Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Челябинская область, Карабаш — Россия Август 2017

День первый

День второй

Деть третий

День четвертый

Утренняя прогулка у озера Тургояк

Ночью прошел небольшой дождь. Утром, проснувшись, поняли, что погода начала портиться. Было прохладно, но для некоторых это не стало препятствием к утреннему купанию в озере. Как-никак лето! Пусть и суровое уральское, малоснежное:)

Утром у палатки обнаружили сюрприз вот от этой маленькой кошечки.

Дело в том, что вечером я скормила ей банку рыбной консервы. А по утру она пришла к палатке со свежепойманной мышью! Положила к палатке. Потом она (мышь), правда, куда-то пропала. Киса, наверное, решила, раз эти двуногие не хотят такого свежайшего завтрака, то чего зря добру пропадать.

Вот так сидела и охраняла вход в нашу палатку.

Охраник суровый, несмотря на маленькие размеры, но при этом очень ласковый. Наши соседи по палаточному городку пошли выгуливать собак и спустили их с поводка. Две овчарки очень воспитанные, но одна еще молодая и очень любопытная заинтересовалась, что я размешиваю в кружке, и подбежала ко мне. И тут началось! Я совсем не ожидала, что наш «охранник» бросится на овчарку. И даже сможет противостоять обеим овчаркам. Но все, хвала богам, закончилось благополучно. И для овчарок и для нашего «охранника», которому уже скоро в декрет.

Мы же решили, что в такую погоду делать на Тургояке нечего и надо собираться. Да и с экскурсией на остров Веры случился облом. Напоследок решили немного прогуляться. Берега озера скалистые, обрывистые. Спуск к воде найти не легко. Плюс по берегу баз и пансионатов понатыкано, которые свою территорию заборами огородили. Поэтому прогулка вышла недолгой. До ближайшего забора соседней базы. По дороге встретили отдыхающих «дикарей» в палатках, полюбовались пейзажами и обратно к палатке, собираться.

Проезд через филиала Мордера, или самый загрязненный город Карабаш

Обратный маршрут домой мы проложили через город Карабаш. Как-то зимой несколько лет назад, во время нашей поездке в Златоуст и Уфу, уже приходилось проезжать мимо этого города. Но тогда мы быстро проскочили. В этот раз были намерения даже выйти и прогуляться, но нам хватило десятиминутной фотосессии, чтобы передумать. К тому же, при въезде в Карабаш начался дождь и мы испугались, что сейчас грязь с машины сойдет вместе с краской! Так как выпадение кислотных дождей, в этой местности не такая уж большая редкость.

Из окна машины посмотрели на лысую гору с крестом (гора по разным источникам называется Поклонная или Золотоносная) с очень символичной надписью «Спаси и сохрани» и рукотворными черными горами — 50-метровыми отвалами производственного шлака по другую сторону дороги. Что и говорить, пейзажи впечатляют со знаком минус.

Второе фото с просторов интернета

Немного слов о Карабаше.

Карабаш — город в Челябинской области с населением 15 000 человек. Возник в 1822 после открытия золотоносных россыпей на месте древнего татарского поселения. Название Карабаш по-татарски означает «черная вершина». Словно как в воду глядели, дав такое название местности.

В 1834 году наследники почившего Л. И. Расторгуева получили разрешение на строительство в этом месте медеплавильного завода, который в 1837 году был построен. Однако уже в 1842 году медеплавильный завод закрылся.

В 1906 году в этой местности открывают обширное месторождение медного колчедана. Уже на следующий год заработал Старомедный завод. Английский предприниматель Лесли Уркварт в 1908 году приобрел это производство.

К 1915 году завод Лесли Уркварта выплавлял треть всей производимой в России меди!

Но все успехи перечеркнула революция. Завод закрыли, шахты затопили, 96 карабашских рабочих зарубили и сбросили в шахты около поселка Тургояк. Лишь в 1925 году завод восстановили. А в 1933 году поселок Карабаш получил статус города.
Об экологии в то время особо не задумывались. В результате город Карабаш превратился в настоящую зону экологического бедствия. Огромные ядовитые отвалы, зараженная почва, практически полное уничтожение растительности, загрязненный воздух, отравленные реки, водоемы и подземные воды.

В 1996 году Карабаш был объявлен зоной экологического бедствия. Источник

Сейчас экологическая ситуация немного изменилась в лучшею сторону. Предприятие «Карабашмедь», открытое на месте медеплавильного завода, заботится об экологии. Были проделаны работы по модернизации оборудования, постройке очистных сооружений, установке фильтров. В итоге недавно с Карабаша сняли статус самого грязного города планеты. Но все равно, открывающиеся взору пейзажи, мягко говоря, шокируют.

Река Сак-Елга, которая в 19 веке была золотоносной, сейчас выглядет словно из фильмов про апокалипсис! Нереального красно-коричневого цвета.

Фото из интернета. Мы ее проехали мимо и остановились пофотографироваться на фоне таких вот марсианских пейзажей.

Здесь оранжевая, разъеденная почва, а от когда-то росших здесь деревьев остались только растрескавшиеся пеньки. Даже воздух тут своеобразный.

При постоянном выпадении кислотных дождей вся растительность погибает. Как только погибает растительность, то дождь с ветром очень быстро смывают землю. Горы превращаются в скалы.

Если вы вобъете название города в любой поисковик, то увидите десятки фотографий мрачных пейзажей, дымящих заводских труб, оранжевых рек. Карабаш давно превратился в туристическую достопримечательность, где можно делать фотографии «пейзаж после апокалипсиса».

Самое удивительное то, что он граничит с национальным парком Таганай!

И это не единственный случай на Урале. Взять, к примеру, национальный парк Зюраткуль, находящийся недалеко от Сатки, где расположено предприятие «Магнезит». Но, что далеко ходить, мой родной город Каменск-Уральский может похвастаться красивой природой, памятниками природы, в городской черте. И все это на фоне дымящих труб алюминиевого завода.

Но, это я отвлеклась. Вернемся в нашему путешествию. Вдоволь «надышавшись» карабашским воздухом, так что еще кашляли до самых Каслей, мы рванули в сторону озера Синара. И так резво, что пробили колесо на дороге в районе озера Иртяш.

И пока шел процесс замены колеса, я пофотографировала пейзажи.

Берег озера Иртяш с этой стороны сильно отличается, от того где еще пару дней назад мы отдыхали. Заросший камышом, рай для рыбаков и уток. И тех и других там было в избытке.

Озеро Синара

Это достаточно большое озеро в Каслинском районе. Известный сказитель Павел Бажов посвятил ему отдельный сказ «Надпись на камне». В сказе рассказывается история трагической любви французского художника к русской девушке. И сам он любил отдыхать на его берегах. «Из года в год мы со своим школьным товарищем проводили начало летнего отпуска в деревне Воздвиженке. Как покончим с экзаменами, так сейчас же туда, чтобы успеть окунуться в прозрачную тишину горных озер вблизи Каслей, пока еще не налетели сюда шумливые люди с ружьями и суматошными собаками…

Синарское озеро в своей строгой оправе камня и соснового бора все-таки кажется довольно однообразным. И там, где каменная рама дает трещины, образуя заливы, переходящие в долочки, — там лучшие места. Строгая красота сосновых колоннад здесь разнообразится кудрявой, шумливой зеленью ольховника, черемушника и прочей „кареньги“, как зовут здесь этот вид чернолесья…». Источник

Вот и мы решили отдохнуть. Хотели остановится на пикник, но налетел… нет, не человек с ружьем и собакой, а сильный ветер. Опять погода подкоректировала наши планы. Пикник был перенесен на территорию дачи на озере Шаблиш.

Ветер сдувал, волны были как на море, вода в озере была мутная и цвела, к еще большей нашей «радости», прошел небольшой дождик, но несмотря на это купание состоялось!

На южном берегу озера расположен закрытый город Снежинск, а на восточном — село Воздвиженка, где мы затарились продуктами для пикника.

Озеро проточное, из него вытекает речка Синара, на берегу которой находится последний пункт нашего путешествия — село Воскресенское.

Еще один шедевр уральского архитектора Малахова в селе Воскресенское

В центре небольшого и самого обычного села, каких полно в Челябинской области, под названием Воскресенское на берегу реки Синара стоит достаточно красивая церковь — во имя иконы Божией Матери «Знамение».

Храм был построен в 1819 г. (по другим сведениям, в 1828 г.) известным уральским архитектором М. П. Малаховым. По мнению специалистов, храм принадлежит к лучшим образцам классицизма на Южном Урале. Нам он напомнил сооружение этого же архитектора — Свято-Троицкий собор, что стоит в историческом центре Каменска. В таком вот настольгическом настроении мы отправились в сторону дома, попути завернув на дачу.

Скоро снова лето, а это значит, что будут новые автопутешествия по Уралу. Осталось только наметить маршруты:)

Цикл материалов "Южный Урал"

1. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  2. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  3. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  4. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  6. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  7. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  8. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"