Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 10:41

Златоуст, Миасс — Россия Октябрь 2021

«Таганай» — самый популярный среди туристов национальный парк Южного Урала. Он привлекает живописными горными хребтами и простой логистикой. Вот и я не устояла. Первое беглое знакомство с национальным парком у нас состоялось во время путешествия по озерам и горам Челябинской области в 2017 году. Мы посетили смотровую площадку на Черной скале и прошлись по экотропе. Таганай не давал покоя мне последний год, все никак не выходил из головы. И в этом году у меня случились две поездки туда с экскурсией и самостоятельно. С экскурсией мы прошли до Каменной реки, и вот тогда от нее я увидела Двуглавую сопку.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

С тех пор подняться на нее стало моей навязчивой идеей. Причем желание это крепло день ото дня. Туров из Каменска к Двуглавой сопке не предлагалось от слова совсем. Только из Екатеринбурга. Почему бы не поехать самостоятельно?

Вообще этот год у меня выдался «урожайным» на активные туры. Хотя, как еще можно осматривать природные достопримечательности Урала? И, хоть, я в последнее время за самостоятельные поездки, но всегда есть свои нюансы и иногда организованной экскурсией ехать гораздо выгоднее. Так было с Алтаем, горой Качканар и буддийским монастырем Шедбург Линг. Но все же, в самостоятельных путешествиях для меня плюсов однозначно всегда больше.

Плюс экскурсии — проезд в комфортабельном автобусе. Но не все хорошо переносят поездки в автобусе, каким бы комфортным он не был. А значит это плюс не для всех.

В путешествии с экскурсией нет возможности остановиться в красивом месте, чтобы сделать фото.

Сопровождение на маршруте от профессионального гида. Это, как правило, плюс. За редким исключением. Т. к. тут решающим оказывается человеческий фактор. Был у меня в этом году неприятный опыт с гидом в Казани… Хотя, о чем может поведать экскурсовод в Таганае? Национальный парк «Таганай», впрочем, как и «Зюраткуль» имеют полноценные интернет сайты с историческими выкладками, подробным описанием всех достопримечательностей, красивыми фотографиями и интерактивной картой. Благодаря этому, еще находясь дома, можно легко распланировать свой будущий маршрут. Разработано также и приложение для смартфона, в котором можно отслеживать свое положение на местности и находить нужные достопримечательности. Определенно, это большой шаг к тому, чтобы популяризовать туризм, как национальный вид отдыха, и сделать его более цивилизованным. И зачем тогда нужен экскурсовод? Всё что он может рассказать, вы прочитаете на многочисленных информационных стендах и сайте. Ну, разве что интересные туристические байки расскажет… Поэтому такой ли это большой плюс в данном случае, сказать сложно…

Еще плюс тура — это фотографии от профессионального фотографа. В последнее время многие организаторы туров стали привлекать на подобные экскурсии фотографов. Но если ты сам себе фотограф, то, вряд ли, тебе так уж нужна эта услуга. Зато чтобы сделать фото в красивом месте предстоит выстоять очередь. Причем неважно фотографирует вас приглашенный фотограф или ты сам.

Как вы уже поняли, плюсы для меня не так очевидны. А вот минусы — да. Минус экскурсии — это путешествие в толпе мало знакомых людей не всегда удовольствие (особенно в условиях пандемии), но иногда можно найти интересных собеседников и тогда это плюс.

Невозможность идти в своем темпе, т. к. группа идет в своем, периодически останавливаясь и ждет отстающих.

Во время тура большой группой всё в рамках программы. Т. е. жесткий лимит времени. Невозможно задержаться в интересной локации на маршруте дольше, чем запланировано. Так же невозможно скорректировать программу, т. к. составлял ее не ты, и корректировать соответственно тоже не тебе. Остановка на перекусы — это всегда огромная трата времени. Особенно, если группа большая.

То ли дело, когда едешь самостоятельно! Программу составляешь и корректируешь ты (а я очень люблю заниматься организацией путешествий). Поэтому сам решаешь, в каких локациях останавливаться и на сколько, а в каких нет.

Если приехать раньше, чем основная масса туристов, то есть возможность насладиться тишиной, пением птиц и возможностью везде полазить, сфотографироваться без толпы и очередей.

Единственным минусом данной поездки оказалась стоимость. Иногда это самостоятельное путешествие оказывается дороже, чем организованная экскурсия. Но об этом в конце.

Добраться до Таганая самостоятельно можно двумя способами:

1. на машине. Тут свои минусы и плюсы. Плюсы, думаю, понятны. Они для пассажиров очевидны, но не для того, кто за рулем. Если водитель не будет подниматься в гору, то можно, наверное, одним днем обернуться. А вот если ехать 5 часов до Таганая, а потом еще в гору 7 часов туда обратно 15 км идти, а затем снова ехать, то вряд ли кто на такое подпишется… Хотя, если он как фильме: «спортсменка, комсомолка и просто красавица» спортсмен, водитель и просто молодец, то всё возможно.

2. на поезде с ночевкой. Мы предпочли второй способ.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Сели в поезд в Каменске в первом часу ночи. Поспали, а утром около семи часов были на вокзале Златоуста.

Путь на Таганай начинается из города Златоуста — родины булатной стали и уникальной гравюры на стали. И это заслуга известного русского металлурга Павла Аносова. Памятник ему стоит в центре города возле оружейной фабрики, а вот напротив вокзальной площади встречаем еще одну знаковую фигуру для Златоуста — Ивана Бушуева. Он — создатель златоустовской гравюры на стали. Художник стал украшать оружие многофигурными батальными сценами, причем центральной фигурой композиций он сделал не полководцев, а солдата. Работы Бушуева хранятся во многих музеях страны, в том числе в Оружейной палате Московского Кремля.

В этом районе, как мне показалось, интересная сталинская застройка. Но, увы, рано утром в темноте разглядеть еще что-то можно, но сложно.

Национальный парк «Таганай». Поход на Двуглавую сопку

От вокзала до Центральной усадьбы Таганая дошли пешком это примерно 4,5 километров. По дороге нам встретилась голодная кошечка. Учитывая, что на улице народу никого и прохладно, а животное бедное, голодное… Пришлось лезть в рюкзак и расставаться с сосиской в тесте. Точнее только с сосиской. К слову сказать, это был не последний в тот день подобный эпизод.

Где-то примерно в половине восьмого мы были у ворот Центральной усадьбы.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Национальный парк «Таганай», что в переводе с башкирского «Подставка для Луны». Это романтичное название объясняется тем, что в ясную ночь луна словно зависает над самой вершиной горного хребта. Этим объясняется интересный логотип парка.

Зарегистрировались примерно около восьми утра (это обязательная процедура, во время которой необходимо сказать, куда и насколько ты идешь) и оплатили вход в парк — 150 рублей с человека. Далее идем по дороге до развилки с указателем Верхняя и Нижняя тропа. Затем по Верхней тропе, которая в народе носит очень красноречивое название Пыхтун.

Вначале это приятная прогулка по лесу: птички поют, белочки скачут, народу никого…

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

И так первые три километра… широкая лесная тропа достаточно простая и идет вниз с небольшим уклоном и выводит к Оленьему мосту через реку Большая Тесьма.

Сразу за ним начинается наиболее сложный участок…Пыхтун.

Мало того, что тропа идет в гору, так еще и поверхность устлана крупными камнями и корнями деревьев. Короче, мы тоже попыхтели на этом участке тропы.

При этом maps.me предложило маршрут, по ее мнению, видимо, более короткий — через Скалодром. Чем привела меня в сомнения. В итоге пошли через приют «Белый ключ» и правильно сделали. Так на Двуглавую сопку идут все. В приюте есть возможность отдохнуть и набрать воды.

Свое название Белый ключ получил от белого кварцита, которым покрыто дно источника. Его вода необычайно прозрачна и вкусна. Ее мягкость выше, чем у талого снега. Температура воды даже жарким летом не более 3–4 градусов.

Большая часть людей делает здесь привал перед непростым восхождением на Южную сопку или дальнейшему продвижению к Гремучему Ключу. К услугам туристов в приюте отстроены деревянные домики, беседки, туалет и даже баня. Курортный городок прямо.

Здесь можно заночевать, сняв домик или поставив палатку. Можно оплатить спальное место в стационарной палатке, но там коек, как в советском пионерском лагере.

Мы ночевать не планировали, а расположились на крытой веранде, т. к. погода начала, откровенно говоря, портиться. С питанием на территории парка, честно говоря, не очень. Всю еду туристы несут с собой в рюкзаках, и мы были не исключением.

Вот здесь я окончательно села на мучную диету, т. к. из всех пирогов, что были с мясом и курицей, мне досталось только тесто и немного картошки. Причина сей диеты — вот эта хвостатая мафия. Профессиональные попрошайки…

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Глядя в эти глаза, кусок в рот не лезет… По крайней мере у меня.

Были здесь и котята. «Дикие, но очень симпатичные…»

Немного подкрепившись мы пошли подниматься по бесконечным ступенькам. Таких бесконечных лестниц здесь примерно штуки четыре. Честно говоря, я со счета сбилась. Но лучше по ним взбираться, это гораздо комфортнее и безопасней.

Потому что когда они заканчиваются, то приходится идти по крутой тропе вверх.

Заблудиться, конечно, можно, но все тропы в парке маркированы. Поэтому, если соберетесь, то смотрите внимательно и не заблудитесь.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Двуглавая сопка — это самая южная вершина хребта Большой Таганай и первая горная вершина, которая встречается на пути туристов примерно через 7 километров от начала пути. Наверх идет металлическая лестница, затем переходящая в обычную тропинку. Эта сопка — самая посещаемая вершина Таганая. Туристов здесь всегда много, круглый год. Но так, как мы вышли рано, то идти наверх в толпе не пришлось. Поднимались в гордом одиночестве.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Двуглавая сопка делится на две вершины: Перья (1034 м) и Бараньи лбы (1041 м). Тропа приводит на первую из них.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

На вершине невероятный пейзаж каменных останцев, напоминающих по форме перья хищной птицы торчащие из склона горы.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

При подъеме удалось полюбоваться на открывающиеся взору пейзажи Таганая: соседние вершины, пойму каменной реки, текущей в долине Большого и Среднего Таганая и др.

Несмотря на начавшую портится погоду, хмурое небо, готовое вот-вот разразиться осадками, ярких красок хватало. Ведь осень на Таганае — это удивительное время!

Здесь красота в каждом листочке.

Таганай считается красивейшим местом Южного Урала, особенно эту красоту легко оценить осенью, но, увы, погода преподнесла очередной сюрприз уже на вершине. Первый сюрприз — снег. Мы еще не дошли до вершины и увидели, что он лежит и недумает таять.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Тогда нам еще было смешно, но… В момент, когда мы уже дошли до вершины Двуглавой сопки, вся красота Таганая была скрыта облаками. А через несколько минут нас накрыло еще снегом с дождем и туманом.

К тому же усилившиеся порывы ветра удовольствия и комфорта при созерцании пейзажей в стиле «молоко» не добавляли.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Глядя на такой туман, в голове всплывают картины из фильма «Сонная лощина» или кадры их мульта «Ёжик в тумане».

Хочется встать на край скалы и крикнуть в туман «Лоооошадкааааа!»

Но, в голове крутилась другая мысль, как бы, не пришлось кричать: «Спасите! Помогите! МЧС!»

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Честно говоря, я сдрефила! Т. к. на всех информационных стендах администрация парка неоднократно предупреждала, что в случае дождя спускаться надо очень осторожно. А тут еще и туман! Дорога и мокрые камни и корни деревьев очень скользкие, а спуск крутой. Мало ли что?

Но, как потом посмотрела в сториз у тех, кто поднялся позже нас, была другая погода. Надо было всего лишь переждать! Но, кто же знал…

Мы точно этого не знали и, погуляв по вершине и изрядно промерзнув, отправились вниз.

На вершине Перьев можно заметить остатки некогда стоявшей здесь металлической вышки (Чессслово, не мы сломали).

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Это был первый телевизионный ретранслятор Златоуста, установленный в 1958 году. Он принимал сигнал аж из Свердловска. Однако проработал он недолго — до 1961 года.

А когда мы уже почти спустились в приют «Белый ключ», из-за туч начало выглядывать солнышко. Зараза…

Вообще национальные парки Челябинской области удобны в плане логистики и инфраструктуры. Очевидно, что за столь приятные бонусы приходиться чем-то расплачиваться. И в данном случае цена — высокая популярность, и как следствие, многолюдность.

Находясь в непосредственной близости от крупного города Златоуста, природный парк «Таганай» не стал исключением. В выходные дни посещаемость парка превосходит все мыслимые и не мыслимые пределы. И в этом мы убедились на своем опыте. В тот момент, когда у нас уже начался спуск вниз к приюту «Белый ключ», нам навстречу шли толпы людей, как на демонстрации в 1 мая времен СССР.

Вот эта вся толпа разбила дорогу так, что она превратилась в одно сплошное месиво грязи. Если туда мы шли и выбирали где почище, то обратно было уже все равно.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Не помню точно, но кто-то из девушек сказал (или Юлия Алисова или Маша Пенина), что белые кроссовки — это к дождю! Девочки, подтверждаю! Примета работает! А еще и к туману, ветру и снегу… но это кому как повезет…

Итог похода — грязные кроссовки, ставшие уже не белыми, порванные кожаные перчатки, потерянные из кармана 50 рублей и еще какая-то мелочь и масса впечатлений! Одно обидно я не поснимала виды Таганая с вершины — собственно это то, зачем я туда оправилась и тащила все время в гору в рюкзаке зеркалку, но на вершине при такой погоде даже доставать не стала.

Маршрут до Двуглавой сопки и обратно — 15 километров преодолевается, как пишут в путеводителях на сайте парка за 6–8 часов. У нас занял 7. Т. к. погода добавила проблем при подъеме и спуске.

У всех кто едет в Таганай экскурсией на этом программа заканчивается. Но, так как мы самостоятельные туристы, то наша только начинается.

Чем заняться в Златоусте? Меня этот вопрос не ставил в тупик, хотя я здесь не впервые. Помимо посещения Национального парка, здесь стоит познакомиться с достопримечательностями города и уникальной технологией гравюры на стали, которая прославила город. Лучше всего это сделать, посетив с экскурсией фабрику «Оружейникъ». Во время которой вам не только расскажут и покажут технологию, но и научат метать ножи в мишень. Ну, по крайней мере, так было в 2013 году.

Познакомившись с технологией производства и современными образцами златоустовской продукции, самое время прикоснуться к истории — сходить в Краеведческий музей. В Златоустовском городском краеведческом музее экспонируется уникальное украшенное холодное оружие златоустовских мастеров первой половины XIX века: И. Н. Бушуева и И. П. Бояршинова, изделия из булатной стали, чугунное художественное литье Кусинского и Каслинского заводов, работы современных златоустовских мастеров, выполненные в традициях златоустовской гравюры на металле. Но самый главный, по моему мнению, экспонат это «Древнее вооружение», комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Это просто вершина творчества И. Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века!

В качестве сувенира на память обязательно стоит купить златоустовский нож и счастливый кузюк. Мы уже много лет являемся обладателями этих сувениров. Про ножи вам расскажут во время экскурсии на фабрику, а вот что такое кузюк. Вкратце расскажу.

В начале 19 века за жителями Златоуста закрепилось шутливое название — «кузяки». Сокращенное от предприятия «Казенные Уральские Заводы». В нынешнем столетии на Оружейном заводе об этом вспомнили и стали чеканить памятную монету достоинством в один счастливый кузюк. Этот сувенир наравне с златоустовскими ножами стал настолько популярным, что ему установили памятник на одной из улиц города, который мы, кстати, не видели. Поэтому можно было посмотреть еще и его.

А еще подняться на смотровую площадку Колокольни-башни Иоанна Златоуста. Пишут, что оттуда открываются замечательные виды. Но нам их увидеть не удалось, т. к. башня в первое наше посещение Златоуста была закрыта. Можно было бы закрыть и этот гельштальт.

И еще найти и сфотографировать всех крылатых коней в этом городе. Кстати, крылатых коней любил изображать на своих работах легендарный златоустовский художник-гравер Иван Бушуев, памятник которому мы уже увидели рядом с вокзальной площадью. А изображение крылатого коня встречается в городе повсеместно. Ведь с 1966 года — это официальный символ города. Он украшает герб города, фасады домов, стелы. Есть арт-объекты и даже фонтан на площади напротив Главпочтамта.

Как вы уже догадались, будучи в третий раз в этом южноуральском городе, вопроса, чем заняться у меня не возникло. Вопрос был в другом, как, пройдя уже более 20 км, еще чего-либо осилить? Ну, например, квест с поиском всех крылатых коней в городе? Это уж точно стоит оставить на другой раз, когда времени и сил будет больше.

Но, план Б, был. Первое, что планировалось посетить — Парк птиц «Таганай», который находился буквально в пяти минутах ходьбы от ворот Центральной усадьбы. Google просто пестрил положительными отзывами об этом месте.

Несмотря ни на что, в очередной раз доверившись мапс ми, мы пришли, вроде бы, к месту назначения. Ни вывески, ни указателей… Зашли на территорию, нашли сотрудника, спросили: «Это ли парк птиц?». Получили ответ, что да, когда-то был. Но в данный момент хозяева решили перепрофилировать бизнес на гостиничный. Нам любезно разрешили прогуляться и посмотреть на остатки былой роскоши: куриц, петухов, голубей особо крупной породы и мелкого замученного хищника, похожего на коршуна. Остальных обитателей, а со слов сотрудников там остались еще: кролики, павлины и фазаны, мы не обнаружили. Зато обнаружили идущую полным ходом стройку и очень красивый вид на Таганай. Действительно, месторасположение очень хорошее. К сожалению, не знаю, как это всё сейчас называется, но денек-другой я бы здесь отдохнула… Попарилась бы в баньке, посмотрела на горы Таганая в осенней «одежке»…

Ну, хорош мечтать, двигаемся дальше… А если честно, то мы уже были не в состоянии передвигать ноги, чтобы дойти до следующего пункта нашего путешествия, поэтому вызвали такси. И доехали до… ближайшей трамвайной остановки «ПУ № 35». Потому что следующий наш пункт — экскурсия по городу на Златоустовском трамвае.

Златоустовский трамвай — одна из главных городских достопримечательностей. В городе действуют всего 3 маршрута, за номерами 1, 2 и 3 — но каких! Соединяя горные районы, трамваи ходят то по берегу пруда, то у подножья скал, то по краю горы, то через лес, то через деревенские кварталы. Златоустовские трамвайные пути проложены почти через весь город. Перед пассажирами встают виды Таганая и Косотура, Уреньги и Александровской сопки, реки Ай и городского пруда. Ну, чем не экскурсия по городу! Всего 46 рублей на двоих (по безналу, наличкой почему-то дороже и проезд вместо 23 обойдется в 25 рублей).

Мы ожидали увидеть старые обшарпанные трамваи, но в который мы сели, выглядел новеньким и следовал по маршруту № 2. Мало мне треша на Двуглавной сопке было, так еще трамвай раздолбанный подавай.

Оказывается, раньше были старые трамваи, производимые в Усть-Катаве, но в 2020 году было закуплено 6 новых. Мы, по всей видимости, сели в новый. К слову сказать, трамвайному движению уже больше 80 лет. Началось оно в Златоусте в 1934 году. Готовя, этот материал нашла краткую историю златоустовского трамвая. Кому интересно можно прочитать здесь. Златоуст — Городской электротранспорт (transphoto.org)

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Город из окна трамвая интересно рассматривать, т. к. он окружен живописными горами. Это придает ему очарование, хотя некоторые городские районы, нужно признать, очень запущены городскими властями. Вначале мы такие и проезжали, затем выехали на берег пруда. Смотрится неплохо на фоне гор. Едем по краю обрыва над городским прудом, вдали Малый и Средний Таганай.

Характерная примета большинства старых уральских городов — заводской пруд. Как правило, именно с плотины пруда и начиналось строительство завода, ведь основным энергетическим источником в те давние времена служила энергия падающей воды. Златоустовский пруд — тоже появился при основании железоделательного завода в 1754 году.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Первостроители Златоустовского завода перегородили плотиной реку Ай в самом удобном месте — в узком створе между склонами Уреньги и Косотура, там, где в Ай впадает Тесьма.

И, как вы поняли, мы оказываемся в старой части Златоуста. Въезжаем в так называемый туннель между старейшим индустриальным техникумом им. П. П. Аносова.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Про Павла Аносова я уже написала, что это известный металлург, внесший очень большой вклад в развитие производства и города (тогда еще заводского поселка). Первые его разработки были для облегчения тяжелого труда. Однако наибольшую значимость и всемирную известность приобрели его работы в области производства стали. В частности, он увлекся идеей выплавки так называемой булатной стали, из которой можно выковывать чудесные сабли — острые, как бритва и гибкие, как ветка ивы. Благодаря Аносову с середины XIX века Златоуст (тогда еще заводской поселок) стал признанным российским центром качественной металлургии, где разрабатываются и внедряются многие новинки в этой области.

Поднимаемся на горку. Отсюда вид на проспект Гагарина.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Также проезжаем храм Серафима Саровского, мемориал и Памятник Скорбящей матери (начало пр-та Гагарина.)

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Здесь расположен автовокзал, но мы не вышли, а покатили дальше. Проехав остановку «Красная горка», где видна башня, про которую я писала выше, въезжаем в трех километровый лесной участок между районами пр-та Гагарина и р-ном Машзавода.

Со стороны Миасса находится так называемый Новый Златоуст, выросший вокруг оборонного Машзавода. Этот район считается наиболее благоустроенным и спокойным в городе.

Линия живописно петляет по кромке леса и карабкается на гору. Златоустовские трамваи считаются самыми высокогорными в России. Как утверждает интернет ни один другой подобный электротранспорт в нашей стране не проходит через такое количество холмов.

Трамвай идет с грохотом и ощутимо раскачивается. Преодолев гору и незастроенный участок, проезжаем Соборную мечеть и мы уже в другом районе. На конечной остановке все выходят, но мы, поговорив, с водителем трамвая остаемся и, разворачиваясь на кольце, едем обратно до автовокзала.

Почему до автовокзала? А потому что и на этом наша программа не закончилась! Изначально планы были наполеоновские, но на два дня. С посещением достопримечательностей еще и Миасса. Хотелось посетить остров Веры (на который нам в 2017 году не удалось попасть), музей Ильменского заповедника, посмотреть исторический центр и устроить гастротур. Но, билеты на поезд были куплены на утро. Короче, впихнуть невпихуемое в программу одного дня, как вы уже догадались, не удалось. Остался только гастротур, который предполагал посещение Музея пельменя и фабрики ЧаоКофе. На экскурсии и мастер-классы мы уже тоже не рассчитывали, но планировали, хотя бы, купить, попробовать, наестся… Но, не судьба… Гастротур с треском провалился!

Ночевать предстояло в Миассе. На букинге забронировала квартиру в новостройке на Уральской. До Миасса планировали добираться автобусом. Причем планировала, что часов в 5–6 вечера будем уже на месте. Но купили билеты на последний рейс до Миасса, который уходит с автовокзала в шестом часу вечера. В город приехали уже, когда солнце село, уставшие и голодные. Позвонили по телефону насчет квартиры. Оказалось, что ее уже сдали… Когда ходили по тропам Таганая был звонок с незнакомого номера, который я не слышала. Но он был сделан не с того, номера, что указан на букинге и по которому мы уже звонили и договаривались. Поэтому перезванивать не стала… Но нам предоставили квартиру в соседнем доме, тоже новостройке. Причем большую двухкомнатную квартиру вместо студии, что мы забронировали и за те же деньги. Это в тот момент порадовало. Хотя, нам столько комнат для двоих и не надо было.

До фабрики ЧаоКофе и музея пельменя мы уже ехать не собрались, т. к. времени было много и уже очень устали. Решено было поесть где-нибудь недалеко и цивилизованно. Мапс.ми и в этот раз подвело, показав пару адресов, по которым кафе может когда-то и было, но на данный момент нами не было обнаружено. Не буду описывать, как мы бродили голодными по Миассу. Скажу, что, увы, гастротур начал и кончился сетом из СушиМаркета и пивом. Потому что даже в ДодоПицце и в каких-то суши-роллах рядом с ТРК «Слон» нас не накормили.

Экскурсионная программа ограничилась блужданием в поисках хлеба, т. к. зрелищ нам уже не хотелось от слова совсем, по проспекту Автозаводцев, прогулкой по аллее молодоженов, осмотром здания техникума и вечного огня издалека, находящимся на этой улице.

Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку

Кстати, проспект построен в послевоенные годы и имеет выразительную архитектуру: дома небольшой этажности с лепными украшениями. Но, любоваться на архитектуру надо сытым и полным сил, а это не наш случай. Уж точно не в этот раз…

А утром мы отправились на вокзал Миасса. Домой ехали также — поездом Уфа-Нижневартовск полным вахтовиков.

Бюджет (на двух человек):

Билеты на поезд (туда-обратно) — 3 900

Квартира в Миассе — 1200

Вход в парк — 300 рублей

Трамвай — 46 рублей

Прочие расходы (такси, проезд из Златоуста в Миасс на автобусе, еда) примерно 1 200 — 1500.

Итого: около 7 000.

А стоимость экскурсии в Таганай примерно 1 900–2 000 рублей. Но ведь кроме подъема на Двуглавую сопку экскурсия ничего другого не предполагает, а в самостоятельном путешествии можно получить массу впечатлений и посмотреть гораздо больше.

Цикл материалов "Южный Урал"

1. Озеро Большой Куяш и храм Илии Пророка в селе Огневское
  2. Старинное село и храм на берегу красивого озера Большой Сунгуль
  3. Покатушки до водопада и села с четырехсотлетней историей
  4. «По дороге с облаками…». Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 1.
  5. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 2.
  6. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День третий.
  7. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 4
  8. «По дороге с облаками…» Автопутешествие по озерам и горам Челябинской области. День 5
  9. Холодное сердце или поездка в национальный парк Зюраткуль в марте
  10. Вперед к Большой каменной реке
  11. Осенняя «подставка для Луны» или как мы ходили на Двуглавую сопку
  12. Увидеть ледяной фонтан, испить из кипящего ключа и пообщаться с лосями и маралами
  13. Моя попытка номер пять
  14. На вершину "вздыбленной в небо горы"