Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была сегодня 18:28

Большой Утриш, Сукко, Анапа — Россия Сентябрь 2021

Нет, мы вовсе не собирались включать Анапу в эту и без того коротенькую поездку минувшей осенью.
Чтобы оценить уникальность этого милого теплого города, история которого еще с древности чрезвычайно насыщена событиями, потребуется поверьте — гораздо больше времени, нежели мы отвели на нее. А если уж совсем откровенно — то завернули буквально на пару часов в центр чтобы перекусить и взглянуть на центральный участок набережной. Не исключали вначале и возможности искупаться (несмотря на устойчиво прохладную погоду по причине которой стыдно было кому признаться, что мы на море съездили) — день выдался довольно теплый и солнечный.

Путь наш совсем не пересекался с Анапой и пришлось разворачиваться в обратном направлении, чтобы добраться до точки начального маршрута. И эту часть рассказа я пожалуй оставлю на десерт.

Итак, ни к чему не обязывающие 2 часа в Анапе. И тем не менее, для факультативного обзора достаточно вспомнить, что Анапа — знакомый многим с детства и давно зарекомендовавший себя как оздоровительный и бальнеологический город-курорт Черноморского побережья. В первую очередь это семейный курорт, который предпочитают посещать родители с детьми. После Великой отечественной войны Анапа была заново отстроена, инфраструктура расширилась с появлением новых лечебниц, получивших в 90-е годы статус федерального значения. А в начале 2000-х курорт получил звание «Города воинской славы».

Скульптура,олицетворяющая символ мира в наше настолько неспокойное время.Анапа очень дружелюбный и гостеприимный город,а скульптура Голубь мира в центральном сквере подчёркивает миролюбие города-курорта.
Скульптура,олицетворяющая символ мира в наше настолько неспокойное время.Анапа очень дружелюбный и гостеприимный город,а скульптура "Голубь мира" в центральном сквере подчёркивает миролюбие города-курорта.

Начало Кавказских гор

Царственная птица-орел, воспетый в легендах и сказаниях, символизирующий мужество и силу, геральдическое изображение которого можно встретить в разных странах венчает и Стеллу в Анапе, которая означает начало Великого Кавказского хребта. Небольшая оборудованная смотровая площадка расположена на возвышенности. С одной стороны ее открывается восхитительный вид на степные ковыли согретые солнышком, а с другой на пляжи Черного моря в сторону станицы Благовещенской на Бузагскую косу, знаменитую своими чистыми песчаными берегами.

Авторы этой новой достопримечательности — архитектор Краснодарского края Ю.Рысин и скульптор В.Поляков. Скульптуры этого замечательного мастера довольно популярны в городе и я еще не однократно буду возвращаться к его работам.
Место для Стеллы выбрано не случайно. Смотровая площадка устроена буквально на первых метрах горной цепи, которая тянется на 1100 км от Таманского полуострова в районе Анапы до самого побережья Каспийского моря. Факт остается фактом и расположение Анапы можно считать уникальным.

Кавказские горы протянулись более ,чем на 1100 км в районе Анапы от Тамани до седого Каспия.

Неприступная Анапа

История Анапы началась в глубокой древности. Одним из древнейших племен, проживавшим на месте нынешней Анапы было племя синдов, о котором сохранилось не так уж и много сведений. Весьма развитые социально и культурно они основали государство Синдика и порт- город Синдская гавань, во главе которого стоял царь. Занимались синды земледелием, рыболовством, торговлей, чеканили свою монету. В тесном контакте с древними греками, создавшими на побережье свои колонии переняли не только язык, но и часть традиций. Однако синдское царство просуществовав не столь долго и было подчинено Боспорскому государству и переименовано в Горгиппию во славу одного из боспорских правителей, просуществовавшую длительный период активной и самодостаточной жизни.

На заметку тем, кто пожелает посетить город-курорт очень советую посетить музей-заповедник археологии Горгиппия. Этот музей раскопок под открытым небом является важным историческим и археологическим памятником Анапы.
Интересен факт, что уже тогда древний народ понимал целебность местного климата и старался использовать его в пользу своего здоровья.

После исчезновения античной Горгиппии в этих местах селились тюркские племена, древние болгары и предки адыго-абхазов(натухайцы).А в XIII столетии берега солнечной Анапы облюбовали генуэзские торговцы, создавшие новый город-крепость под названием Мапа. Отсюда же, образовались и торговые пути не только на Кавказ, но и в страны Ближнего и дальнего Востока. Но в XV все-властная и мощная Османская империя прибрала к рукам все побережье Краснодарского края и учитывая стратегически удобное месторасположение крепости, перестроила ее на свой лад. Тогда-то и появилось новое название, дожившее до наших дней — Анапа. При турках Анапа, как и многие другие населенные пункты Черноморского побережья стала одним из крупнейших центров работорговли. А вот о происхождении самого слова имеется немало увлекательных вариаций. Самая популярная адыгского происхождения, от слова «Анэ-ппэ»,что значит «круглый край стола»,указывая этим на форму анапского берегового выступа. В доме для приема гостей адыги всегда ставили небольшой круглый столик на трех ножках, называемый «Анэ-ппэ».

Со временем Анапа превратилась в хорошо укрепленный форт.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

В период русско-турецких войн в конце XVIII в. русские войска долгое время не могли захватить крепость, предпринимая три довольно серьезные попытки, в результате которых Анапа была взята. Но! Ясский договор, заключенный в 1791 г.обязывал вернуть Анапу Турции.

Четвертая успешная попытка взятия Анапы в 1829 г. и город вошел в состав России. Это привело к новому этапу развития. Все турецкие укрепления были уничтожены. Но как памятник фортификационного зодчества Османской империи в городе остались одни из четырёх старинные каменные ворота. И искать их нам даже не пришлось, т. к. находятся они в центре Анапы и за ними закреплено название «Русские ворота».

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Свое название они получили потому, что в этом месте похоронены русские воины, погибшие при штурме. Поэтому в наши дни ворота представляют не только архитектурный интерес, но и являются мемориальным памятником. Внутри арки установлена памятная плита воинам, павшим у стен Анапы (1788—1828 гг.)

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Недалеко от ворот стоит скромный бюст казачьему атаману Бескровному Алексею Даниловичу. Автор бюста-скульптор, уже знакомый нам по скульптуре Орла, венчающего Стеллу-В.Поляков.

На лицевой стороне у подножия памятника размещена надпись: «Безкровный Алексей Данилович (1785-1833), генерал-майор, наказной атаман Черноморского казачьего войска». Он был верный слуга царю, безукоризненный сын Родины и славный атаман родного войска». На обратной стороне памятника другая надпись: «Участник 13 войн и 100 сражений. Отличился при Бородино 26 августа 1812 г. Участник битв под Бауценом, Лейпцигом, при Этенале, Седане, Провене, Омельоне. Награжден орденами Св. Владимира, Св. Анны. Полководческий талант и мужество А.Д.Бескровного – командира Таманского сводного казачьего отряда сыграли решающую роль при осаде крепости Анапа. За взятие Анапы награжден орденом Св. Георгия IV степени». Безкровный Алексей Данилович - это выдающийся военный деятель России, который прошел непростой путь от обычного казака до самого настоящего атамана. Он принимал участие в 13-ти войнах и более чем в 100 сражениях.

В конце XIX -начале XX в. к берегам Анапы потянулись многочисленные отдыхающие. И если я кого и утомила историческим прошлым города-извиняйте, перехожу к курортно-эстетическому настоящему.

По Анапе в белой шляпе к морю Черному иду…

В любом курортном городе на морском побережье, мы сперва-наперво всегда стремимся попасть на набережную. Четырехкилометровая набережная Анапы с белоснежным гранитным камнем-замечательный пример образцового прогулочного места. Как наверное здесь вечером красиво, когда зажигаются фонари.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Часть набережной разделена на два уровня. В нижней части располагаются кафе и сувенирные лавки. Это зона активного отдыха.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Верхняя часть — скорее созерцательного характера. Она благоустроена скамейками, большими цветниками и тематическими инсталляциями. Зона прогулок как я поняла. Главным украшением здесь служат фонари, выполненные в виде канделябров и красивый фрегат «Алые паруса».

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Сказочное судно с алыми парусами в высоту достигает 5 м, а яркие паруса сшиты из ткани алого цвета и красиво надуваются даже при малейшем колебании воздуха.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Не смогла я пройти мимо этих очаровательных скамеечек, выложенных из кусочков цветной мозаики-отголоски советского прошлого…

Есть на набережной очень необычный фонтан, установленный в 2015 г. Красота из разряда «сухих» фонтанов называется «Жемчужина Анапы». И правда, огромные шары, схожи с блестящими жемчужинами, расположенными на разных уровнях.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Производят впечатление светомузыкальные фонтаны появившиеся в 2014 г., которые расположены на центральной площади. Этот объект представляет комплекс из пяти отдельных фонтанов. Не видела их работу вечером, но очевидцы утверждают что по яркости и масштабности представления в темное время суток они сравнимы с подобными достопримечательностями в Сочи.

Светомузыкальные фонтаны Анапы.

А знает ли кто-нибудь, что одним из символов Анапы является белая шляпа? И моя Белая шляпка тут успела отметиться тоже. Только представьте: есть в Анапе недалеко от центрального пляжа очень позитивная достопримечательность-памятник белой шляпе. Появилась она благодаря главному архитектору города С.Ромахину и уже всем знакомому скульптору В.Полякову. Идея — как утверждают создатели родилась спонтанно. Авторы «белой шляпы» утверждают, что их вдохновила песня шансонье Владимира Добрынина(не путать с Вячеславом) — «По Анапе в белой шляпе…». И вообще, в таком приятном курортном городе должны быть необычные скульптуры. Открытие инсталляции состоялось в празднование Дня города Анапы в 2007 г.

Желающие сфотографироваться с белой шляпой здесь всегда создают большую очередь.
«По Анапе в белой шляпе
Здравствуй море, здравствуй солнце,
Здравствуй бархатный песок!»

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Вопреки идиллии, которую мы сами себе создали в Анапе, понежиться на бархатном песочке, воспетом в веселеньком куплете у нас не получилось. И дело совсем не в том, что море Анапы мелковатое для любителей поплескаться «по — полной» и не в воде зеленого цвета причина(мы с супругом в детстве проводили много времени на родном Азовском, где море отливало изумрудной волной из-за цветущих водорослей частенько- это привычное дело).Разочаровало нас невероятное скопление купающихся-давно я не видела таких переполненных пляжей!

Утриш
Всероссийская здравница для семейного и детского отдыха и лечения Анапа собственно, не только сам город. В муниципальное образование под этим названием входит несколько курортов на побережье-это Благовещенское, Витязево, Сукко.

Еще Большой и Малый Утриш, обладающие лучшими в Европе песчаными пляжами. Заповедник «Утриш» находится на полуострове Абрау города Анапы и занимает огромную территорию средь можжевеловой рощи, окруженной обворожительным горным пейзажем. В 1994 г. администрацией Краснодарского края был основан заказник «Большой Утриш», на базе которого создан заповедник «Утриш» .Слово «Утриш» с адыгейского значит — «обвалившаяся гора» и это название очень к месту: все побережья Утриша обрывисто и устлано разнообразной растительностью.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

На территории заказника произрастают деревья, возрастом более 1000 лет и это конечно же можжевельники.
Эти места так напомнили мне горячо любимый Крым…

Большой Утриш-излюбленное место для небольших походов по лесистым склонам хребта Навагир.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

В конце жаркого лета 2020,как раз между селами Большой и Малый Утриш произошло возгорание лесной подстилки и пожар перекинулся на заповедник. Скорее всего причиной пожара был человеческий фактор. Выгорела значительная часть территории и из-за быстрого распространения огня были эвакуированы туристы, отдыхающие по близости в палаточных лагерях.

Огонь распространялся стремительно и к трагедии не смогли быть равнодшны ни туристы, ни местные жители, принимавшие участие в тушении пожара. На некоторое время территоря заповедника была вынужнено закрыта.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

По правую сторону дороги между курортным поселком Сукко и Большим Утришем на обрывистом склоне открыта смотровая площадка, где стоит красивая бельведерная беседка. Такие сооружения встречаются на возвышенностях -(как в нашем случае), чтобы иметь возможность обозревать окрестности. И название ей лиричное дали-Лермонтовская, хотя отношения к Михаилу Юрьевичу она вряд ли имеет. Отдыхал ли писатель именно здесь-доподлинно неизвестно. Зато отсюда открывается восхитительный вид на море и окрестности. И тут глядя вокруг, возникает ощущение невероятной радости, успокоения, свободы и полной гармонии!

Озеро болотных кипарисов

Ну что же — настало время обещанного десерта.

Чтобы увидеть растущие в воде деревья туристы приезжают в Сукко — посёлок с одноимённым озером расположенный от Анапы в 16-ти км. И здесь так же название местности дали адыги. Слово «Сукко» переводится как «водопой для кабанов».

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Кипарисовое озеро на окраине посёлка — уникальная природная достопримечательность не только этого региона, но и всей России.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Уникальность растений состоит в том, что родина их-Америка.

Болотные кипарисы или умным термином выражаясь» таксодиумы» распространены в американских субтропиках, где образуют целые лесные массивы. Этот вид деревьев очень влаголюбив и превосходно себя чувствует в мелководных озёрах, имея при этом до 30 м в высоту и 5 м в ширину. От того и называется болотным. Данный вид кипариса имеет влагостойкую структуру ствола и приспособлен жить в воде.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

История уникального озера началась в середине прошлого века. Местность в долине была болотистая, а из- под земли били родниковые ключи. Было решено соорудить плотину для создания искусственного озера.

Идея выращивания кипарисов в этой местности была своего рода экспериментом, т. к. больше нигде в России эти деревья не приживались. Здесь все 32 деревца прижились и прекрасно себя чувствуют, отметив недавно свой 85-й юбилей.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Прогулка по озеру получится незабываемой, если арендовать плавсредство (лодку или катамаран) как сделали мы и отправиться к кипарисам по воде, полавировать среди исполинских стволов.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

А летом, когда вода в озере полностью высыхает, к деревьям можно добраться пешком.
К сожаленью условия, которые кипарисы претерпевают в насоящем не столь комфортны. В период засух в жаркие месяцы озеро пересыхает и это очень негативно влияет на здоровое развитие деревьев. Не так давно, во время очередной засухи в корнях были обнаружены молодые побеги, которые временно поместили в питомник, где деревца будут подрастать несколько лет. Так что перспектива увеличения популяции весьма реальна.

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

За прошедшие несколько лет на озере появились признаки инфраструктуры и сегодня это место называют Эко- парк «Озеро Сукко».

Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу

Кипарисы, как вы поняли, находятся в дальней части акватории озера. А первый план занимает маленький пляж, где можно искупаться и поваляться на песочке.

Для комфортного отдыха сюда был завезен песок, оборудованы раздевалки, имеются платные шезлонги и зонты. Спуск в воду не глубокий и песчаный. Зона купания огорожена буйками, работают спасатели. На прокат предлагаются — катамараны и лодки.

Единственным неприятным моментом оказалось отсутствие какого-либо продовольственного магазинчика по близости, поэтому лучше прихватить с собой что- то перекусить и попить.

Мы приятно провели на пляже у озера остаток дня и экономя силы с радостью устроили свои измотанные нескончаемым днем «тушки» в компактный электро-кар, который всего за 50р. «с носа» за 10 минут доставил нас на автомобильную парковку.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия