Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Миасс — Россия Июль 2023

Лето на Урале в этом году выдалось что надо! Жара в городе переносится очень плохо, поэтому весь народ устремляется к водоемам. Все базы оказались забиты под завязку и даже в будние дни. Бронировать нужно очень заранее, примерно за пару недель, особенно это касается баз расположенных на популярных у народа озерах. Но у нас в последнее время бронировать и планировать что-то заранее в силу различных обстоятельств не получается от слова совсем. Поэтому мы очень спонтанно в один будний день, предварительно посмотрев прогноз погоды на два дня вперед, который, к слову сказать, порадовал, подумали, а не поехать ли нам в Челябинскую область? Отдохнуть, развеяться, окультурится, искупаться…

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Поиском подходящих вариантов занялись сразу же, как только пришла в голову эта мысль… Накануне предполагаемой поездки. Ну, да, очень своевременно, подумаете вы и будете правы. Каких-либо более менее подходящих вариантов найти не удавалось. На озере Тургояк остались только не бюджетные от 11 000 за ночь номера. И то не понятно было, свободны ли они. Хотя, и у бюджетных вариантов ценник сильно завышен. Так, например, номер без удобств, в котором в наличии только кровать и стол со стулом стоил 6 000 за ночь, но и он был занят. Поискала варианты на других озерах, но на неделю вперед было все занято. Решили искать квартиру в городе Миасс. В 2021 году, когда мы ездили в парк Таганай, мне без труда удалось найти хороший вариант квартиры по разумной цене, но на Букинге. Сейчас же все несколько усложнилось. Все уже давно поняли, что Островок — это ни разу не Букинг. Но, тем не менее, именно он выдал мне вариант размещения в нескольких километрах от Миасса по разумной цене. А именно в селе Сыростан. Казалось бы, совсем не то, что мы хотели! Ведь мы хотели отдыхать на ОЗЕРЕ, а тут до него несколько десятков километров в горах… Но не будем торопиться с выводами.

Название села показалось знакомым и, открыв описание отеля, я увидела, что расположен он вблизи ГЛК «Солнечная долина». И тут я вспомнила, что это динамично развивающийся горнолыжный курорт. Название уже приходилось встречать, но исключительно только в связи с зимними развлечениями. Изначально я подумала, что отель расположен в селе, но по факту оказалось, что в самом центре ГЛК. Короче, это оказалось очень удобно. Но, не буду забегать вперед. А почему бы и не остановится там для разнообразия? На озеро можно заехать по пути, а остановится ночевать в «Солнечной долине» в окружении гор. Хотя, чем можно заняться на горнолыжном курорте летом? Посмотрев, что из себя представляет и что предлагает «Солнечная долина» все мои сомнения рассеялись разом. Мы тут же забронировали двуместный номер в отеле. Созвонились с хозяйкой и подтвердили, что приедем завтра. Она подтвердила, что номер в эти сутки свободен, а потом на пятницу, субботу и воскресенье у них все забито под завязку. Как потом выяснила, в эти дни на территории ГЛК проходил фестиваль йоги.

Выехали из города только после обеда. От нашего города ехать до трассы Екатеринбург — Челябинск, затем поворот на Касли — Кыштым — Карабаш… до озера Тургояк, а потом уже в село Сыростан на ГЛК «Солнечная долина».

Жемчужина озерного ожерелья Челябинской области

Итак, первый пункт — озеро Тургояк — лучшая жемчужина из озерного ожерелья Челябинской области. Его называют младшим братом Байкала за удивительно вкусную и прозрачную воду. Озеро не очень большое — его длина не более 8 км, ширина — 6 км. Но все-таки необыкновенное. Необыкновенной красоты и чистоты. Самое многочисленное среди Уральских озер по числу легенд и культурно-исторических памятников, подлинная достопримечательность Южного Урала.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Мы уже не в первый раз приезжаем сюда. В 2017 году были и городской пляж, расположенный рядом с пансионатом Тургояк, где мы остановились, на нас не произвел хорошего впечатления. Хотя, озеро понравилось, но пляж… А в прошлом году мы с мамой побывали на «Золотом пляже», который принадлежит одноименному отелю. Он расположен недалеко от общественного пляжа. И «Золотой пляж» впечатлил больше. Но там берется плата за въезд. В этот раз мы планировали поехать на него… Но в какой-то момент передумали, потому что я вдруг вспомнила, что Анна (@Anna_Poro) говорила про реконструкцию городского пляжа. И мы решили проверить.

Как оказалось, чтобы проверить, надо еще найти место для парковки. Парковка есть, но мест на ней в жаркий день, пусть он даже и рабочий, найти — тот еще квест. Но мы с ним справились.

Городской пляж на данный момент может похвастаться неплохой пляжной инфраструктурой. Здесь можно расположиться в шезлонгах, правда, на всех желающих их не хватает. Большинство отдыхающих загорают на собственных пляжных подстилках, надувных матрасах. Впрочем, и нам в этот раз шезлонг не достался, и мы воспользовались полотенцами. Это не вызывает дискомфорт, так как за чистотой песчаного покрытия тут следят.

На общественном пляже можно покататься на «банане», водном велосипеде, понырять с воздушной подушки. На пляже можно взять в аренду сапы, катамараны. Покататься на частной яхте. Недалеко от берега организована спортивная площадка с волейбольной сеткой, работают кафе, закусочные, шашлычные, а также киоски, где продаются соки, прохладительные напитки, мороженое.

Изменения, произошедшие на городском пляже, нас приятно удивили. Когда мы были здесь в 2017 году, как таковой набережной и не было — линия из хаотичных ларьков и киосков вдоль берега. А вот в 2023 году городской пляж преобразился. Берег отсыпали песочком, установили лежаки, высадили хвойные деревья. Так же оформили из архитектурного бетона ступени, на которых можно и посидеть, и полежать. Появился и арт-объект — стелла с надписью «Я люблю Тургояк», огромные полированные камни-сидушки, которые местные называют «яица» динозавра, стоячие лежаки, как в Питере и еще более приятно было узнать, что инициатором и спонсором этого мини-парка является местный предприниматель.

Ну, не совсем местный, из Челябинска, который уже принимал участие в благоустройстве общественных пространств в Уфе, Екатеринбурге, Москве, Суздале, Сочи, Новосибирске, Архангельске и других городах.

Честно говоря, порадовало то, что популярное место отдыха на Тургояке — городской пляж Миасса — приобрело современный цивилизованный облик.

От городского пляжа можно прогуляться до смотровой площадки с беседкой, что мы и сделали, т. к. там еще не были. Оттуда открываются удивительные виды. В день нашего посещения было очень ветрено, а волны были, как на море. Цвет воды — потрясающе красивый. А яхты, сосны и горы создавали впечатление, как будто ты где-то в Крыму.

Тут я пожалела, что оставила фотоаппарат в машине.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Интересно, что на Тургояке, удалённом от моря на тысячи километров, удивительно хорошо развито спортивное судоходство. Ветер на озере постоянно меняет направление и силу, что делает акваторию Тургояка идеальным местом для яхтсменов. По словам спортсменов, это лучшая в России площадка для тренировок перед выходом в океан. Сегодня сюда приезжают не только начинающие яхтсмены, но и профессионалы. Некоторые интернет источники даже утверждают, что «самый знаменитый путешественник современности Фёдор Конюхов нашёл здесь себе любимое пристанище и построил дом. Побывавший в 125 странах, Конюхов говорит, что самое красивое и вместе с тем душевное место, которое он видел — это озеро Тургояк и его окрестности». Не знаю, так ли это, но то, что яхт и кайтсерферов здесь много — это факт.

Так же факт, что эти места в свое время посетил известный писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. В путевых заметках «По Зауралью» он поделился и своим впечатлением от посещения озера Тургояк летом 1886 года.

«Озеро Тургояк было последним на нашем пути. Оно залегло в горах и по открытому берегу рассыпало свои домики большое село того же имени. Издали картина очень красивая…»

А наше мини-путешествие только началось. Накупались, налюбовались природными красотами, пора и в отель ехать селиться.

А тем, кто хочет полюбоваться красивыми видами озера, скажу, что найти эту смотровую площадку очень просто. Если стоять лицом к озеру на городском пляже, то смотровая площадка будет по правую руку. Как до нее добраться — тропа начинается из лесочка за домом № 26 по ул. Туристов.

Кстати, позабавили эти таблички с нумерацией домов и названием улицы. Какая-то отсылка к известным фильмам «8 друзей Оушена», «10 негритят», 26 туристов…

ГЛК «Солнечная долина»

Расположен курорт рядом с поселком Сыростан на Южном Урале, в 12 км от города Миасс, среди живописных лесов у подножья горы Известная. Гора является частью уральского горного массива, хребта Ильмен-Тау.

Въезд на территорию ГЛК платный. Осуществляется через шлагбаум, автомат которого выдает карточку. Карточку ни в коем случае выбрасывать не нужно. А стоянку (350 руб/день) нужно оплатить в одной из касс комплекса. Но, правда, система оплаты интересная: до 24 часов, а там начинаются следующие сутки. Т. е. заселение в номер проходит после 16 часов, его сдача до 14 часов следующего дня, а плата за стоянку, как за двое суток — 700 рублей. Это оказалось не очень приятной неожиданностью. Причем, когда подъезжали к ГЛК, то обратили внимание, что у ворот припаркованы автомобили, но мы в тот момент не придали этому значения, только потом до нас дошло, почему не на территории…

При выезде из «Солнечной долины» в автомат шлагбаума нужно вставить карточку, и стрела поднимется и выпустит вас.

Гостевой дом Sun City, номер в котором мы забронировали, расположен в самом центре горнолыжного курорта, рядом со зданием администрации, отелем «Peak» и высокими зданиями отелей «SportResidence» и «BisnessResidence&SPA». Двухместный номер в отеле в не сезон обошелся нам в 3300. В номере есть санузел с душевой кабиной, телевизор, микроволновка, чайник, холодильник… Короче, все, что нужно для отдыха, но без изысков.

Заселившись в номер, идем гулять по территории курорта.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Курорт расположен в одном из самых живописных уголков Уральского горного массива на пересечении Европы и Азии и обладает развитой современной инфраструктурой. Он открылся в 2001 году и пользуется популярностью среди всех мест для отдыха на Урале. Трудно представить, что всего каких-то 19 лет назад вместо курорта площадью 70 гектар была просто гора и лес. Была одна трасса и подъемник, который поднимал вверх на 50 метров.

На следующий год состоялось официальное открытие курорта. 1 декабря 2002 года Федор Конюхов приехал, чтобы поздравить всех катающихся с запуском нового горнолыжного курорта. В тот год уже была подготовлена трасса и настоящий подъемник, трасса была протяженностью километр.

На сегодняшний день на курорте построено 12 горнолыжный трасс, общей протяженностью 10 километров.

Но ГЛК «Солнечная долина» — это не только горнолыжка, это целый комплекс с хорошо развитой инфраструктурой, которая позволяет отдыхать здесь круглый год!

На территории ГЛК есть несколько отелей, два небольших поселка, с апартаментами рестораны, кофейни и много чего еще… Идемте смотреть!

Про высокие здания отелей я уже сказала, что это отели «SportResidence» и «BisnessResidence&SPA», в последнем можно поплавать в бассейне и расслабиться в СПА, а также приобрести оригинальные сувениры и оплатить парковку. Пока Саша оплачивал парковку, мое внимание привлекли сувениры — цветы из холодного фарфора, которые выглядели как настоящие.

Напротив высоток расположен поселок Family Alley.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

За ним волейбольная и детская площадка, а также пруд. Здесь можно искупаться, построить песочный замок, позагорать в шезлонге, поплавать на сапе.

Вокруг пруда расположены дорожки и барбекю зоны. Любители шашлыка могут разместиться в беседке с мангалом, и даже очень большой компании найдется место в беседке «Большой костер», которая вмещает около 30 человек.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Далее проходим здание администрации, в районе горы видны горнолыжные трассы, а напротив них ниже расположена тюбинговая трасса. Проходим дальше слева Хаски-центр и Конный клуб, а напротив трасса картинга. За ними кресельная канатка. Правда, в не сезон она работает только по выходным дням. Так что народ в будни совершает подъемы на гору Известная, как правило, на своих двоих. Но, есть еще вариант подняться на гору на мотоцикле, велобайке или квадрацикле.

За ней расположен тир и танкодром. Мы немного постреляли, а если приехать большой компанией, то можно сыграть в пейнтбол. Площадка там имеется. Далее начинается поселок Sunny Valey. Здесь можно арендовать апартаменты. Для детей много различных детских площадок и даже собственный миниклуб. Часовня Николая Чудотворца, в открытии которой участвовал Федор Конюхов.

На территории ГЛК работает термальный комплекс «Бани мира». Это единственный в России комплекс со знаком качества SPA Group — в саунах и парилках здесь используют авторские технологии банных процедур. В комплексе много парных и бассейнов — кажется, за один день это все не перепробовать: горячий бассейн на открытом воздухе, хамам, русская и нефритовая парные, гидромассажные джакузи и массажные кабинеты. Сюда люди зачастую приходят всей семьей, чтобы расслабляться весь день. Но, у нас целого дня не было, а всего лишь вечер, к тому же по летнему теплый. Так что заныривать в термальный бассейн или париться в бане не очень хотелось. Оставим на другой раз.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Утром встали пораньше, перекусили, выпили кофе и отправились на гору Известная. Вот может она и известная горнолыжникам завсегдатаям курорта, а нам вот совсем не знакома. Пойдем знакомиться. Подъем не сложный, но по жаре не очень комфортный. По пути к вершине горы открываются красивые виды

в том числе на территорию горнолыжного курорта, соседний поселок Атлян.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

А с другой стороны на село Сыростан, которое мы проехали накануне.

Пока мы гуляли облака начали сгущаться и уже не производили столь безобидное впечатление «белогривых лошадок».

Название села словно отдает «сыростью». Действительно, осадков в этой гористой местности выпадает больше, чем к востоку отсюда, но история происхождения названия иная. Считается, что этот топоним произошел от тюркских слов «сары» — «желтый» и «стан» — «лагерь». Через село протекает одноименная река.

Село интересно не только своим названием, но и историей.

Поселение было основано в 1754 году как выселок при Сыростанских рудниках в даче Златоустовского завода. К середине XIX века Сыростан превратился в самое крупное из 8 сельских поселений дачи Златоустовского завода. Жители были русскими, занимались работой на железном руднике и поставкой ее на Златоустовский завод.

Через Сыростан проходил Сибирский тракт, имелась почтовая станция. Благодаря этому через село проходили пути многих известных людей. Бывали тут и царствующие особы. В 1824 году здесь проезжал император Александр I, а в 1837-м — цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). В его свите был поэт В. А. Жуковский, сделавший в своем альбоме во время остановки 9 июня 1837 года рисунок с подписью «Станица Сыростан». На рисунке можно узнать контуры Лысой горы. Есть версия, что бывал тут и Николай II.

В 1907 году через это село проходил маршрут первой автомобильной гонки Пекин — Париж. Сохранилось сделанное в Сыростане старое фото.

Через Сыростан шли в Сибирь осужденные на каторжные работы. Этап существовал до постройки железной дороги.

В 1886 году по пути в кумысолечебницу через Сыростан проезжал знаменитый уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк. В путевых очерках «По Зауралью» он писал:

«Нельзя не сказать здесь двух слов о Сыростане, большом и очень красивом селе, которое так привольно раскинулось по берегам какой-то бойкой горной речонки. Горы справа, горы слева, горы впереди, и только одна речка катится по красивой ложбине».

Гористый рельеф придает Сыростану особенное очарование. Здесь красиво в любое время года. Обычно смотрят на село, с расположенной рядом горы Лысая, а мы вот смотрим с Известной. С нее не все можно рассмотреть в деталях, но главную архитектурную доминату села — церковь Воздвиженья Креста Господня (Крестовоздвиженская) видно.

Село Сыростан

В Сыростане было снято несколько сцен фильма «Грядущему веку» (Ленфильм, 1985). Тогда это была простая деревушка с неописуемо красивой природой. Благодаря появлению «Солнечной долины» в Сыростане появилось несколько гостиниц с услугами проката горнолыжного снаряжения.

А за селом виднеются окрестности Миасса.

Прошли по хребту горы, и вышли, к неработающей в этот день, канатке.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками
Кресельный подъёмник в будни не работает

Солнце светило ярко, бабочки резвились,

цвели цветы

Колокольчики

и полынь — причина моих кошмаров,

но вот облака…

Они создавали красивые тени и были очень фотогеничны, но начали сгущаться и уже не производили столь безобидное впечатление «белогривых лошадок». К тому же, прогноз погоды обещал дождь в Миассе, правда, после 14 часов. Но, как говорится, прогноз слушай, а сам не плошай… Вроде, все посмотрели, погуляли, уже и аппетит нагуляли, можно и вниз спускаться.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

На спуске попались мотоциклисты, которые очень резво стартовали в горку по супухе.

На спуске попались мотоциклисты, которые очень резво стартовали в горку по супухе.

Саша мне во время этой прогулки всю плешь проел, что мы могли бы на квадроциклах все окрестности быстро и с комфортом объехать. Пошли узнавать сколько стоят. Как оказалось это не просто прокат, а экскурсии на квадрациклах с гидом по определенным маршрутам. Ценник грабительский от 6 000 до 15 000 с человека. Самая дешевая 6 100 с человека до Садома. Видимо, потому что без Гаморы. Зато, Саша больше про квадроциклы не заикался…

Пойдем лучше с собачками пообщаемся в Хаски-центр… Дешево и мило. Ну, в сравнении с ценой на квадрациклы. Пожалуй, это была самая милая часть нашей поездки. Толпа взрослых собак и подрастающих щенят буквально окружила всех нас, завиляв хвостами. Здесь есть не только хаски, но и акита, самоеды, даже лисы и еноты.

Правда, последние сидят в своих вольерах и обниматься с людьми особо не спешат. А вот собаки кайфуют, особенно большой белый самоед, который развалился на земле, и требовал ласки. С самоедами хотел играть этот щенок хаски, но разбесившись прыгнул в ведро с водой и извалялся в грязи. Белоснежные самоеды с чумазиком играть не захотели.

В центре есть отдельный от собак просторный загон, в котором содержатся: кролики, утята, пони, олени и лошадки. Посетители могут без труда пообщаться и с ними.

«- Вы рыбу продаете? — Нет. Показываем. — Красивое»

К 12 часа мы нагуляли аппетит. К тому же, небо начало хмуриться и грозило с минуты на минуту пролиться дождем. Зашли в «Sunny Valey», который ближе всего расположен к хаски-центру, но там кухня еще на работала. И это почти в обеденное время?! Ну, ладно делаем фото в кресле канатки и идем дальше искать, где нас покормят.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Еще вчера меня заинтересовал ресторан «Живая рыба». Имя ресторана говорит само за себя. Я даже изучила меню, но так как была сытой, то решила дегустацию форели отложить на следующий день, на обед.

Рядом с заведением протекает речушка Сыростан.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Те, кто посещал «Долину» только зимой, наверное, и не подозревают о существовании этой реки. Благодаря ей, здесь появилось несколько прудов, где и водится та самая форель, которую я намеревалась съесть на обед.

Уже в паре метров от ресторана нас накрыл дождь. Так что время для обеда мы выбрали удачное. Но, вот рыбы в ресторане не оказалось. Такой вот парадокс в ресторане «Живая рыба» рыбы нет. Взяли картофель фри, кофе и хачапури.

Пока обедали, дождь лил, как из ведра, а к концу нашей трапезы стих.

Выходим из ресторана, а рядом киоск, где можно заказать и оплатить рыбалку на этом самом пруду. В качестве рекламы здесь висят две деревянные рыбины. Саша сказал: «Давай их в пруд запустим. Пусть хоть эти у них плавают».

«Чаокофе»

В 2021 году, запланировав подъем на вершину Двуглавой сопки в Таганае, я планировала гастропутешествие в Миассе.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

А если точнее, то экскурсию на фабрику «Чаокофе» и посещение «Музея пельменя». Но в тот раз не срослось… И т. к. в этот раз фабрика была почти по пути из «Солнечной долины» на Тургояк, то мы приняли спонтанное решение туда заехать. Правда, на экскурсию не рассчитывали, т. к. надо записываться заранее, к тому же набрать группу 7 человек.

При фабрике есть кафе и фирменный магазин, в котором мы планировал купить кофе, предварительно попробовав в кофейне. И там мы оказались не одни. Одновременно с нами приехала семья: мама, папа и взрослая дочка. Пока мы разглядывали витрину и приценялись к кофе, глава подъехавшего семейства упорно обрабатывал персонал насчет экскурсии. Сказал, что он ради нее ехал из самого Ижевска. Как потом выяснилось, это было правдой лишь наполовину.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Мальчишка за барной стойкой озвучил правила: запись заранее, хотя бы за пару дней и группа 7 человек. На что мужик возразил, а нас почти 7 и ткнул в нас пальцем. Я немного опешила, а Саша быстро добавил, что мы согласны. На этом аргументе персонал еще не сдался, но и дядьке из Удмуртии было наглости не занимать. Итог: мы попали на экскурсию, причем абсолютно бесплатно! Отзыв о фабрике «Чаокофе» уже написан. Но, правда, экскурсия у нас была без дегустации. Дегустацию мы устроили себе уже после, в кафе, попробовав кофе, приготовленный различными способами и разных сортов, а еще мороженое. Заодно очень душевно пообщались с персоналом. Ребятам за клиентоорентированность +100 500! Кстати, с главой семейства Саша тоже пообщался, пока женская половина совершала покупки в фирменном магазине. Они ехали из Сарапула к родственникам в Озерск, а на фабрику заехали, как и мы, по пути. Но если бы его величество случай не свел нас в одно время в одном месте, то мы вряд ли побывали на экскурсии, по крайней мере, в тот день точно.

И снова Тургояк

Озеро Тургояк один из самых живописных водоемов Южного Урала. Бесподобные ландшафты и чистейшая вода Тургояка привлекают на побережье озера туристов. Сюда хочется возвращаться снова и снова. И мы не упустили случая и на обратном пути еще раз заехали на городской пляж, без труда найдя место для парковки.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Глядя на небо, можно было понять, что небесная канцелярия готовила светопредставление. Небо выглядело очень драматичным, где-то вдали сверкало и гремело. Народ не стал дожидаться дальнейшего развития событий и потянулся с пляжа. А мы, заняв свободный шезлонг, принялись наблюдать.

Было красиво, но ветрено. Зато, появился шанс, что ветер разгонит дождевые тучки. Так и вышло. В скором времени ветер, разорвав в клочья тучи, освободил солнышко… и закапал дождик, но он очень быстро закончился.

Саша искупался. Потому что, какая разница как мокнуть сверху или снизу. А я, завернувшись в полотенце, смотрела на кайтсерферов, которым все эти перемены погоды были нипочем. Но небесная канцелярия, собрав все свои резервы, готовила очередное представление, которое мы не стали дожидаться. А посушив полотенца на ветру, отправились домой.

Серенада «Солнечной долине» или как мы стали горнопляжниками

Это были замечательные и насыщенные впечатлениями два дня отдыха.

Цикл материалов "Южный Урал"

1. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  2. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  3. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  4. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  6. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  7. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  8. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"