Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Зюраткуль — Россия Октябрь 2023

За окном снегодождь, слякоть и холод… И так хочется вспомнить золотую уральскую осень, которая уже прошла бесследно, словно ее и не было.

Эта осень мне запомниться чистым горным воздухом, живописными лесами, прогулками по эко-тропам, наслаждением красотой высокогорного озера Зюраткуль и окружающих горных вершин.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Хотите такую же? Тогда прошу за мной, давайте вместе прогуляемся по осеннему парку, окунемся в свежесть осенних сумерек возле водной глади озера, вдохнем чистейший горный воздух и забудем о городской суете.

Национальный парк «Зюраткуль» — одно из красивейших мест Челябинской области площадью более 88 тысяч гектар, сочетающий в себе уникальные памятники природы и удивительные уральские пейзажи. Расположен он в Саткинском районе.

Большая часть территории парка занята еловыми и пихтовыми лесами, однако на отдельных участках встречаются березняки.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Как бы это грустно ни звучало, но большинство деревьев, которые вы сегодня видите в национальном парке, — отнюдь не древние растения. Древесину добывали до 1993 года, пока зону не объявили национальным парком. Деревья использовали не только в строительстве, но и для заготовки угля. К счастью, природа взяла свое и вновь подарила нам густые леса. О богатстве местной флоры говорит наличие более 600 видов растений, 70 из которых занесены в Красную книгу России.

Приезжать можно в любое время года: парк всегда разный и открывается гостям с новой стороны. Мы были здесь зимой, летом и ранней весной. И всегда впечатления были исключительно положительными. Поэтому, кода встал вопрос, куда бы поехать отдохнуть с друзьями на денек, так чтобы красиво, комфортно и с великолепной природой, то долго думать не пришлось.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

В парк удобно добираться на личном авто или в составе организованных групп. Национальный парк «Зюраткуль» в Челябинской области — одна из немногих локаций на Южном Урале, где с точки зрения туризма есть вся необходимая инфраструктура. Хочешь — отправляйся «дикарем» в горный поход, а хочешь — сними номер в комфортабельном отеле со сногсшибательным видом. Те, кто живет в Саткинском районе, могут просто приехать на денек, побродить по лесу, сделать фото у озера и уехать с закатом. Но нам жителям Свердловской области такой вариант не подходит. Вариантов размещения здесь масса и большинство в поселке Зюраткуль. Мы остались верны традициям и остановились на базе «Небесное озеро» в номере семейный +, о котором я уже писала здесь.

На Ведьмину гору

Жемчужиной парка является самое высокогорное озеро Южного Урала — Зюраткуль, которое обязательно к посещению. Кроме того, здесь находится самая высокая точка Челябинской области — хребет Нургуш, но это больше для заядлых туристов с платками. Но также в парке большое количество других горных объектов.

Поэтому план в первый день был такой: до заселения на базу едем до поселка Сибирка, проходим КПП, платим за вход, едем до кордона «У трех вершин», посещаем реабилитационный центр Дом лося «Сохатка», поднимаемся на хребет Москаль. А после подъема едем на базу, заселяемся, а если еще останется время, то смотрим закат на озере.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

В национальном парке маршрутов и вершин много, но локации всего две: поселок Зюраткуль и поселок Сибирка. Больше всего комфортных вариантов размещения и туристов в поселке Зюраткуль. Да и ехать до него ближе, в отличие от Сибирки, которая расположена в центре национального парка, где даже связь не ловит.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Кордон «У трех вершин» расположился у подножия самых высоких хребтов: Нургуш, Уван и Москаль. Здесь я уже была зимой и писала о приюте и кордоне. Именно тогда я увидела табличку с указателем на Москаль и решила, что неплохо было бы при удобном случае подняться на хребет. И вот этот случай подвернулся.

Но прежде чем идти на гору, пойдем, проведаем лосей. В этот раз туристов в приюте практически не было, а в загоне обитало 3 лосенка. Кормить их было нельзя, т. к. они были еще маленькие и на молоке. О чем предупреждала табличка. Но лосята читать не умеют в отличие от нас, поэтому они жалобно выпрашивали еду.

Рядом с реабилитационным центром находится дорога на Москаль. Это один из горных хребтов на территории национального парка. Хотя внешне он далеко не самый эффектный среди других хребтов и гор в этом районе, но подняться на него тоже интересно, тем более сделать это просто — идти совсем недалеко. Всего 3,5 километра в одну сторону.

Интересна этимология названия хребта. Так и напрашивается параллель с просторечным словом «москаль» — «москвич», однако топоним имеет другое происхождение. Известный уральский исследователь топонимов А. К. Матвеев разделял мнение саткинского краеведа В. П. Чернецова, который считал, что этот ороним в переводе с башкирского и татарского языков означает «Ведьмина гора». Действительно, в башкирском языке есть слово «мэскэй» — «ведьма».

Встречаются сведения, что в XVIII веке на хребте Москаль стояли деревянные идолы и располагались молитвенные камни, где проводили ритуалы башкиры. Впрочем, ничего удивительного в этом нет и наличие религиозно-культовых артефактов можно объяснить неким «культом гор», согласно которому башкиры считали, будто бы у каждой горы есть свой дух-хозяин. Именно дабы умилостивить божество в его честь сооружалась некая конструкция из камней, как правило, в форме пирамиды, куба или каменной стелы.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Хребет Москаль вытянут с юго-запада на северо-восток на 15 км. Он условно делится на две части: высокая южная — Большой Москаль и более низкая северная — Малый Москаль. На хребте лишь две вершины-тысячники: главная вершина Большая Калагаза (1048 м) и ещё одна безымянная гора высотой 1030 м. Остальные вершины высотой от 817 до 963 м.

Во времена протерозоя здесь был вулкан. Палеовулкан был открыт в 50-е годы прошлого столетия. Москальский палеовулкан уникален не только для Урала, но и для всей России. Здесь в жерле вулкана на площади чуть больше одного квадратного километра обнаружены базальты и немало древних редкостей, всего более семидесяти минералов. Эта самая высокая концентрация минералов в России, настоящее чудо природы. Геологи, это место называют «Москальской шкатулкой».

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Дорога идет все время вверх и маркирована. Прогулка по осеннему лесу одно удовольствие: на пути встречаются березы, лиственницы, ели и сосны; свежий воздух, щебетание птиц. Тишина и покой способствует духовному отдохновению, медитации и самосозерцанию. Это какое-то место силы, пробуждения сознания и гармонии.

Но, честно говоря, дорога на этот хребет проигрывает другим хребтам по своей живописности. Т. к. из-за деревьев не видно красивые пейзажи парка. Склоны покрыты смешанным лесом: берёзой, елью, сосной. На высотах более 800–900 м начинается редколесье. И вот тут открываются виды.

Кстати, как я уже писала здесь, взрослые лоси из приюта не содержатся в загоне, а свободно гуляют по парку и даже сопровождают группы на вершину Москаля. В лесу мы встретили лосиху. Лоси тут наполовину ручные, человека не боятся, поскольку выросли на кордоне. Летом и осенью они спокойно гуляют по округе. Тревожить животное не стали.

Так мы прошли километра два с половиной по лесу, и перед нами появился курумник, а впереди вершина… Вот казалось бы осталось совсем немного, но с нами было двое детей, которые уже устали. И хотели есть, пить, писать, играть в телефоне, смотреть мультики и прочее и прочее. К тому же время выезда мы рассчитали с учетом подъема неправильно. Было уже почти пять часов, а предстояло еще доехать до поселка Зюраткуль и заселиться на базу до темноты. Поэтому, сделав фото на своей вершине, мы повернули обратно.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

А вы, если соберетесь, то закладывайте времени побольше на подъем, идите все время прямо по дороге вверх, т. к. там есть маркировка, которая способна запутать и заставить вас свернуть налево. Мы так и ушли налево. Правда, недалеко и не дошли до вершины, а у вас все получиться. Пожалуй, это самый легкий тысячник по восхождению. Хотя, мне не стоит спешить с выводами. Ведь, мы не прошли весь маршрут, и не добрались до курумника, что почти на вершине хребта. Вот не зря хребет «Ведьминой горой» назвали… Дети капризничают, погода испотрилась, свернули не туда… Не судьба

Тайны озера Зюраткуль

Зюраткуль — это жемчужина парка. Природа, словно в красивую оправу, уложила озеро Зюраткуль в окружение пяти высоких хребтов и гор — Уреньги, Лукаша, Нургуша, Москаля и Зюраткуля. Оно уникальное, высокогорное, овеяно множеством легенд.

Вот вам парочка. Легенда первая «Сердце-озеро». Поэтическая.

«Красавица башкирка, утратив любовь дорогого ей человека, утопила в глубине вод свое сердце, и стало «Сердце-озеро» (от башкирских слов «зюрак» или «юрак» — «сердце», «куль» — «озеро»). И по форме Зюраткуль, если глянуть на него сверху, напоминает сердце…" Легенда напечатана в журнале «Уральский следопыт» (апрель 1980 года) в статье уральского писателя Б. С. Рябинина «Сердце-озеро».

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Легенда вторая «Ледяное сердце красавицы Амины». Эгоистично-трагическая.

Озеро Зюраткуль (Сердце-озеро) — это ледяное сердце красавицы Амины. Девушка была так очарована собственной красотой, что влюбилась в свое отражение на водной глади. Она отвергла любовь двух юношей-богатырей — Таганая и Увана, которые от горя окаменели и превратились в горы. А сердце Амины не выдержало гордыни и разбилось.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Легенда третья «Волшебное зеркало Юрмы». Душещипательная.

В глубокую старину красавица Юрма, капризная невеста, в гневе разбила волшебное зеркало, подаренное ей богатырем Семигором. Один маленький осколок улетел далеко в горы и превратился в прекрасное озеро, чистое, прозрачное, как слезы прелестной девушки. С тех пор это озеро, как магнит, как волшебство, притягивает к себе людей. Побывав один раз, они оставляют здесь навсегда частицу своего сердца, своей души, а потом вновь стремятся на его берега, будто на свидание с любимой. Не случайно озеро так и называется — Зюраткуль, что значит сердце-озеро.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Вот и мы, словно подтверждая третью легенду, стремились на берега озера.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

В тот вечер, прогуливаясь на закате по берегу озера, мы увидели, что в парке появилась новая эко-тропа «Тайны озера», по которой нам еще ходить не приходилось. Ну, все план на завтрашнее утро готов. Осталось только встать пораньше.

Протяженность маршрута 2,6 км, по времени 2 часа. Маршрут очень легкий и подходит для всех. Можно пройти самостоятельно.

В горы подниматься не нужно, тропа проходит вдоль озера Зюраткуль до каменного мыса. Открываются шикарные виды с берега, по тропе много интересной информации.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Из информационных стендов можно узнать, какие растения есть в парке, какие животные и птицы водятся.

Но самые интересные, на мой взгляд, это стенды «Царица, свита и солдаты», об устройстве муравейника и «О чем рассказали камни», о стоянках древнего человека на берегах озера.

Обычный с виду муравейник очень интересно устроен. С позиции человеческих представлений он напоминает город, население которого поделено на касты и жестко организовано.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Самая многочисленная группа — это пролетариат. Они составляют подавляющее большинство муравейника. Рабочие обеспечивают существование семьи.

Самые малочисленные — это каста муравьев-самцов. Это такие с крыльями. Жизнь их коротка, а судьба не завидна — после спаривания с самкой «муравьиные мачо» погибают. Еще одна малочисленная каста — «царицы». Но в отличие от «мачо» этим чертовски повезло. Живут «правительницы» долго — при удачно стечении обстоятельств каждая может царствовать до 20 лет.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Так же в муравейнике есть вертикаль власти и карьерный рост. Рабочий муравей за время своей жизни сменяет несколько профессий. Молодые хлопочут внутри гнезда и ухаживают за самкой и детьми. Являясь так называемой «свитой». Проработав 1–3 года и получив опыт и квалификацию, муравьи переводятся в резерв, где могут немного отдохнуть. Т. е. получить отпуск раз в три года.

Побережье высокогорного озера Зюраткуль хранит немало вещественных доказательств присутствия тут человека с древнейших времен: от мезолита через неолит, в бронзовый и железный века. По берегам озера обнаружены стоянки древних людей, живших 17 тысяч лет назад, в период позднего палеолита. А также поселения каменного и бронзового веков — 5–6 тысячелетия до нашей эры. На стоянках найдены орудия из яшмы, а на мысах Каменный и Долгий ельник обнаружены остатки древних жилищ. В советское время археологи обнаружили в этих краях десятки стоянок древних людей. Ученые заключили, что Зюраткуль был перевалочным пунктом жителей тех времен на пути из Азии в Европу.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Здесь до сих пор можно наткнуться на интересные артефакты. Так во время первого нашего посещения национального парка в рамках экскурсии наш экскурсовод Евгения показывала нам кремниевые наконечники стрел, которые обнаружила буквально под ногами. А в этот раз мы наткнулись на гнездо зюрадактеля.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

Когда-то несколько лет назад здесь была «Китова пристань» — интересный проект предпринимателя Китова из Сатки, которую в народе окрестили Уральский Диснейленд. Это было очень популярное место, но суд признал всю эту деятельность Китова на территории национального парка незаконной. Поэтому уральский Динейленд канул в лету. В свое первое посещение мы еще застали здесь многие ее объекты, т. к. еще только проходил их демонтаж. Если загуглите Китова пристань Зюраткуль, то увидите все во всей красе. Сейчас тоже можно наблюдать «остатки былой роскоши»,

но в целом это место превратилось в рыбацкий поселок. И вместо пиратских шхун к берегу пришвартованы простые рыбацкие лодки.

Наверно это самые фотографируемые лодки на южном Урале. Их словно специально хранят на берегу для антуража.

Флотилия Зюраткуля.

Но все же детей администрация парка не оставила без внимания и построила новый объект — детскую площадку в виде большого корабля. Но с масштабным проектом Китова, привлекавшим массу туристов, в первую очередь семьи с детьми — это даже сравнивать не стоит — капля в этом озере.

Ведьмина гора и тайны озера Зюраткуль

На этом наш маршрут и отдых в парке подошел к концу. С уверенностью могу сказать, что одних суток в этом красивом месте нам было мало!

Национальный парк Зюраткуль — прекрасное место для отдыха в любое время года: легкодоступное, чистое, очень приятное. Но осенью он словно из волшебной сказки! В это время, как и везде, в парке становится меньше народу, а природа встречает великолепным золотом листвы, все раскрашивается в жёлто-красные оттенки, в удивительные цвета, но ещё и отступают надоедливые насекомые — и это тоже большой плюс.

Цикл материалов "Южный Урал"

1. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  2. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  3. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  4. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  6. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  7. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  8. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"