Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 21:42
Мы будем путешествовать!

Вена — Австрия Сентябрь 2023

Не думала, что еще что-то буду писать о Вене, после того, как написала очень подробный отчет о ней (здесь). Но, езжу туда довольно часто, и, хотя, из-за специфики поездок (работаю) вижу почти всегда одно и тоже, но тем не менее, всегда появляется чуть-чуть новое, пусть и не самое популярное (у меня такое с Берлином и Веной случается).

Еще кусочек Вены

Я могу здесь гулять, накручивая десятки километров, особенно, если хорошая погода. А мне в Вене с погодой везет.

Поскольку до отчета про Собор Святого Штефана никак «руки не доходят», то еще раз совсем немного про собор (в первом рассказе тоже только вскользь упоминала). Он вполне может служить пособием по Средневековому зодчеству. Заложенный в 1144 году, собор сохранил элементы оригинальной романской базилики — башни и портал западного фасада. После перестройки в 14 веке собор приобрел новый, готический облик, и с тех пор главный столичный храм по праву считается одним из блестящих образцов европейской готики, в том числе и с точки зрения внутреннего убранства.

Мраморный алтарь, витражи, высеченная из камня кафедра и скульптуры, украшающие храм, — выдающиеся произведения средневекового искусства.

Напротив Собора, прекрасно показывая его отражение, высится здание современной архитектуры — Дом Хааса, построенный на месте разрушенного во время ВМВ торгового дома 19 века, архитектора Ганса Холлейна. Постройка была довольно провокационная: дорогой торговый комплекс с кафе на крыше.

Еще кусочек Вены

Вот от Собора и отправляемся в отель — к Западному вокзалу, совершив небольшую пешеходную прогулку.

Одна из красивейших площадей Вены, известная с 1220 года, как Нойер Платц, на которой в давние времена был рынок зерна и муки. В 15 веке здесь проходили рыцарские турниры, а затем театрализованные представления. Во времена правления императрицы Марии-Терезии знатные люди катались по Нойер Маркт на санях, и последнии катания состоялись зимой 1815 года, во время Венского Конгресса. Самое старое здание площади знаменито тем, что живший в нем в 1795–1796 годах Йозеф Гайдн написал австрийский императорский гимн, который позже стал исполняться как гимн Германии (здание 18 века).

Еще кусочек Вены

В центре площади возведен Фонтан Рек, или Фонтан Провидения, созданный Георгом Рафаэлем Доннером в 1737–1739 годах. Теперь он называется по имени создателя — фонтан Доннера. В центре — аллегория Провидения в окружении херувимов.

На парапете бассейна расположились фигуры, символизирующие австрийские реки: Энс (старик), Траун (юноша), Марх и Ибе (женщины). Странно, что нет Дуная — самой большой реки! Фигуры не понравились Марии-Терезии и она распорядилась снять их с фонтана и поместить на склад Арсенала, где они хранились 31 год. В 1801 году Император Франц II распорядился вернуть «реки» на парапет фонтана. В 1873 году свинцовые фигуры перевезли в Музей Барокко в Нижнем Бельведере, заменив их бронзовыми копиями.

Еще кусочек Вены

На западной стороне площади — Монастырь и церковь капуцинов с императорской усыпальницей (1618 года) под церковью Святой Марии и Ангелов, построенные в первой половине 17 века. В усыпальнице со времен императора Маттиаса и его жены Анны (с 1633 года) покоятся останки императорской династии Габсбургов. Здесь захоронены 146 человек, среди них 12 императоров, 19 императриц и королев. И все — без сердец и внутренностей, бррррр. Единственная нединастическая могила — могила графини Фукс, воспитательницы детей Марии-Терезии. Она всю свою жизнь провела возле императрицы, и Мария-Терезия повелела, чтобы подруга («моя Лиса», так как по-немецки, Фухс — лиса) осталась рядом с ней. Сама императрица покоится в парном саркофаге, вместе с супругом, императором Францем I. Рядом — скромное надгробие их сына, императора Иосифа II. И череду надгробий замыкает захоронение Франца-Иосифа, правившего страной 68 лет и пережившего свою жену Элизабет (несчастную Сиси) и их сына Рудольфа.

Перед церковью установлен памятник Маркусу Авиано — «Душа освобождения Вены». Этот венецианец родился в 1631 году, и был назван Карло Доменико Кристофори. Получив образование в колледже иезуитов, стал монахом — миссионером, и отправился на Крит, где пытался обратить в христианство турок — османов, воюющих за остров с Венецией. По пути он заехал в Каподистрию, где вступил в братство капуцинов. В момент рукоположения он изменил имя, взяв имя своего отца — Марко. Потом он, неожиданно, начал исцелять смертельно больных, одним своим благословением (я превратилась в Станиславского), и подружился с императором Леопольдом I, у которого жена никак не могла родить сына (так и не родила, но с учетом, что сыновья были от первой и третьей жен, то от второй — Клавдии Фелиситы — можно и дочерьми успокоиться). Был не просто доверенным лицом императора, но и посланником Папы Римского Иннокентия XI. Он поспособствовал восстановлению Священной Лиги, которая в решающей битве за Вену разгромила турок. Умер спаситель Вены от рака, в 1699 году, в спасенном городе, и похоронен в склепе Габсбургов. Папа Иоанн Павел Второй беатифицировал Марко Авиано.

Наверное, когда-нибудь, покажу церковь и усыпальницу внутри, написав о них отчет.

Еще кусочек Вены

Отправляемся в район Мариахильф-Нойбау, расположенный к юго-западу от центра Вены. Здесь селились ремесленники и мелкие торговцы, поэтому в этом районе один за другим открывались магазины, некоторые существуют по сей день.

Продолжительность улицы Мариахильферштрассе составляет 2 км, она начинается от Рингштрассе и ведет к Западному вокзалу. В Средние Века улица была почтовым путем на запад. Первые почтовые станции возникли здесь в 1663 году. Ко времени Второй Турецкой Осады в 1683 году, вдоль улицы уже выросло большое поселение. Систематическая застройка началась в 18 веке. Свое название Мариахильфер штрассе она получила в 1862 году, до этого она называлась Баварской или Шёнбруннской. Во второй половине 19 века здания в стиле бидермайер и барокко, стоявшие вдоль улицы, снесли, чтобы на их месте построить здания в стиле историзма. Возникли большие универмаги «Гернгросс» и «Херцмански». Во время ВМВ улица пострадала от воздушных налетов. В наши дни это самая длинная и значительная торговая улица Вены, где помимо магазинов, расположены многочисленные рестораны, аквариум, кинотеатр.

Еще кусочек Вены

Венский аквариум называется Дом Моря. В Доме Моря обитают более 2000 живых экзотических существ: рыбы со всех континентов, акулы, крокодилы, пауки, змеи. Они плавают в аквариумах и ползают в террариумах, которые находятся в военной зенитной башневысотой 20 метров. Здесь есть водопад, подвесной мост, и маленький тропический лес из мангровых деревьев.

Во время ВМВ в Вене были построены шесть зенитных башен. Уже к завершению строительства стало ясно, что башни не смогут выполнить своей военной функции — защитить город от атак бомбардировщиков. Однако во время налетов в них прятались тысячи венцев, здесь было автономное энергоснабжение, хранились запасы воды, функционировала вентиляция. Венские зенитные башни — единственные, дошедшие до наших дней в своем неизменном виде. С течением времени башни стали воспринимать как памятники жертвам трагических событий. Споры по поводу этих сооружений не утихают, их судьба еще не определена окончательно, способы их использования обсуждается в течении десятилетий. Что ж, Дом Моря — не худший вариант, как мне кажется.

Еще кусочек Вены

Приходская и паломническая барочная Церковь Марияхильфе, Мадонна в гроте, с двумя колокольнями, построенная в 1683 году, одна из самых значимых построек на одноименной улице. Не верится, но она стоит на месте бывшего виноградника. Свой нынешний облик храм обрел в 1792 году. Первоначально церковь принадлежала ордену барнабитов, затем сальваторианцев, а с 1797 года ею владеет монашеский орден михаэлитов.

Название восходит к изображению Девы Марии, которое в 1520–1530-х годах создал Лукас Кранах Старший в византийском стиле. Оригинал находится в немецком городе Пассау, а копия — в высоком алтаре этой церкви (и еще несколько Марий).

На левой колокольне (52 метра), установлен второй по величине колокол в Вене. Он носит имя «Шустермихель» и весит около 4,5 тонн.

Еще кусочек Вены

Купив пунш в ларьке перед церковью, я оставила на прилавке пакет. Там ничего особенного, но зонтик было жалко. Возвращаться, гуляя по улице, не стала. Просто проходя здесь вечером, подошла к ларьку, и не успела рот открыть, спросить, а вдруг…, как получила свой пакет. Спасибо!

Почти рядом, на противоположной стороне улицы, — Гарнизонная церковь Святого Креста, построенная в 1739 году по проекту дизайнерак Йозефа Эмануэля Фифчера, и построенная инженером Эрлахом.

И ее восхитительное отражение в доме напротив, жалко — кран рядом мешает.

Еще кусочек Вены

И именно здесь, рядом с вокзалом, в начале (или в конце) улицы Мариахильфер, расположен наш отель «Леонардо», который очень рекомендую. Отзыв об отеле здесь

Гуляя по Мариахильферштрассе, стоит свернуть в уютные улочки, отходящие от нее. Как будто не бурлит город, полная тишина и безлюдность.

Еще кусочек Вены

И вот на одной из таких боковых улочек, притулился один из самых известных венских ресторанчиков — «Сантиметр». Хотите заказать 95 см сосиок? Или 35 см хлеба? А, может, ребрышки размером XXXL? Вам сюда! (кстати, в Вене таких ресторанов целых четыре). Этот — второй, а вот третий и четвертый, почему-то, называются шестым и седьмым. Видимо, хозяин любит шпионские игры.

И, за углом от «Сантиметра», ресторанчик «Амерлинг», в очень живописном переулке. Мне интереснее человек, по имени которого назван ресторан — Фридрих фон Амерлинг, один из известнейших австрийских художников — портретистов, творивший в 19 веке, в золотой век венского бидермайера. За его заслуги, сыну простого мастера было присвоено дворянское звание.

Если направится назад, на центральную улицу, то выходим к длинному зданию в 274 метра — Императорские конюшни, в которых сегодня разместилось полицейское управление.

Еще кусочек Вены

Проходя мимо Бурггартена, разбитого на месте взорванного в 1809 году Наполеоном бастиона по приказу императора Франца I, можно зайти в него, и немного погулять. В саду, изначально доступном только для членов императорской семьи, и открытом для публики только в 1919 году, установлен памятник главному герою Вены — Вольфгангу Амадею Моцарту.

Ну и без «нашего» пострела, который везде поспевает, никак — у меня жизнь проходит под девизом: «Ни дня без Гете». Здесь поэт восседает у входа в Дворцовый парк Вены. Памятник изваял скульптор Эдмунд фон Хельмер, хотя в конкурсе проектов памятника он не победил, а занял второе место. И создал он его только через десять лет после конкурса: то денегш не было, то место подыскивали, то проект усовершенствовали. Деньги, к слову, так и не нашли, сэкономив на материале: вместо задуманного мрамора, отлили из бронзы. Кстати, мало кто знает, но помимо литературы, Гете был неплохим художником, написал сочинения по ботанике, по теории цвета, и оставил после себя огромное наследие в эпистолярном жанре — более 30 000 писем! Забавно, но Вена — одно из немногих мест, где Гете никогда не бывал.

Еще кусочек Вены

Удивительное сооружение, которое я смогла увидеть и сфотографировать из окна автобуса, возвращаясь в отель в один из дней, — мусороперерабатывающий завод, ставший одной из главных достопримечательностей Вены. Когда-то, на этом месте стоял старый мусоросжигательный завод Шпиттелау, который при «неудобном» ветре засыпал пеплом и сажей всю округу. Жителям района повезло, в мае 1987 года старый завод сгорел. Креативный мэр города придумал, как утилизировать мусор, как убедить жителей, что подобный завод в центре жилого квартала им нужен, и как привлечь к этому объекту внимание гостей города. И предложил выполнить проект мировой знаменитости — Фриденсрайху Хундертвассеру. Изначально, борец за экологию и за «возвращение долгов природе» Хундертвассер категорически отказался. Но деятельный бургомистр прислал ему всю проектную документацию, показывающую, что производство будет абсолютно чистым. И Хундертвассер согласился, при трех условиях: покупки самой современной установки очистки дыма; принятия закона о разделении мусора; и полное невмешательство городских чиновников в создание им дизайн-проекта. В итоге, спустя три года, выросла эта странная достопримечательность, и всю работу художник выполнил бесплатно, на волонтерских началах.

Дом, в котором родился Фердинанд Раймунд, австрийский режиссер, драматург и актер 19 века. У него была блестящая карьера и страшная смерть: его укусила собака и Фердинанд решил, что она бешеная (что было не так). Он выстрелил себе в рот, но умер только через неделю. Его именем назван один из театров Вены.

Возле остановки Карл-Реннер-Ринг находится Парламент, построенный по проекту архитектора Теофила фон Хансена, в 1873–1883 годах. Стиль греческого дворца призван наводить на мысль о колыбели демократии — Афинах. Также как и фонтан перед фасадом — Афины Паллады, греческой Богини Мудрости, работы скульптора Карла Кундмана 1902 года. До 1918 года здесь заседал Рейхстаг Австро-Венгрии. Он принимал законы, действовашие в австрийской части империи — Цислейтании, простиравшейся от Галиции до Далмации. В настоящее время здесь проходят сессии Национального и Федерального Советов Австрии. А розовый бант — поддержка международной программы борьбы с раком груди.

Еще кусочек Вены

Памятник, посвященный нигерийцу Маркусу Омофуму, создан из африканского гранита. Он был просителем убежища в Австрии (после отказа в Германии), австрийцы дважды отказывали ему в этом, и умер в самолете, из-за того, что ему заткнули рот и связали, так как он сопротивлялся во время депортации. Смерть зафиксировали только на земле. В 2003 году установили памятник.

Все, что я описала, укладывается в промежуток от Собора Святого Штефана до Западного Вокзала, по сути — дорога от «сердца» Вены до нашего отеля. Но вот не заехать в Шенбрунн, просто для того, чтобы немного погулять в парке, невозможно. Парк огромный, чего там только нет. Например, в павильоне «Пустыня», представлен растительный и животный мир засушливых районов планеты. Осмотреть «Лабиринт» можно со специальной платформы. В «Оранжерее» с 19 века растут пальмы из трех климатических поясов планеты. Выставка Императорских карет, зоопарк, и статуи, фонтаны, клумбы и газоны.

В Сибири, откуда я родом, невесты не ходили пешком. Максимум — от машины до ЗАГСа или от машины до Вечного Огня. А здесь это нормальная картинка — куда-то топающие жених с невестой, или невеста с подружками.

Еще кусочек Вены

Вот эта дома тоже привлекла внимание:

Как и это платье, роскошное, на мой взгляд!

Еще кусочек Вены

Я очень люблю граффити, и все это уличное искусство, иногда просто глаз не оторвать.

Из интересных автомобилей, поймала два, совершенно разные.

И, конечно, хоть Вена и не кулинарная столица мира, но помимо тех двух ресторанчиков, о которых я упомянула, зотелось бы пару слов сказать еще о двух. Первый, в самом центре города, знаменитый ресторан с ребрышками. Удивительно, несмотря на то, что это очень туристическое место, готовят здесь очень вкусно. Мы с туристами заказываем небольшой комплексный обед — суп, ребрышки, и торт, все отлично приготовлено. Отзыв о ресторане здесь.

Если вы любите уличную еду или еду в маленьких закусочных, то обязательно посетите Нашмаркт самый большой рынок в Вене, где продают свежие овощи, фрукты, рыбу, мясо, пряности — со всего мира. Собственно, слово «Маркт» в названиях многих площадей Вены говорит о том, как много здесь было различных рынков — мясных, рыбных, сенных, хлебных, угольных. В Средние Века были сформированы жесткие правила торговли. Например, первоначально, торговцы рыбой не имели права сидеть и надевать шляпу и пальто — это гарантировало свежесть товара. Того, кто пытался обмануть покупателя, сажали в клетку и окунали в Дунай. Название Нашмаркт, по одной из версий, происходит от слова, обозначающего молочные бидоны — «Ашен», которое трансформировалось в «Нашен». Его можно перевести и как «рынок сладостей». И к Нашмаркту примыкает Блошиный Рынок — Фломаркт, где можно купить не только старые, но и старинные вещи. А поскольку наш отель неподалеку от Нашмаркта, мы сходили сюда поужинать, в удивительный израильский ресторанчик, отзыв о котором здесь.

Еще кусочек Вены

А это тоже замечательные жители Вены, или туристы. Пройти мимо, не потискав, невозможно!

Неделя в Вене пролетает мгновенно, и вот уже аэропорт Швехат, названный так в честь расположенного поблизости маленького городка. Аэропорт довольно старый, середины 20 века, и самый большой (четыре терминала) и самый загруженный в Австрии. Собственно, его перестроили из военного аэропорта 1938 года.

Еще кусочек Вены

А я лечу в Цюрих компанией «Аустриен Эрлайн», принадлежащей родной Люфтганзе. Стюардессы австрийцев всегда резко выделяются из всех в любом аэропорту, они ходят во всем красном — у них не только красные костюмы, но и туфли, и колготки. Правда, в самолете они снимают жакеты, оставаясь в белых рубашках. Лететь час, дают воду и фирменную шоколадку. Всем открытого неба и многих полетов по городам и странам!

Спасибо за внимание!

16. Лучше гор… Гроссглокнер и высокогорная дорога
  17. Здесь был заточен Ричард Львиное Сердце
  18. Зальцбург от рассвета до обеда
  19. Клагенфурт — «Ров рыданий»
  20. Еще кусочек Вены
  21. Недельное путешествие по Словении, Хорватии, Австрии, Италии. Каринтия — Клагенфурт, замок Хохостервиц
  22. Недельный тур по Словении, Хорватии, Австрии и Италии. Высокогорная дорога Гроссглокнер.
  23. Роскошное озеро в прекрасных Альпах - Гозау.
  24. Неприступная цитадель Зальцбурга
  25. Самая необыкновенная церковь — в городе Шварценеггера
  26. Водопад Гайнфельдбах и руины крепости Бишофсхофен, со сказочной легендой
  27. Цистерцианское аббатство Святого Креста в окрестностях Вены
  28. Епископская резиденция над Зальцбургом
  29. Великолепное аббатство Мельк
  30. Дворец Эстерхази — «Женский дворец и дворец Гайдна»
  31. Самая большая в мире сцена на сваях — на воде Боденского озера
  32. Подземный мир соли — через границу под землей
  33. Церковь Гайдна и похоронный детектив
  34. Хохостервиц — замок четырнадцати ворот!
  35. Пфэндер - отличная смотровая площадка!
  36. Канатная дорога, железная дорога в скале и «домашняя» гора Граца — Шлоссберг
  37. Крупнейшее в Европе подземное озеро
  38. Историко-краеведческо-археологический музей Гальштата
  39. Везет же некоторым! (Дунайский круиз). Часть 3, заключительная
  40. Каждый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню! В Бадене
  41. Третий замок Лихтенштайн (после лихтенштейнского и немецкого), австрийский
  42. Еврейский музей или Музей музыки?
  43. Еврейский музей в Хохэнемсе, Австрия.
  44. Вино, и не только.
  45. «Мы изобрели отдых». Розенбергер
  46. Необыкновенное место для еды, покупок и отдыха по пути из Вены в Зальцбург.
  47. Неожиданно замечательный балканский «Грилль» в Австрии
  48. Чудесное место отдыха на австрийском автобане с ностальгическим туалетом.
  49. "Венские" ребрышки
  50. В предвкушении оперы чудесная еда
  51. У «Белой овечки»
  52. Отличный пивной ресторан
  53. Высокая кухня в Австрии
  54. Вино в Бургерланде
  55. Зальцбург сверху
  56. Израильская кухня в Вене — хобби, трансформированное в работу

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия