Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Челябинская область — Россия Август 2017

Лето замечательная пора для путешествий. Можно полететь в жаркие страны, а можно отдохнуть и в пределах своего региона, главное, чтобы переменчивая уральская погода позволяла. Этим летом мы выбрали второй вариант и запланировали поездки по Челябинской области. От нас недалеко (Каменск-Уральский находится рядом с границей области), да и посмотреть есть что. Но, перед тем как совершить недельный автопробег, решили предпринять небольшие однодневные вылазки. Так сказать, провести разведку боем.

Первым нашим маршрутом выходного дня стал: село Шаблиш — село Багаряк — Ольгин водопад. Планировали еще в Зотинскую пещеру, но в интернете вычитали, что туда реально попасть только зимой, т. к. летом ее подтопляет река.

В село Шаблиш ездим регулярно, так как там находится дача. В селе всего три улицы и почти не осталось местных жителей, одни дачники. Ради чего нам туда ехать? — спросите вы. Ради отдыха и рыбалки на озере. Мест для купания несколько. Дачники купаются на двух «пляжах», находящихся на территории села. Некоторые рыбачат и купаются с собственных пирсов.

А приезжие туристы предпочитают останавливаться за деревней. Дно песчаное, временами попадаются камни. Рыбачить лучше с лодки. С берега, конечно, тоже можно. Вот только не особо ловится. В озере Шаблиш заселены и обитают следующие виды рыб: карп, карась, чебак, щука, окунь, судак, ерш.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

Из птиц видела: ласточек, трясогусок, уток, большую поганку (это тоже утка такая), варакушек, чаек, коршунов и даже лебедей (посещали озеро, скорее всего транзитом, в начале мая). Поэтому, захватив бинокль, можно и модным в Европе «бёрдвотчингом» занятся (наблюдение за птицами). Из живности в районе села видела: белок, сусликов, ежиков и зайцев.

Зайчонок, которого зайчиха родила в нашем огороде.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

Стоит учесть, что магазина нет. Несколько лет назад приезжала автолавка, в которой можно было купить хлеб. А сейчас все продукты лучше везти с собой, т. к. ближайший магазин в селе Рыбниковское. Можно и в нем затарится, но выбор немного ограничен. А заехать стоит в киоск за вкусной, свежей и недорогой выпечкой, что находится за магазином на главной улице села Советской (от магазина с улицы его видно). Ориентир — мемориал павшим в годы ВОВ. Киоск открыт, как правило, в первой половине дня, по воскресеньям выходной.

До Шаблиша можно добраться из Екатеринбурга и Каменска через вышеупомянутое село Рыбниковское, свернуть и проехать мимо озера Червяное, а от базы «Теремок» повернуть налево мимо садов. Кстати, здесь есть где отдохнуть и порыбачить: озеро Большой Сунгуль в селе Рыбниковское и озеро Червяное находятся рядом. Можно остановиться на одной из баз отдыха или дикарем, разбив лагерь на берегу. Посмотреть тоже есть что, а именно церковь 19 века, которая находится на берегу озера Большой Сунгуль в селе Рыбниковское. Заглянуть в храм стоит из-за старинной иконы Святого Трифона, покровителя рыбаков и охотников. Поклониться святыне, попросить у Бога благословения на добрые и рыболовные дела. (О храме уже писала здесь).

Озеро Червяное. На другом берегу видно село Рыбниковское и церковь.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

А хорошенько отдохнув на этих озерах, сворачивайте в сторону Шаблиша.

Ну, а мы, пожив сутки на даче, выехали из Шаблиша в сторону Багаряка. Ярко светило солнце. До Багаряка минут 30 езды примерно километров 16–17. Минут за пять до приезда к месту назначения, солнышко скрылось, набежали тучки, начал накрапывать мелкий дождь. Вот она капризная и переменчивая уральская погода! Но нас оптимистов не напугать! Вылезли из машины, несмотря на дождик, и начали прогулку по старинному уральскому селу более чем с четырехсотлетней историей. Да, да. Это село старше Екатеринбурга, Каменска, Челябинска, Каслей…

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

Багаряк — одно из первых русских поселений на территории Челябинской области, основано в 1688 году как Багарякская (Багаряцкая, Багарадская) слобода. Эта земля заселялась русскими не с запада, как другие территории Урала и Сибири, а с востока, точнее с северо-востока — первые поселенцы пришли со стороны Тобольска и Далматовского монастыря. Багарякская слобода находилась в зоне военных набегов, она, как и другие, была укреплена. Такие укрепленные пункты тогда назывались острогами, и среди острогов на 1696 г. значится Багарякский.

С середины XIX века село стало центром Багарякской волости. Багарякская слобода, включающая в себя несколько сел и деревень, входила в состав Екатеринбургского уезда Пермской губернии.

На территории села сохранилось много старинной дореволюционной застройки.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

В первую очередь привлекает внимание церковь. Когда я училась в челябинской академии и ездила автобусом из Каменска до Челябинска, то всегда смотрела на нее. Автобус останавливался напротив. Очень хотелось зайти внутрь, посмотреть сохранилась ли роспись на стенах.

Как я выяснила позже, это церковь во имя Вознесения Господня и была она заложена 21 сентября 1818 г.
Закрыли её только в 1932 г., перепрофилировав под клуб и библиотеку. Для максимального использования площадей здание перекрыли, сделав трехэтажным. Библиотека располагалась на втором этаже. На первом был кинозал. Там же и проводили вечера отдыха.

Долгое время церковь стояла в разрушенном виде. Фото сделано во время поездки в Челябинск в 2012 году.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

В настоящее время начала восстанавливаться.

Уже частично отреставрировали первый зал, поставили пластиковые окна. Мне всегда как-то дико видеть в старинных зданиях пластиковые окна.

Вход в первый зал закрыт, но во второй можно заглянуть с торца здания. Внутри сохранились фрески.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

Рядом разрушенное здание школы.

Прогулялись еще до одной достопримечательности Багаряка — старинного моста в его центре. К тому времени, уже опять ярко светило солнце, высушив лужи на асфальте от непродолжительного дождя.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

«Багаряк до революции был селом достаточно богатым и видным. Именно через Багаряк челябинские, каслинские, кыштымские купцы везли товары на знаменитую Ирбитскую ярмарку (одну из самых крупных в дореволюционной России, вторую по товарообороту после Нижегородской). При этом в Багаряке до 1899 года не было моста! Перебираться через реку путникам приходилось вброд. Селу по статусу был необходим хороший каменный мост, который и появился в 1899 году.

Любопытно, что в строительстве использовали старинные технологии — в известковый раствор добавляли сырые яйца. По такой же технологии был построен, например, знаменитый Карлов мост в Чехии. Собирали яйца священнослужители (представьте, сколько понадобилось яиц!).

Мост обошелся по тем временам недешево — в 11 тысяч рублей (для сравнения Юго-Коневский — в 3,5 тысячи)». Источник. Мост вышел на славу! Стоит до сих пор. С него открывается красивый вид на берега реки и виден Больничный комплекс, который стоит на высоком берегу речки Багаряк. Издали он красив и изящен до сих пор, хоть и в разрушенном состоянии.

«Строительство велось около трёх лет за счёт средств земства и пожертвования местного купечества. Смородинцев тоже вложил в это строительство часть своих денежных средств», — именно так описывается процесс строительства больницы в исторических источниках. Больница из красного кирпича была возведена к 1890 году и представляла собой целый комплекс сооружений. Так, в одноэтажном здании располагался стационар с пятью палатами, рассчитанный на 15 пациентов. Ещё одно здание, двухэтажное, вмещало в себя приёмную врача, аптеку, ванную, склад и жилые квартиры фельдшера, акушерки и сиделки. Рядом с больницей жил единственный на то время доктор Александр Иванович Смородинцев. Его дом тоже сохранился до нашего времени. Более подробно об архитектурной застройке села можно прочитать в статье каменского краеведа Липиной.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

Прогулявшись по мосту и налюбовавшись открывающимися с него видами, мы пошли обратно к машине в сторону стоянки. А оттуда уже поехали до следующего объекта нашего маршрута — водопада.

На границе между Уралом и Сибирью протекает небольшая речка с названием Межовка, которая является левым притоком Багаряка.

Название Межовка происходит от слова «межевание» — точное определение границ земельных владений. Течения реки практически не видно. Местность вокруг равнинная. Недалеко от устья река пересекает автодорогу на ней мы, и оставили свой автомобиль. Хотя можно было проехать почти до самого водопада, но есть риск где-нибудь застрять, особенно после дождя. Мы решили не рисковать и припарковали автомобиль на обочине автодороги. Пошли пешком вдоль русла реки в сторону леса. По лесу до водопада пешком топать примерно километра три. В лесу есть накатанная колея, которая проходит до поляны, от нее до водопада несколько метров.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

А от поляны необходимо спуститься вниз к реке и мы у водопада.

В этом отрезке река меняет свой характер. Недалеко от впадения в Багаряк, скорость течения Межовки резко увеличивается, река входит в каменный лог с отвесными стенами высотой до 20 метров и делает несколько резких поворотов, огибая скальные бастионы. Недалеко от устья, Межовка представляет из себя настоящую горную реку с бурунами, сливами и даже настоящим водопадом. Река сбрасывает воду с высоты около 2–2,5 метров с небольшого каменного уступа. Водопад носит название Ольгин. Почему такое название объяснения на просторах интернета не нашла.

Фото водопада весной позаимствовано из интернета.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

Насмотревшись фото в интернете, мы планировали услышать шум воды с поляны, но тщетно. Погуляв по поляне, нашли экстремальный, но быстрый спуск к водопаду. Высота метров 20.

Потом нашли более безопасный спуск к реке. Преодолели пару препятствий,

и нашли этот ручеёк «водопад». Т. к. он особенно красив весной в период половодья. Тогда он распадается на два рукава. Ну, или хотя бы после дождей, когда в реке увеличивается уровень воды. А летом в этом месте лишь небольшая струя воды.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

Вы спросите, тогда для чего туда идти летом? Быть может лучше весной? Во-первых, летом к водопаду легче спуститься. Во-вторых, т. к. дождей давно не было, река совсем обмелела, то можно свободно ходить по каменистому дну реки, не замочив ноги, что мы и сделали.

В-третьих, заглянуть в тихий омут, который выглядит как пропасть и проверить на наличие чертей. Чертей мы не увидели, но маленькие рыбки там плещутся. Быть может кто-то их тревожит?

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

Попасть в Королевство кривых зеркал.

Ну, и конечно же запечатлеть себя на фоне. Вряд ли весной получится так встать или сесть, не замочив ноги.

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

А мы нафотографировали Ольгин «ручеек» и себя на фоне пейзажа, отправились в обратный путь. Быть может весной вернемся, посмотреть водопад во всей красе.

Координаты водопада: N 56° 10.964' E 61° 42.851'

Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей

Цикл материалов "Южный Урал"

1. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  2. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  3. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  4. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  6. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  7. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  8. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"