Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 20:43

Касли, Челябинская область — Россия Август 2017

Челябинскую область называют озерным краем. Она славится живописными горными и равнинными ландшафтами, лесами и озёрами. Здесь столько всего интересного: различных природных, архитектурных и археологических памятников. В общем, есть что посмотреть, где отдохнуть и искупаться, подумали мы. И главное, все это находится не так уж далеко от нас. Сплошные плюсы. Так возникла идея автопутешествия по Челябинской области.

Небольшое путешествие запланировали на первую половину августа, не привязываясь к конкретным датам. Решили, что будем ориентироваться на прогноз погоды. Это, пожалуй, единственный фактор, который может испортить отдых.

Собрались быстро, в первый же день отпуска, пока погода не испортилась. Купили палатку и продукты, накидали на флешку музыки, взяли спальники, нужные вещи, составленный заранее путеводитель и в путь.

Как обычно стартовали из села Шаблиш. Там находится дача, от нее до первой точки маршрута ближе, да и можно кое-что взять: свежие овощи, мангал, решетку, уголь и, конечно же, дрова! Если есть, то лучше взять с собой, т.к на оборудованных стоянках их продают за деньги, а в диких местах пойди найди подходящие сухие.

Конечным пунктом маршрута и целью поездки было озеро Тургояк. «А там посмотри в интернете и подготовь, что по пути еще интересного можно посмотреть» — сказали мне. Итог 27 страничный путеводитель с краткой информацией по 27–28 точкам маршрута.

В «путеводителе» пунктов было больше, но от посещения некоторых в процессе поездки отказались по разным причинам, т. к. или не нашли, или не попути.

Итоговый маршрут выглядел так: село Шаблиш — село Булзи — поселок Красный партизан — озеро Большие Аллаки — Касли — Вишневогорск — Аракуль — Иртяш — Касли — гора Егоза — Кыштым — поселок Каолиновый — поселок Тайгинка — озеро Увильды — Таганай — Златоуст — Тургояк — Миасс — Карабаш — озеро Синара — село Воскресенское — село Шаблиш.

День первый

Красивый храм в селе имени казанского вора

Выехали с дачи утром до первого пункта — села Булзи, которое интересно своим старинным храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Минут через двадцать справа от дороги увидели село и храм. Он очень хорошо просматривается с дороги, по которой мы ехали и с трассы Екатеринбург — Челябинск. Мимо не проедешь!

Село основано крестьянами в середине XVIII века. Интересна версия происхождения названия села. По легенде оно возникло на месте стойбища татарина Булза, сосланного из Казани за воровство. Так имя вора из Казани было увековечено на Урале.

Село Булзи расположено по берегам небольшой речки Синары, которая делит его на две части: правая сторона по течению — село Булзи, левая — Горбуновка или Малые Булзи (по имени помещицы Горбуновой).

Живописный храм стоит на окраине села Булзи, близ реки Синара. Мы припарковались недалеко от него.

Однопрестольный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы был заложен в 1835 году, а освящен в мае 1841 года. В 1886–94 годах к нему были пристроены симметричные боковые приделы Сретения Господня и Константина и Елены. Также была построена новая колокольня. Примечательно, что храм возведен полностью за счет прихожан.

В советское время (в 1930-е годы) храм закрыли. Иконы уничтожили, а большой колокол отправили на переплавку в Касли. Здание храма использовали в качестве зернохранилища и мастерской для сельскохозяйственной техники. Для этого западный вход в храм был расширен для въезда автомобилей. Потом здание вовсе забросили. И его постигла та же учесть, что и многие другие храмы — он стал разрушаться.

В 2014 году началось восстановление храма силами добровольческих отрядов и на пожертвования верующих.

Мы поднялись в горку, и зашли в храм. Булзинский храм понемногу расцветает. Рабочие оштукатурили снаружи большую часть стен, внутри положили деревянный пол, обустроили алтарь. В летнее время в храме стали проводить богослужения. Преображается и паломнический центр (бывшая школа). А в 2015 году колокольню храма вновь увенчал купол с золотым крестом. Весь этот процесс восстановления можно увидеть в так называемой галерее истории, расположенной в храме. Реставрационные работы до сих пор ведутся. Когда мы были в храме, строители что-то штукатурили, а возле него делали ограду.

Встретили мы не только строителей, но и служителей культа, местных жителей и домашних животных. Не поняли, что у козла на шее. Как нам потом объяснили — это специально надели, чтобы в чужие огороды не лез.

Близ церкви стоит достаточно необычный памятник трем местным жителям. С провозглашением Советской власти была избрана милиция. Ее возглавил Гусев Андрей Иванович. Его поймали колчаковцы и расстреляли на болоте у села Красный Партизан. После этого тело Андрея Ивановича разыскал его отец и похоронил на старом кладбище. Были расстреляны также Филимон Глазырин и солдат Деменьшин. Их останки покоятся в братской могиле под этим памятником.

Надпись на мраморном памятнике гласит:
«Мир праху Вашему,
Павшим от рук наемных
Империалистов.
Спите, орлы боевыя,
Знамя Коммуны в Ваших руках.
Павшим борцам за идею
Коммуны сосыалистическаго
Интернационала —
Деменьшину, Глазырину, Гусеву».

В надписи допущена серьезная орфографическая ошибка — «сосыалистическаго» вместо «социалистического».

Погуляв вокруг храма, мы спустились с горки к мосту и плотине на реке Синара, полюбоваться открывающимся с него видом на уникальный памятник архитектуры XIX века и соседнее село Горбуновка или Малое Булзи.

В селе сохранилось много старинной дореволюционной постройки, в том числе части каких-то каменных стен, которые местные достраивают. Эту особенность я заметила еще в селе Багаряк. Там тоже сохранилось много стен и арок из красного кирпича (видно что старинных), которые являются частью уже современных домов. Еще обратила внимание на одну особенность близлежащих сел — дороги вымощены плитами. Это было в Булзи и по дороге в поселок Красный партизан, что находится недалеко от него и куда мы поехали дальше.

Остатки сельскохозяйственного величия в поселке Красный Партизан и древнее святилище на озере Большие Аллаки

Погода радовала. Ярко светило солнце. Я любовалась открывающимися из окна автомобиля пейзажами. Мы ехали к следующему пункту древнему святилищу на озере Большие Аллаки через поселок Красный Партизан, в котором решили сделать остановку и пофотографировать не очень древние развалины молочной фермы и себя на их фоне.

В поселке можно увидеть остатки былого сельскохозяйственного величия.

Еще пара снимков с архитектурной доминантой поселка Красный Партизан, что можно увидеть во время экскурсии к каменным останцам на берегу озера Большие Аллаки.

Вдали виднеется озеро Малые Аллаки, которое находится рядом с поселком.

Нафотографировавшись вдоволь, порвав слегка тапки и насобирав репья на штаны, двинулись дальше по грунтовой дороге к озеру Большие Аллаки. Т. к. Аллаки — это уникальный природно — археологический памятник и охраняется государством, то близко подъехать к нему не получилось и мы припарковались на дороге.

Происхождение слова Аллаки связывают с тюркским языком, в переводе с которого Аллаки означают «большая (или обширная) впадина».

Издалека скальные останцы, стоящие одиноко на берегу озера, не производят какого-то особенного впечатления.

Это место еще в народе называют аллакские каменные палатки. Аллаки — каменные останцы, расположившиеся на небольшом природном холме. Высота скальных останцев составляет не более 10 метров. Каменные палатки интересны с точки зрения археологии: найденные на некоторых останцах писаницы, а также неоднократно проводимые в районе палаток раскопки, характеризуют палатки как святилище или жертвенник первобытного строя. Наличие на некоторых скалах каменных чаш и сквозных отверстий, напоминающих норы, также являются признаками древнего святилища.

«Первые зафиксированные археологические исследования были проведены в 1914 году археологом В. Я. Толмачевым: были сделаны первые фотографии наскальных рисунков и проведены раскопки, в ходе которых были найдены наконечники стрел (каменные и бронзовые), фрагменты керамики, медный птицевидный идол и медное копье. По мнению В. Я. Толмачева, находки относились к периоду мезолита, неолита и бронзового века.

Впоследствии, уже в 1969 году археологические исследования Аллаков проводил уральский археолог В. Т. Петрин. В ходе исследований были обнаружены новые наскальные рисунки, а повторно проведенные раскопки (на том же месте, что и раскопки 1914 года) позволили извлечь новые предметы керамики, бронзы и камня. Несколько позже, в 1972 году, в результате новых раскопок в районе останцев были обнаружены более 200 предметов из горного хрусталя…» Подробнее об археологическом комплексе можно почитать здесь.

Это место напомнило мне шарташские каменные палатки. На самом деле таких скал на Урале много. Но эти интересны по своему. На них достаточно легко взобраться, открывается красивый вид на озеро и они развивают воображение! Вот посмотрите под разным углом скалы похожи то на голову черепашки ниндзя, то на шлем имперского штурмовика из «Звездных войн», а то на голову Дейви Джонса.

Это древнее святилище и привлекает туристов. Мы были в будний день, а народу было… все скалы засижены! И как обычно это бывает в популярных и доступных местах, древних наскальных рисунков уже нет, а есть не древняя наскальная живопись и стоянки современных неандертальцев.

Еще плюс этого места в том, что озеро пригодно для купания. Правда, где мы купались, заход был не очень. Эта каменная плита, которая в воде покрыта илом, что создает определенные неудобства при заходе и выходе из воды ноги скользят и есть большой риск упасть. Но чуть ближе к дороге есть участок с песчаным дном и хорошим заходом.

«Зимний сад, зимний сад…»

Накупавшись и нагулявшись мы двинулись дальше. Путь наш лежал в Касли. Больших прогулок по городу мы не планировали. Из достопримечательностей в Касли был музей каслинского литья, некрополь и зимний сад в ДК им. И. М. Захарова. Вот на последнем мы и решили остановиться.

Сад был создан в начале 1980-х годов. Первыми обитателями здесь, прибывшими из Санкт-Петербургского Ботанического сада, стали пальмы и американская лиана. Лиана прибыла в Касли в виде 10-сантиметрового ростка и выросла за эти годы настолько, что оплела собою сад на два раза. Сад содержит более 150 видов растений. Здесь еще можно увидеть фикусы, саговник, китайскую крапиву рами, монстеру, кофейное дерево, гранаты, инжир, мандарин и многое другое.

Нас удивила китайская крапива. При названии крапива воображение сразу рисует какое-то растение. Но это вообще дерево! И видом и размерами. Увидев наше удивление, работник ДК сказала, что мы эту крапиву китайскую еще во всей красе не видели. Она в прошлом году была еще больше, но, к сожалению, у них проблема сквозняков, помещение требует ремонта и многие растения зимой подмерзают. Жаль…

Вход в сад платный. Когда мы зашли в ДК, женщина, сидевшая на вахте, увидев парочку (т. е. нас), спросила, не ЗАГС ли мы ищем. Оказалось он в этом же здании. И у местных молодоженов есть возможность за скромную плату, сразу после процесса бракосочетания, прийти в зимний сад для фотосессии и фуршета. Для них здесь даже создали небольшой антураж. Но поход в ЗАГС нас не заинтересовал, а вот от фотосессии с зимнем саду мы не отказались.

После посещения мы двинулись в сторону Вишневогорска, по пути посмотрев храм Вознесения Господня. Это культовое сооружение выделяется на фоне всей каслинской застройки своей величественностью. Очень сложно проехать мимо. Храм построен в 1852 году в эклектическом русско-византийском стиле по проекту архитектора Э. Х-Г. Сарториуса. В 30-е годы ХХ века храм постигла та же участь, что и другие — закрыли, разместили в нем клуб, а затем вообще использовали под зернохранилище. Но в 1943 году храм вернули православным. http://kasli.prihod.ru/xram-vozneseniya-gospodnya/

По соседству стоит малоприметная Никольская церковь 1861 года постройки, которая прежде использовалась для богослужений в зимнее время.

Территория вокруг храма красивая и ухоженная. Мы прогулялись по ней, а внутрь храма заходить не стали.
К тому моменту погода уже начала портиться, по небу гуляли кучевые облачка, которые потом превратились в тучи и стало ясно, что дождь нас все-таки рано или поздно замочит.

Вишневогорск и капризы уральской погоды и навигатора

Следующая наша остановка Вишневогорск. Название такое, потому что этот поселок находится у подножья Вишневых гор. Название хребта такое из-за густых зарослей дикой вишни у его подножия. Населенный пункт славится своими фабриками, заводами и горнолыжным курортом. Вот последний пункт (т. е. горнолыжный курорт) нас заинтересовал, несмотря на то, что на дворе стояло лето. Хотели по горнолыжной трассе подняться наверх и полюбоваться открывающейся панорамой на близлежащие населенные пункты и озера.

Историческая справка. История поселка началась в годы ВОВ. В 1941 году в районе нынешнего населённого пункта начала работу Вишневогорская геологоразведочная партия. В июле 1943 года был организован рудник Вишневогорский, занимавшийся добычей вермикулита. Соответственно, посёлок при руднике также получил название Вермикулит. Однако это трудное для произношения слово не прижилось, и посёлок стали называть Рудник. В 1949 году населённый пункт получил статус посёлка городского типа и современное название — Вишневогорск. В поселке ведется добыча сырья для металлургии, керамических и строительных предприятий (ниобий, полевой шпат, гравий) — Вишневогорский горно-обогатительный комбинат (шахта, обогатительная и доводочная фабрики), так же имеется электродный завод и кондитерская фабрика. Именно здесь был найден вишневит. Поселок небольшой населения примерно 5–6 тысяч человек.

Здесь мы планировали покорить одну из Вишневых гор, но на въезде в город нас накрыл дождь. Хорошо, что он быстро закончился. Пока ливень омывал улицы Вишневогорска, мы покружили по поселку, заехали в магазин, затарились продуктами и попытались проложить в навигаторе путь к горе. Изначально было желание забраться на гору Каравай, что находится в городской черте, но потом решили, что Вишневая, она же Кобелиха, будет интересней, т. к. она самая высокая точка Вишневых гор. Итог мы приехали на гору, но на Кобелиху ли? Навигатор завел нас не на горнолыжную трассу, а куда-то на карьер. Когда мы на него заехали, работы там не велись, техника стояла. Мы припарковали машину и пошли снимать панорамы. Я бродила с фотоаппаратом и тут ко мне подъехал мужик, явно работник карьера и поинтересовался «геологи или любители красивых видов?». Я слегка растерялась, подумала, сейчас будет ругаться, что мы заехали на территорию карьера, но ответила «любители красивых видов». И стою, жду, когда ругаться начнет. Нет, чтобы спросить, куда нас навигатор завел! А работник карьера был настроен дружелюбно, улыбнулся и уехал.

А мы на машине поднялись еще выше. А дальше на вершину горы метров 100 пешком.

Вид с вершины открывался и на поселок Вишневогорск, и близлежащие озера и горы, и даже Касли видно.

В окрестностях Вишневых гор есть еще два интересных места — Курочкин лог и монашеский старообрядческий скит у восточного склона Вишневых гор, на берегу озера Сунгуль. В планах было их посещение, но времени не хватило. Погода опять портилась, и надо было уже искать место для ночлега. Решили заночевать на берегу озера Аракуль.

Впечатления от Виневогорска весьма общие, но положительные. Скорее всего, из-за того, что места там красивые, с интересным ландшафтом. Карабкающиеся на горы жилые дома, гуляющие коровы и телята по центру поселка и все это уютно расположилось между Вишневыми горами.

Аракуль или как мы мучились в поисках стоянки на ночлег

Из Вишневогорска мы поехали в сторону поселка Аракуль, расположенного на берегу одноименного озера. И только мы заехали в поселок, как опять начался ливень. Сидим в машине решаем, на базе местной заночевать или на берегу палатку поставить. Надели дождевики, вышли из машины, прошлись по поселку под дождем, баз не обнаружили, к берегу озера не подобраться, т. к. все огорожено. И местных никого, наверное, дождем смыло. До того, как заехали в поселок, сворачивали налево на въезде в него, проехали мимо детского лагеря. Решили вернуться, а там нам дорогу подсказали.

В общем, чтобы выбраться на берег озера, в поселок заезжать не надо, а свернуть налево, не доезжая до него, проехать мимо лагеря и дальше все прямо и выезжаешь на берег озера. Дорога конечно ужасная, ехали и думали, если дождь лить будет всю ночь, жить нам на берегу озера не один день, т.к не выехать. Но, несмотря на это, добрались без приключений, за трактором до поселка бежать не пришлось.

И вот оно — озеро Аракуль. Вода в озере прозрачная. Дно видно. Длина озера — около 3 километров, ширина — 2 километра. Средняя глубина — 5,3 метра, а максимальная — 12 метров. Наибольшие глубины в восточной и юго-восточной части озера. Высота озера над уровнем моря — около 300 метров. Аракуль является гидрологическим памятником природы. О чем по дороге к озеру оповещают таблички с соответствующей надписью и припиской, что стоянка и подъезд на машине к озеру запрещен. Но рыбаков и туристов это не останавливает. Нарушителей на озере много. Целый лагерь! В основном любители рыбалки. Из праздных туристов и любителей купания были только мы. Остальные ловили рыбу с лодок и раков. У одного спросили: «как клёв?». На что он ответил, что раков ловил. Поинтересовались, как их ловят. Ответил: «У каждого свой секрет», не стал вдаваться в подробности и своего секрета не раскрыл.

Заглянула в путеводитель, составленный накануне поездки, и прочитала информацию: «в 1912 году на озере Аракуль открылась первая на Южном Урале рыбоводческая станция. Ее организовало Уральское Общество Любителей Естествознания (УОЛЕ). Рыбу здесь разводят и в наши дни».

В переводе с башкирского Аракуль означает «промежуточное озеро» или «озеро между гор». Говорящее название, подумала я. Для нас оно тоже стало промежуточным, между горой Кабелихой и Аракульским шиханом — следующей нашей точкой маршрута, что находится на противоположном берегу озера. Вечером его сложно разглядеть даже в бинокль из-за тумана, что окутал скальную гряду.

Но туда мы поедем уже утром. А пока поставили палатку и стали жарить шашлык под дождем. Немного погодя небеса сжалились над нами, и дождь перестал лить, а лишь слегка моросил. Под шум дождя поужинали в палатке.

А вечером дождь резко кончился, солнце разорвало свинцовые тучи, и показало нам великолепный закат!

Продолжение автопутешествия по Челябинской области. День второй

"По дороге с облаками..." Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.

"По дороге с облаками..." Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День четвертый

"По дороге с облаками..." Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День пятый

Цикл материалов "Южный Урал"

1. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  2. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  3. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  4. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  6. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  7. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  8. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"