув с сада на восток я оказался на площади Собчака

В конце площади Собчака находится Музей Эрарта — на фото

Это — частный и первый музей современного искусства в Санкт-Петербурге. Название расшифровывается как — «эра арта» — «эра искусства»

Я не фанат современного искусства, но решил зайти, так как уж очень хорошие были отзывы о нем в интернете. И хотя билет дорогой — 500 рублей, я не пожалел, что сходил. Вообщем было интресно и познавательно и необычно! В целом мне понравилось.

Музей занимает 5-ти этажное здание, которое было построено в 1951 году для местного райкома.

Музей открыт каждый день с 10.00 до 22.00, выходной — вторник.

Сейчас это самый крупный соременный музей в России. В нем собрано 2800 работ современных художников. Среди них не только живопись, но и графика, скульптура, инсталляция, видео-арт. Стиль работ от реализма до абстракции и примитивизма.

Впрочем смотрите сами — дальше без комментариев!

Автор — Анастасия Базанова (год рождения-1978)- " Утро» 2007 год.

Алла Джигерей (г.р.-1964) — «Утренняя сигаретка» 2003 год

Алла Джигерей — «Пластмассовая роза» 2003 г.

Интерьеры музея

Интересная смета, сколько потратила Екатерина Вторая на своих фаворитов — для сравнения приведу такой пример — на строительство Зимнего дворца с 1754–1762 год было потрачено всего — 2,6 миллиона рублей. То есть один Потемкин обошелся в 20 Зимних дворцов.

Анатолий Генкевич (г.р-1965) — «Русские идут» 2014 год

Иван Лукеных (г.р.-1978) — «Путешественница в красном» 2010 год

Константин Худяков (г.р.-1945) — «Прощание славянки» 2006 год

Владимир Шинкарев (г.р.-1954) — «Трапеза нечистивых» 1990–1996 год

Д.Шорин — «Пулково не принимает» 2008 год

Николай Копейкин (г.р.-1966) — «Димон сидящий» 2005 год

На осмотра музея Эрарта у меня ушло около двух часов и я снова направился теперь уже в обратном направление — на запад по Большому проспекту Васильевского острова.

Пройдя мимо старинной пожарной башни

Вскоре я уже подходил к Андреевскому собору (от музея Эрарта идти до него 25–30 минут пешком)

Андреевский собор -один из самых почитаемых и старейших в северной столице. Первый собор (деревянный) был построен еще в 20-е годы 18 века, но то что мы видим сейчас это собор строительство которого завершили в 1780 году. Получился изящный храм окрашенный в нежно-розовый цвет с высоким куполом и стройной колокольней. Выполнен в формах переходных от барокко к классицизму.

Лучшим украшением храма является резной позолоченный трехярусный иконостас высотой 17 метров

После революции храм пришел в упадок, затем был разграблен и закрыт. Здание использовали как склад. Иконостас был закрыт фанерными листами и поэтому наверное уцелел. Во время войны был сильно поврежден обстрелами немцев. В 1992 году храм отреставрирован и его вернули верующим.

Еще немного по Большому проспекту и сворачиваем направо на 3-ю линию к Неве — здесь на набережной почти рядом с Сфинксами расположился на площади Румянцева — Румянцовский сад.

Сад небольшой, но живописный. Румянцевская площадь получила свое название от обелиска установленного здесь в 1799 году в честь побед Румянцева над турками в 1787–1791 годах

Сад на площади был разбит в 1866 году на частные средства купца Соловьева и до Революции вход в него был платный. В саду находились фонтаны, мраморные вазы, а также летняя эстрада

В 1999 году здесь установили два памятника -русским художникам Сурикову и Репину.

К Румянцевскому саду примыкает Меншиковский дворец, мимо которого я уже проходил сегодня. Ранее я в нем никогда не был и я не мог его пропустить.

Меншиковский дворец — одно из великолепнейших строений 18 века. Стиль здания отражает настроение и дух с которым Петр Первый задумывал построить величественный город.

Петр Первый сам не ценивший роскоши и особого комфорта в бытовой жизни в силу своей щедрости отдал резеденцию первому губернатору Петербурга — Александру Меншикову, который как раз и был помешан на роскоши.

Строительство велось с 1710–1714 год по проекту зарубежных архитекторов Фонтана и Шеделя. Дворец был построен в четком парадном стиле раннего петровского барокко. Это было первое каменное здание такого размера в Северной столице.

Сейчас здесь музей (филиал Эрмитажа), который открыт — в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье с 10.30 — 18.00, а в среду и пятницу с 10.30–21.00, выходной день — понедельник.

Билет стоит -300 рублей. Пенсионеры, студенты, школьники и дети -бесплатно. Первый четверг каждого месяца бесплатно для всех категорий.

Я был в воскресенье — людей было немного.

На фото — токарный станок во дворце Меншикова на котором работал сам Петр Первый.

К 1721 году Меншиковский дворец стал центром культурной жизни города. В нем были представлены ценные коллекции живописи и скульптуры, гобелены, книги и монеты.

Во дворце который часто называли Посольским домом проходили пышные приемы и праздники. Поэтому внутренняя отделка дворца была великолепной. Напротив парадного входа у Невы была пристань к которой причаливали небольшие кораблики.

В 1727 году губернатора Меншикова сняли с должности о отправили в изгнание, где он вскоре и умер. После этого дворец пережил пожар, а знаменитый регулярный парк с оранжереей и цветниками, фонтанами и статуями был заброшен и погиб. Все имущество князя Меншикова было изъято в казну

Дворец передается Первому кадетскому корпусу и строение перестраивается для нужд военного училища. В нем обучались — будущие великие полководцы — Румянцев и Суворов.

С 1956 года во дворце начались реставрационные работы, которые были сложными так как дворец неоднакратно перестраивался, но благодаре большой работе реставраторов дворец восстановили в первоначальном виде и через 25 лет в 1981 году его передали Эрмитажу и он принял поситителей.

Так что если вы хотите почуствовать атмосферу Петровского времени- первой четверти 18 века смело отправляйтесь в этот замечательный дворец.

Я в нем пробыл около двух часов — он не очень большой

Выйдя из дворца я продолжил свой путь на запад и пройдя мимо дворца Петра Второго, через один квартал оказался у здания Двенадцати коллегий — на фото

Здание выстроено на Университетской набережной в 1722 -1742 году для размещения Петровских коллегий (по нашему министерств) и это крупнейший памятник петровского барокко в городе — состоит из 12 идентичных трехэтажных секций и построены были по проекту знаменитого архитектора Трезини.

С 1835 года здание передали Санкт-Петербургскому университету и до сих пор здесь располагается научная библиотека и некоторые административные здания этого университета, а также Минералогический музей и музей-архив Менделеева.

Напротив стоит памятник Ломоносову — на фото.

От памятника открывается вид на Неву

В двух кварталах от памятника Ломоносову находится Дворцовый мост, по которому я и перейду Неву и направлюсь к Исаакиевскому собору, но об этом в следующем отчете,который можно прочитать - здесь - " По Санкт-Петербургу. Вокруг Исаакиевского собора - от Медного всадника к музею Ахматовой."