Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была сегодня 20:30
Purity

Делавэр, Пенсильвания, Штат Нью-Йорк — США Август 2023

Наш ковер — цветочная поляна
Наши стены — сосны-великаны
Наша крыша — небо голубое
Наше счастье — жить такой судьбою
@ Г. Гладков/Ю. Энтин

— На волю! — продолжал кричать географ. — В пампасы!©

В 2022 г. мы впервые перестали бояться активного отдыха: попробовали жить в кемпинге, увлеклись каякингом и хайкингом. Нам так это понравилось, что прошедшее лето 23-го года мы снова провели на открытом воздухе. Совсем как «Бременские музыканты». Только без концертов для почтеннейшей публики. Для нее — этот рассказ, бонусом к которому — отзывы о трех кемпингах, в которых мы жили. Вдруг кому пригодится. Кому неинтересно, может смело пропускать эту часть.

Кемпинг на Лонг Айленде, штат Нью-Йорк

Начали мы наше активное лето с кемпинга в Wildwood State Park на Лонг Айленде. Из плюсов парка можно назвать его относительную близость к Нью-Йорку, неплохой интеренет и живописную береговую линию

Светлячковое лето

Сам кемпинг, несмотря на то, что находится в красивом лесу, нам не понравился: толпы народа (парк очень популярный), никакой privacy (уединения), на участках нет ни воды, ни света (правда, возле душевых были раковины для мытья посуды). А самое главное (за что им нет прощения!), туда нельзя приезжать с домашними животными, и Куму нам пришлось оставить у друзей. :(На слайдшоу ниже фото, которые дают представление о самом кемпинге и его удобствах, третий слайд — карта-схема парка

Наш сайт №16

Вы спросите меня, почему я вообще написала про этот кемпинг, хотя он нам не понравился? Потому что у него есть еще один (весьма весомый!) плюс: туда удобно приезжать большой компанией друзей (что с нами и случилось). Ну, знаете, когда ты много ешь, пьешь, смеешься и вообще хорошо проводишь время с приятными тебе людьми. Вот для этого он подходит идеально.

Рафтинг на реке Лихай, штат Пенсильвания.

Помните, когда я рассказывала про затерянный в горах Пенсильвании городок Джим-Торп, я писала о том, что на реке Лихай мы видели рафтеров и тоже хотели попробовать? Но 2020 год с его ковидными ограничениями не дал нам тогда ни малейшего шанса. Но мы (хе-хе) умеем ждать. И вот ограничения сняты, и рафтинг нас ждет!

Светлячковое лето

Вот это, я вам скажу, была настоящая активная активность! 10 миль вниз по течению реки Лихай, которая словно лента вьется среди живописных зеленых гор Пенсильвании, проходит под мостами, бурлит порогами и отныривает в тихие заводи со склонившимися над ними деревьями, — опыт незабываемый!

Единственный минус этого приключения оказался в том, что мы, даже выбрав самый простой «тариф семейный» на наименее бурном участке реки, не ожидали, что организаторы активности руководствуются принципом 1 рафт = 1 семья и маленькие компании друг к другу не подсаживают. В итоге нам в единоличное владение достался шестиместный рафт. А это, я вам скажу, очень тяжелая, трудноуправляемая штука для семьи из одного мужчины, ребенка и не шибко спортивной женщины. Так что адреналин мы получили не только от рафтинга, но и того, что на почве неслаженной работы переругались раз сто.))) Отсюда мораль: на рафтинг лучше ездить компанией друзей.

Но закончилось все хорошо. В конце пути, рафтеры устраивают «большую водяную битву», которая поднимает настроение даже порядком выдохшимся участникам.

Хайкинг в Лэтчворф Стейт Парк, штат Нью-Йорк.

Ну что, поплавали? Пора и ножками походить! Для этого мы отправились в Latchworth State Park, который еще называют «Большим каньоном Восточного побережья».

Светлячковое лето

Миллионы лет назад в этих местах стояли горы, потомками которых считают Аппалачи. Потом, 358 млн лет назад, в Девонский период, горы разрушились и стали дном моря. Затем и море ушло, и по долине, извиваясь словно змея, из Пенсильванской глухомани, через северо-запад штата Нью-Йорк, до самого озера Онтарио, заскользила река Дженеси. (Конечно, когда это все началось ни у реки, ни у озера, ни у земель, по которым река проложила свой путь, еще не было имен). Бегущая вода жестока к поверхностям вроде бывшего морского дна из песчанника, известняка и сланца, и потому в течении тысячелетий она прогрызла в податливой поверхности ущелье, самым живописным участком которого считают 17 миль (27 км) парка Лэтчворф.

Самой впечатляющей частью парка можно считать его южный край с каскадом из трех водопадов, а вот парковый кэмпинг расположен в северной части. В слайд-шоу ниже можно увидеть парк на гугловской карте, на 2-м слайде карта-схема парка, где кружочком обозначено местоположение кемпинга, на третьем — самый интересный, южный, участок парка.

Кемпинг парка Лэтчворф.

Начну, пожалуй, с короткого описания кемпинга. Он большой: 8 петель кепсайтов-участков, собачников пускают к проживанию в 1-ю, 7-ю и 8-ю. Причем обязателен сертификат о том, что собака имеет все положенные прививки.

Мы, тщательно прогуглив, выбрали 8-ю петлю, сайт 827. Очень удачно: и душевые недалеко, и кран с водой тоже близко. Правда, кран тот был просто издевательством, огрызком каким-то (см последний слайд), а кухонной станции для мытья посуды не было вообще

Карта-схема кемпинга Лэтчворфпарка. Наш сайт №827

Зато сам сайт огроменный: две палатки, навес и две машины становятся влегкую (мы даже пожалели, что никого из друзей с собой не позвали). Также на сайте есть стол с двумя лавками, кострище с решеткой, электричество и роскошные заросли, отделяющие один участок от другого, так что уединение от чужих глаз нам было обеспечено. А по ночам над участком летали светлячки. Единственная проблема: интернета не было от слова вообще, и телефонная связь была плоха как где-нибудь на Верхнем полуострове Мичигана. Ниже видео участка

Хайкинг вдоль реки Дженеси.

В чем большое удобство парка Лэтчворф, так это в том, что не нужно заморачиваться с выбором пешеходной тропы. Самая популярная — это Gorge trail — Ущельная тропа, которая тянется вдоль всего каньона (в слайдшоу выше, где я прикрепила карту-схему парка, она на 3-м слайде маркирована темно-розовым цветом). Тропа обозначена как маршрут среднего уровня сложности, но это все… хм… несколько преувеличено. Тропа, в основном, проходит под сенью деревьев, без резких перепадов высоты, посильна и для детей, и для пожилых людей и для песелей. Из сложностей: пара-тройка лесниц, которые, впрочем, можно спокойно пропустить. Все самые козырные виды открытваются с площадок, доступных для всех категорий туристов (в том числе инвалидов-колясочников). Также параллельно проходит асфальтовая дорога, и все, кто не может (или не хочет) ходить пешком к самым красивым обзорным площадкам может подъехать на машине.

Для лучшего восприятия, парк надо изучать, двигаясь с севера на юг, чтобы впечатления шли по нарастающей. Самая первая обзорная площадка у Mt Morris Dam нас не впечатлила (2-й слайд ниже), вторая — Hogsback Overlook больше порадовала глаз своей панорамой (1-й слайд)

Следующим на пути попадется Gardeau Overlook. Английское название Гардо — это искажение индейского Gahdahoh, что означало «Берег впереди». Я уверена, что в русской дореволюционной литературе (в том числе и в сказках) вам встречалось такое понятие как «заливные луга» — луга, находящиеся в пойме реки и заливаемые водой в половодье. Они, как правило, в два раза плодороднее обычных благодаря приносу ила и растворенных в воде минеральных солей. Так вот, долина на фото ниже — как раз из этой серии. Почти семь метров плодородного слоя покрывает берега реки Дженеси, давая рост местным ивам, вербам и платанам.

Светлячковое лето

Еще со времен глубокой древности в этой долине жили племена индейцев. Но больше всего воспоминаний о себе оставили племена сенеков. Во времена франко-индейских войн (о них я упоминала в рассказе об озере Джордж) одно из сенекских племен похитило белую девочку-подростка по имени Мэри Джемисон. Как ни странно, но девочка умудрилась прижиться среди индейцев, начала считать их своей семьей, и потом даже спасла. Случилось это так: во времена американской революции происходили большие зачистки индейцев белыми сторонниками независимости США, которые подозревали коренное население в симпатиях английской короне. Не желая подобной участи для своего племени, Мэри привела его в эту долину прятаться, а потом, активно участвовала в процедуре подписания «Договора Большого дерева» в 1797 г. (договор между США и нацией сенека) когда в собственность индейцев было передано почти 18 акров земли, которые стали считаться территорией резервации сенека.

Потом по пути встречаются Eddy’s Overlook, безымянная обзорка с видом на относительно прямой участок реки

и живописная зона для пикников с небольшим водопадиком возле Wolf’s Creek (Волчьего ручья)

Мы спускаемся все южнее, и наконец-то начинается все самое вкусное:

Great Bend Overlook

Humphrey’s Overlook

и Archery Field Overlook

Светлячковое лето

на последней обзорной площадке стоит задержаться подольше, потому что эти места облюбовали местные хищные птицы: орлы, соколы, ястребы, каракары и скопы. Стоит постоять пару минут и вы сможете полюбоваться полетом асов пернатой авиации

А потом нам встречается на пути самый первый — Нижний водопад (Lower Falls). Он самый маленький и (что уж греха таить) невзрачненький из трех водопадов. Его уступ — это сланцевые породы, которые легко разрушаются.

После него встречается Inspiration Point, с которого можно смотреть как вперед, на юг, где открывается захватывающий вид на каскад из Среднего и Верхнего водопадов, и ажурный мост над ущельем, так и назад, на север, чтобы увидеть вздымающиеся колодезными стенками отвесы каньона

Когда-то эти места назывались по-индейски Sehgahunda - "Долина трех водопадов"

Интересно, что когда-то по левому берегу реки пролегала часть рукотворного канала — Канал долины реки Дженеси, который соединял реку Аллегейни в Пенсильвании и озеро Эри. По нему сплавляли бревна, всякие стройматериалы и фермерские продукты. Строился он 25 лет (с 1837 г.), а проработал всего 16 лет (с 1862 по 1878 г.). Потом на его месте проложили железную дорогу, но, видимо, и она оказалась нерентабельна. Потому что бывшие пути поросли сейчас лесом. В левой части на фото ниже виден рукотворный канал.

Архивное фото из интернета

После этого грохотом и брызгами нас встречает Средний водопад (Middle Falls). Высота его 32,61 м, ширина — 86,86 м. Некогда жившие тут племена сенека верили, что этот водопад, который они называли Skagadee, однажды смог так очаровать своей красотой солнце, что теперь оно каждый день, ровно в полдень, останавливается на небе в восхищении, чтобы полюбоваться ниспадающим водным потоком.

Впрочем, очаровано местными водопадами было не только солнце. В 1859 г. проезжавший мимо по ж/д предприниматель Уильям Прайор Лэтчворф узрел местные красоты, и так ими впечатлился, что начал скупать земли вдоль ущелья. После его смерти, по завещанию, выкупленная им земля перешла в собственность штата Нью-Йорк с тем условием, что она должна стать парком, доступным всем желающим. Такой она по сей день и остается.

Светлячковое лето

Но вернемся к Лэтчворфу. Скупив часть земель, возле Среднего водопада он поставил большой особняк для своей семьи. Сейчас это очаровательная гостиница с викторианским интерьером, сувенирным магазинчиком, похожим на старинную лавку древностей и алхимических диковин (3-й слайд)

(заглянуть стоит уже только ради того, чтобы увидеть роскошную деревянную лестницу

и витражи у дверей)

и уютным рестораном прямо в саду, на террасе над водопадом

Светлячковое лето

От особняка со Средним водопадом буквально рукой подать до главной звезды вечеринки — Верхнего водопада (Upper Falls).

Несмотря на скромные показатели по высоте в 21, 3 м, его смело можно считать самым популярным фотоспотом парка.

Светлячковое лето

Особенно круто он смотрится, когда над ним летают на воздушных шарах. Я очень хотела посмотреть это волшебное действо (полетать, к сожалению, нет: ценник там прямо совсем нехристианский), но нам не повезло: в те выходные шары не летали. Но вот вам фото из интернета для иллюстрации:

Что еще? Для тех, кто приезжает в Лэтчворф одним днем, тоже есть все удобства: великолепные изумрудные лужайки под сенью деревьев, пикниковые зоны, детские площадки, туалеты, точки по продаже напитков и фастфуда. Отличный парк, и, будь он только в паре часов езды от Нью-Йорка, тут яблоку негде было бы упасть. А так, людей не очень много и можно без помех наслаждаться природой.

Кстати, парк Лэтчворф находится совсем недалеко от парка Уоткинс-Глен (Watkins Glen State Park) с его роскошным каскадом водопадов (если помните, я о нем писала вот тут), так что посещение двух парков вполне можно совместить, чтобы получить максимум впечатлений.

Каякинг в Трэп Понд Стейт Парке, штат Делавэр.

Заканчивали мы наше активное лето в Trap Pond State Park, куда я несколько лет мечтала попасть, чтобы увидеть болотные кипарисы — деревья, растущие прямо из воды. (NB! Подобное чудо природы еще можно увидеть в Техасе и Луизиане: подробнее можно прочитать у Миши Chedty вот здесь и вот здесь, а также в России: у Магдалины вот в этом рассказе)

Светлячковое лето

Каким образом теплолюбивые болотные кипарисы забрались так далеко на север от своего основного ареала обитания, я точно не выяснила, но известно, что в XVIII в в этих местах уже был пруд, и вроде как уже - с кипарисами. В 1930-х годах этот  пруд осушили и высадили новое поколение деревьев. Так что, тем красавцам, что сейчас радуют туристический глаз, по 90-100 лет. Вот такие деревья-долгожители.

Кемпинг парка Трэп Понд.

Начну традиционно: с описания кемпинга. Он расположился в лесу, прямо на берегу пруда. В кеминге для проживания есть деревянные домики и юрты, а также места под RV (дома на колесах) и палатки.

Аллея с участками под RV

Душевые и туалетные комнаты свежеотремонитрованные, есть помещение для мытья посуды.

Карта-схема парка Трэп Понд.

Участки под палатку самые огромные: туда при желании и четыре палатки может влезть (а потому мы в этот раз были умнее и взяли с собой друзей).

Николай и наши друзья

На каждом из них есть кострище с решеткой, стол с лавками, столбы под фонари и наличие хоть и плохонького, но — интернета. Единственный минус: подъезда к участку нет, надо оставлять машину на небольшом паркинге и таскать свой скарб до участка. Но для этого можно воспользоваться специальными тачками. Ниже видео нашего участка E5

Trap Pond campsite

Развлечений в парке много. Есть прокат велосипедов, зоны для пикников, детские площадки, конные экскурсии, тропы для хайкинга

Но самые главные активитиз, конечно, на воде: это и прокат весельных лодок для рыбаки, и групповые экскурсии на понтоне, и аренда катамаранов и каяков.

Светлячковое лето

Так вот, чтобы получить от парка максимум, надо брать именно каяк. Тем более, что каякинг по Трэп Понд — это удовольствие доступное даже для малоопытных гребцов: вода в пруду — тихая, спокойная, течение — очень слабое. Знай себе слегка весельцом подгребай, да смотри, открыв рот, на природное чудо

Но обо всем по порядку. Отчалив от пристани, нужно добраться до середины пруда, где гордо, словно передовики на первомайской демонстрации, возвышается эффектная группа болотных кипарисов

Проплывать на каяке между стройных стволов, возвышающихся прямо из воды, — совершенно волшебное ощущение. В этот момент ты ощущаешь себя какой-нибудь Покахонтас, не меньше. :)

Тут и там по пути встречается разная живность: какие-то птицы и черепахи, принимающие солнечные ванны на корягах,

бродит в зарослях на берегу оленья семья

Затем вы вплываете в необъятные кушвинковые поля

Светлячковое лето

За ними пруд разделяется на два речных рукава,

Светлячковое лето

и начинается самое настоящее волшебство: лес обступает протоку с обеих сторон и нависает над ней так, что не видно неба, и только золотые солнечные лучи, словно копья, прошивают кроны деревьев

Лес звучит голосами живой природы: десятками видов, кроме одного — человеческого

Trap Pond 2

Все вокруг словно заколдовано: кажется, что, завидев случайно водяного на коряге или русалку в ветвях дерева, воспримешь это как должное

Светлячковое лето

И чем дальше вы продвигаетесь, тем более мистической становится атмосфера

Вода в протоках становится такой неподвижной и зеркалит так, что начинаешь терять границу между реальностью и отражением. От этого начинает кружиться голова и становится немножко не по себе.

Светлячковое лето

Заканчивается протока утопленым бревном, которая преграждает путь с явным намеком на то, что пора и честь знать, а оплаченные два часа рента плавсредства — не резиновые. Надо возращаться на простор.

Тем более, что Кума у палатки (хоть и в компании друзей) нас уже заждался

А напоследок я скажу…

Вот и подошел к концу мой рассказ, как однажды подошло к концу лето 2023 г. Надеюсь, что я смогла хоть немного убедить вас в том, что Восточное побережье США — это не только распиаренные на весь мир мегаполисы и старинные города, но и место, годное для активного туризма. И надеюсь, что однажды вы сможете проверить это на личном опыте. Всем спасибо за внимание!