Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

На вершину "вздыбленной в небо горы"

Златоуст — Россия Июнь 2023

На Урале в мае неожиданно наступило лето, а это значит, пришло время открывать сезон поездок выходного дня. Если зимой чаще всего мой выбор падает на Пермский край, то летом фаворитом становиться соседняя с нами Челябинская область. А все, потому что это красивый край озер и гор. А горы я люблю. Озера, в принципе тоже, но горы, однозначно, больше. Ведь им безразличны твой пол, возраст, образование, семейное положение, внешний вид, душевное и материальное состояние.

На вершину вздыбленной в небо горы

Вообще, поход в горы это возможность убежать от городской суеты и неразрешимых проблем. Хотя, есть мнение, что от проблем не убежишь. Но преодолевая тернистый путь к вершине, понимаешь, что проблемы тоже, на самом деле, преодолимы, просто надо найти решение.

Уральские горы — самые древние на планете, поэтому не очень высокие. И может сложиться впечатление, что преодолеть их под силу любому человеку. В принципе это так и есть, вот только надо выбрать правильно маршрут по силам. Бывалые путешественники, возможно, посмеются, глядя на наши холмы. Ведь после Кавказа Урал, конечно, не производит такого впечатления, но характер у него вполне себе горный.

В турфирме, с которой я езжу из родного города в этом сезоне появилась новинка — хребет Уреньга.

Хребет Уреньга — это самый длинный хребет в Челябинской области, вытянувшийся на 68 километров. Он протянулся с северо-востока на юго-запад — от центра города Златоуст и почти до горного массива Иремель.

На вершину вздыбленной в небо горы

Это не только самый длинный хребет, но, как утверждает интернет, красивый. В чем мне захотелось убедиться на собственном опыте. Поэтому, как только я увидела в расписании этот тур, то решила — бронирую. Сделаю себе маленький подарок на день рождение. И так как хотелось разделить с кем-нибудь впечатления, то предложила маме, а она с радостью составила мне компанию.

Хребет не очень популярный у туристов. Привлекательна наиболее доступная и высокая северная часть Уреньги. Именно тут расположены три самые высокие вершины: Первая (1166 м), Вторая (1198 м) и Третья сопки (другое название — Два Брата, 1068 м).

В рамках тура предусмотрен подъем на самую высокую точку хребта — Вторую или Голую сопку с заброской.

На вершину вздыбленной в небо горы

Уральская погода непредсказуема. И с началом июня лето неожиданно кончилось, заставив понервничать, т. к. в дождь и холод поход в горы энтузиазма не вызывал. Но, к 24 июня в небесной канцелярии начали происходить изменения. Градус температуры воздуха стал расти, но власть к «звезде по имени солнце» переходила с переменным успехом, и прогноз погоды менялся с периодичностью каждые полчаса. И если в Каменске-Уральском обещал без осадков, то в славном горном городе Златоуст, в котором, ясных дней, что волос у крокодила, обещал проливные дожди периодически меняя время их прохождения и степень интенсивности.

Еще въезжая в город со стороны Миасса, на небе были видны погодные размышления, которые сводились к одному вопросу: быть или не быть? Тучи ходили хмуро не только на границе и в песне, но и на всем протяжении пути от Златоуста до села Веселовка.

На вершину вздыбленной в небо горы

Чаще всего на Уреньгу поднимаются со стороны села Веселовка и наш маршрут не исключение. Если кто вдруг соберется самостоятельно, то есть еще вариант стартовать с трассы М-5.

Несколько слов об этом населенном пункте. Село Веселовка было основано в последней четверти XVIII века работниками Златоустовского завода, которые получили тут земельный надел от управления горнозаводского округа. Известно, что в 1870 году здесь было 109 дворов, в которых проживало 615 жителей. В 1868 году была построена церковь. На фото виднеется купол. Правда, не могу сказать какого возраста здание.

На вершину вздыбленной в небо горы

Здесь же расположена комфортная туристическая база «Весёлая мельница». Гостям здесь готовы предложить уютные номера, блюда из фермерской продукции, парковку, баньку на дровах, мангальную зону и развлечения для детей. Т. к. база расположена у подножия Уреньги, то ее руководство умело воспользовалось этим плюсом и организует туры на знаменитый уральский хребет, осуществляет заброску, а пару лет назад выиграла президентский грант совместно НКО «Уреньга» на обустройство экотропы «По местам Емельяна Пугачева». На этом стоит остановиться подробнее… но чуть позже.

А пока познакомимся с хозяйкой базы Татьяной Рыбкиной, которая встретила группу и рассказала об уникальном месте, куда нам предстоит отправиться.

На вершину вздыбленной в небо горы

Длину и самую высокую точку хребта мы уже знаем, а вот про этимологию названия нам поведала Татьяна.

Одна из версий, что слово Уренга в переводе с татарского означает «Кленовый», из которых первая является точной передачей татарских слов урэнгге — «клён», «кленовый» и тау — «гора». Но как не странно, кленов на горе нет. Поэтому более правдоподобное объяснение названия другое, связанное с башкирскими словами. Где ур — «верх», «высокий», урму — «гористый», «холмистый», урге — «ввысь», уре — «в небо», «дыбом». Таким образом, Уреньга означает «высокую, вздыбленную в небо гору».

На вершину вздыбленной в небо горы

Хребет Уреньга весьма интересен с исторической точки зрения. Здесь (по перевалу между Второй и Третьей сопками) проходил древний путь, ведущий к озеру Зюраткуль, проложенный, по легендам, ещё скифами и сарматами. По этой же дороге проходило войско Емельяна Пугачева во время Крестьянской войны. В народе эту дорогу прозвали Казанской. Известна и так называемая «воровская тропа», которая идёт на хребет Большой Нургуш. По ней башкиры угоняли лошадей с Саткинского завода в Зауралье.

В XVIII–XIX веках на склонах хребта были тайные скиты, в которых скрывались от преследований старообрядцы.

Но все-таки в качестве «брэнда» был использован Емельян Пугачев. Татьяна, историк по образованию, рассказала исторический факт, что 2 июня 1774 года Емельян Пугачев вышел из Златоуста и со своим войском зашел сюда, в Веселовку, откуда двинулся по Старой Казанской дороге в Сатку. В Златоусте он сжег заводскую контору, в которой хранились 700 долговых расписок на работных людей, таким образом, освободив их от долгового рабства. Кстати, 150 человек двинулись за ним. Организаторы тропы позиционируют Пугачева не как разбойника и грабителя, а как нашего отечественного Робина Гуда. Он призывал освободить людей от крепостного права и даровать им свободу и достойную жизнь. Экотропу «По местам Емельяна Пугачева» открыли осенью 2021 года. И наш маршрут будет проходить по ней. От визит-центра «Весёлая мельница» в Веселовке до Второй сопки Уреньги.

Вот так имя великого бунтаря, заставившего волноваться даже Екатерину II, увековечили в Веселовке.

Длина тропы 10 км. Все остановки по тропе и стоянки непосредственно связаны с этим историческим событием. Это Казачья тропа, Старая Казанская дорога, Пугачёвская поляна, Пугачёвский вал. Есть на маршруте и Пьяный ключ, который по поверьям дает сил на 20 лет и даже немного пьянит. От родника до еще одного интересного объекта — ретранслятора 800 м. Мы его видели с хребта, поэтому скажу здесь о нем пару слов. Башня-ретранслятор, которая была построена в 1960-х годах в рамках программы «Объект Дуга». Она была создана для передачи сигналов радарных станций, расположенных на других территориях СССР, чтобы обеспечить наблюдение за полетами баллистических ракет.

В 1989 году, после окончания «холодной войны», объект Дуга была полностью ликвидирована, и большинство ретрансляторов были демонтированы. Однако ретранслятор на Уреньге остался, хотя и оставался неиспользуемым в течение многих лет.

В 2003 году ретранслятор был продан компании «Газпром трансгаз Сургут» и переделан в телекоммуникационный центр.

Также на территории находится Туристический комплекс «РЕТРАНСЛЯТОР». Там можно переночевать в домике, гостевой комнате или поставить палатку на поляне.

На вершину вздыбленной в небо горы

Но вернемся на «Веселую мельницу». К счастью, или, к сожалению, мы большую часть пути преодолеем на машинах. Кстати, заброску организует тот же визит-центр «Веселая мельница».

Так как группа у нас набралась немаленькая, то отправляемся мы к началу маршрута на нескольких машинах. Мы с мамой оказались не очень расторопными и нам достались места в древнем, видавшем лучшие времена уазике с деревянными лавками вместо сидений, обитыми кожей молодого дермантина, по которому, мы лихо совершали виражи пятыми точками. Так как мы поднимались в гору, а я сидела в конце, то впереди сидящие съезжали на меня. И чтобы мне не съехать на пол или на 9-летнего мальчишку, приходилось что есть силы упираться ногами. Поэтому на тропу я ступила уже трясущимися от напряжения ногами. Но физическую нагрузку еще до начала маршрута получила не я одна. Одна из групп, ехавшая также на уазике прошла больше других, т. к. их транспортное средство пробило колесо. Еще одна группа толкала свою застрявшую Газель. Короче, приключения были почти у всех.

На вершину вздыбленной в небо горы

Нас подвезли прямо к воротам, от которых начинается крутой подъем в гору. Но трек был небольшой. До вершины в одну сторону примерно 1,5 км.

Летом вся природа благоухает, лес наполнен густым ароматом сочных трав и цветов.

Только здесь ощущаешь, что дышишь в полную силу, а в городе только наполовину.

Тропа промаркирована, установлены арт-объекты, стенды с информацией, беседки, скамейки и даже качели.

На вершину вздыбленной в небо горы

Т. к. маршрут получил название «По местам Емельяна Пугачёва», то визитной карточкой эко-тропы стали пушки и сундуки. Кстати, они набиты природными богатствами — змеевиком и розовым кварцем.

Мы поднялись до обзорной площадки и увидели Изумрудные копи — вертикальные камни зелёного цвета.

На вершину вздыбленной в небо горы

Хребет Уреньга очень красив. Он сложен кварцитами, кристаллическими сланцами и филлитами — сланцами, способными легко раскалываться на тонкие пластины. Наверху много скальных останцев, многие из них замысловатых форм. Скалы напоминают гребни, столбы, конусы, пирамиды, башни, а некоторые даже разрушенные города. Из-за тонкой слоистости филлитов некоторые участки скал напоминают страницы книг. Впечатляет здесь разнообразие не только форм, но и цветов камня.

Мы немного отдохнули там, среди каменных останцев, похожих на стопки газет и пошли дальше.

Склоны вершин покрыты каменными россыпями — курумами.

Дальше вверх тропа проходит по ним, что несколько усложняло задачу. Т. к. маркировка не везде есть и курумник нисколько не похож на Таганайский. На Таганае он состоит из огромных глыб, прыгая по которым можно легко и быстро перемещаться, а здесь камни мелкие, часто шевелящиеся под ногой.

К тому же наша группа, как оказалось легких путей не ищет, и наш инструктор выбрал короткий, но сложный путь наверх, преодолевая который, я чуть не улетела, в прямом смысле, с горы.

На вершину вздыбленной в небо горы

Почему три вершины хребта Уреньга назвали сопками — можно только догадываться. На классические сопки — холмы с округлыми вершинами — они совершенно не похожи. Очень уральские, дерзкие и каменистые.

Ландшафты хребта разнообразны: помимо курумов и скал встречаются горные тундры и субальпийские луга.

С вершины открывается прекрасный вид на окружающую местность на десятки километров вокруг. Видны соседние горы, а также можно рассмотреть город Златоуст. Древние скалы, отточенные временем, словно олицетворение вечности. Такие встречи запомнятся навсегда. В хорошую погоду с Уреньги открывается вид на Златоуст, Таганай с одной стороны, на Зюраткуль и Нургуш с другой.

На вершине установлена пара флагов, к которым выстроилась очередь из желающих сфотографироваться, стоять в которой не хотелось от слова «совсем».

К тому же на вершине Второй Сопки было холодно и ветрено. А еще и погода стала портиться. Прогноз небесной канцелярии насчет Златоуста не наврал. С вершину Уреньги было отчетливо видно, как в нашу сторону из Златоуста движется дождь, а город уже скрылся под его завесой.

На вершину вздыбленной в небо горы

И с другой стороны горы тоже шел дождь.

Поэтому мы с мамой поспешили вниз, т. к. по мокрым камням по той тропе, по которой мы поднимались наверх, спускаться было мягко говоря опасно. Но наш инструктор одумался и отправил нас, пусть и чуть более длинным маршрутом, но более пологим и безопасным. Хотя, тоже по курумнику.

А дождь над нами так и не пролился. И вся наша группа благополучно поднялась и спустилась с хребта.

Дальше нам предстояло опять проделать путь на уазиках до «Веселой мельницы»,

На вершину вздыбленной в небо горы

где нас ждал обед и отдых в приятной компании,

На вершину вздыбленной в небо горы

а затем обратный путь домой.

В итоге отличный маршрут, который понравится всем, кто любит горы, но по какой-то причине экономит время. Он подойдет для выходного дня, а если остаться ночевать на «Веселой мельнице», то и более длительного отпуска. Ведь, с северной стороны хребта есть еще две доступные туристам сопки.

На вершину вздыбленной в небо горы

Остается пожелать этим тропам чистоплотных и благодарных туристов. Надеюсь, что все эти эко-приспособления для удобных и интересных подъемов на вершину прослужат долго и будут бережно хранимы, а быть может, появятся и новые туристические объекты.

Цикл материалов "Южный Урал"

1. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  2. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  3. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  4. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  6. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  7. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  8. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"